Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 398
Авторов: 0 Гостей: 398
Поиск по порталу
|
Асманов Александр / Полученные рецензииРецензия на «Исход (из поэмы "4-е искушение") »
Олег Фирер, 24.11.2012 в 19:39
Заглянул второй раз...и опять замечательно. Тенденция, однако. Успехов.
Асманов Александр, 24.11.2012 в 19:50
Большое спасибо, ОЛЕГ! Мне эта штука тоже нравится. Она и поется, кстати.
Рецензия на «Таксисту в Иерусалиме»
Олег Фирер, 24.11.2012 в 19:34
Замечательно.
Асманов Александр, 19.05.2013 в 19:52
Пока петь не пробовал :) Но я вообще практически все свои тексты немножко иногда напеваю. Хотя по сути песнями является только малое число - остальные скорее мелодекламации, намурлыкивания :)
Рецензия на «О Мастере и Маргарите »
Мангупли Леонид, 24.11.2012 в 15:25
Очень симпатичный, замечательно умный взгляд на удивительное чудо, сотворённое Булгаковым!! Большое спасибо за удовольствие!
Рецензия на «"ПРОФИ" и "ЛЮБИ"»
Анна Галанина, 21.11.2012 в 21:31
Добрый день, Александр! Вот опять случайно набрела, увидев рецку на эссе...:)
Профессионалы, любители... Бывает сложно определить, насколько профессионален профессионал. Механическое пианино тоже играет:) А многим, мне кажется, не помешала бы толика любительского пофигизма, чтобы забыть о правилах и о том, что можно, и что нельзя. Я технарь, и аналогии у меня соответствующие, но в науке много открытий делалось теми, кто не знал (не верил), что чего-то делать нельзя, или что этого быть не может. Я рассуждаю, как типичный любитель, конечно :) И немного о другом... Недавно была на творческом вечере одной поэтессы. Шестидесятница. Была у Пастернака, Ахматовой, дружила с Ахмадулиной. Вот уж действительно профессионал. Только невостребованный. Не реализовавший себя. Уехала из Москвы в Минск, и наше болото её засосало. Она сказала интересную вещь об Ахматовой. Что той не хватало поэтической среды, окружения поэтического. Что-то про глубинное одиночество. Наверное, на такой вершине мастерства и таланта, и не может быть иначе. А любители всегда востребованы, и так или иначе найдут себе среду по интересам.
Асманов Александр, 21.11.2012 в 22:14
Это уже несколько иной аспект темы, АННА, хотя он, безусловно, важен.
Сразу скажу, что саму тему я затеял именно потому, что вынос на флаг «НАИТИЯ», как творческого метода, меня ну никак не греет. Любой человек, который что-то всерьез собирается донести до собеседника, так или иначе, облекает свою речь в приемлемую форму. То же самое и в творчестве. И мы одного собеседника называем «занудой», другого «хамом», третьего «дураком», а к четвертому тянемся, т.к. эти разговоры нам что-то в жизни открывают, меняют. Да и сам «мир расширяют» - как-то так… Владение ремеслом можно грубо сравнить с умением водить машину. Пока Вы думаете, как переключить скорость и на какую педаль с какой силой нажать, Ваша езда – мучение. Не только для Вас, но и для окружающих :)))))))) Когда Вы об этом перестаете думать, Вы не перестаете переключать скорости и нажимать педали – просто делаете это вовремя, не задумываясь. И получаете наслаждение от поездки. То же самое (ну, или почти то же) происходит с языком. Если Вы обладаете слабым «словарем», малым «чутьем на слово» (не улавливаете ассоциативные ряды, им рождаемые), плохо чувствуете ритм и мелодику, то стихотворения все равно будут получаться слабыми. И какое-то время уйдет просто на то, чтобы всем этим овладеть. Причем процесс (в зависимости от человека) будет более или менее долгим, а результаты его – не слишком впечатляющи: техника «заест». Однако потом наступает (если наступает) и «момент истины». И Вы начинаете писать, играя формами, получая наслаждение от создаваемой Вами реальности, от ее созвучия с другими людьми и их отношением к миру… В общем, тогда начинается собственно ПОЭЗИЯ. Любой художник Вам скажет, что «ремеслу учатся для того, чтобы стать от него свободными». Вот, собственно и вся загадка соотношения профессионального и любительского в поэзии. Профессионал от ремесла свободен. Он может быть плохим или хорошим поэтом – это из другой оперы. Он может нравиться или не нравиться лично Вам – это тоже из другой. Но оценить уровень владения словом Вы сможете.
Анна Галанина, 21.11.2012 в 22:50
Да, я понимаю... Знаете, мне как-то один профессионал (точно знаю, что профессионал, потому что редактор отдела поэзии гос.издательства) сказал интересную вещь. Профи отличается от любителя ещё и тем, что знает цену своим стихам. И никогда не выставит на всеобщее обозрение слабое стихотворение, а уж тем более, полуфабрикат. Собственно, то, что здесь происходит постоянно. И у меня в том числе. Но я учусь. Надеюсь, это меня оправдывает:)
Ремесленничество, как ступень мастерства... Понимаю. И на каждом уровне мастерства, мне кажется, есть эти ступени ремесленничества. Не может не быть. И работа "на холостом ходу", когда нарабатывается навык. Или новый, или старый по-новому. Или просто сброс накопленного, выработанного материала. Без этого невозможен переход на новый уровень. Неважно - мастерства ли (техники), или духовный уровень. Или ещё какой-нибудь уровень, о котором, стоя на низших ступенях мастерства, можно и не знать) По аналогии со спортом. Я всю жизнь играю в теннис. И когда осваивается что-то новое - удар, подача - всегда наступает момент, когда всё очень плохо, даже старые, отработанные приёмы. Организм привыкает к новому, кооординирует себя заново с учётом новых возможностей. И когда наступает равновесие, всё вдруг получается. И сразу рост мастерства. Долго - до следующей вершины. Там - опять застой и нарабатывание новых навыков, если хочешь идти вперёд. И так всегда - иначе деградация) Возможно, я наивна сверх меры, но мне кажется, мастерство не может быть статично, какого бы уровня ремесленнических навыков мастер ни достиг. И именно в этом профессионализм - в динамике мастерства и "ремесленничества", в работе над собой. Опять же - мне так кажется:) А плохой-хороший поэт - это действительно из другой оперы. И это, наверное, очень субъективно...
Асманов Александр, 21.11.2012 в 23:33
АННА, в лучшем – в идеальном – случае процесс вообще всегда идет по принципу «сообщающихся сосудов». В определенный момент времени нужно бывает и поднакопить впечатлений и мыслей, да и в отработанные формы новые мысли перестают помещаться. Более того, наработанное порой и мешать начинает – стягивает в заезженную «колею».
Тот же профессионал к этому относится спокойно: это часть жизни, неотъемлемая часть творчества. Без которой не бывает роста. Любитель в этот момент как раз склонен к депрессиям: вроде бы писалось легко и хорошо, а тут вдруг начинаются самоповторы, да еще и заметные окружающим – беда! А как же «ни дня без строчки?» Но только этот принцип не означает «ни дня без публикации» :))))))))) А это часто путают. Вы все верно говорите.
Анна Галанина, 21.11.2012 в 23:54
Александр, да я-то, наверное, про идеальный случай и писала:) Про мастеров-профессионалов, не останавливающихся на уровне ремесленнического профессионализма (их читать так же скучно, как любителей-графоманов).
И знаете, бывает видно, когда стихи автору было не скучно писать. Вкусные стихи. Безотносительно того, любительские или профессиональные стихи. Но наверное, "идеальный" профессионализм вырабатывает умение смаковать слово без чревоугодия))
Асманов Александр, 22.11.2012 в 00:15
Ну вот, как приятно - я так именно слово "вкусно" чаще всего про понравившиеся стихи или строчки говорю :)))) Правда, это чаще вслух, чем на сайте - тут надо долго объясняться, а то еще "строкоедом" (типа людоеда) сочтут :))))
Анна Галанина, 22.11.2012 в 00:57
И действительно, приятно - совпадаем:) А ещё нельзя говорить, что стихи скучные - тогда будут долгие сеньёзные объяснения, что автор не обязан веселить читателя:))
Александр, ничего, если я немного не по теме? Как прошёл ваш концерт? Если это не большой секрет, конечно...:)
Асманов Александр, 22.11.2012 в 09:02
Да, отлично все прошло. Собственно, концерт был более Григория Эпштейна, а я приходил получить в подарок его новую книжку прозы - и "продолжить в прениях" :)))) Но очень все славно получилось :) Что-то побольше будет после нового года. - Планируется часика полтора. Ну и в наступающем году мне 55 лет стукает, так что тоже есть план: выставка, концерт, книжка. Это в мае.
Анна Галанина, 22.11.2012 в 10:03
55 - это красивая дата, хорошая!:)) Александр, а если будут записи концерта или какая-то информация в сети о планируемом действе, вы не скинете ссылки? Правда - очень интересно! До мая далеко, но если и не в реале, то в инете тоже можно присутствовать:)
Асманов Александр, 22.11.2012 в 10:43
Ну конечно, и сслыку дам, и адрес :) А вот насчет выкладывания в И-нет видео - я тут не специалист. Ну, проконсультируюсь у друзей :)
Анна Галанина, 22.11.2012 в 11:03
Буду ждать. Александр, а видео можно ведь и сюда выложить, на графы! Уверена, не одной мне интересно будет посмотреть:)
Рецензия на «Из детства»
Юрка Иванов, 21.11.2012 в 21:26
Мой отец очень веселился. Приходит после вызова к школьному руководству и объявляет матери: "Представляешь, наш сын против Никарагуа!" Тогда это серьёзно было.
Асманов Александр, 21.11.2012 в 21:17
НУ так умный у Вас отец был :))) У меня в дневнике есть запись - по сей день храню: "Взорвал крейсер "Аврору"! (это мы с пацанами сбоную модель крейсера в луже начинили спичками и устроили "теракт" :)))))
Рецензия на «"ПРОФИ" и "ЛЮБИ"»
Юрка Иванов, 21.11.2012 в 21:12
Прочитал случайно, но задумался прочно. Решил: чем просить пояснений о наиболее противоречивых моментах, а не лучше ли...
Полагаю справиться на досуге со своей точкой зрения "об интересующую проблему". Пока навеяло эпиграф: "Это какую же каку вы на алтарь возвели - профессионализм" (некто Плюха, конец прошлого века) Авось в этом году выложу. С благодарностью. Иванов.
Асманов Александр, 21.11.2012 в 21:28
ЮРИЙ, я нашел один Ваш вопрос - попробую на него ответить, а там уж поговорим поподроднее, коли будет у Вас охота.
Итак, "Кто такой профессиональный читатель?" У меня в журнале есть раздел "Мастер-класс". В этом разделе у нас пишут люди, которые представляют разные творческие профессии: дизайнеры, художники, фотографы, иконописцы (все же отдельный вид зудожников), ну и так далее. В этом разделе они не учат основам ремесла, но пишут о том, как правильно воспринимать произведения в их жанрах. И этот раздел очень востребован - чему я сильно рад. Сегодня любому искусству не хватает прежде всего хорошего "воспринимателя". Зрителя - актеру и художнику, читателя - поэту, слушателя - композитору и музыканту. Образование и подготовка массовой публики ну очень уж слаба и непритязательна. Это плохо. Плохо потому, что "поджигает творчество с двух концов": с одной стороны, в него лезут и очень навязчиво люди, просто ничего не умеющие и не обладающие никакими умениями, кроме апломба и пробивной силы. А с другой - лишает куража тех, кто занимается этим всерьез и на самом деле создает нечто качественное, талантливое. Их просто не слышно, да и специально их стараются оттереть - дабы не создавать прецедента, дабы не с чем было собственную халтурку сравнивать. Ну так вот. Профессиональный читатель - это тот читатель, багаж образования и культуры которого ему позволяет: Вот как-то так :))))
Асманов Александр, 21.11.2012 в 22:16
Получение удовольствия - как всякий процесс - требует развития. И ведет к профессионализму и утонченности :)))))
Юрка Иванов, 22.11.2012 в 00:05
Дык... просто не подозревал, что это так называется. Но я, конечно, любитель. Главное получать удовольствие от процесса!)))
Рецензия на «Два дня»
Анна Галанина, 19.11.2012 в 11:24
Очень понравилось стихотворение! Оно очень "моё". Вообще, люблю вопросы, на которые нет однозначных ответов. Но только в стихах - в жизни хотелось бы получить ответ на каждый вопрос, но так не бывает:)
Спасибо, Александр!
Асманов Александр, 19.11.2012 в 12:09
Спасибо, АННА! Оно тут опубликовалось как-то незаметно в процессе "перестройки", так что я его решил на конкурс поставить, чтобы не потерялось :)))) А вообще из него уже песенка получилась
Анна Галанина, 19.11.2012 в 12:28
Да тут в процессе перестройки у всех всё публиковалось "в стол", и очень незаметно:) Я тоже из этих же соображений свои стиши выставила на конкурс. Обидно, когда проходят незамеченными и никем не прочитанными.
А песенку можно как-то послушать, Александр? Здесь ведь можно было бы и плеер вставить... Очень хочется услышать!:)
Асманов Александр, 19.11.2012 в 12:43
Как-нибудь соберусь опять записать - пока все руки не доходят. Отлаживал компьютер - потом микрофон никак не мог наладить - в общем, из-за работы многое запустил. Сейчас вот съезжу в командировку, и может быть к НГ что-то выложу :)
Анна Галанина, 19.11.2012 в 12:52
Положить под новогоднюю ёлочку новую песню - это очень даже неплохо:)) Буду поглядывать на вашу страничку:)
Асманов Александр, 19.11.2012 в 13:04
Очень буду рад :) Жаль, Вы не в Москве - у меня во вторник концертик небольшой - там бы и послушали :)
Анна Галанина, 19.11.2012 в 13:25
Действительно жаль! А где концерт, если не секрет? Я бы своих друзей отправила - они бы мне рассказали потом:)
Асманов Александр, 19.11.2012 в 17:32
Это недалеко от метро "Алтуфьево" - ул. Коненкова 23. Правда, время не слишком удобне - 14-00.
Анна Галанина, 19.11.2012 в 17:42
Спасибо, Александр, я передам друзьям. А время действительно, не очень... Это я, сидя за 700км от ул.Коненкова, привередничаю:))
Рецензия на «Из детства»
Анна Галанина, 11.11.2012 в 17:26
Хорошо, когда родители умные, и не ругают за то, за что хвалить бы надо, да непонятно, как...:)
Рецензия на «О Мастере и Маргарите »
Алексей Сажин, 10.11.2012 в 23:08
Сложнее всего самому себе задать вопрос: "Хороши ли мои стихи?" И потом честно ответить. И пообещать. И поклясться. И посмотреть Совести в глаза. А потом ещё и жить. И, чёрт возьми, снова писать!
Спасибо!
Асманов Александр, 10.11.2012 в 22:11
АЛЕКСЕЙ, когда вопрос стоит только о самооценке - это не самый сложный вопрос, поверьте. Люди излишне самонадеянные всегда собой довольны. Люди, которые пишут серьезно, постепенно оттачивают мастерство - для них это естественный процесс. Люди закомплексованные и не желающие работать над стихами, довольствуются довольно узкой группой взаимопонимания...
В "Мастере" у Булгакова все же иная проблема. ТАм речь идет о человеке, который заведомо УМЕЕТ. Но вот жить нормально, если писать честно - скорее всего не выйдет... Так жизнь устроена. Вот и возникает сложный выбор: Совесть или достаток и прочие блага... Спасибо Вам, что прочли и отозвались! Рецензия на «О Мастере и Маргарите »
Анна Галанина, 10.11.2012 в 22:21
"Еще позже, буквально через несколько минут, обрел он и покой. Ибо стал его внутренний мир неуязвим: Бог, дарующий свет (который еще надо заслужить), Совесть, дарующая покой, Любовь и Мастерство – вот, что в нем осталось. А остальное разлетелось куда-то по своим местам… Кто куда."(с)
Александр, вот только не верю я в такой финал МиМ- покой, который даровал героям Автор... Никогда не верила. Т.е. мне кажется, он очень хотел покоя сам, потому что не имел его, и не мог иметь в то время при его-то Совести. И поместил героев в финале в замкнутое пространство, постоянное в своём совершенстве. И ничто этот покой не могло потревожить - кроме самого покоя. Это Смерть. Собственно, то, что и произошло в финале. Счастье ли это для Автора, для любого творческого человека? Наверное, нет. Только не покой. Мы с вами уже говорили как-то о МиМ...:) Наверное, сколько читателей - столько и прочтений этого Романа. Ваше мне близко - очень. Кроме оценки финала. Ничего не могу с собой поделать - вижу его иначе:)
Асманов Александр, 10.11.2012 в 23:03
АННА, ну, может быть просто стоит еще разок этот финал продумать?
"Покой" по Булгакову - это не "покойник". Едва ли он мог в то время написать более явно эту разницу, но она у него явно прослеживается. Приведу для иллюстрации строчки одного хорошего поэта - Дмитрия Орлова. Он написал так про телефонную книжку (про номера в ней): ...А этот умер. Но не для меня. "Относительность" смерти есть и у Булгакова. Мастер и Маргарита у него в конце обретают новое бытие - в том числе и в самом обыкновенном нашем мире. Вспомните, ведь трактовка их "исчезновения" очень неодинакова - есть "смерть": умирает Мастер в сумасшедшем доме и Маргарита в своем особняке. Есть пропадание Маргариты (и Наташи, кстати) - милиция считает это похищением. И есть похищение "душевнобольного из 118 палаты" - это второй вариант происшедшего. Теперь попробуем разобраться. Булгаков, отрицая компромисс с Совестью, требует примирения с ней - что, собственно, и происходит. И человек (Мастер в душе Автора) обретает покой. Доработает ли он до Света, мы не знаем, но покой (состояние, необходимое для творчества) обретает. Тот же покой обретает и любовь в его душе. А вот для мира с его суетой и компромиссами, оба пропадают. Практически - умирают. Они оказываются "вне системы". Но только умирают не для себя - для нее. Как бы объяснить еще... Покой в душе - это не "успокоенность", никак не "равнодушие" - это внутренняя уверенность в правильности избранного пути. Она нужна и творчеству, и любви. Вам спасибо, что Вам интересно :)))
Анна Галанина, 11.11.2012 в 14:32
Александр, да я о финале-то и писала…
Я понимаю, о чём вы. Но вижу иначе. Смерть в МиМ не относительна, а очень буквальна. Без игры в поддавки. Они умерли. Для живых – умерли. Наверное, потому что Автор не видел, как можно спасти героев в этом мире (в этой системе), даровав им то, что они хотели – возможность творить, любить, жить в ладу с совестью и по её законам. И в этом, по-моему, самая большая трагедия самого Булгакова. Да вы ведь знаете его биографию. Булгаков сам мечтал о покое – может, это было самое главное, чего он тогда хотел. Но он был реалистом и понимал, что такой покой недостижим в этом мире (в этой системе) – это бы убило любого творца. И он убил. Мастера. Творца. Даровав ему желаемый покой - Смерть. Нельзя изолировать себя от мира. Плохой, хороший – но он питает нас, как мы питаем его. Плохим и хорошим. А уж творческая личность тем более не может быть (жить) в стерильных условиях. Только хорошее? Это убивает. Так же, как только плохое. Гармония – в балансе. Поэтому я и вижу (читаю) финал МиМ так: смерть Мастера = смерти творческой личности. Мастер-то был опустошён. Настоящее было, нового быть уже не могло - он уже не мог и не хотел. Поэтому что-то типа заслуженного отдыха, но не в этом мире, где всё по-настоящему. Вот как-то так…:)
Асманов Александр, 11.11.2012 в 18:16
Ну, тут вопрос в личном опыте и отношении, наверное, АННА. У меня мой собственный опыт подсказывает, что, занимаясь своим делом, бескомпромиссно, становишься для системы "прозрачен". Ей просто нечем тебя напугать или подкупить. Разумный обмен возможен - гонорары за ту работу которую делаешь по собственному разумению - но ведь и сегодня легко продаться за гонорары - а можно не продаваться. Можно "умереть" для самого себя - можно для тех, кто хотел бы видеть тебя "частью своего процесса". Но это долгий разговор - да и сам опыт не из простых :)
Анна Галанина, 11.11.2012 в 18:40
Александр, да мой-то опыт как раз подсказывал бы мне, что человек свободен внутри себя, и это главная свобода.
Но мы говорили о МиМ, о Булгакове. И важно, КОГДА был написан роман. Мало было свободы внутри себя... Не помню, где я читала, по-моему, у Эренбурга, что по воспоминаниям тех, кто был в ГУЛАГе с Мандельштамом, он писал там стихи и был почти счастлив - от него ушёл страх только тогда, когда его арестовали. До того - почти паранойя, время такое было. А на лесоповале вдруг - внутренняя свобода... Что не помешало его там погибнуть. Булгаков неотделим от того времени. Оно ему досталось, и формировало его - хотел он того, или нет. Поэтому такой финал - бегство из того времени, от той системы - единственно возможное бегство Мастера. Так мне представляется) :)
Асманов Александр, 11.11.2012 в 18:57
Здесь краеугольное слово "страх", АННА. Этот страх был свойствен и Мастеру - помните его состояние перед попаданием в больницу. Начиная со страха, мы имеем мало шансов выжить, даже если потом обретаем свободу.
Я из того самого времени знаю нескольких людей - кто-то из них даже наверняка Вам известен. Так вот, люди, которых я очень и очень уважаю (в творчестве в том числе), - это люди, которые именно обрели "внутренний покой" и работали потом ради "света". Но опять же - тут уже все дело в личном восприятии - роман и написан, как некий "тест" - в нем легко себя "приложить к тем или иным вариантам сюжета или персонажам и получить некий анализ себя самого :)
Анна Галанина, 11.11.2012 в 19:14
Александр, вот только не надо меня прикладывать - в том числе и к персонажам романа:)) Я вполне сама по себе. И мой вариант анализа финала - не менее свободолюбив, чем ваш. Маргарита говорила Мастеру, что они наконец-то свободны. Умерев. Это безысходность Булгакова - дать им покой и свободу только вместе со смертью. Других альтернатив он тогда не видел, имхо.
И кроме того, покой и исполнение желаний (покоя, в частности) - там в руках Воланда. При всей его положительности и симпатичности в романе - он худо-бедно, но сила нечистая) И не мог не шутить с ними так же, как с другими. Хотите покой? Нате вам. Но "мёртвый" покой - не живой. Т.е. по-любому, не то, что надо и что хотелось бы героям... Это вполне в его духе, наверное) Углубляюсь в анализ:)
Асманов Александр, 11.11.2012 в 19:25
Ну, гуманность "тестирующего" аспекта булгаковского романа в том и состоит, что в нем каждый может только сам себя "прикладывать" :))))
Опять же, Ваше право выбрать тот вариант концовки, который Вам представляется наиболее вероятным и правильным, но - не забывайте - у Булгакова их все-таки ТРИ! Равно, и отношение к Воланду у каждого свое: мы ведь ой, как часто, склонны характеризовать негативно то, что нам реально помогает, однако болезненно. Тут не мешает вспомнить и эпиграф к роману. И проанализировать, откуда взялось именно это имя - Воланд. Почему Булгаков выбрал именно его? Не задумывались? Подброшу одну идею - а вдруг покажется интересной: именно "Воланд" - имя Сатаны, которое используется при экзерсизме (изгнании нечистой силы). В общем, там еще очень много всякого зашифровано :)
Анна Галанина, 11.11.2012 в 19:42
Мы не очень гуманны, по-видимому, раз прикладываем (тестируем) и самого автора МиМ:))
Про отношение имени Воланда к экзерсизму не знала. Интересно... Может, этим и объясняется его симпатичность и некоторая уступчивость вплоть до отмены собственных же решений. А то, что добро и зло - неоднозначны и не статичны, это понятно. Если бы роман был одномерным, он не был бы Романом. |