Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 261
Авторов: 0
Гостей: 261
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Асманов Александр / Полученные рецензии

Рецензия на «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО и ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Анна Галанина
Анна Галанина, 14.07.2012 в 17:20
Доброго времени суток, Александр!
Не видела эту запись...
А что делать, если не пишется? Совсем. Тренироваться на котиках - конкурсных заданиях? Или ждать, когда настоящий зверь - вдохновение - посетит?
Асманов Александр
Асманов Александр, 16.07.2012 в 13:16
АННА, доброго времени!
Ну, "не пишется" - это чаще всего некий процесс накопления. Мыслей, эмоций, осознаний, событий. Когда жизнь становится слишком ровной и упорядоченной, ее вещество перестает питать поэзию, и автор (если он к себе честен) умолкает - чего зря воздух сотрясать.
Конкурсные задания отчасти аналогичны работе профессионального литератора, который пишет по заказу. Хочешь - не хочешь, а кушать-то надо, вот он и выдает "на гора" тексты для песен, сценарии, статьи - кто во что горазд. С одной стороны, это, конечно, помогает не утратить навыки ремесла (без всякого уничижения - ремесло у автора быть обязано). С другой, тексты получаются в такой период чаще всего "не очень".

Совет тут один - постараться как-то ускорить процесс накопления материала: путешествовать, влюбляться, вступать в ссоры и споры, мириться, принять участие в народных волнениях и т.п. Все, что выводит душу из состояния равновесия, сгодится. Потому, кстати, жизнь людей творческих часто бывает столь внешне беспорядочна, а характеры столь неудобны - вплоть до некоторой неадекватности в глазах окружающих. Просто именно этим способом эти люди вокруг себя создают "энергетические возмущения", не позволяющие им "застояться", питающие творческий процесс.

Очень многие люди пишут, например, во время войны. Или попадая в тюрьму. Есть целые жанры такой поэзии - и не случайно: душа требует диалога и находит его в творчестве. Но войны заканчиваются, и среди тех, кто о них писал, остается очень малый процент тех, кто продолжает писать. Или может перейти к другой теме. Мирная жизнь не столь ярка и богата событиями - в результате человек умолкает, либо раз за разом муссирует одну и ту же тему.

В общем - волнуйтесь, записывайте отдельные удачные строчки, влюбляйтесь, ссорьтесь, путешествуйте или делайте все сразу - увидите, что через некоторое время появятся и темы, и решения, и стихи :)))

Анна Галанина
Анна Галанина, 18.07.2012 в 13:21
Александр, да я-то как раз и пришла к стихам по вашей схеме:)
Переломала и запутала всё (и себя) в своей размеренной до того жизни так, что возмущению пространства вокруг меня не было предела) Было очень страшно и тревожно - экстрим не для всех. И пришли стихи - а от них становилось ещё тревожней и экстремальней. Но очень интересно))
А сейчас возмущённое пространство несколько устоялось, успокоилось - или я к нему привыкла. И к стихам привыкла - не хочется терять эту способность, она меня ещё удивляет) Но суррогатно возбуждать вдохновение тоже не хочу. Да у меня и не получается.
Наверное, вы правы - надо шевелиться, чтобы появились волны возмущённого пространства:)
И к конкурсам я отношусь так же, как вы - это мастеровитость, ремесленничество в хорошем смысле. Не более, но и не менее. Кстати, стиш, который я вам показала в личке - конкурсный, написался на цитату Цветаевой. Но мне кажется, он получился - хотя, я действительно не вижу свои стихи.
Очень хочется (по-детски) писать хорошие стихи. Настоящие:)
Асманов Александр
Асманов Александр, 19.07.2012 в 00:33
Знаете, АННА, я сегодня перечитывал одну из любимых статей Бродского - "Об одном стихотворении" (речь там идет о стихотворении "Новогоднее" Марины Ивановны Цветаевой). И обрадовался, найдя фразу, которая вполне точно и четко формулирует многое из того, что я пишу о "диалоге" автора с читателем, с которого, как мне кажется, начинается всякое творчество - и поэзия в особенности.

Бродский приводит слова Игоря Стравинского, которому задали вопрос: "Для кого Вы пишете?" Тот ответил: "Для себя и для гипотетического alter ego".

Хороший (вернее, идеальный) читатель, с которым автор вступает в диалог, по сути своей представляет собой именно alter ego пишущего. И Бродский утверждает: настоящий поэт ищет не признания, а именно понимания - ради чего и работает.

Желание быть понятым и услышанным можно обрести и вне суррогатного возбуждения пространства - но это уже работа души. Главное - не утратить в себе потребность диалога.

Анна Галанина
Анна Галанина, 19.07.2012 в 15:05
Да, чтобы понять, что от статуи "человек отличается только степенью отчаянья от самого себя"(с) - надо захотеть и суметь увидеть в точке "развалины геометрии"...)
Я пишу для себя, наверное. Надеюсь, во всяком случае. Но недавно мне в редакции нашего "Нёмана" отбирающий стихи редактор сказал, что надо избегать личных местоимений - т.е. вообще личных стихов. Стихи в идеале должны быть применимы ко всем, универсальные. Если и не дословно, то что-то вроде этого. А личные стихи - это не для печати, а для сборников. Стихи отобрал в печать при этом.
И я вот думаю теперь, что это парадокс, наверное. Нас всегда больше всего волнуем мы сами, а не судьбы всего человечества. И самые искренние стихи - о себе любимом. И в себе копаться интересней, чем в абстрактном "всём человечестве". Во всяком случае, мне)) Только по большому счёту, мы никому, кроме себя и близких, неинтересны. А написать о себе так, чтобы это заинтересовало кого-то, нашло отклик - наверное, для этого действительно нужен талант. Но глупо писать о себе с мыслью, что это кого-то должно заинтересовать)
Да, и вы правы - надо писать для себя. И о том, что важно тебе, а не всему человечеству. Иногда это совпадает. Не часто))

Рецензия на «Монолог в ночном кафе»

Анна Галанина
Анна Галанина, 14.06.2012 в 17:31
Добрый день, Александр!
И опять понравилось - рада, что не пропустила. Настроение знакомое, и стихотворение очень "моё". Спасибо!
И конечно, смешно было бы мне сказать вам, что я споткнулась на строчке с загаром - почему-то у меня этот сбой не прочитался и не показался оправданным. Но я об этом не скажу:))
Асманов Александр
Асманов Александр, 14.06.2012 в 20:01
АННА, как всегда спасибо, что читаете - очень это приятно. Что касается ритмического рисунка стихотворения, то здесь он сделан слегка под "французский шансон" - когда некоторые строчки ритмично поются, а некоторые проговариваются. Если удобнее, читайте эту строку с "И" в начале - тогда она ляжет на привычное отечественное прочтение.

Спасибо!

Анна Галанина
Анна Галанина, 14.06.2012 в 22:01
Я прочитала эту строчку с "А", не дожидаясь разрешения:) Наверное, это стихотворение звучит шансоном, только я действительно не слышу. А вы не читаете свои стихи? Было бы интересно услышать, как у вас это звучит.
Асманов Александр
Асманов Александр, 14.06.2012 в 22:15
Дык, того, этого - приходите на выступление :))) Как будет следующее - сообщу :)
Анна Галанина
Анна Галанина, 14.06.2012 в 22:26
Да я бы с радостью, но от Минска долгенько мне будет топать до вашей Московии))
А просто скинуть сюда записи - неужели нельзя? Сразу в текст стихотворения. Это ведь на самом деле интересно - слышать авторский вариант:)
Асманов Александр
Асманов Александр, 14.06.2012 в 22:30
Ну, может я и до Минска доберусь в обозримом будущем - работа журналистская такой вариант в последнее время не исключает. А что касается записей... Надо подумать.
Анна Галанина
Анна Галанина, 14.06.2012 в 22:38
Вот! Как только вас забросит в наши края - сообщите обязательно. Один внимательный слушатель вам гарантирован:)
Записи - да владеющему своим голосом - надо скидывать. Стихи раскрываются иначе - да вы ведь это и без меня знаете))
Асманов Александр
Асманов Александр, 14.06.2012 в 22:45
Ладно, вот после 1-го июля слегка разгружусь - тогда попробую что-то записать :))
Анна Галанина
Анна Галанина, 14.06.2012 в 22:48
Буду ждать записи))

Рецензия на «Зимнее море»

Анна Галанина
Анна Галанина, 05.06.2012 в 10:46
А это стихотворение пропустила...
Как обратный отсчёт? 10,9,8,.. - и от конца света к большому взрыву..:) Только оно у вас тоже тревожное. А это аж мартовский стих - долговато для тревоги. В серёдке мадридский, но он другой - хороший, но другой.
Но если уж брать пример с вас и расчленять, то мне здесь финала не хватило. Он - настоящий, и настроение.. Но чего-то не хватило - силы, что ли... Стихотворение вроде, к другому вело. Или мне это показалось:)
Асманов Александр
Асманов Александр, 05.06.2012 в 10:58
Ну, как Вам сказать, АННА - вся жизнь по идее тревожна :) У меня, например, периоды спокойствия и душевной релаксации бывают кратки и редки. Но в этом стихотворении скорее "послевкусие" от каких-то событий: знаете, как иногда ситуация "сворачивается" от конца к началу? Дружба, любовь даже вдруг не только не имеют продолжения, но начинают стремиться к тому моменту, с которого все началось. А потом, как ни странно, стремятся опять возобновиться - только уже с новым опытом :)
Анна Галанина
Анна Галанина, 05.06.2012 в 11:05
Знаю)) Наверное, поэтому я за это стихотворение и зацепилась - настроение знакомое. Но чего-то не хватило до полного совпадения - наверное, поэтому меня и финал здесь не устроил. Но это ведь ваше стихотворение - имеете право видеть его по-своему:)
Асманов Александр
Асманов Александр, 05.06.2012 в 11:11
Я чаще всего тоже сторонник законченности в финале - но здесь это обещание развития ситуации с тем самым "новым опытом" - так что незавершенность является частью описываемого жизненного эпизода :))) Вполне понимаю Вашу реакцию на это - т.к. сам более всего люблю ставить точки, а не многоточия :)))) Но уж тут без этого никак :)
Анна Галанина
Анна Галанина, 05.06.2012 в 11:38
Верю - в конце концов, это ведь ваше многоточие и ваш финал:) Я чаще люблю ставить чёткие финальные точки:))

Рецензия на «"Если долго ходить в чужие дома"...»

Анна Галанина
Анна Галанина, 05.06.2012 в 09:46
Хорошее и тревожное стихотворение... Я никак не могу научиться различать ЛГ и авторов - особенно, если стихотворение написано так, что начинаешь думать, а всё ли хорошо у автора...
Надеюсь, у вас всё хорошо.
Асманов Александр
Асманов Александр, 05.06.2012 в 10:21
АННА, спасибо, что читаете - и реагируете! Ну а что касается ЛГ, то, по-хорошему, он ведь все равно в какой-то степени является автором. В большей или меньшей - это уж от конкретных обстоятельств и сюжета зависит. :))) Ну и тревожность - это штука хорошая. На ней хорошо пишется :)
Анна Галанина
Анна Галанина, 05.06.2012 в 10:28
Читаю. Но как правило, молча. Не умею говорить о стихах.
Мои ЛГ всегда так или иначе автор - куда бы я эту ЛГ ни забрасывала. Это ведь всегда настроение, так или иначе - если стихи не из пальца высосаны)
Ваши - не из пальца, и это чувствуется, и потому тревожат.
На тревожности - здорово пишется, эт точно. Вот мне щас совсем не пишется, и это тревожит - наверное, это хорошо?:)
Асманов Александр
Асманов Александр, 05.06.2012 в 11:01
Всякое чувство имеет смысл сперва пережить - потом уж переносить на бумагу. Счастье, покой, любовь, успех - все это вещи, которые тоже можно описывать (или с их помощью писать), но для этого нужно время. Наши предки были более "подробными" людьми - их периоды благоденствия порой продолжались по нескольку лет. Успевали понять ритмику и музыку покоя. Ну а мы - дети другого времени. Другие темпы, другие ритмы. Наверное, потому и получается у нас нечто тревожное более достоверным :)
Анна Галанина
Анна Галанина, 05.06.2012 в 11:32
По-моему, у Моэма в "Театре" главной героине после провального спектакля режиссёр объясняет, почему она плохо играла, хотя ей казалось, что было полное совпадение ситуации в жизни и на сцене, и достаточно, вроде, просто играть то, что чувствуешь. И режиссёр сказал что-то типа - нельзя играть то, что чувствуешь в жизни сейчас. Должно пройти время. Наверное, в стихах то же самое. Проходит время, и уходит шелуха - остаётся главное. И если чувства, эмоции - были главными, важными, они никуда не уходят, только становятся крепче, сильнее - как и стихи о них:)
И тогда можно писать даже так же подробно и не спеша, как делали наши предки - только не длинно - не люблю длинные стихи:))
Асманов Александр
Асманов Александр, 05.06.2012 в 11:45
Ну, это естественно. "Лицом к лицу лица не увидать" - и прочие мудрые мысли по этому поводу подтверждают правило. Первичная эмоция несет в себе слишком много "шлака" - человек на сильном чувстве просто не в состоянии отделить главное от второстепенного: в том огне горит все сразу. Кстати, поэтому так немного (в процентном соотношении к числу написанного) хороших стихов о войне или о первой любви, даже о Боге - сильное чувство кажется понятным всем окружающим, а потом оказывается, что оно досутпно лишь небольшой группе людей, находившихся рядом - и то, зачастую, лишь в течение некоторого времени.
Это одна из авторских "болезней" - неумение отойти от "подарка", который подбрасывает жизнь в плане сильных переживаний. Да и сами посудите: встрясок реальных нынешняя жизнь не предлагает почти: повоевал человек, а потом ему возвращаться в родное село, где все по-старому. Или в город, где то же самое. Будни. Вот и эксплуатируется сильная тема, поддерживая внутренний огонь человека. Только других это уже почтине греет. А вот невоевавший Высоцкий написал о войне так, что и ветеранам это близко...

В общем - все зависит от того, насколько и какие свои глубины человек способен чувством затрагивать. Коли только "кожу", то результат бывает слаб. Коли до мозга костей - вот тогда бывает удача.

Анна Галанина
Анна Галанина, 05.06.2012 в 12:14
Да, а потом автор бьёт себя кулаками в грудь - я же о своём, о кровном, о том, что болит. И расцарапывает дальше свои язвочки, чтобы всем было видно в деталях, что именно и как болит. А смотреть на это - в лучшем случае, скучно... Таких (именно таких) язвочек у каждого воз и маленькая тележка - только они свои и оттого болят сильнее. Суметь передать свою боль другим - огромное искусство и эгоизм, как ни странно (когда передашь - становится легче). Вот и царапаемся, кто как может) Надо ли это другим - дело другое. Как правило, нет. Только если не смогут пройти мимо - а это опять же зависит и от автора, и от проходящих - смотря кому он говорит. Толпе? Да она поглазела, и дальше пошла. Но каждый кому-то говорит зачем-то... Мне нравится говорить себе - но так, чтобы меня поняли мои друзья.
Асманов Александр
Асманов Александр, 05.06.2012 в 12:27
Собственно, со сказанного Вами и начинается поэзия, АННА. Во фразе "у меня болит" важно ударение: если оно падает на слово "меня", то стихотворение остается типа "себе в альбом". И представляет чаще всего интерес сугубо психоаналитический - ну, или для друзей, готовых посочувствовать, попасть в нужную интонацию и т.п. Формула такого стихотворения: "Услышьте меня! Поймите меня! Поверьте мне!" Все с восклицательными знаками (даже если интонация не бравурная).
Если автор дотягивается до обобщения - если он ощущает, как та или иная боль вообще тиражирована в людях, то тогда он своим текстом чем-то помогает другим - во всяком случае, заявляет о том, что у людей в его ситуации есть единомышленники.
Тогда стихи становятся востребованы. В самом лучшем смысле этого слова.
Анна Галанина
Анна Галанина, 05.06.2012 в 12:44
Александр, уж вы знаете - у меня камерные стихи, и я крайне редко в них кричу, и ещё реже восклицаю))
Не знаю, хочу ли я говорить что-то всему человечеству - его слишком много. Мне бы с собой разобраться, и с тем, что меня волнует. Иногда это совпадает с тем, что волнует других. Иногда - нет. Но я не пишу о том, что меня не волнует и не трогает.
Но я понимаю, о чём вы. Да, конечно. Это как "Жди меня" Симонова. Простое. Из образов - жёлтые дожди, и всё. Остальное - то, о чём думает каждый, но так, как может сказать только поэт. По-моему, он его чуть ли не на коленке написал за 15 минут.
Асманов Александр
Асманов Александр, 05.06.2012 в 12:57
Время здесь вторично: есть стихи, написанные за 10 минут - есть и те, которые писались и оттачивались больше года. Важно лишь то, какой отклик они вызывают в душе читателя.
С одной стороны, говорить с самим собой стихами имеет право каждый - но вещество поэзии появляется тогда, когда автор ищет строки и образы, наиболее точно передающие его ощущения, без потерь, связанных с особенностями чужого восприятия.
Сам себя человек худо-бедно всегда способен понять. Так что критерия для совершенства нет: знаете же, как иной раз авторы в "мастер-классе" корежатся :)))) Им-то кажется, что все написанное точно отражает их чувства, а оказывается ой как по-другому... :)
Анна Галанина
Анна Галанина, 05.06.2012 в 13:29
Да, про время к слову пришлось. И про стихи за 15 минут знаю - есть у меня и такие. Вначале вообще только такие и были. "Аннушку", которую написала за 45 минут, потом неделю добивала, изводя вас:) А на днях нашла 2 строчки для Маргариты, которые полгода тревожили - вы её тоже видели. Вдруг пришли, когда думала о другом. Надо ли это кому-то, кроме меня, дело другое...:)
Стихи вообще странно приходят. В том числе, и в "мастер-класс")) Иногда от лени думать самой. А иногда - очень нужно знать, удалось ли передать в них то, что хотелось. Даже если потом их никто не увидит - зачем-то же они приходили))

Рецензия на «Паломник»

Мангупли Леонид
Мангупли Леонид, 03.04.2012 в 02:19
Интересные мысли, легко написано...Приятно читать! Удачи!

Рецензия на «Последняя пьеса»

Чудачка
Чудачка, 21.03.2012 в 08:09
Очень понравилось! С Днём поэзии Вас!
Асманов Александр
Асманов Александр, 21.03.2012 в 08:22
Поклон Вам! И Вас тоже с праздником!

Рецензия на «Зимнее море»

Светлана Илларионова
Саша, с Днём Поэзии Вас!

С уважением,
Светлана

Асманов Александр
Асманов Александр, 21.03.2012 в 07:38
Огромное спасибо, СВЕТА! И Вас тоже. Я сейчас совсем закрутился в делах по подготовке фестиваля - времени ни на что нету - но удается иной раз все же что-тто написать - и тем радостнее, что Вы читаете :)

Рецензия на «Письма к Николь»

Чудачка
Чудачка, 18.03.2012 в 18:16
Было очень приятно познакомится с Вашими сонетами,
получила удовольствие.
Асманов Александр
Асманов Александр, 18.03.2012 в 19:40
Вам спасибо - жаль не знаю, как Вас зовут :) Приятно, что сонет еще востребован :)))
Асманов Александр
Асманов Александр, 26.05.2013 в 21:00
Спасибо :))

Рецензия на «Паломник»

Виталий Масановец
Виталий Масановец, 18.03.2012 в 15:32
Стихотворение заставляет задуматься. Интересные образы. Спасибо.
Асманов Александр
Асманов Александр, 18.03.2012 в 17:41
И Вам спасибо, ВИТАЛИЙ!

Рецензия на «Письма к Николь»

ara
ara, 18.03.2012 в 08:52
Первый сонет прекрасен особо, прочие заметно ему проигрывают.
Асманов Александр
Асманов Александр, 26.05.2013 в 21:00
Ну - главное, чтобы Вы себе в этом цикле нашли что-то по душе. Спасибо!
|← 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 →|