Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 274
Авторов: 0
Гостей: 274
|
Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)
ОЛЬГА, доброго времени! Опять же, практически чисто. С формой у Вас стало уже легко, надо всерьез браться за наполнение. Сейчас Вам стоит каждое стихотворение «выверять на уникальность» - не допускать в нем «похожести», даже «схожести». Есть несколько этапов поэтического роста. Сперва автор стремится выплеснуть то, что у него горит – чаще всего, какую-нибудь любовь несчастную и т.п. Здесь происходит первый отбор, так как даже любить и страдать можно удивительно скучно, однако это все-таки не так часто встречается. В особенности у тех, кто выбирает для разговора именно поэзию. Однако, чаще всего в этот момент страдает форма. Чем человек начитаннее, чем выше уровень общей культуры, тем этот период менее травмирующий. Затем приходит время работы над формой. И тут есть свои опасности: первичный уровень владения словом иной раз (не так редко) приводит человека к удовлетворению от того, что он пишет «как настоящий поэт». Все на месте – ритмы, рифмы, звуки и т.п. Но стихотворения перестают «торкать». Именно о разнице в этих двух этапах и ведется столетний спор между сторонниками «писать душой» и «писать грамотно». Причем не правы ни те, ни другие. Ибо настоящий результат находится даже не посередине – он дается синтезом первого и второго. Где оба компонента равно важны. И Вам самое время переходить к третьему этапу: увидеть мир уже не глазами «вообще поэта», а своими собственными – честно и смело сказав себе, что Вы и поэзия отныне живете всегда вместе. Пора экспериментировать и не бояться говорить по-своему, своим собственным языком. Переживать собственными свободными эмоциями. Отшелушивать то, что налипло за время школы. Это вот такое вот небольшое замечание… :) По форме: 1. В первой строке второй строфы «какыртыш» - редуцируемое безударное «И» после короткого и тоже безударного «как» приводит к сращиванию. Что не есть хорошо. 2. Вторую строку последней строфы я не понял: там или опечатка, или какую такую «рукУ» вливает в русло рассвет? Может «рекУ»? Но тогда это тоже не айс. Вообще, с такими ударениями лучше быть построже. Нормативно – «рЕку» («Ехал грека через реку»). Иногда ударение может вообще покинуть слово: например «пошел нА реку». А вот найти хорошо звучащий вариант с переходом ударения на последний слог я, например, затрудняюсь. Ибо отдает просторечием. Вот как-то так. С ув. А.
А вот по поводу предыдущего - да, конечно, лучше. Целая интрига появилась! Молодцом! С ув. А.
Александр, здравствуйте! Вот Вы меня огорошили) Я считала, что уже выработала свой голос, во всяком случае, мне об этом всегда говорят. Экспериментов у меня хватает, я же не всё Вам показываю, только спорные и новые. Вы считаете, что это стихотворение скучное, не торкает? Я так понимаю, Вам не понравились строки о золотистых запятых и точке невозврата, которые отдают штампами? Строку с рекой переделала вчера, какиртыш тоже убрала: пойдём на яр, смотреть, как облака пасут Иртыш и вдаль его уводят, как поступь их свободная легка, и как послушны их дыханью воды. пойдём на яр, там взнузданный Иртыш уходит с облаками на закате на волнах золотистых запятых, не думая о точке невозврата. пойдём на яр, где ночь кичится тьмой. и нет реки… и облака… и вдоха. иди за мной, иди на голос мой, сквозь чернотал и рёв чертополоха. смотри со мной на ветреном яру: рассвет вливает реку нежно в русло. про «всё пройдёт», не знавши, люди врут – вон облака и воздух – свежий, хрусткий. Наверное вы правы, неудачное стихотворение.
Александр, Вы меня ругайте, ругайте, мне это надо) Ваши мастер-классы для меня очень продуктивны, иначе бы не ходила сюда. Благодаря Вашим замечаниям, научилась многое сама видеть. Никогда не посещала никаких ЛИТО, да и нет у нас их, а здесь настоящая школа мастерства, незаменимая просто.
ОЛЬГА, приветствую. Да, я Вас не ругаю - ругать вообще занятие непродуктивное. Я с Вами работаю, и оно вроде как вполне на пользу :) Взнузданный Иртыш мне очень понравился. Стихотворение ни в коем случае бросать не надо, но эта строчка уже стала сильнее всего остального. В ней есть четкий образ, энергия. Надо и прочее доводить до того же уровня. "ЛитО" в его стандартном варианте Вам и не нужно. Чаще всего там одни слабые авторы сводят счеты с другими слабыми авторами. И так по кругу. Главная задача - получить право прочесть новый текст и тем о себе заявить. Мало что дает всерьез. Я знал пару (из 20 виденных) относительно сильных ЛитО в 80-е годы. Но и там основой было "почитать", а не "послушать разбор". Ведь авторы потенциально сильные всегда интуитивно чувствуют, что даваемые им "советы" ни в какие ворота не лезут. И счастье если успевают научиться просто обращать внимание на те строчки, которые "подставляются" - а не впадать в агрессию из-за глупостей и апломба "разборщиков". Тут мы занимаемся как раз тем, что наиболее продуктивно: тренируемся находить "спорные", "проходные" (те, где теряется нерв), двусмысленные и т.п. строчки - просто тренируем внутренний слух. С ув. А.
Разумеется, Александр, плодотворно работаем. Вот новый вариант: пойдём на яр, смотреть, как облака пасут Иртыш и вдаль его уводят, их воля ненавязчива, легка, и полногруды пышущие воды. пойдём на яр, там взнузданный Иртыш уходит с облаками на закате по волнам золотистых запятых, за тлеющую точку невозврата. пойдём на яр, где ночь кичится тьмой. и нет реки… ни облака… ни вдоха. ступай след в след, иди на голос мой, сквозь чернотал и вой чертополоха. прозрей со мной на ветреном яру, когда Иртыш грудиной правит русло. где чайки неприкаянные врут, и богатырь восходит медно-русый.
или прозрей со мной на ветреном яру, когда Иртыш грудиной правит русло. и ангел воскресает наяву, с мятежной головою медно-русой.
или: прозрей со мной на ветреном яру, когда Иртыш грудиной правит русло. и чайка, словно ангел наяву, о жизни говорит с тобой по-русски.
Из двух предложенных - второй (на мой вкус). Т.е. последний - про чайку. Ну а самой-то Вам как? :) С ув. А.
Мне последний про чайку тоже больше нра, в остальных пафос зашкаливает, м.к. А в целом по стихотворению как?
|