Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 42
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 41
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)

Ольга Королева
Ольга Королева, 02.06.2017 в 15:24
Здравствуйте, Саша! в очередной раз к вам за помощью. Что скажете? Заранее спасибо. С уважением, Ольга

Река Вуокса. Тиверское городище

На небе – конницею тучи.
Взлетают гривы зимних зарев.
Им поперек стоит могуче
Соборный колокол, ударив.

Под крепостью, как под пятою,
Высокий мыс лежит покорно.
За городищенской стеною
Парит в речной долине ворон.

Соединяющая земли,
Река заснула под снегами.
Во льду ладьи и лодки дремлют,
Канаты брошены за камни.

Вселяют скрытую тревогу
Недолговечные победы.
За лесом, около истока,
Отстраивают крепость шведы.


В XIII–XIV веках Тиверский городок представлял собою одну из лучших крепостей в регионе, стратегическая цель которой заключалась в том, чтобы задержать врага на подступах к крепости Корела. Фактически крепость контролировала водный путь между Выборгом и Корелой. Шведы в первый раз уничтожили его, вероятно, в 1295 году, когда шли походом на Корелу (Кякисалми).

Асманов Александр
Асманов Александр, 06.06.2017 в 15:23
ОЛЬГА, доброго времени!

Как раз вот готовлю выставку, и там у меня есть картинка с храмом на Вуоксе. Созвучно оказалось!

По стихотворению.

Основная претензия к нему – все начало стихотворения не дает нам понимания, что описывается прошлое (в смысле, прошлое, как настоящее). Первые три строфы вполне могут подразумевать лежащую неподалеку автотрассу или железную дорогу, и разве что слово «ладьи» несколько настораживает, хотя чего только нынче не встретишь…

Следовательно, нам где-то вначале не хватает либо мужика (или бабы) в лаптях, которые на все это смотрят, либо еще какого-то намека на то, что речь идет о «делах давно минувших дней». Это к построению…

Теперь далее по тексту.

1. «Конницею тучи» с «гривами зимних зарев» - тут я как-то с трудом вижу картинку. То ли тучи низкие с кромками света, то ли как оказалось, что зарева (гривы) оказались под лошадями? Когда Вы описываете картинку не стандартную, не привычную для восприятия, надо искать слова, которые заставят читателя ее ясно себе представить. Тогда не «на небе» нужно тучи размещать, а «низко» - восприятие найдет зацепку, и свет засияет, как надо.

2. «Поперек стоит…, ударив» - опять же – не айс. Во-первых, сама конструкция «стоять поперек» не блещет. Сравните знаменитую фразу писателя Николая Самвеляна: «Иду по Парижу, и вдруг навстречу мне сидит Андрей Битов». Здесь я даже не понимаю, чему «поперек» оказался колокол – тучам или гривам? Ну и если уж совсем откровенно, то почему это он вдруг «стоит»? Вообще-то колоколу висеть положено. А иначе, он звучать не будет. И бить ему будет сложновато. Да и вообще – колокол не бьет. В него бьют. А он в ответ звучит как-то… Мы говорим не «удар колокола», а «удар в колокол». Так что со строфой придется поработать кардинально.

3. «Под крепостью, как под пятою…» - ну, в общем, понятно, хотя строго говоря, Вы тут сравниваете крепость с пяткой. И все портит это самое «как». Ибо оно намекает на прямое сравнение. Коли было бы «под твердой крепостной пятою» или как-то так, то тут прозвучало бы «под гнетом». А сейчас звучит довольно юмористически. Опять же, определение «высокий» тут для мыса не совсем к месту. Ибо сразу представляется нечто с задранной ногой, чему пришлось постараться, чтобы придавить его пяткой.

3. Не уверен в правильности определения «городищенской». В принципе, могу его принять, но не в стиле оно времени.

4. «Соединяющая земли»… - хм. Вообще говоря, вода обычно земли разделяет. Ну… ну… ну пусть. Однако, вот то, что она заснула «под снегами» - меня не греет. Все же «снега» обычно на лед ложатся. А Вуокса – штука широкая. Ее так запросто снежком не засыпать, как ручеек какой-нибудь.

5. В последней строфе тревога пришла ниоткуда. Пусть она даже и скрытая. Откуда тут в этой благодати какие-то победы взялись? Почему мы сразу их определили, как недолговечные? И чем нам тут шведы помешали со своим строительством? Кроме того, словечко «отстраивают» - это обычно после разрушения. Т.е. мы должны так понимать, что сперва этим шведам уже наваляли и крепость их порушили, а они – вишь ты – опять отстраиваются. И остается вопрос – и что?

РЕЗЮМЕ.
Стихотворение претендует на нечто большее, чем просто зарисовка. А следовательно, интрига в нем должна появиться уже в первой строфе – и постепенно нарисоваться в полном объеме к концу. Например, это мог быть взгляд старого воина – он и тучи конями воспринимает (хотя, Боже ж мой, кто их только так не воспринимает! Может знаменами лучше? Или полками? Или еще как-то?) Для него и колокол – соратник, и ворон – след сражения, и лед на реке – переправа, и шведы не просто соседи… Но с этим надо поработать…

С ув.
А.  

|← 23 24 25 26 27 28