Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Поплавок"
© Михаил М

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 64
Авторов: 0
Гостей: 64
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)

Виктория Соловьёва
Здравствуйте, Александр!
Есть стихотворение, которое хочется довести, но мне трудно понять можно ли в одном стихотворении соединять в общем разные истории, которые объединены достаточно условным посылом: если бы изменить...

– Рыба, – позвал он тихонько, – я с тобой не расстанусь, пока не умру.
                                                              Старик и море. Эрнест Хемингуэй

Ну, и главное — люди придумали рыбный четверг.
Интересно, стоит у акул человечий вопросец?
Изменить бы на год, на часок ординатные оси,
Чтобы каждую тварь слышать мог на земле человек!
К чёрту всё! Устоять бы сейчас, не сгореть на допросе.

Я не знаю, кто Вам сообщил этот сказочный бред...
Словно осы жжёт свет, и распухло лицо — будто рыба,
Фиолетовым брюхом красуется — чистая глыба,
Но ни слова опять, просто кончился, кажется, свет...
Я с тех пор не веду дневников, и не помню что было.

Помнишь, рыбу? Мы как-то с тобой говорили о ней —
Ей бы выжить! Но знаешь, как держат приманки! И всё же
Верю в рыбьего Бога, в его перочинный ножик —
Улыбнётся удача — и взмоет хвостом в синеве —
Фиолетовым брюхом мелькнёт — и лишь брызги на кожу!

Поразила не смерть, а её нисходящая тень.
Бог застыл. На акулий эскорт растаращился парус,
На верёвке огромная кость по воде телепалась —
Шёл бесплодный как вор — нескончаемый ветреный день.
Море с пеной у рта до безумия берегу клялось.

Асманов Александр
Асманов Александр, 14.08.2017 в 10:05
Доброго времени, ВИКТОРИЯ!

Отвечая на Ваш вопрос «можно ли», скажу уверенно, что «можно» - весь вопрос в том, как именно это сделано. И в данном конкретном случае есть, конечно, достаточно много проблем, с которыми имеет смысл поработать.  

Во-первых, структура.
У Вас использована пятистрочная строфа – прекрасно. Казалось бы, сам Бог велел в таком случае воспользоваться формой и сделать 5-ю (или 4-ю и 5-ю) строчки для ассоциации, уводящей в другую тему. Однако, для того, чтобы это получилось, обе темы нужно написать так, чтобы они читались по отдельности друг от друга – как контрапункт в музыке, – а вот их наложение и совмещение создавало бы сложный и логичный смысловой рисунок. Тут это пока сыровато. Более или менее внятной стала бы структура:
- пойманная рыба
- пойманная рыба
- пойманная рыба
- пойманная рыба
- пойманный человек.
И все это насквозь от первой до последней строфы. Добавить смысловую строку – создать кульминацию можно только в последней строфе, где не одна, а две строки были бы отданы второй теме. Или 1-2-3 ( тогда первая тема сама уйдет на второй план). И т.п. Тут есть много возможностей для эстетики и игры.

Во-вторых, логическая и образная цепочка вкупе со стилистикой.
1. «Стоит вопросец»… - понятно, что нужна рифма к «оси-допросу», но само использование такой формы отдает неким кокетством, что стиль не красит с первой строфы. Тут стоит поискать.

2. «изменить ординатные оси»… - когда все так конкретно, у читателя сразу остается вопрос, а что будем делать с абсциссами? И где эти «оси» (раз уж их много) используются сейчас? И как их изменение (какое?) поможет человеку услышать «каждую тварь»?

3. «Я не знаю, кто Вам»… - если Вам с большой, то тогда к кому идет обращение? Адресат никак не обозначен?

4. В строфе два раза «свет». Сперва он жжет, а потом кончился. Чему верить?

5. Несколько туманно про лицо, которое сперва ассоциируется с рыбой, а потом с ее же брюхом, чему способствует деление сравнения на две строчки.

6. «Чистая глыба»… - ну, понятно, что тут есть ассоциации с «чисто-конкретно», однако все же читается как «хорошо отмытая глыба». И опять же – «глыба-рыба» заставляет подумать о «брюхе», как о чем-то каменном, а не просто большом.

7. «Я с тех пор»… - с каких?

8. «Не помню – помнишь»… - следующая строфа сразу перечеркивает последнюю строку предыдущей.

9. Сбой ритма в строке про перочинный ножик.

10. «Удача» - с хвостом и улыбкой? Ну… в общем-то может быть, но как-то все же странно.

11. «Фиолетовым брюхом мелькнет»… - тут у нас только что брюхо с лицом ассоциировалось. То ли она брюхом улыбалась, то ли как?

12. «Нисходящая тень»… - пока тень ниоткуда.

13. «Клялось» - тут ошибка у ударении. Да и в чем была клятва?


В таких случаях я советую провести следующую работу. Написать в прозе оба сюжета и выправить в них все последовательности событий. Потом посмотреть, что в каждом из них имеет сквозные ассоциации, и именно эти места состыковать в строфах. Потом выверить ассоциативный ряд, стремясь избегать двойных ассоциаций (в одной строфе лицо – рыбье брюхо, а в другой брюхо уже просто само по себе). Потом выверить ритм и рифмовку – и все.
Работы тут предстоит немало, но в целом вполне сильная вещь может получиться.

С ув.
А.

Виктория Соловьёва
Спасибо, Александр!
Теперь вижу от чего оттолкнуться, попробую поработать со стихотворением.
Асманов Александр
Асманов Александр, 16.08.2017 в 09:21
Отлично, Виктория. Ждем результата!

Удачи!

С ув .
А.

Виктория Соловьёва
Здравствуйте, Александр!
Ничего не получается. Сколько бы я не возвращалась к стихотворению, не могу его ни продолжить, ни написать заново.
Попробовала написать мысль прозой, из этого вышел небольшой верлибр( я так думаю), но он настолько отдалён от собственно стихотворения, что говорить о том, что я поработала со стихотворением бессмысленно.
Я уже почти смирилась с мыслью, что на данном этапе разговор с Хемингуэем у меня не удался, однако разбор стихотворения я к себе скопировала, думаю, что ещё не раз обращусь к нему.  Хочу Вас поблагодарить за помощь мне.
Вот, что получилось в прозе:

Давай поговорим, пока за тобой не пришли,
В этой жизни так мало счастливых минут.
Киваешь, и говоришь: «Рыбы решают, сколько людей поймать,
Чтоб кухня была не столь однообразной» – ну, бред же!
Слышали бы те, кто скоро вызовут тебя в кабинет.
Расскажи им про тени крадущиеся по следам,
Про оси координат, солнечную леску и рыбьего бога.
И если не поверят, пошли их всех к чёрту!
Электрический ток невыносим, он разрывает мысли –
Ты снова вернёшься вялым, слепым, с пустой головой,
Ляжешь на кровать, и будешь долго молчать.
Давай поговорим, пока за тобой не пришли.
Помнишь рыбу? Мы как-то с тобой говорили о ней.
Она могла выжить, но сдалась, и Бог не помог.
Натянутая леса напомнила ему луч, а рыба молчала,
И только смерть привела мир в другое состояние.
Бог- старик- парус смотрели на красный след
И чувствовали примерно одно и то же:
Это не может быть правдой! Но так было…
Не плачь, слова твои сердце саднят,
В этой жизни так мало счастливых минут,
Давай поговорим пока за тобой не пришли.

Асманов Александр
Асманов Александр, 25.08.2017 в 13:12
ВИКТОРИЯ, ну, во-первых,  у Вас получилось вполне самодостаточная штука в виде "эскиза". И читается она пострашнее и поинтереснее, чем первичный текст.
Во-вторых, не унывайте по поводу того, что сразу "не идет" - написание стихотворения "а ля прима" - это лишь знамение перехода любителя в ряды опытных авторов.

Не зря же говорят про "творческие муки" - именно поиск нужного слова-формы-метафоры-ритма и чреват ими. А просто взять и записать на бумаге поток сознания - это не штука. Более или менее удачно это могут сделать 90% человеков, знакомых с грамотой. В старые времена накатать нечто в альбом прекрасной даме или сложить смешную частушку было частью образования и воспитания в разных слоях общества. Но поэтами все же становились единицы.

Так что пробуйте. Бывает после некоторого времени раздумий, что находится один точный образ, который начинает "держать" весь текст, или одна мощная строка от которой начинает строиться все остальное. Как с кристаллами в насыщенном растворе: достаточно попасть туда пылинке - и они образуются. Но для этого "раствор" должен быть "насыщен".

Виктория Соловьёва
Да, я чувствую, когда появляется картина или первая строка, которая как бы открывает твой собственный портал и тогда пишется уверенно.
Александр, хорошо, что я написала вам, пусть первый блин комом, но зато я почувствовала, что могу доверять Вам:)
Ольга Королева
Ольга Королева, 25.08.2017 в 21:47
Здравствуйте в очередной раз Саша! :) На ваш строгий суд.
Меня мучает вопрос: лишний ли второй катрен. Может, его выкинуть? Ну, и все остальное мучает. Заранее большое спасибо. С уважением Ольга


Ужин с месяцем

Сныть завариваю в ковшик,
Сыплю кашку и тимьян.
Мед кладу, гоняю мошек.
Паром стелется туман.

В печь заката за заслонку
Ставлю чашку домовым.
Горстку звезд – как курам пшенку –
В пруд бросаю водяным.

Разожжет кипрея свечки
Месяц, вставший в полный рост.
Станет виден берег речки.
Угорь спрячется в рогоз.

Утром выгляну:  на страже
Месяц – тьмой по горло сыт.
От печной отмытый сажи,
Ковш над хутором висит.

Я просила ночью птицу
В ранний час на небеса
Ковш повесить посушиться.
И в траву течет роса.

Асманов Александр
Асманов Александр, 26.08.2017 в 11:15
ВИКТОРИЯ, успеха! Кстати, иной раз "насыщение раствора" происходит, когда у стихотворения есть время отлежаться :)
Асманов Александр
Асманов Александр, 26.08.2017 в 11:55
ОЛЬГА, приветствую!

Ага, значит месяц кормите. Ну, давайте разберемся, как строится ужин.
.

1. В-первых, нужно бы обратить внимание на рифмовку – в этом стихотворении Вы в ней несколько на себя не похожи: много для такого объема упрощенных по звуку рифм. Если одна «заслонку-пшенку» еще так-сяк, то «свечки-речки» эффект усиливает, а «небеса-роса» окончательно превращает концовку в частушку (чему и размер способствует). Думаю, тут Вам стоит поискать что-то поинтереснее в мелодике.

Кстати, той же ассоциации с частушками способствуют и сбои в описании действий: Вы в один ряд помещаете те действия, которые относятся к процессу подготовки (завариваю, сыплю, кладу, гоняю, ставлю, бросаю) – и тут же  разбиваете эту цепочку действиями посторонними: «паром стелется» или не совпадающими по времени: «разожжет, станет, спрячется». В результате рассказ становится несколько сумбурным.


2. Теперь, как обычно, о логике.
- «ковшик» - из первой строфы становится аж ковшом в предпоследней и сохнет в последней. Я не против сухого ковшика, однако в этом изложении он больше напоминает выстиранную тряпочку, с которой в траву роса капает. А роса к тому же еще и «течет» - это как? Три-четыре капли, которые падают с поставленной на сушилку посуды, уж явно не «текут». Для этого надо было полный ковш налить и провертеть в нем дырочку…

3. Насчет меню ужина. Насколько я понял, подавалась только заваренная сныть, что наводит на мысль о том, что вместо еды происходило лечение различных болезней, из которых малокровие, цинга и ревматизм – самые приятные.

Может быть именно поэтому автор не рассказывает нам о том, что там происходило при свечах? Ибо, скажем откровенно, особо ничего на столе не было, кроме лекарственного отвара. А полезный продукт (звездную пшенку) весь водяным высыпали…

4. «За заслонку»… - готов принять как факт, но все же, чем закат заслоняли?

5. «кипрея свечки» - тут инверсия не украшает, и опять ассоциируется боле всего с частушкой. Ну и тут же – «станет виден берег речки» - а до того где было сказано, что он не виден? Вроде ж еще был закат с заслонкой?  И почему это важно? Почему мы об этом читаем?

6. «утром выгляну» - откуда? Что туда автора загнало? Перед тем только угорь (?!) в рогозе прятался, следовательно, и автор куда-то тоже заныкалась, когда месяц в полный рост встал?

7. Что все-таки было «ковшом»? Или «ковшиком»? Большая Медведица? Так ее утром разглядеть все-таки сложно. Если вообще возможно. А как она выглядит, когда вокруг «сажа» (т.е. ночь)? Вообще-то, получается, что она в ней даже поярче.

8. «Тьмой по горло сыт». – Ну, где у месяца горло, не спрашиваю. Однако, что же он в результате ел? Сажу?

9. «Я просила ночью птицу». – А какую? До утра про нее вообще никаких слов не было – был угорь и еще «как-куры» (тут плоховато со звуком). Или там прикомандирована какая-то конкретная?

10. «Попросила - … и течет» - опять же, странное сочетание.

РЕЗЮМЕ.

Ну, прежде всего это не столько напоминает ужин, при котором что-то все-таки едят, сколько некое варение колдовского зелья или народного средства от недугов. Если не увлекаться мистикой, и описать вечер целительницы-травницы, то все станет уже более достоверным. Но тогда стоит начать с простого описания всяких компонентов «лекарственной кухни» - тут уже вполне могут найти себе место и травки, и мед, и даже звезды. Потом дать возможность оценить, кто присутствовал: мошки, водяные, угорь и, наконец, месяц, который сторожит тайну рецепта. Опять же, тут и ночная птица может прилететь – только заранее, чтобы потом было, кому поручение давать. Потом можно процесс описывать: это положила, это в тумане ночном выпарила, это в темноте ночной, ставшей заслонкой, томится. Ну и наконец надо куда-то девать то, что приготовлено: слить в пузырек утренний какой-то. А потом уж ковшик (?) отмывать и сушить…

В общем, тут надо еще поработать. Хотя вполне может выйти очень даже симпатично.

Удачи!

С ув.
А.

|← 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33