Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 29
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 28
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)

Асманов Александр
Асманов Александр, 07.05.2017 в 12:01
Не цитирую, т.к. речь пойдет не об огрехах

--------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------
ОЛЬГА, приветствую!

В стихотворении есть несколько очень сильных мест, которые сразу останавливают, притягивают внимание. Однако, у стихотворения есть название, и я пытаюсь сопоставить то, что мне известно об исторической Беренике с тем, что написано. И не очень получается. Во всяком случае, если убрать название, а потом спросить у меня, «о ком оно? Какой исторический персонаж ассоциируется?» - я бы о Беренике едва ли вспомнил.
Не стану сейчас рассуждать об историческом образе этой женщины – она многое символизирует в Истории и культуре – но автор вправе все это воспринять и подать читателю совершенно иначе. Однако, мне надо – на самом деле надо – как-то увязать текст с тем сложным и многоплановым ассоциативным рядом, который рождается при упоминании известного персонажа или образа. Иначе остается некоторое недоумение…

1. Первым моментом, вызывающим сомнение, становится «терем». И я тут же пытаюсь вспомнить, кого это из российских княгинь/княжон или боярынь так звали.  Не нахожу, и тогда удивляюсь, откуда это взялся «терем» на пространствах древней Иудеи? Ибо наличие терема подразумевает также и наличие «палат» и «изоб» («Изоб нет – одни палаты» - А.С.П.). А также навевает мысли об отраде, которая живет в высоком терему. Для российского восприятия это слово достаточно точно привязывает происходящее к родной географии.

2. Апрель в виде скитальца в отрепьях – это хорошо. Однако, опять же – ни в Риме, ни в Иудее такого апреля не бывает.

3. Прекрасное бытописание про мальчишку, старух, маму – на самом деле, сильно. Но опять – «вода и грязь» для Иудеи мало характерны. Бывает конечно – куда ж деваться – но именно не характерно. Ну и потом, какие-такие старухи у терема?

4. Пожалуй, самое достоверное к образу той Береники – это про время, которое «вязнет в разных любовях, ссорах, великих клятвах».

5. Старушки крестятся… В то время? Хм… Если уж о религии, то в то время действительно, образ еще только начинал «проступать» в мировом сознании.

РЕЗЮМЕ
Вполне вероятно, что речь идет просто о девушке, которую родители взяли и назвали Береникой. Чтоб мало не казалось. И она себе живет с этим, и о своей тезке древне-иудейской не задумывается. Пробую назвать героиню иначе – скажем, Василисой – и получается уже стройнее. А если Маргаритой или Даздрапермой – вообще все ОК.

То есть… Либо нам надо где-то помянуть связку Россия-Иудея (чтобы нашел себе место апрель). Либо подумать, что именно в той Беренике, которая прославилась не чистотой восприятия и философскими обобщениями, а чем-то иным – куда более природно-женским – заставило нас ее вспомнить в таких вот ассоциациях.

Не исключено, что достаточно будет совсем небольшой правки/вставки. Но она желательна.

В целом текст – очень и очень.

С ув.
А.

Ольга Домрачева
Ольга Домрачева, 07.05.2017 в 12:43
Александр, я предполагала, что нужно сделать примечание, что Береника - это собирательный образ. Моя цель была создать собственную, русскую, Беренику, исходя из легенд о 2-х женщинах, носительниц этого имени, упомянутых в истории: это легенда о волосах Вероники (созвездие в апреле можно увидеть невооруженным глазом на небе), и Береники, отершей лицо Христа на пути на Голгофу, но не точные их копии, а только иллюзия на их образы. Здесь пересечения 2-х миров: космического или (божественного) - Береники и обычного, нашего. Коробка мира - замкнутость пространства, ненастоящесть, ограниченность. И общая точка соприкосновения - небо. Птицы здесь - желание людей летать, возвышенность, Голгофа - это то, через что нужно пройти, чтобы получить эту возможность, ну или кара за преждевременность полёта. Она может быть личной совестью и т.д.  То, что наблюдают старухи и мальчик с мамой - это только проекция на лоскуте - ненастоящесть. Примерно так по моей задумке. Вчера не пояснила. т.к. были проблемы с интернетом.
Асманов Александр
Асманов Александр, 07.05.2017 в 13:12
ОЛЬГА, еще разок здравствуйте.

Вот видите, сколько потребовалось пространства, чтобы дать правильный ориентир восприятию. Но даже это не полностью решает проблему, так что сказанное ранее остается в силе.
Для меня наиболее устойчивым образом Береники (именно БЕРЕНИКИ)  является тот, который описывает последнюю иудейскую царицу – она вошла в историю именно под таким именем. Те ассоциации и аллюзии, которые Вы упоминаете, опять же имеют устойчивое именование – ВЕРОНИКА. И созвездие так называется, и артефакт в русской традиции известен , как «плат Вероники» - не Береники. В католической традиции написание имени аналогичное – Veronica. В Испании даже монастырь такой есть – св. Вероники (Аликанте) – со входом, напоминающим вход в храм Гроба Господня.

Аллюзивность прекрасно заработала бы, будь все детали более точно пригнаны. Ну и помощь читателю все равно требуется – то ли песок пустынный где-то должен проскрипеть в мокром российском апреле, то ли еще как-то. И тогда все задумки станут более внятными для читающего.

С ув.
А.

Ольга Домрачева
Ольга Домрачева, 07.05.2017 в 13:26
Ой, забыла поздороваться, здравствуйте, Александр!) Нет, Веронику не стала упоминать намерено, т.к. это был бы явный отсыл. Да, и эта Береника тоже присутствует.
Вы правы, надо всё же как-то помочь читателю. Подумаю, спасибо.
Захарчук Алексей
Захарчук Алексей, 07.05.2017 в 22:24

«Смеются дожди высоко, свысока» - я принимаю образ, и он меня настраивает на какое-то восприятие неба, погоды, не портящей настроение

Поменял строчку:

Смеются над нами дожди свысока,
и снова октябрь пролетел у виска.

Было бы моей недоработкой, если бы смех дождей показался добрым и не портящим настроение. Может в таком варианте, когда смеются над кем-то и свысока, смех не будет казаться добрым. Писать же что дожди рыдают - было бы слишком банальновато, мне кажется. Тем более, рыдать свысока - это уже станет бессмыслицей.

Ольга Домрачева
Ольга Домрачева, 10.05.2017 в 18:41
Александр, подкорректировала Беренику, правда не знаю получилась ли правка...

Вероника

Где-то выходит из терема Вероника.
Звезды в её волосах, а в ладонях льдинки
времени тают, тают – дождём струится
время между холодных и тонких пальцев.

Ника не видит, не знает, не помнит лица
дерзких прохожих, ветреных постояльцев.

Здесь же апрель, бездомный больной скиталец,
машет отрепьем, думает, что взлетает –
черные крылья-ветки торчат нелепо.
Ветер свистит о том, что мы все поплыли,
коль в снеговерти раньше не утонули.
И,осыпаясь песками Иерусалима
на разливные озера сибирских улиц,
время скрипит, что у каждой птицы –
есть непременно где-то своя Голгофа.

Ника берёт лоскут, вытирает с неба
капельки пота,
прожилки попутной пыли
и напевает тихо, почти бессловно,
песнь о коробке мира – чудном вертепе.

Бойкий крепыш с разбега влетает в лужу –
что же детей так тянет к воде и грязи?
Стая старух мальчишку ругает дружно.
Мама летит сорокой...
И время вязнет
в разных любовях, ссорах, великих клятвах.
Вечно здесь кто-то срочно кому-то нужен,
Но почему-то здесь ничего не вечно.

Ника не видит, не знает, не помнит лица
дерзких прохожих, ветреных постояльцев.
Песнь напевает светлую Вероника.

Замер малыш, прижался щекою к маме.
Злые старушки, крестясь, шевелят губами.
Ветер пульсирует между древесных ребер –
Сквозь облака, печальный и светлоликий,
На лоскуте проступает нездешний образ.

Асманов Александр
Асманов Александр, 11.05.2017 в 12:46
ОЛЬГА, ну - вот же как здорово!
Молодцом!

По второму стихотворению - все чисто. Елинственная небольшая "царапка" это зима, которая ползет "сапой"... Вообще говоря, "сапа" изначально - это окоп такой, который втихаря роют саперы, чтобы подвести мину под крепость. Потому делать что-то "тихой сапой" - это потихоньку готовить нечто взрывное. Сейчас смысл уже размылся, и "тихая сапа" просто говорит о медленном процессе. Однако первичное значение траншеи еще не ушло полностью из языка, и поэтому зима, которая ползет траншеей, меня удивила.

В остальном все просто замечательно!

С ув.
А.

Асманов Александр
Асманов Александр, 11.05.2017 в 12:50
АЛЕКСЕЙ, НУ, то, что начали править - это хорошо. Но подумайте сами, нравится ли Вам это перечисление. "Смеются - пролетел". Вообще-то Вы тут пишете о каких-то важных природных ощущениях, а звучит это сниженно,бытово: "Висит вывеска магазина, и мимо узбек на мотороллере проехал".

Тут надо подумать еще - в этом и есть вся тонкость работы именно надо поэтическим тестом: найти единственно правильную форму передачи своего ощущения...

Удачи!

С ув.
А.

Ольга Домрачева
Ольга Домрачева, 14.05.2017 в 15:15
Александр, спасибо! Вот, ещё одно принесла)
Белые кони

Белые кони гуляют над Иртышом –
здесь им такая воля: луга, вода.
Гривами гладят яра крутой вихор,
в чёрную реку по-одному входя.

Выйдешь на яр поглазеть на чудной табун –
ветер ломает время, как чернотал.
Белые кони насмерть затмили собой реку,
между тобой и ними – только вода, вода..

Светлана Илларионова
Александр, здравствуйте! Я тут выпадала на некоторое время. Теперь вот читаю вами сказанное, перечитываю, думаю.
Кстати сказать, к этой шаманке я шла целый год (Оля свидетель). "Верхоленье" было первоначально без шаманки. И когда она появилась, текст многими стал восприниматься, как удачный.
Над построением действительно придётся крепко подумать. Буквально сесть и набросать сначала прозаически, чтобы я хотела видеть в этом цикле, как связать отдельные кусочки, и будет ли это интересно кому-то кроме меня.
Большое вам спасибо!

Св.

|← 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 →|