Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 295
Авторов: 0
Гостей: 295
|
Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)
Не цитирую, т.к. речь пойдет не об огрехах -------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------- ОЛЬГА, приветствую! В стихотворении есть несколько очень сильных мест, которые сразу останавливают, притягивают внимание. Однако, у стихотворения есть название, и я пытаюсь сопоставить то, что мне известно об исторической Беренике с тем, что написано. И не очень получается. Во всяком случае, если убрать название, а потом спросить у меня, «о ком оно? Какой исторический персонаж ассоциируется?» - я бы о Беренике едва ли вспомнил. Не стану сейчас рассуждать об историческом образе этой женщины – она многое символизирует в Истории и культуре – но автор вправе все это воспринять и подать читателю совершенно иначе. Однако, мне надо – на самом деле надо – как-то увязать текст с тем сложным и многоплановым ассоциативным рядом, который рождается при упоминании известного персонажа или образа. Иначе остается некоторое недоумение… 1. Первым моментом, вызывающим сомнение, становится «терем». И я тут же пытаюсь вспомнить, кого это из российских княгинь/княжон или боярынь так звали. Не нахожу, и тогда удивляюсь, откуда это взялся «терем» на пространствах древней Иудеи? Ибо наличие терема подразумевает также и наличие «палат» и «изоб» («Изоб нет – одни палаты» - А.С.П.). А также навевает мысли об отраде, которая живет в высоком терему. Для российского восприятия это слово достаточно точно привязывает происходящее к родной географии. 2. Апрель в виде скитальца в отрепьях – это хорошо. Однако, опять же – ни в Риме, ни в Иудее такого апреля не бывает. 3. Прекрасное бытописание про мальчишку, старух, маму – на самом деле, сильно. Но опять – «вода и грязь» для Иудеи мало характерны. Бывает конечно – куда ж деваться – но именно не характерно. Ну и потом, какие-такие старухи у терема? 4. Пожалуй, самое достоверное к образу той Береники – это про время, которое «вязнет в разных любовях, ссорах, великих клятвах». 5. Старушки крестятся… В то время? Хм… Если уж о религии, то в то время действительно, образ еще только начинал «проступать» в мировом сознании. РЕЗЮМЕ Вполне вероятно, что речь идет просто о девушке, которую родители взяли и назвали Береникой. Чтоб мало не казалось. И она себе живет с этим, и о своей тезке древне-иудейской не задумывается. Пробую назвать героиню иначе – скажем, Василисой – и получается уже стройнее. А если Маргаритой или Даздрапермой – вообще все ОК. То есть… Либо нам надо где-то помянуть связку Россия-Иудея (чтобы нашел себе место апрель). Либо подумать, что именно в той Беренике, которая прославилась не чистотой восприятия и философскими обобщениями, а чем-то иным – куда более природно-женским – заставило нас ее вспомнить в таких вот ассоциациях. Не исключено, что достаточно будет совсем небольшой правки/вставки. Но она желательна. В целом текст – очень и очень. С ув. А.
Александр, я предполагала, что нужно сделать примечание, что Береника - это собирательный образ. Моя цель была создать собственную, русскую, Беренику, исходя из легенд о 2-х женщинах, носительниц этого имени, упомянутых в истории: это легенда о волосах Вероники (созвездие в апреле можно увидеть невооруженным глазом на небе), и Береники, отершей лицо Христа на пути на Голгофу, но не точные их копии, а только иллюзия на их образы. Здесь пересечения 2-х миров: космического или (божественного) - Береники и обычного, нашего. Коробка мира - замкнутость пространства, ненастоящесть, ограниченность. И общая точка соприкосновения - небо. Птицы здесь - желание людей летать, возвышенность, Голгофа - это то, через что нужно пройти, чтобы получить эту возможность, ну или кара за преждевременность полёта. Она может быть личной совестью и т.д. То, что наблюдают старухи и мальчик с мамой - это только проекция на лоскуте - ненастоящесть. Примерно так по моей задумке. Вчера не пояснила. т.к. были проблемы с интернетом.
ОЛЬГА, еще разок здравствуйте. Вот видите, сколько потребовалось пространства, чтобы дать правильный ориентир восприятию. Но даже это не полностью решает проблему, так что сказанное ранее остается в силе. Для меня наиболее устойчивым образом Береники (именно БЕРЕНИКИ) является тот, который описывает последнюю иудейскую царицу – она вошла в историю именно под таким именем. Те ассоциации и аллюзии, которые Вы упоминаете, опять же имеют устойчивое именование – ВЕРОНИКА. И созвездие так называется, и артефакт в русской традиции известен , как «плат Вероники» - не Береники. В католической традиции написание имени аналогичное – Veronica. В Испании даже монастырь такой есть – св. Вероники (Аликанте) – со входом, напоминающим вход в храм Гроба Господня. Аллюзивность прекрасно заработала бы, будь все детали более точно пригнаны. Ну и помощь читателю все равно требуется – то ли песок пустынный где-то должен проскрипеть в мокром российском апреле, то ли еще как-то. И тогда все задумки станут более внятными для читающего. С ув. А.
Ой, забыла поздороваться, здравствуйте, Александр!) Нет, Веронику не стала упоминать намерено, т.к. это был бы явный отсыл. Да, и эта Береника тоже присутствует. Вы правы, надо всё же как-то помочь читателю. Подумаю, спасибо.
«Смеются дожди высоко, свысока» - я принимаю образ, и он меня настраивает на какое-то восприятие неба, погоды, не портящей настроениеПоменял строчку: Смеются над нами дожди свысока, и снова октябрь пролетел у виска. Было бы моей недоработкой, если бы смех дождей показался добрым и не портящим настроение. Может в таком варианте, когда смеются над кем-то и свысока, смех не будет казаться добрым. Писать же что дожди рыдают - было бы слишком банальновато, мне кажется. Тем более, рыдать свысока - это уже станет бессмыслицей.
Александр, подкорректировала Беренику, правда не знаю получилась ли правка... Вероника Где-то выходит из терема Вероника. Звезды в её волосах, а в ладонях льдинки времени тают, тают – дождём струится время между холодных и тонких пальцев. Ника не видит, не знает, не помнит лица дерзких прохожих, ветреных постояльцев. Здесь же апрель, бездомный больной скиталец, машет отрепьем, думает, что взлетает – черные крылья-ветки торчат нелепо. Ветер свистит о том, что мы все поплыли, коль в снеговерти раньше не утонули. И,осыпаясь песками Иерусалима на разливные озера сибирских улиц, время скрипит, что у каждой птицы – есть непременно где-то своя Голгофа. Ника берёт лоскут, вытирает с неба капельки пота, прожилки попутной пыли и напевает тихо, почти бессловно, песнь о коробке мира – чудном вертепе. Бойкий крепыш с разбега влетает в лужу – что же детей так тянет к воде и грязи? Стая старух мальчишку ругает дружно. Мама летит сорокой... И время вязнет в разных любовях, ссорах, великих клятвах. Вечно здесь кто-то срочно кому-то нужен, Но почему-то здесь ничего не вечно. Ника не видит, не знает, не помнит лица дерзких прохожих, ветреных постояльцев. Песнь напевает светлую Вероника. Замер малыш, прижался щекою к маме. Злые старушки, крестясь, шевелят губами. Ветер пульсирует между древесных ребер – Сквозь облака, печальный и светлоликий, На лоскуте проступает нездешний образ.
ОЛЬГА, ну - вот же как здорово! Молодцом! По второму стихотворению - все чисто. Елинственная небольшая "царапка" это зима, которая ползет "сапой"... Вообще говоря, "сапа" изначально - это окоп такой, который втихаря роют саперы, чтобы подвести мину под крепость. Потому делать что-то "тихой сапой" - это потихоньку готовить нечто взрывное. Сейчас смысл уже размылся, и "тихая сапа" просто говорит о медленном процессе. Однако первичное значение траншеи еще не ушло полностью из языка, и поэтому зима, которая ползет траншеей, меня удивила. В остальном все просто замечательно! С ув. А.
АЛЕКСЕЙ, НУ, то, что начали править - это хорошо. Но подумайте сами, нравится ли Вам это перечисление. "Смеются - пролетел". Вообще-то Вы тут пишете о каких-то важных природных ощущениях, а звучит это сниженно,бытово: "Висит вывеска магазина, и мимо узбек на мотороллере проехал". Тут надо подумать еще - в этом и есть вся тонкость работы именно надо поэтическим тестом: найти единственно правильную форму передачи своего ощущения... Удачи! С ув. А.
Александр, спасибо! Вот, ещё одно принесла) Белые кони Белые кони гуляют над Иртышом – здесь им такая воля: луга, вода. Гривами гладят яра крутой вихор, в чёрную реку по-одному входя. Выйдешь на яр поглазеть на чудной табун – ветер ломает время, как чернотал. Белые кони насмерть затмили собой реку, между тобой и ними – только вода, вода..
Александр, здравствуйте! Я тут выпадала на некоторое время. Теперь вот читаю вами сказанное, перечитываю, думаю. Кстати сказать, к этой шаманке я шла целый год (Оля свидетель). "Верхоленье" было первоначально без шаманки. И когда она появилась, текст многими стал восприниматься, как удачный. Над построением действительно придётся крепко подумать. Буквально сесть и набросать сначала прозаически, чтобы я хотела видеть в этом цикле, как связать отдельные кусочки, и будет ли это интересно кому-то кроме меня. Большое вам спасибо! Св.
|