Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 286
Авторов: 0
Гостей: 286
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)

Асманов Александр
Асманов Александр, 23.04.2017 в 04:55

Сельский вечер
Тишь отчих очагов.
Отчаянье грачей.
Как точно очарован
Сад чернотой оград!

Почуют шея, голень
Весь холод очага.
Очерченная горечь
Сквозит в чертах чела.

Застенчивые осы.
Белеет плоть, душна.
У чая черны очи
И горяча душа.

От мошкары рябит
В сухих глазах рябин.


-----------------------------------------------------
-----------------------------------------------------

АЛЕКСЕЙ, здравствуйте!

На Ваш основной вопрос о создании эмоции отвечу пространно: есть два основных способа пробуждать у читателя эмоциональный отклик:
а) через тему
б) через поэзию

Хорошо, когда эти два способа сходятся. Например, у Есенина – «Письмо матери». Тут и тема неоспоримая – мать, и поэзия в стихотворении бесспорна. И получается отлично. Хуже, когда одно с другим не совпадает – тому масса примеров в идеологической поэзии, в стихах о бедных животных, о брошенных и обманутых влюбленных, о Родине и так далее – до бесконечности. Тема вроде как требует от читателя возбудиться, а он пожимает плечами. Ибо поэзией сосуд наполнить забыли.

Здесь у нас проблема аналогичная. Тема ностальгии и родного очага требует от читателя обязательной реакции – кто не реагирует, тот холодный и бесчувственный. Но… может и не отреагировать даже под угрозой осуждения. И вот почему:

1. «Тишотчих» - в короткой строке близко и гладко стоящие рядом короткие же слова часто сливаются воедино. Получается новое слово, понять которое далеко не всегда удается сразу. Слово «тишь» у Вас оказалось в безударной области строки, и потому читается слитно с последующим словом. Ну и сразу вопрос: «очаги» - они что? Шуметь должны? Если Вы вместо слова «дома» или «дворы» употребляете именно слово «очаг», то подразумевается, что Вам важны те свойства, которые именно очагу присущи – тепло, уют и т.п. А вот звуковые характеристики тут просто не работают. Не воспринимаем мы «очаг», как нечто гудящее и громыхающее – не прокатный стан…

2. «Как точно очарован сад чернотой оград!»… - не понял. Автор чем-то восхитился – вижу восклицание. Но чем? Точностью? А бывает ли альтернатива? Типа «не точно очарован»? Или нас должна «чернота оград» восхитить? То есть не «синевой небес», а вот именно чернотой оград? А черной оградой вообще-то можно очаровать? А зеленой? А причем тут тогда «точно»?

В общем - фраза тут получилась «ни о чем».

3. «Почуют шея, голень». – ик. Это как? То есть получается, что кто-то запихал в очаг шею и голень, а они чуют, что огня-то и нету. То есть, не поджарятся? А иначе что было бы? Меня терзают смутные и страшные мысли о каннибализме, и я думаю, а куда делась остальная расчлененка?

4. «Весь холод». – опять же, не вижу альтернативы. А могли почуять не весь, а частично? Или холод должен был даваться порциями: немного на шею, немного на голень, а тут им все сразу включили?

5. «Очерченная горечь сквозит»… - хм. Опять же – всякая ли горечь сквозит, или не очерченная остается внутри?

6. «Черты чела» - ну, в общем у лба есть какие-то черты, но все же странно о нем так. Лоб и лоб. С морщинками или без. Или тут в смысле – «часть очага»? Есть и такое значение… Ну и звукопись – это хорошо, но главное не увлекаться, превращая строку в скороговорку. «Четыре черненьких чумазеньких чертенка…»

7. «Застенчивые осы». – Ну. И что они делают? И откуда они взялись такие застенчивые? Или они просто за стенкой? А бывают и развязные осы? А чем отличаются? И зачем мы их тут помянули?

8. Аналогично не понял про плоть. Это остатки после отрезания шеи и голени? А почему «душна»? В смысле, долго лежали, и уже с душком? Иначе непонятно, чья плоть и откуда она проникла в стихотворение…

9. ПО НАСТОЯЩЕМУ ХОРОШИЕ ДВЕ СТРОКИ про чай. Вот что хорошо, то хорошо.

10. Рябины, мошкара… - опять же, было бы и неплохо, но тут они снова ниоткуда и снова ни о чем. Даже если просто как примета сельского вечера, все равно слабо. Так как мы же не список замеченного составляем, а стихотворение пишем. Значит зачем-то их помянули… А объяснения не находится…


РЕЗЮМЕ

Для решения темы выбран достаточно частый способ: перечисление отдельных элементов картины, призванное создавать определенный настрой. Однако, это все равно что собирать пазл абстрактной картины: с ума сойдешь, пока поймешь, что художник нарисовал глаз на ноге.
Стихотворение должно быть четко сложено – без «зазоров». Даже если Вы используете нетривиальные метафоры и авторское видение – все равно оно должно находить ассоциации в мировосприятии читателя. Иначе получается некий разговор с самим собой.
Переработка не столько сложная, сколько кардинальная. Если эта тема по-настоящему трогает, тогда надо все элементы заново ревизовать и между собой увязать. Может получиться весьма интересно.


С ув.

А.

Тавадзе Давид
Тавадзе Давид, 23.04.2017 в 05:41
Добрый день, Александр.

Спасибо за разбор. Поясню некоторые детали. Это стихотворение для конкурса. Я решил показать работу с формой на уровне. Внутренние рифмы, авторские рифмы и прочие приёмы. Думаю это у меня получилось. Всё это вращалось вокруг простой идеи и Вы её разглядели. Накануне событий - это последний срок сдачи стиха. Пустота в голове - Kraken, Microcosmus (это латинское название кракена в классификации моллюсков и в то же время второй смысл слова, на который я косвенно ссылаюсь - это мой внутренний мир, накануне событий. Вы ухватили именно второе значение, хотя и микрокосмос на латинице пишется иначе. На это и был рассчет), монстр. И над этой сущностью я ликую в финале, убив его острым словом.

Мой творческий псевдоним - Александр-А-Тарасенко. Отсюда и Александр с душою Давида, то бишь моей и отсылка к македонянину через вдохновение, которое словно Буцефал всегда выручало в беде.

Тем не менее перенасыщение явное. Спасибо, что указали так подробно. Так как этап в конкурсе уже на оценке, то могу для себя править стих без последствий. И пожалуй оставлю в стихе отсылки к мифологии и завоеваниям македонянина :) а остальные излишки адаптирую под этот фон.

Да и Бали здесь не случайно :) я живу на Бали и как раз был на Нуса Пениде,

С уважением,
Давид

Асманов Александр
Асманов Александр, 23.04.2017 в 09:47
Доброго времени, ДАВИД.

Хорошо, коли разбор пойдет на пользу, а в связи со сказанным добавлю несколько соображений – авось пригодятся. Сам я ими всегда руководствуюсь.

1.  «стихотворения на конкурс» в природе не бывает. Есть или стихотворение, или «не стихотворение». Если стиш получился, то его можно и на конкурс. Если нет, то что ж его выставлять – только подставляться…

2. Сделать текст из «набора приемов» - путь тупиковый, что в классике доказал со всей очевидностью Валерий Яковлевич Брюсов. Стихослагать разными приемами он умел мастерски. А вот на многотомник его сочинений собственно стихотворений – одно-два.

3. Как бы того моллюска ни звали, но латиница едва ли тут к месту. Все же стихотворение – не есть учебник по биологии. И не справочник по фауне моря.

4. Игра в имена (автор и его псевдоним) осталась «за кадром». Читателю досталось лишь странное сочетание Давида, коня и Александра. И кто Вам сказал, что Буцефал всегда выручал Александра в беде? Хороший был, видимо, конь. Но более ничего конкретного…

5. Хорошо, что на Бали живете. А если бы Паумоту? Вот бы сложно было внедрять в стиш :))))))))))))))))))))))

Всяко – успехов Вам

А.

Тавадзе Давид
Тавадзе Давид, 23.04.2017 в 10:18
Вы немного запутались, возможно, моя вина. Стихотворение написано по теме и условиям некоего конкурса, а зная требования я решил показать способность использовать осознанно приемы в стихосложении, которые указывают в том числе на умение. Но это не отменяет того, что все равно пишу я от души :)

Да и ссылаться Вам на эпитет моллюск постоянно не стоит. Вы ведь понимаете, что я обращаюсь к мифологическому персонажу как к образу, метафоре. Но не конкретно к осьминогу :)

И ещё. Не имеет значения где я жил бы. Я живу тут и хотел это выразить. Жил бы в другом месте все равно смог бы выразить свою мысль - это и есть умение :) если честно, много полезного я от вас услышал, но много и мягко говоря поверхностного :) хотя за полезное ещё раз благодарю.

Светлана Илларионова
Я услышала Вас, Александр, спасибо :-)

А пока представляю следующую свою героиню.

Соленосное

Луна в созвездии Рака –
время солить огурцы.
Хотя бы немного прохладного воздуха!
Но солнце, зная, что лето короткое,
не внемлет призывам засольщицы:
с утра нагревает балкон,
назойливо смотрит в окно,
оставляя на полу горячие полосы.

Банки наполняются будущим –
вкусом и ароматом
различных специй,
прикрытые крышками
томятся ожиданием.
На телеэкране –
кадры любимого фильма,
прошитые рекламой и новостями.

Огурцы безжалостно лишаются
ненужных частей.
Жизнь всегда что-то отсекает.
Вычёркивает, стирает, вырывает
из памяти, сердца и снов.
Она – опытный солевар.

Середина июля –
тривиальные домашние хлопоты.
Тихий, словно собственный,
голос с экрана:
"Как долго я тебя искала…"

На губах засольщицы
горький привкус соли
и: "Мне – только сорок..."


С ув.
Св.

Захарчук Алексей
Захарчук Алексей, 23.04.2017 в 11:08
Александр, спасибо за подробный ответ. У меня изначально не было цели написать что-то "понятное" - тут больше звукопись, грубые мазки по холсту без полноценного пейзажа, без однозначно и понятно понятой картины. Чтоб читатель сам строил картину, улавливая из текста куски образов. Однако если читатель попадает в тупик и у него возникают вопросы по существу, значит эксперимент с такой формой можно признать не удачным.
Захарчук Алексей
Захарчук Алексей, 23.04.2017 в 11:11
Извиняюсь за ошибки - запятые, "не удачно", - спешка
Елена Ядрина
Елена Ядрина, 23.04.2017 в 11:55
Здравствуйте, Александр!
Относительно стихотворения "Маэстро" мне приходится слышать "странновато написано", "не по-русски", "слишком сделанное", "искусственное", "выкаблучивание какое-то" и всё в таком духе. Стих, действительно, полон специальных музыкальных терминов и понятий. Мне, музыканту, естественно, трудно судить насколько это мешает восприятию. Интересно Ваше мнение. И не только относительно восприятия, но и техники.
Заранее благодарю! С уважением.

МАЭСТРО

Подготовив ржавую струну
По октаве,
Дирижёрской палочкой взмахнув,
Осень правит.

Приведён в поблёкший унисон
Тон оркестра.
И софитной медью подпалён
Фрак маэстро.

Звукоряд дождливых нот вразброс
На пюпитре –
Пропоёт октябрь туманно «в нос»,
После вытрет.

Приглашает жухлый баритон
Прогуляться
По тональностям ведущих в сон
Модуляций.

Завитки скрипичного ключа
Ветер кружит
И кладёт, аллеи щекоча,
Рябью в лужи.

Отыграв пассажно кружева
Декаданса,
Увязает падшая листва
В грязных танцах.

Опрокинув небо, потускнел
Бас органа
В колебаньях мрачных децибел
Тучи рваной.

Но мотив любви дымком витал
В ложе сквера
И оваций сдержанность сорвал
С плеч партера*.

За четыре такта до зимы
Двое в зале
У весны мелодию взаймы
Напевали…
____________________________
*Партер – (здесь в двух значениях)
1. Нижний этаж зрительного зала перед сценой.
2. Плоская открытая часть парка с газонами, цветниками.

Асманов Александр
Асманов Александр, 23.04.2017 в 12:52
ДАВИД, постоянно напоминаю (надо это тут сделать рефреном на каждой странице - жирным шрифтом, красным цветом) - АВТОР ВСЕГДА ПРАВ.

Я не вступаю в полемики. Это непродуктивно. Если Вы считаете, что мои замечания "мимо цели" - это АБСОЛЮТНО Ваше право.

Тавадзе Давид
Тавадзе Давид, 23.04.2017 в 13:06
Александр, Вы преднамеренно демагогию разводите? Я же сказал, что много в ваших комментариях полезного, но много и пустопорожнего, За полезное благодарю, а за цинично-красочно-пустые слова не благодарю. Просто в первый раз я пропустил их мимо, но второй раз обозначил это :)
|← 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 →|