Сельский вечер
Тишь отчих очагов.
Отчаянье грачей.
Как точно очарован
Сад чернотой оград!
Почуют шея, голень
Весь холод очага.
Очерченная горечь
Сквозит в чертах чела.
Застенчивые осы.
Белеет плоть, душна.
У чая черны очи
И горяча душа.
От мошкары рябит
В сухих глазах рябин.
-----------------------------------------------------
-----------------------------------------------------
АЛЕКСЕЙ, здравствуйте!
На Ваш основной вопрос о создании эмоции отвечу пространно: есть два основных способа пробуждать у читателя эмоциональный отклик:
а) через тему
б) через поэзию
Хорошо, когда эти два способа сходятся. Например, у Есенина – «Письмо матери». Тут и тема неоспоримая – мать, и поэзия в стихотворении бесспорна. И получается отлично. Хуже, когда одно с другим не совпадает – тому масса примеров в идеологической поэзии, в стихах о бедных животных, о брошенных и обманутых влюбленных, о Родине и так далее – до бесконечности. Тема вроде как требует от читателя возбудиться, а он пожимает плечами. Ибо поэзией сосуд наполнить забыли.
Здесь у нас проблема аналогичная. Тема ностальгии и родного очага требует от читателя обязательной реакции – кто не реагирует, тот холодный и бесчувственный. Но… может и не отреагировать даже под угрозой осуждения. И вот почему:
1. «Тишотчих» - в короткой строке близко и гладко стоящие рядом короткие же слова часто сливаются воедино. Получается новое слово, понять которое далеко не всегда удается сразу. Слово «тишь» у Вас оказалось в безударной области строки, и потому читается слитно с последующим словом. Ну и сразу вопрос: «очаги» - они что? Шуметь должны? Если Вы вместо слова «дома» или «дворы» употребляете именно слово «очаг», то подразумевается, что Вам важны те свойства, которые именно очагу присущи – тепло, уют и т.п. А вот звуковые характеристики тут просто не работают. Не воспринимаем мы «очаг», как нечто гудящее и громыхающее – не прокатный стан…
2. «Как точно очарован сад чернотой оград!»… - не понял. Автор чем-то восхитился – вижу восклицание. Но чем? Точностью? А бывает ли альтернатива? Типа «не точно очарован»? Или нас должна «чернота оград» восхитить? То есть не «синевой небес», а вот именно чернотой оград? А черной оградой вообще-то можно очаровать? А зеленой? А причем тут тогда «точно»?
В общем - фраза тут получилась «ни о чем».
3. «Почуют шея, голень». – ик. Это как? То есть получается, что кто-то запихал в очаг шею и голень, а они чуют, что огня-то и нету. То есть, не поджарятся? А иначе что было бы? Меня терзают смутные и страшные мысли о каннибализме, и я думаю, а куда делась остальная расчлененка?
4. «Весь холод». – опять же, не вижу альтернативы. А могли почуять не весь, а частично? Или холод должен был даваться порциями: немного на шею, немного на голень, а тут им все сразу включили?
5. «Очерченная горечь сквозит»… - хм. Опять же – всякая ли горечь сквозит, или не очерченная остается внутри?
6. «Черты чела» - ну, в общем у лба есть какие-то черты, но все же странно о нем так. Лоб и лоб. С морщинками или без. Или тут в смысле – «часть очага»? Есть и такое значение… Ну и звукопись – это хорошо, но главное не увлекаться, превращая строку в скороговорку. «Четыре черненьких чумазеньких чертенка…»
7. «Застенчивые осы». – Ну. И что они делают? И откуда они взялись такие застенчивые? Или они просто за стенкой? А бывают и развязные осы? А чем отличаются? И зачем мы их тут помянули?
8. Аналогично не понял про плоть. Это остатки после отрезания шеи и голени? А почему «душна»? В смысле, долго лежали, и уже с душком? Иначе непонятно, чья плоть и откуда она проникла в стихотворение…
9. ПО НАСТОЯЩЕМУ ХОРОШИЕ ДВЕ СТРОКИ про чай. Вот что хорошо, то хорошо.
10. Рябины, мошкара… - опять же, было бы и неплохо, но тут они снова ниоткуда и снова ни о чем. Даже если просто как примета сельского вечера, все равно слабо. Так как мы же не список замеченного составляем, а стихотворение пишем. Значит зачем-то их помянули… А объяснения не находится…
РЕЗЮМЕ
Для решения темы выбран достаточно частый способ: перечисление отдельных элементов картины, призванное создавать определенный настрой. Однако, это все равно что собирать пазл абстрактной картины: с ума сойдешь, пока поймешь, что художник нарисовал глаз на ноге.
Стихотворение должно быть четко сложено – без «зазоров». Даже если Вы используете нетривиальные метафоры и авторское видение – все равно оно должно находить ассоциации в мировосприятии читателя. Иначе получается некий разговор с самим собой.
Переработка не столько сложная, сколько кардинальная. Если эта тема по-настоящему трогает, тогда надо все элементы заново ревизовать и между собой увязать. Может получиться весьма интересно.
С ув.
А.