Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Далеко от Лукоморья"
© Генчикмахер Марина

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 87
Авторов: 0
Гостей: 87
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)

Юлия Миланес
Юлия Миланес, 10.04.2017 в 08:15
Спасибо, Александр.

Стиху придется полежать с полгода, чтобы быть переписанным заново.

Асманов Александр
Асманов Александр, 10.04.2017 в 10:10
ЮЛИЯ, мне тоже так кажется :)
Успеха!
С ув.
А.
Баулин Андрей
Баулин Андрей , 10.04.2017 в 16:29
Здравствуйте, Александр. Спасибо. Сам и не заметил, что бубны отбивают, а скерцо исполняют.  Ложатся крести или, далее по тексту, другие масти, как ни крути колоду, т.е пасьянс разложен. И азарт пропал, а раскладывал шулер. Подумаю, как перекроить.
Георгий Моверман
Георгий Моверман, 18.04.2017 в 11:07
Уважаемый Александр,
Посмотрел ваш разбор стихотворений, впечатлён глубиной и доброжелательностью анализа, советами по "ремеслу".
Может быть вы просмотрите этот текст, был бы рад получить замечания.
Спасибо.
ТРИ ОТТЕНКА СЕРОГО. ЧТО-ТО РУБЦОВСКОЕ
Плачет в снежном крошеве
Ручейками март
Как детёныш брошенный,
Потерявший мать.
Трёх оттенков серого
За окошком – сад,
Подметает дерево
Веткой небеса.
Голою, безлистою,
Месяцу подстать,
Да и небо чистое…
Что тут подметать?
Прыгнет март - малышечка
В Божью колыбель,
Больше плач не слышится:
На дворе – апрель.
Надвое поделенный
Овном и Тельцом
Он подкрасит дерева
Серое лицо
Зеленью несмелою
Как служанки стук,
И забудешь белую
Колкость зимних стуж.
Богу как захочется, -
Так и будет. Пусть.
Не весною кончится
Твой по жизни путь.


Светлана Илларионова
Будет, будет очередь!!! Саша, как же я вам рада!)))
Я ещё и Олю приведу)))
Здравствуйте!)
Ой, что бы вам показать в первую очередь...
Ну, начну вот с этого, пожалуй, с последнего (пока я к нему не привыкла)))

Танюхино счастье

Весна долгожданна и всё равно внезапна.  
Обнаруживается, что семена не куплены,
сорт не выбран.
Пятиточечно ощущается каждая выбоина,
а дорогу на дачу не укатают и завтра.

Досужи кумушки: у Танюхи не все дома!
Какие грядки? В округе полно палаток.
Не семеро же ютятся по лавкам…
Не знают, – у мужа нашли саркому.

А Танюха из года в год по тряской дороге –
навстречу петрушке, перцу, капусте, цукини.
Купить в магазине, конечно, недорого.
Но своё-то лучше, хоть отдохнуть от химии.

Им за глаза химии всякой хватит,
а пока – витамины жёлто-зелёного цвета.

Вечерами она вслушивается в прогнозы,
ловит прищуром в ладони закатный мячик,
гонит дурные мысли: летите с ветром,
и надеется, – ещё не слишком поздно.

Какая весна по счёту? Уже шестая.
Рассада рвётся прочь из уюта балкона.
Муж, обнимая, шепчет: "Ты для меня – святая!"
Она улыбается: счастье – это когда все дома.


Св.


Асманов Александр
Асманов Александр, 21.04.2017 в 10:34

Плачет в снежном крошеве
Ручейками март
Как детёныш брошенный,
Потерявший мать.
Трёх оттенков серого
За окошком – сад,
Подметает дерево
Веткой небеса.
Голою, безлистою,
Месяцу подстать,
Да и небо чистое…
Что тут подметать?
Прыгнет март - малышечка
В Божью колыбель,
Больше плач не слышится:
На дворе – апрель.
Надвое поделенный
Овном и Тельцом
Он подкрасит дерева
Серое лицо
Зеленью несмелою
Как служанки стук,
И забудешь белую
Колкость зимних стуж.
Богу как захочется, -
Так и будет. Пусть.
Не весною кончится
Твой по жизни путь.

--------------------------------------------
--------------------------------------------

Доброго времени, ГЕОРГИЙ! Добро пожаловать.  Давайте разбираться.

Пейзажная, приятная лирика. Однако, требующая услуг парикмахера: «причесать и уложить».

Сперва общее.

РИФМОВКА
Прямо скажем, есть проблемы в рифмовке. Оно конечно, диссонансная рифма – это круто, но не всякая неточная рифма тянет на определение «диссонансная». Еще кое-как можно согласиться с парой «март-мать» (хотя в данном конкретном случае неточная рифма в конце строфы все же больше коробит, чем усиливает музыку), но «сад – небеса» уже никак. Опять же, с некоторой натяжкой проходит «поделенный-дерева», но «стук – стуж» снова выпадает.

Тут все-таки важно определиться: как рифмуем в данном конкретном тексте? И если у Вас присутствует диссонанс, то тогда точные до единозвучия рифмы уже начинают мешать. Разнобой не украшает. Музыкальный рисунок стихотворения – это половина успеха (когда он хорош) или сразу половина провала. Так что тут стоит все тщательно ревизовать, избегая в том числе и клишированной рифмовки типа «белою-несмелою», «апрель-колыбель».

АРХИТЕКТОНИКА
Опять же, есть проблемки. Всегда не очень смотрится, когда случайным образом (просто, строфа кончилась) разрывается единая фраза. Вторая при этом становится куцей и начинается как-то неожиданно: «голою, безлистою, месяцу подстать». Или «Зеленью несмелою, как…»

Ну и любимое: ЛОГИКА И СТИЛИСТИКА

1. «Брошенный, потерявший»… - оба эпитета трогательные, однако все же ограничиться тут стоит одним, т.к. они практически взаимоисключаются. Конечно, можно пояснить, что ребенка мать сперва бросила, а потом он почувствовал, что ее потерял, но, согласитесь, слишком много объяснений. Так что уж или одно, или другое. Или она его бросила, или он потерялся.

2. Аккуратнее надо строить сопряжение строф. Вы заканчиваете на эмоциональном «потерявший мать», и тут же «трех оттенков серого». В первую секунду я думаю, кто это – трех оттенков? Ребенок или мать? И только потом выясняется, что речь уже совсем о другом.

3. «Голою, безлистою, месяцу подстать». – Ну, с одной стороны, можно и так. Но с другой, мы только что сравнивали месяц с ребенком, и тут он вдруг оказывается без предупреждения «безлистым».

4. Опять же, довольно частая ошибка авторов заключается в том, что они навязывают читателю некое восприятие (порой весьма симпатичное), а потом сами же от него отказываются: «что тут подметать?»

5. Однако, повествование ведет нас далее. Брошенный и потерявший мать и листву март прыгает в «Божью колыбель». Т.е. он вот тут сейчас родился? Или нашел папу, раз уж мама потерялась?

6. Настораживает фраза «Больше плач не слышится». Знаем мы, как поступают с подкидышами… А ну-ка покажите ребенка. Хотим удостовериться в том, что он жив и здоров. Если я эту строчку прочту трагическим голосом, в зале народ будет по полу кататься. Так что опять же тут надо осторожнее.

7. Опять же, с апрелем тоже ситуация беспокоит. Если мы начали ассоциировать месяцы с детьми, то «на двоих поделенный» апрель наводит на мысль о чем-то жутком.

8. «Он подкрасит дерева серое лицо зеленью несмелою, как служанки стук»… - шедевр. Во-первых, слово «лицо» все же подразумевает некие ассоциации – в частности, гамму цветов кожи. От серой до розовой. А вот когда гамма уходит в зеленое, то тут с лицом что-то не в порядке… Во-вторых, где у дерева будем считать лицо? Если оно на стволе, то как тогда ствол окрашивается в зелень? Если на ветках, то откуда тогда там было «серое»? Там просто ничего не было… Ну и со служанкой… Как бы сказать, мы сравниваем здесь мало сравнимые вещи. Допускаю, что в неком сюрреалистическом произведении есть смысл говорить о шершавости запаха или солености звука, но тут-то вроде как все довольно природно… Так откуда взялась служанка? Она не из этого стихотворения. Ну и инверсия… Ох, уж эта инверсия… Зачем бы она тут?

9. «стьзим» - не айс по звуку. Да и вообще, тема «забыть стужи» - колкие, морозные, звонкие, всякие – это клише для стихотворения о весне. Тут стоит подумать.

10. Концовка… Вообще говоря, хорошая концовка. Но только она опять из другого стихотворения. Тут дети шевелятся и раскрашивают лица в зеленый цвет, Бог колыбель налаживает, мать-поганка от ребенка бежит, служанка в дверь настукивает, а лирический герой смотрит на всю эту суету и думает: «Нет, не помру я по весне. Хотя, когда Бог захочет, тогда и помру…».
Напоминает анекдот про двух хохлов и новый мост: «Дывись, який мост отгрохали! Гарный! Цельнометаллевый! От так и жизнь наша, живешь, живешь, тай сдохнешь як собака»…

РЕЗЮМЕ.
Как правило, я советую для переделки вначале записать все это прозой. В строчку. И подумать над логикой описываемого – ибо самая распоэтичная поэзия все же тяготеет к «причесанности» ассоциаций и связности образного ряда. И когда в этой прозе все станет для автора полностью очевидно, а потенциальный читатель произнесет: «А!!! Вот оно как!!! А я и не замечал!» - тогда можно приступать к рифмовке и разбиению на строфы. Здесь такой работы явно на хватает. И переделка предстоит (коли соберетесь доводить до ума) немалая.

С ув.
А.

Асманов Александр
Асманов Александр, 21.04.2017 в 10:46

Танюхино счастье

Весна долгожданна и всё равно внезапна.  
Обнаруживается, что семена не куплены,
сорт не выбран.
Пятиточечно ощущается каждая выбоина,
а дорогу на дачу не укатают и завтра.

Досужи кумушки: у Танюхи не все дома!
Какие грядки? В округе полно палаток.
Не семеро же ютятся по лавкам…
Не знают, – у мужа нашли саркому.

А Танюха из года в год по тряской дороге –
навстречу петрушке, перцу, капусте, цукини.
Купить в магазине, конечно, недорого.
Но своё-то лучше, хоть отдохнуть от химии.

Им за глаза химии всякой хватит,
а пока – витамины жёлто-зелёного цвета.
Вечерами она вслушивается в прогнозы,
ловит прищуром в ладони закатный мячик,

гонит дурные мысли: летите с ветром,
и надеется, – ещё не слишком поздно.
Какая весна по счёту? Уже шестая.
Рассада рвётся прочь из уюта балкона.
Муж, обнимая, шепчет: "Ты для меня – святая!"
Она улыбается: счастье – это когда все дома.


--------------------------------------------
--------------------------------------------

СВЕТЛАНА, здравствуйте!

Ну вот, прямо с места и порадовали. Сложно выстроенное, но стройное и четко-музыкальное стихотворение, с сюжетом, с интригой, с логикой, с эмоцией – все тут есть, и все очень достойно. Я бы сказал – «к публикации».

Ну а если совсем уж придираться и дошлифовывать…  - во второй строфе саркому «нашли» (подразумевается, только что, т.к. о «найденном» говорят именно, как о некой внезапности, сиюминутности). А вот в последней строфе выясняется, что этому «нашли» уже шесть лет. Я думаю, во второй строфе надо поискать слово. Причем поискать бережно – среди таких же вот бытовых обыденных словечек, но ни в коем случае не упрощенно. Подумайте. Коли удастся, то все вообще засверкает.

С удовольствием и уважением,

А.

Светлана Илларионова
Большое спасибо, Александр!) Будем искать)

А пока предложу на поедание Наташину кашу:

В голове у Наташи – каша.
Свекровь, муж, сынишки,
кот, наглеющий слишком
во время приёма пищи, –
мало ему, всё "мяу"!
Так ещё и вот эта,
ничего не понимающая в личном,
старший научный сотрудник
(за глаза "педантичкой" кличут),
докторскую она, видите ли, пишет!

– Наташа, что-то суммы не бьются.
Будьте добры, переснимите эталоны. –
"педантичка" Вера Ивановна хочет выпить чаю,
берёт чашку, рассматривает внимательно,
припоминая, при каких купила обстоятельствах.
– Эталоны… талоны… представляете,
даже лампочек без них не продавали,
ни бюстгальтеров с трусами,
и очереди за книгами и мебелью – месяцами.
Простите, милая, что  загружаю.
Понимаю, времена сейчас другие.
Хотя некоторые до сих пор живут в коммуналках.

– Времена всегда одинаковые… – думает Наташа,
но становится себя на чуточку меньше жалко.
И где-то глубоко в душе начинает верить,
что пока есть такие,
с приветами от науки, Вер Иванны,
её, Наташу, переведут на первую категорию.
Наташа подождёт, она не гордая.
Три года честно ждала выполнения обещания
кого-то там из правительства
про увеличение зарплаты вдвое.
И проcтила этого кого-то
к четвёртому Новому году,
бранным словом не кроя,
только вздохнула:
– Детишек-то – трое, до ипотеки ли.

– А знаете, Вер Иванна, зима будет долгой.
Хотите, я свяжу вам варежки
из тёплой пряжи?
Ну а пока – поехали!
Сейчас мы им покажем,
выведем ваши суммочки на чистую воду,
как миленьких,
каждую!


Улыбаясь глазами,
Вер Иванна смотрит на Наташу поверх чашки:
ничего, девочка, горшочек справится с кашей.
Ведь варит, варит же!


С уважением и благодарностью,
Св.

Асманов Александр
Асманов Александр, 21.04.2017 в 12:35
СВЕТЛАНА, ну и опять радуете. И разбирать мне тут совершенно нечего.
Я бы даже сказал, что Вам помаленьку стоит начинать думать о некой серии - знаете, как у Кустодиева, - "Московские типы" или "Купцы". Вот такие вот типажи женщин "Не совсем 21 века". Здорово могло бы получиться. Аж на книжку тянет.

С ув.
А.

Ольга Домрачева
Ольга Домрачева, 21.04.2017 в 16:24
Урраа!!! Александр, как я рада вашему возвращению!!!!Света, как и обещала, меня привела)
Решила принести самое спорное своё стихотворение. Оно мне нравится, но многие неправильно считывают образ листьев. Может быть посоветуете, что можно сделать?
Каштанка

– Дышит неровно ветер, видно, бежал далече, –
Думает вслух Каштанка и, разевая пасть,
Длинно зевает. Мордой тычется в волглый вечер.
Любит собака осень, осень собаке в масть.
Старой дворняге костью в глотке стальное лето
С жаркой конфоркой солнца – варишься курой в щах.
А от прохладной влаги сердце собачье млеет.
Видит она сквозь дрёму рыжих своих щенят.
Те на соседском клёне ветру вдогонку лают
Так, что трещат и рвутся тонкие поводки.
Вот над землёю кружат пёстрые пёсьи стаи.
Цепью гремит Каштанка, следом взлетая к ним.

|← 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 →|