Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Последнее время"
© Славицкий Илья (Oldboy)

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 43
Авторов: 0
Гостей: 43
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)

Александр Линде
Александр Линде, 21.11.2013 в 22:07
а вот это:

Роняя брызги, солнце клонится к закату,
И полог бледный тлеет.
Декабрь морозами то бедный, то богатый,
Висит на звездных реях.
Изрублен жгучий воздух беспощадной стужей-
Горит гортань восторгом.
Ты весело отпущенным в развес недужишь,
Сверяешь миротолки.
Повиты звонкой бронзой ледяные струны -
Потворствуют,как прежде,
Где месяц песен дерзких народился юный
Без зависти и лести;
Дана с лихвой,не раз испытанная сила,
Держать удар подлунно,
Когда алмазною скобой слезится жила,
Пьянят созвездий руны.
Пускай клеймят дары небес строкой страницы,
Ведут полярно стержень,-
Едва рассвет забрезжит, буркой хорониться -
Ты вдоволь згой истерзан.
Как сладок миг торжеств, отпущенный на волю,
Увесистый в зачатке.
В который раз призвали сферы к разговору
В Москве и на Камчатке...
Эфирно слухи все и вся приговорили:
-Конец финальный Света.
В одно корыто свален выводок извилин,
Кто смог поверить в это.
На робком вдохе сутки поровну расколят
И нас ничуть не спросят.
Прольются в свой черед и радости и горе,
Изрежут снег полозья.

Яков Сапожник
Яков Сапожник, 24.11.2013 в 10:17
Здравствуйте, Александр.

Вот, что-то такое написалось на новогоднюю тему )))

Неучёный Дед Мороз

Первый месяц, первый день,
Мне вставать совсем не лень —
Ведь под ёлочкой подарки,
Их в санях привёз олень.

Может там айпед с айфоном,
Или новенький экс-бокс?
Открываю — кукла Оля...
Ну ты древний Дед Мороз.

Двадцать первый век на свете:
Нано всякие, три ди.
Неужели не заметил? —
Гугл гласес, дед, найди.

Посмотри на Мир по картам —
Видишь ссылка: «Гугл меп»?
Там есть компас-навигатор,
По вай-фаю: ворлд вайд веб.

Ладно дед, пусть будет кукла,
Только ты пообещай,
Подучиться по наукам.
Если что — звони по Скайп.

Ноябрь 18 — 24, 2013

Что скажете?

Спасибо.

Anika
Anika, 26.11.2013 в 07:55
Здравствуйте, Александр, давно не обращалась к Вам, а когда обращалась, советы всегда были очень полезными и конструктивными. Сейчас с одним своим стихотворением зашла в тупик. Бросать жалко, а всю вторую половину видимо надо перестраивать. Если поможете сдвинуться с мертвой точки, буду благодарна. Я пишу в основном пейзажную лирику, и меня замучили уколами, что я не способна подняться выше, до социальной поэзии. Хотя это неправда,  у меня есть неплохие стихи на эту тему, но мало.  Так что это, можно считать, неудачная попытка гражданской лирики. Но начало хорошее по многим отзывам. Вот оно:

Видение

Свет, рассеянный в утреннем холоде,

Оседает на купах листвы.

Все пропитано осенью в городе,

От зонтов до гранита Невы.

Облака наплывают на улицы,

Превращаясь в невидимый дождь,

И прохожий под ветром сутулится,

Опираясь на зыбкую трость.

Размываются четкие линии,

На фасад наползает фасад,

И в Неву опускается Зимний,

А за ним - Александровский сад,

Открывая видения странные,

Где соборы забытых творцов

Вытесняют витрины стеклянные

Новоявленных гипердворцов,

И, мешаясь с осенними бликами,

Бродят темные вещие сны:

Нувориши ордами великими

С азиатской идут стороны.

Словно город, устав от реальности,

Вдруг сместил временные пласты,

И, сорвавшись в поток инфернальности,

Черным глазом взглянул с высоты…

Буду благодарна за любое мнение и совет. Всего доброго, с уважением, Ольга.

Асманов Александр
Асманов Александр, 27.11.2013 в 23:36

Размеры клетки не отменят прутьев,
и подневольным быть вполне спокойно,
а то, что мы свободные по сути,
во сне приходит и на горном склоне.
Шальная тяга сделать шаг с обрыва -
напоминанье,  были мы крылаты…
Без веры лучше сдерживать порывы,
А сны…  Природной памяти заплаты.

Доброго времени, СВЕТЛАНА!

Опять работы по горло, так что урывками только выбираю время для разборов – всех, кто ждал долго прошу меня извинять периодически :)))))))))))))))

По стихотворению.
Вообще говоря, оно вполне состоялось. Остались в нем вещи, которые уже за пределами логического построения, и требуют обычной литературной шлифовки. Это бывает сложно, когда текст много раз доводился до ума – но, думаю, Вы вполне справитесь.

1. «Размеры клетки не отменят прутьев». – слово «размеры» здесь никакое. Вы произносите то, что заставляет читателя ожидать уточнения – «какие размеры»? И потом ожидание обманываете. Потому в этой строке лучше сразу говорить о величине – например, как-то так: «Громада клетки…» Это слово или другое – подумайте, но главное, не стесняйтесь сразу уточнять, о чем идет речь. Ведь не в размерах дело, а в том, что клетка большая – и при этом остается клеткой, правда?

2. «подневольным… спокойно». – Опять есть приблизительность (в частности, из-за пропущенного «можно»). Опять надо поискать уточняющие слова, и лучше не опускать тут ничего. Я бы покопался где-то в этом направлении: «можно жить». А связать первую со второй строку лучше ужесточением логической связи: «но». Тогда получится нечто вроде: «В большой клетке все же есть прутья, НО подневольные могут жить спокойно».  Поищите форму.

3. «мы свободные по сути» - не блещет литературностью. Вы хотите сказать, что о своей природной свободе мы вспоминаем только во сне или стоя на обрыве, правильно? Эта фраза спорит (должна спорить) с предыдущей, и конфликт нужно усилить. Оставить рифму «сути» вполне можно, но только в иной форме. Например, «И о свободе вспоминать, по сути… во снах летящих - и на горном склоне»…

4. «напоминанье»… - здесь это лучше превратить в действие: «напоминает». Появится больше динамики, что вполне соответствует тяге к прыжку.

5. «Без веры»… - это здесь «ниоткуда». Я бы попробовал «закольцевать» стихотворение: «Но в клетке…»

----------------------
Вот как-то так. И все сойдется :))))

Удачи!

С ув.
А,

Асманов Александр
Асманов Александр, 28.11.2013 в 00:05

Темные крылья не в небо, а в землю тянут.
Странно без солнца...  Но все же необходимо...
Перья чернеют от света, врастают в раны...
Мир обозначен лишь выдохом-вдохом дыма...
Вдребезги небо... И в снах оживает память...
Падаем, с болью теряем седую вечность...
В мыслях - не страх, а скорее земное пламя
Нас изнутри выжигает до безупречности...
Время песком и золой засыпает сердце,
В звёзд паутине светят огни несметные...
Их зажигают за нас... Перед райской дверцей...
Жаль, что мы никогда не родимся смертными...

Доброго времени, ЛЕДИ ЛАРИСА!

Я посмотрел оба варианта стихотворения, и, скажу честно, первый мне нравится больше. Мне не очень-то улыбается спорить с коллегами по цеху, но в разборе исходного стихотворения я бы обратил внимание на то, что в нем построение строк основывается на свободном ритме, приближающем текст к разговорной речи – но с обязательным (что важно, конечно) сохранением музыкальности…  
Такой стиль в современной поэзии свое место занял уже давно и прочно – это своего рода модернизация привычного всем дольника. И потому – если внутренний ритм повествования (в особенности, когда повествование представляет собой некоторое последовательное размышление с разными оттенками настроений) позволяет, то и музыка строк вполне может такому течению текста следовать.

Более жесткий ритм заставляет ждать от автора и более жесткой позиции. Концовка в Вашем стихотворении несет нагрузку не смысловую – скорее эмоциональную. И это меня к первичному варианту ритмическому склоняет больше.

Что касается смыслового рисунка стихотворения… Вот тут у меня несколько больше вопросов, так как даже в игре настроений все же некая внятная для читателя линия должна хотя бы угадываться…

1. «не в небо, а в землю… - вдребезги небо». – объединение этих двух картинок рождает для меня большую недоговоренность. Либо в землю крылья начинают тянуть после того, как небо разбилось, либо… Либо не понял.

2. Ряд образов, которые скорее экзотичны, нежели несут на себе какую-то нагрузку, тоже отвлекают: «перья врастают в раны», например. Вообще, когда в стихах дело касается вопросов физиологии, нарушать законы стоит очень осторожно – иначе вместо смысловой картинки Вы рискуете нарисовать нечто «генетически неправильное»…

3. Есть недоведенность по смыслу в строчках типа «В мыслях не страх, а…» (а что?) – но мы уже забыли о том, что там вместо страха в мыслях и перешли к хорошей и сильной строке про земное пламя (кстати, «выжигает до безупречности» - отличная находка!). Но из-за недоговоренности строка пропадает.

4. Ну, конечно, не стоит ненужные инверсии использовать – да и еще такие мало симпатичные по звуку, как «ВЗВЕЗД паутине»… Бррр. Кто такой Взвезд? :)))))))))))

5. И еще важная деталь. Вы набросали в стихотворение слишком много разнонаправленных образов – тут и «земля», и «небо», и «крылья», и «свет», и «дым», и «песок-зола», и «паутина», и «пламя», и «огни» - все это не помогает создать целостную картину.

Что можно было бы сделать?
На мой (сугубо субъективный) взгляд, этому стихотворению не хватает центрального, собирающего образа. Либо это падение с неба на землю, которое не приводит к смерти – либо горение, либо переход от «разбитого неба» к «настоящему небу», либо как угодно – но только мне должно стать ЖАЛЬ, что я не родился смертным в конце. Жаль из-за понятных мне переживаний. Нужно  этот образ найти, сделать главным, подтянуть всю образную систему именно к нему. Если это падение, то надо понять – через какие стадии? От холода к пламени? От воздуха к песку и золе? И тогда – при утрате неба и при вынужденности жить выгоревшим на земле – да, я могу пожалеть, что не родился смертным. В общем, тут есть, над чем подумать.

И еще. В стихотворении, напоминающем обычную речь, приблизительность рифм (даже ассонансные рифмы) вполне имеют право на жизнь. Так что сперва давайте выстроим сюжет, а уже потом посмотрим, насколько ему соответствует музыка и ритмика…

Вот как-то так.


Удачи!

С ув.
А,

Асманов Александр
Асманов Александр, 28.11.2013 в 00:27

Роняя брызги, солнце клонится к закату,
И полог бледный тлеет.
Декабрь морозами то бедный, то богатый,
Висит на звездных реях.

АЛЕКСАНДР, доброго времени – и я должен перед Вами извиниться: я думаю, мои разборы Вам едва ли потребны. Понимаете, у нас с Вами просто совсем разное представление о том, что представляет собой законченное стихотворение. Для меня это – фрагмент жизни. Причем той жизни, которая состоялась в Вашем воображении. И этот фрагмент – то, как он прожит Вами, - делает мир вокруг меня богаче, интереснее, чудеснее.
Ваш подход к вопросу – это максимальное насыщение текста экзотическими образами и не менее экзотической лексикой. У меня такое ощущение, что я прилетел на Гавайи, зашел в антикварную лавку, и вдруг нашел там русские гусли и лапти времен князя Игоря. Ну, весело, конечно, но… В общем, я бы это едва ли купил…

Вполне возможно, что на подобного рода вещи есть свой читатель. Но мне тут нечего посоветовать – для меня этот текст молчит. При разборе его на фрагменты, я начинаю вместо высоких переживаний просто улыбаться… Например:

1. «Роняя брызги, солнце клонится к закату»… - ну убейте меня, но чего это оно брызги роняет? Оно жидкое? Тогда почему клонится? Почему оно клонится к закату именно «роняя брызги»? Иначе закат не принимает? Я понимаю, что Вы можете мне рассказать о «брызгах солнца» на облаках, на волнах и прочих поверхностях – но их тут нет. А когда я пытаюсь все же Вам поверить, выясняется, что «полог бледный тлеет». И солнце становится пожарником, который «брызгами» пытается тлеющий полог потушить…

2. Очень жалко Декабрь. Мало того, что у него не все в порядке на финансовом фронте (то бедный, то богатый), но его еще и «на реях» повесили. И он там висит. То беднея, то богатея. Ужас, как жалко.

3. Гортань вызывает неприятие – как же это она «горит восторгом» (в то время, как полог тлеет), а в это время одного повесили «на реях», а другого вообще изрубили «беспощадной стужей».

4. …А в это время… Некий «ты» накупил «в развес» насморка и сверяет «миротолки»… Даже если бы меня допрашивали в гестапо, я бы не смог сознаться в том, что этот «ты» делает…

… … … …10. «народился юный без зависти и лести»… - ничего себе, чего только у них там ни рождается… Бывает, что родятся сразу старые с завистью и лестью…

… … 100… «В одно корыто свален выводок извилин»… - вот это документально точно. Это про меня после прочтения…

РЕЗЮМЕ.

Александр, давайте договоримся. Когда Вы напишете стихотворение из 12 строк (не более), в котором полно и доходчиво образами донесете некое настроение или мысль, я с удовольствием с Вами поработаю. А пока у меня «извилины в корыте», и нету им оттуда никакой дороги обратно в мозг…

Извините…


Удачи!

А.

Асманов Александр
Асманов Александр, 28.11.2013 в 00:38

Первый месяц, первый день,
Мне вставать совсем не лень —
Ведь под ёлочкой подарки,
Их в санях привёз олень.
Может там айпед с айфоном,
Или новенький экс-бокс?
Открываю — кукла Оля...
Ну ты древний Дед Мороз.
Двадцать первый век на свете:
Нано всякие, три ди.
Неужели не заметил? —
Гугл гласес, дед, найди.
Посмотри на Мир по картам —
Видишь ссылка: «Гугл меп»?
Там есть компас-навигатор,
По вай-фаю: ворлд вайд веб.
Ладно дед, пусть будет кукла,
Только ты пообещай,
Подучиться по наукам.
Если что — звони по Скайп.


ЯКОВ, доброго времени!

Ну, стеб над разницей в реалиях мира сегодняшнего и мира наших мам и пап – штука благодатная. В принципе, все бы и ничего, но желательно знать меру: в данном случае есть явный переизбыток новых реалий. Понимаете, вообще-то достаточно буквально одной-двух деталей (лучше, если не самых привычных), чтобы нарисовать разницу между техногенной малышкой и добрым но старомодным дедом.

По технике… Вы используете традиционные рифмы в начале стихотворения – в принципе, симпатичное решение, отсылающее нас как раз к пятидесятым годам прошлого века, когда «кукла Оля» была «модным трендом».  И верится, что в девочке это самое традиционное еще живет. Но Вы сразу перескакиваете на новую лексику, и начало остается архаизмом, в который «недоиграно» - потому прием не срабатывает полностью и оказывается набором довольно банальных рифм: «день, лень, олень». Это можно (и нужно) докрутить.

Два раза «гугл» - много в таком тексте. Разве что Вы их поставите сразу друг за другом (Гугл-глассес, гугл-мэп).

Вообще, меня очень подкупила строчка «ладно… пусть будет кукла». Вот тут есть некая отдушина от детского техногенного восприятия назад к сказке… Честно говоря, я бы может быть ей и закончил…

РЕЗЮМЕ

На мой сугубо субъективный взгляд, вполне можно сделать очень сильно. Но надо с этим походить – сама тема куда богаче, чем просто усмешка над техногенными детишками.


Удачи!

А.

Асманов Александр
Асманов Александр, 28.11.2013 в 00:53

Видение
Свет, рассеянный в утреннем холоде,
Оседает на купах листвы.
Все пропитано осенью в городе,
От зонтов до гранита Невы.
Облака наплывают на улицы,
Превращаясь в невидимый дождь,
И прохожий под ветром сутулится,
Опираясь на зыбкую трость.
Размываются четкие линии,
На фасад наползает фасад,
И в Неву опускается Зимний,
А за ним - Александровский сад,
Открывая видения странные,
Где соборы забытых творцов
Вытесняют витрины стеклянные
Новоявленных гипердворцов,
И, мешаясь с осенними бликами,
Бродят темные вещие сны:
Нувориши ордами великими
С азиатской идут стороны.
Словно город, устав от реальности,
Вдруг сместил временные пласты,
И, сорвавшись в поток инфернальности,
Черным глазом взглянул с высоты…


АНИКА, здравствуйте!

Ну, с новым жанром Вас, с новой пробой  :))))))))

Стихотворение действительно разделилось примерно пополам. Если в описании городского пейзажа Вы явно себя чувствуете достаточно свободно (по мелочам не придираюсь, хотя рифма «дождь-трость» в четко прорифмованном стихотворении смотрится не очень), то в описании своих переживаний по поводу социальных реалий пока все еще очень сыро…

Прежде всего – общий совет. Как в первых стихах о любви, где слова «я люблю» занимают половину текста, так и в первой гражданской поэзии – не давайте превалировать лозунгу. Начали с образа – образом и продолжайте. Вещи банальные повторять не стоит – о них пусть вещают в полемиках по телевизору. Так что определения типа «забытые творцы» лучше выкидывать не глядя. А равно уже и прочие аксессуары стандартного описания действительности: «витрины стеклянные», «гипердворцы», «новорИшей» (которые почему-то ордАми) – ну и довольно беспомощный «поток инфернальности»…

Понимаете, гражданская позиция выстраивается у Вашего читателя не потому, что Вы обличили нечто – это должны делать депутаты и оппозиция. Ваше дело – заметить контрасты. Сделать их эмоционально понятными. Если одно у Вас «размывается», «уходит в Неву», то на его место должно что-то «подниматься». Не «видения», а реальность. Странное стеклянное прошлое исчезает, а на его месте возникают четкие линии… чего? И вот тут место для одной-двух деталей. Что на что заменилось?

И еще. Город, который сам на себя черным глазом взглянул с высоты – это богатая находка. Вот ее бы и довести…

РЕЗЮМЕ.

От строки «Открывая видения странные…» и до «Словно город…» часть вообще необязательная. Как будто смотрели на картину в музее, а потом отвлеклись на киношку в айфоне. Ее надо или переписать, дотягивая по образности до остального, или просто вычеркнуть – стихотворение выиграет. Подумайте – если поправите, то покажите.

С ув.
Удачи!

А.

Яков Сапожник
Яков Сапожник, 29.11.2013 в 04:17
Здравствуйте, Лександр.

И когда Вы всё успеваете? )))

Попробовал упростить лексикон современной малышки. Не знаю — не слишком ли простенький стишок вышел?

Первый месяц, первый день,
Мне вставать совсем не лень —
Ведь под ёлочкой подарки,
Их в санях привёз олень.

В темноте, ступая робко,
К ёлке я крадусь, к саням —
Разузнать, что в той коробке,
Что лежит там для меня.

Может в ней айпэд с айфоном,
Или новенький экс-бокс?
Открываю — кукла Оля...
Ну ты древний Дед Мороз.

Двадцать первый век на свете:
Нано всякие, три ди.
Неужели не заметил? —
Гугл гласес, дед, найди.

В них увидишь мир по новой,
Сам по новой станешь жить.
А пока, пусть будет Оля,
С нею будем мы дружить.

Леди Лариса
Леди Лариса, 30.11.2013 в 12:33
Спасибо Вам, буду думать, что можно с этим сделать)
|← 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 →|