Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 238
Авторов: 0
Гостей: 238
|
Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)
Всё получится, перемучится, перемелется, дай лишь срок. Всё наладится, чистым помыслом загаси тоски уголек. …
----------------------------------------------------- Доброго времени, АЛЕКСАНДР. Ну, коли «с первым все просто», то давайте о втором поговорим :)))))) Стихотворение построено, как стилизация под старорусский гусельный распев – есть в нем попытка реализовать соответствующую атрибутику и мелодику. Однако, есть и то, что из стиля выбивается, да и просто тексту мешает, делая его очень и очень слабым… 1. Ритмика «плывет». От короткой строки «дай лишь срок» мы постепенно уходим к длинной «зимовать легла в уголке». Это уже сбивает восприятие – стихотворение может быть построено с любым сложным ритмом, но при этом должно прослеживаться ритмическое единство текста, оправданное его содержанием. Сбои всегда мешают, когда они возникают сами собой. 2. Логика уже в первой строфе меня несколько озадачивает: «получится, перемучится, перемелется» - это о работе мельника? Иначе что же такое «получится», если оно же и перемелется? И надо ли «получаться» тому, что идет в таких муках? Тем более, что речь идет не о конкретной цели, а просто обо «всем». Половина строфы оказывается по смыслу пустой. 3. Опять у меня вопросы «противопожарной безопасности» - как в одном из предыдущих стихотворений – как это «чистый помысел» призван «гасить уголек»? Он что – жидкий? Или пескообразный? И только ли чистый помысел тоску гасит? А если помысел не очень чистый, то тогда как? А грязный? Вопросы, вопросы… 4. Огонь возникает и в следующей строфе, но уже в виде чего-то, что нужно наоборот «оживлять». При этом «огонь» оживляется «заревом»… Честное слово, не могу себе представить механизма этого процесса. 5. Новообразование – «летучий ров» - порадовало своей новизной и оригинальностью. Никогда не знал, что рвы летают, даже если они «червленые» (темно-красные) и умеют разговаривать тайком «об ином»… Вот только «об ином» - это о чем? И почему о нем надо тайком? 6. «Распогодится небо пряное, сотворит осеняющий крест». – Опять мне сложно представить себе механизм процесса. Вообще говоря, «распогодится» не имеет отношение к чему-то конкретному – это штука безличная. Типа «дождит» или «вечереет». А когда небо «распогаживается» (другой формы не нашел), то у меня возникают сомнения в русском языке – это что-то из серии «инда взопрели озимые» (с). Однако тут еще не все: оказывается если небо «пряное» (и распогоженное), то оно может и крест сотворить – причем не простой, а осеняющий. Чем только? И почему только в пряном состоянии? И, честно говоря, не понял, откуда такая уверенность, что оно этот крест сотворит? Хотя… если уж оно пряное, то что ему еще остается? :))))) 7. «Все устроится, хной укроется»… - бррр. Краской укроется? Или цветом хны? Как-то слово «укрывать» тут не очень – может тогда уж «покроется»? А то краска в роли одеяла для меня не убедительна… 8. «Суета от того надоест»… - от чего????!!!! От хны, креста осеняющего и неба пряного? 9. «недра осени»… - это где у нас описано? Какие-такие недра? Почему в недра должен завалиться (?!) год? Как это он там «остынет», если мы только что «заревом огонь оживляли»? Что это за недра, которые на чугунок похожи? Ну и «остывая, как в чугунке, - не айс, т.к. в чугунке не только остывают – там еще иной раз и варятся, и для того, чтобы фраза прозвучала правильно, сначала надо было чугунок нагреть, а уж потом остужать… 10. Особенно радует концовка. После всех чугунков и пряных небес, осеняющих крестом, у нас оказалась где-то в кустах еще и «радость млечная» (??!!) Это какая? Чем она от других радостей отличается? И почему она «в уголке» зимовать ложится? Где она во всем описанном великолепии «уголок» нашла? Увольте, но для меня это звучит, как военное: «Вышел в чисто поле, вокруг ничего, и вдруг из-за угла выезжает танк». ---------------------------------------------------------------------------------------------------- РЕЗЮМЕ. Текст слабый. Практически, это не стихотворение, но набор относительно зарифмованных компонентов, «раскрашенных под хохлому». Могу себе представить человека, который вышел в то самое чисто-поле, осмотрел на горизонте осенний лес, вдохнул свежий и пряный осенний запах ветра, отряхнул суету и заботы – и проникся красотой и святостью природы. Верю. Но только написано это все для кого-то, кто нормальным языком разговаривать и воспринимать на нем совершенно не умеет – для существа из другой страны, с другого континента или даже с другой планеты, где есть заваливающийся в недра осени год… Опасность любой стилизации в том и состоит, что есть очень тонкая грань между достоверным стилем и лубочной картинкой, «развесистой клюквой». Чтобы избегать попадания именно в «клюкву» надо проделать определенную работу – взять, например, сборник старинных русских песен народных и прочесть его, проникнуться (от корки до корки). Почитать переписку Ивана Грозного с Курбским. Посмотреть стилизации Некрасова, Фета, других авторов… В общем, проникнуться особенностями стиля, его красотами и лексикой. Иначе все рассыплется, как, собственно, тут и произошло… И еще. Мы понимаем, что о любом событии или явлении можно написать В ЛЮБОМ стиле. Хоть в авангардистском, хоть в обериутском, хоть в классике, хоть в народных мотивах – как угодно. Потому выбор автором того или иного стиля – это тоже серьезный момент. И он чем-то в тексте должен быть жестко оправдан. Тут, к сожалению, этого не просматривается… В общем, можно это написать, но переделка глобальная потребуется – практически, новое стихотворение… Это все, конечно, на мой совершенно субъективный взгляд. С ув. А.
Здравствуйте, Александр. Пересматриваю, что было написано мной ранее, хочется чт- то поправить, изменить. Ваш взгляд и прочтение для меня абсолютно точны и приемлемы, поэтому пишу. Давно хотела спросить, но стеснилась как-то, у меня много абсолютно простых стихов. О моменте каком- то, о мимолетном чувстве, нет в них эксклюзивности рифмы и формы. Только мысль конкретная, которую хотела выразить и донести. Мне кажется, что и такие стихи тоже имеют место под солнцем. Очень бы хотелось узнать Ваше мнение. И для примера, и для разбора тоже. Вновь весна. Порыдать на обрыве над рекой. Посмотреть ледоход. Поразмыслить о жизни бурливой, Помечтать, что удача придет. Загадать всем желаниям сбыться Здесь, сейчас. Почему бы и нет? Поскользнуться. В грязи извозиться... И понять самый главный секрет. Ощутить его: горлом и пяткой Всем, что выдано мне на года: Я люблю и живу без оглядки без разбора... Но, лишь иногда.
АЛЕКСАНДР, понимаете, смысл раздела состоит в том, что автор с представленным здесь текстом РАБОТАЕТ - то есть, серьезно в нем копается и что-то (если согласен с замечаниями) переделывает. Если Вам нужен просто "диагноз", то сейчас на сайте работают отличные разделы, где умные люди занимаются именно что диагностикой. И там Вы сами решаете - "в морг" или "к терапевту" :))))))))) Просто читать и писать рецензии на тексты я особенного смысла не вижу - мне важно, чтобы автор творчески реагировал на эту работу, а иначе она утрачивает смысл и превращается в своего рода пиар текстов - выставить в любом месте, лишь бы читалось... Поймите правильно и не обижайтесь, ладно - просто, коли будет охота именно работать, то милости прошу.
Вновь весна. Порыдать на обрыве над рекой. Посмотреть ледоход. Поразмыслить о жизни бурливой, Помечтать, что удача придет. …
---------------------------------------------------------------------------- СВЕТЛАНА, доброго времени! Спасибо за добрые слова, ну а что касается так называемых «простых» стихов, то это заблуждение их считать «простыми» - если это стихи, то появлению текста, в котором все кажется безыскусным и простым предшествует сложная и долгая душевная работа. Выбор точного слова в тексте, где нет каких-то крайностей в стиле и антураже, зачастую (если не всегда) куда сложнее, чем «сборка» мозаики из экзотических элементов. Потому «простота» - штука намного более сложная, чем кажется на первый взгляд. Все в ней зависит от душевной зрелости, наблюдательности, литературной подготовленности и индивидуальности автора. Это вообще. В частности, Ваши «простые» стихотворения очень мне нравятся – Вы обладаете верным и добрым взглядом на мир, уместной самоиронией, возрастающей зрелостью формы и сдержанностью в деталях – это все подкупает. Частности иной раз требуют правки, но то ж у всех и всегда – иной раз с самой простой строкой так начеркаешься – аж бумага рвется :))) Это – часть ремесла. Теперь пара замечаний к тексту: 1. Маловато Вам, судя по тексту, «выдано на года» - всего-то горло и пятка :)))))))))))))))) Здесь надо покрутить строчки, чтобы не вызывать лишних недоумений (типа, а чем же она тогда пишет?). 2. Само сочетание «горлом и пяткой» - оно симпатичное своим разговорным юмором, но в литературном тексте сбивает с толку. Может быть имеет смысл поискать где-то в области «от горла до пятки» - чтобы хоть какое-то еще наполнение этого пространства угадывалось :)))) Вот и все, собственно. Концовка – блеск. Да и вообще стихотворение вполне состоялось.
С ув. А.
Здравствуйте, Александр. Поработал над текстом с учётом всех (вроде всех) Ваших замечаний. Вот что вышло: Сотый — Держись пожалуйста, держись, Окоп наш рядом, я осилю! Ведь ты живой и будешь жить, Потом расскажешь байки сыну! Ты не подумай: размазня, Ещё сопливая девчонка — Ты будешь сотый у меня. Не спи, болтай со мной о чём-то. — Тащила парня в медсанбат Девчушка тощая как спичка. — Ты кто? — хрипя спросил солдат. — Я — санитар, сержант Величко. Земля взъерошена. Огни. Палёный запах мяса, крови. Живые стонут: «Помоги!» Но мёртвых больше по дороге. — Ну вот и всё, мы доползли! Примите, онемели руки. — Толчок... Солдат хрипит: — Прости. Немецкий снайпер пишет: «Hundert!» Как-то так... Спасибо.
Ну и как, ЯКОВ? Вам-то самому как кажется, зазвучал текст? Мне кажется, что зазвучал куда убедительнее, чем до того :)))) Я бы еще подумал над двумя рифмовками: "осилю-сыну" (слабовато вкороткой строке) и "крови-дороге" (тут вообще о рифме можно говорить только условно). А вот все остальное - любо-дорого. Как гвоорят в Одессе - "две большие разницы" :)))
Спасибо, Александр. Как раз эти два места из-за плохой рифмы мне и не нравились, но одно дело когда сам себя коришь, а другое — когда со стороны о том же говорят. Ещё поработаю )))
А так? Сотый — Держись пожалуйста, держись, Недалеко тебя тянуть к нам. Ещё ты долго будешь жить И о войне расскажешь внукам. Ты не подумай: размазня, Что я сопливая девчонка — Ты будешь сотый у меня. Не спи, болтай со мной о чём-то. — Тащила парня в медсанбат Девчушка тощая как спичка. — Ты кто? — хрипя спросил солдат. — Я — санитар, сержант Величко. Земля взъерошена. Огни. Палёный запах мяса всюду. Живые стонут: «Помоги!» Но мёртвых больше — смерти блюда. — Ну вот и всё, мы доползли! Примите, онемели руки. — Толчок... Солдат хрипит: — Прости. Немецкий снайпер пишет: «Hundert!»
Начало в идеале. "Смерти блюда" - нет, не айс. В общем, чуть-чуть осталось :)) Да, в строчке про "сотого" лучше воспользоваться препинаками для усиления впечатления: "ты будешь - сотый у меня". Тут тире сигнализирует об интонационной паузе.
Доброго времени суток, Александр и Вам. Благодарю Вас за хорошие слова, мне очень важно понимать, что это тоже стихи и тоже творчество, правда абсолютная, знаете наслушалась уже о " безыскусности" и простоте. Значит, все хорошо, доработаю, пусть будет, а промежуток между горлом и пяткой заполню, я поняла. Еще раз спасибо.
|