Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 238
Авторов: 0
Гостей: 238
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)

Асманов Александр
Асманов Александр, 10.11.2013 в 00:14

Всё получится,
перемучится, перемелется,
дай лишь срок.
Всё наладится,
чистым помыслом
загаси тоски уголек.

-----------------------------------------------------
Доброго времени, АЛЕКСАНДР. Ну, коли «с первым все просто», то давайте о втором поговорим :))))))
Стихотворение построено, как стилизация под старорусский гусельный распев – есть в нем попытка реализовать соответствующую атрибутику и мелодику. Однако, есть и то, что из стиля выбивается, да и просто тексту мешает, делая его очень и очень слабым…

1. Ритмика «плывет». От короткой строки «дай лишь срок» мы постепенно уходим к длинной «зимовать легла в уголке». Это уже сбивает восприятие – стихотворение может быть построено с любым сложным ритмом, но при этом должно прослеживаться ритмическое единство текста, оправданное его содержанием. Сбои всегда мешают, когда они возникают сами собой.

2. Логика уже в первой строфе меня несколько озадачивает: «получится, перемучится, перемелется» - это о работе мельника? Иначе что же такое «получится», если оно же и перемелется? И надо ли «получаться» тому, что идет в таких муках? Тем более, что речь идет не о конкретной цели, а просто обо «всем».  Половина строфы оказывается по смыслу пустой.

3. Опять у меня вопросы «противопожарной безопасности» - как в одном из предыдущих стихотворений – как это «чистый помысел» призван «гасить уголек»? Он что – жидкий? Или пескообразный? И только ли чистый помысел тоску гасит? А если помысел не очень чистый, то тогда как? А грязный? Вопросы, вопросы…

4. Огонь возникает и в следующей строфе, но уже в виде чего-то, что нужно наоборот «оживлять». При этом «огонь» оживляется «заревом»… Честное слово, не могу себе представить механизма этого процесса.

5. Новообразование – «летучий ров» - порадовало своей новизной и оригинальностью. Никогда не знал, что рвы летают, даже если они «червленые» (темно-красные) и умеют разговаривать тайком «об ином»… Вот только «об ином» - это о чем? И почему о нем надо тайком?

6. «Распогодится небо пряное, сотворит осеняющий крест». – Опять мне сложно представить себе механизм процесса. Вообще говоря, «распогодится» не имеет отношение к чему-то конкретному – это штука безличная. Типа «дождит» или «вечереет». А когда небо «распогаживается» (другой формы не нашел), то у меня возникают сомнения в русском языке – это что-то из серии «инда взопрели озимые» (с). Однако тут еще не все: оказывается если небо «пряное» (и распогоженное), то оно может и крест сотворить – причем не простой, а осеняющий. Чем только? И почему только в пряном состоянии? И, честно говоря, не понял, откуда такая уверенность, что оно этот крест сотворит? Хотя… если уж оно пряное, то что ему еще остается?  :)))))

7. «Все устроится, хной укроется»…  - бррр. Краской укроется? Или цветом хны? Как-то слово «укрывать» тут не очень – может тогда уж «покроется»? А то краска в роли одеяла для меня не убедительна…

8. «Суета от того надоест»… - от чего????!!!! От хны, креста осеняющего и неба пряного?

9. «недра осени»… - это где у нас описано? Какие-такие недра? Почему в недра должен завалиться (?!) год? Как это он там «остынет», если мы только что «заревом огонь оживляли»? Что это за недра, которые на чугунок похожи? Ну и «остывая, как в чугунке, - не айс, т.к. в чугунке не только остывают – там еще иной раз и варятся, и для того, чтобы фраза прозвучала правильно, сначала надо было чугунок нагреть, а уж потом остужать…

10. Особенно радует концовка. После всех чугунков и пряных небес, осеняющих крестом, у нас оказалась где-то в кустах еще и «радость млечная» (??!!) Это какая? Чем она от других радостей отличается? И почему она «в уголке» зимовать ложится? Где она во всем описанном великолепии «уголок» нашла? Увольте, но для меня это звучит, как военное: «Вышел в чисто поле, вокруг ничего, и вдруг из-за угла выезжает танк».

----------------------------------------------------------------------------------------------------
РЕЗЮМЕ.
Текст слабый. Практически, это не стихотворение, но набор относительно зарифмованных компонентов, «раскрашенных под хохлому». Могу себе представить человека, который вышел в то самое чисто-поле, осмотрел на горизонте осенний лес, вдохнул свежий и пряный осенний запах ветра, отряхнул суету и заботы – и проникся красотой и святостью природы. Верю. Но только написано это все для кого-то, кто нормальным языком разговаривать и воспринимать на нем совершенно не умеет – для существа из другой страны, с другого континента или даже с другой планеты, где есть заваливающийся в недра осени год…
Опасность любой стилизации в том и состоит, что есть очень тонкая грань между достоверным стилем и лубочной картинкой, «развесистой клюквой». Чтобы избегать попадания именно в «клюкву» надо проделать определенную работу – взять, например, сборник старинных русских песен народных и прочесть его, проникнуться (от корки до корки). Почитать переписку Ивана Грозного с Курбским. Посмотреть стилизации  Некрасова, Фета, других авторов… В общем, проникнуться особенностями стиля, его красотами и лексикой. Иначе все рассыплется, как, собственно, тут и произошло…
И еще. Мы понимаем, что о любом событии или явлении можно написать В ЛЮБОМ стиле. Хоть в авангардистском, хоть в обериутском, хоть в классике, хоть в народных мотивах – как угодно. Потому выбор автором того или иного стиля – это тоже серьезный момент. И он чем-то в тексте должен быть жестко оправдан. Тут, к сожалению, этого не просматривается…

В общем, можно это написать, но переделка глобальная потребуется – практически, новое стихотворение…  Это все, конечно, на мой совершенно субъективный взгляд.

С ув.
А.

Света Разумова
Света Разумова, 10.11.2013 в 10:01
Здравствуйте, Александр.
Пересматриваю, что было написано мной ранее, хочется чт- то поправить, изменить. Ваш взгляд и прочтение для меня абсолютно точны и приемлемы, поэтому пишу.
Давно хотела спросить, но стеснилась как-то, у меня много абсолютно простых стихов. О моменте каком- то, о мимолетном чувстве, нет в них эксклюзивности рифмы и формы. Только мысль конкретная, которую хотела выразить и донести. Мне кажется, что и такие стихи тоже имеют место под солнцем. Очень бы хотелось узнать Ваше мнение. И для примера, и для разбора тоже.

Вновь весна. Порыдать на обрыве
над рекой. Посмотреть ледоход.
Поразмыслить о жизни бурливой,
Помечтать,  что  удача придет.

Загадать всем желаниям сбыться
Здесь,  сейчас. Почему бы и нет?
Поскользнуться. В грязи извозиться...
И понять самый главный секрет.

Ощутить его: горлом и пяткой
Всем, что выдано мне на года:
Я люблю и живу без оглядки
без разбора...   Но, лишь иногда.

Асманов Александр
Асманов Александр, 10.11.2013 в 10:24
АЛЕКСАНДР, понимаете, смысл раздела состоит в том, что автор с представленным здесь текстом РАБОТАЕТ - то есть, серьезно в нем копается и что-то (если согласен с замечаниями) переделывает.
Если Вам нужен просто "диагноз", то сейчас на сайте работают отличные разделы, где умные люди занимаются именно что диагностикой. И там Вы сами решаете - "в морг" или "к терапевту" :)))))))))

Просто читать и писать рецензии на тексты я особенного смысла не вижу - мне важно, чтобы автор творчески реагировал на эту работу, а иначе она утрачивает смысл и превращается в своего рода пиар текстов - выставить в любом месте, лишь бы читалось...

Поймите правильно и не обижайтесь, ладно - просто, коли будет охота именно работать, то милости прошу.

Асманов Александр
Асманов Александр, 10.11.2013 в 10:35

Вновь весна. Порыдать на обрыве
над рекой. Посмотреть ледоход.
Поразмыслить о жизни бурливой,
Помечтать,  что  удача придет.


----------------------------------------------------------------------------
СВЕТЛАНА, доброго времени!

Спасибо за добрые слова, ну а что касается так называемых «простых» стихов, то это заблуждение их считать «простыми» - если это стихи, то появлению текста, в котором все кажется безыскусным и простым предшествует сложная и долгая душевная работа. Выбор точного слова в тексте, где нет каких-то крайностей в стиле и антураже, зачастую (если не всегда) куда сложнее, чем «сборка» мозаики из экзотических элементов. Потому «простота» - штука намного более сложная, чем кажется на первый взгляд. Все в ней зависит от душевной зрелости, наблюдательности, литературной подготовленности и индивидуальности автора.
Это вообще. В частности, Ваши «простые» стихотворения очень мне нравятся – Вы обладаете верным и добрым взглядом на мир, уместной самоиронией, возрастающей зрелостью формы и сдержанностью в деталях – это все подкупает.
Частности иной раз требуют правки, но то ж у всех и всегда – иной раз с самой простой строкой так начеркаешься – аж бумага рвется :)))  Это – часть ремесла.

Теперь пара замечаний к тексту:

1. Маловато Вам, судя по тексту, «выдано на года» - всего-то горло и пятка :)))))))))))))))) Здесь надо покрутить строчки, чтобы не вызывать лишних недоумений (типа, а чем же она тогда пишет?).

2.  Само сочетание «горлом и пяткой» - оно симпатичное своим разговорным юмором, но в литературном тексте сбивает с толку. Может быть имеет смысл поискать где-то в области «от горла до пятки» - чтобы хоть какое-то еще наполнение этого пространства угадывалось :))))


Вот и все, собственно. Концовка – блеск. Да и вообще стихотворение вполне состоялось.


С ув.
А.

Яков Сапожник
Яков Сапожник, 10.11.2013 в 13:02
Здравствуйте, Александр.

Поработал над текстом с учётом всех (вроде всех) Ваших замечаний.

Вот что вышло:

Сотый

— Держись пожалуйста, держись,
Окоп наш рядом, я осилю!
Ведь ты живой и будешь жить,
Потом расскажешь байки сыну!

Ты не подумай: размазня,
Ещё сопливая девчонка —
Ты будешь сотый у меня.
Не спи, болтай со мной о чём-то. —

Тащила парня в медсанбат
Девчушка тощая как спичка.
— Ты кто? — хрипя спросил солдат.
— Я — санитар, сержант Величко.

Земля взъерошена. Огни.
Палёный запах мяса, крови.
Живые стонут: «Помоги!»
Но мёртвых больше по дороге.

— Ну вот и всё, мы доползли!
Примите, онемели руки. —
Толчок...
Солдат хрипит: — Прости.
Немецкий снайпер пишет: «Hundert!»

Как-то так...

Спасибо.

Асманов Александр
Асманов Александр, 10.11.2013 в 13:24
Ну и как, ЯКОВ? Вам-то самому как кажется, зазвучал текст? Мне кажется, что зазвучал куда убедительнее, чем до того :))))
Я бы еще подумал над двумя рифмовками: "осилю-сыну" (слабовато вкороткой строке) и "крови-дороге" (тут вообще о рифме можно говорить только условно). А вот все остальное - любо-дорого. Как гвоорят в Одессе - "две большие разницы" :)))
Яков Сапожник
Яков Сапожник, 10.11.2013 в 13:53
Спасибо, Александр.

Как раз эти два места из-за плохой рифмы мне и не нравились, но одно дело когда сам себя коришь, а другое — когда со стороны о том же говорят.

Ещё поработаю )))

Яков Сапожник
Яков Сапожник, 10.11.2013 в 15:14
А так?

Сотый

— Держись пожалуйста, держись,
Недалеко тебя тянуть к нам.
Ещё ты долго будешь жить
И о войне расскажешь внукам.

Ты не подумай: размазня,
Что я сопливая девчонка —
Ты будешь сотый у меня.
Не спи, болтай со мной о чём-то. —

Тащила парня в медсанбат
Девчушка тощая как спичка.
— Ты кто? — хрипя спросил солдат.
— Я — санитар, сержант Величко.

Земля взъерошена. Огни.
Палёный запах мяса всюду.
Живые стонут: «Помоги!»
Но мёртвых больше — смерти блюда.

— Ну вот и всё, мы доползли!
Примите, онемели руки. —
Толчок...
Солдат хрипит: — Прости.
Немецкий снайпер пишет: «Hundert!»

Асманов Александр
Асманов Александр, 10.11.2013 в 15:29
Начало в идеале. "Смерти блюда" - нет, не айс. В общем, чуть-чуть осталось :))
Да, в строчке про "сотого" лучше воспользоваться препинаками для усиления впечатления:
"ты будешь - сотый у меня". Тут тире сигнализирует об интонационной паузе.
Света Разумова
Света Разумова, 10.11.2013 в 15:41
Доброго времени суток, Александр и Вам. Благодарю Вас за хорошие слова, мне очень важно понимать, что это тоже стихи и тоже творчество, правда абсолютная, знаете наслушалась уже о " безыскусности" и простоте. Значит, все хорошо, доработаю, пусть будет, а промежуток между горлом и пяткой заполню, я поняла. Еще раз спасибо.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 →|