Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 271
Авторов: 0
Гостей: 271
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Юлия Мигита / Полученные рецензии

Рецензия на ««Мы пишем не для критиков, а для читателей!» (утверждения и возражения).»

Михаил Козловский
Михаил Козловский, 06.03.2012 в 14:34
Прочитал с большим интересом, Юлия! Как само эссе, так и бурное обсуждение - вышедшее, как водится, далеко за рамки.
Рискну добавить свои пять копеек.
Тут уже было справедливо замечено, что этот текст предназначен для НАЧИНАЮЩИХ поэтов. А с неначинающими совсем наоборот: "поэзия всегда - езда в незнаемое" (В.Маяковский, естественно). От поэзии ждешь чего-то нового, до сей поры неизведанного или не-увиденного. Поэтому настоящий, большой поэт всегда пытается расшатать те или иные рамки законов стихосложения.
По большому счету, поэзия - это преступление против законов прозы! Но только в том случае, когда душевное устремление подкреплено профессионализмом и, если повезет, талантом. Законы нарушать можно и нужно, но ТОЛЬКО ЕСЛИ знаешь, что именно ты нарушаешь и с какой творческой целью. А не по недомыслию.
Конкретный пример: когда начинающий поэт рифмует "кровь-любовь", я брезгливо морщусь. Но когда так поступает, например, Булат Окуджава, причем нарочито подчеркивая банальность этой рифмы, я чешу в затылке и отчаянно стараюсь понять, что именно он хочет этим мне сказать.
То есть, подытоживая: писать безграмотно имеет право лишь тот, кто владеет грамотой в совершенстве. Потому что только тогда он ведает, что творит.
Юлия Мигита
Юлия Мигита, 06.03.2012 в 15:33
Михаил, рада видеть у себя! И слышать, конечно)))
Да, да, да... Ни с одним словом не поспорю.
Ты продолжил тему и вывел её на другой уровень.

Да, "этот текст предназначен для НАЧИНАЮЩИХ поэтов" (притом лентяев) Твои же рассуждения будут горячо одобрены в среде "старичков")

Согласна, один и тот же приём может выглядеть и ошибкой, и средством речевой выразительности - смотря как применить.
Есть просто падение (коровы на льду), а есть падение каскадёра, который при этом продолжает управлять каждым своим мускулом и добивается нужного эффекта.

Для того, чтобы "перерасти" классическую школу, надо сначала её закончить. Не бывает, чтобы из 1 класса - сразу в институт. А ведь многие именно этого хотят...
Раз недоказуемо математически, что стихи плохи - значит, будем считать, что они хороши. (Я не бракодел, а новатор: суп с волосами и компот из селёдки - моё ноу хау! Кто сказал "невкусно" - у того испорчен вкус).

Сальвадор Дали заговорил на новом, уникальном языке. Но он бы никогда этого не смог сделать, если бы не владел традиционной техникой письма. Он раздвинул рамки, которые ему стали тесны, но он не пренебрёг ими! Маяковскому тоже "мешали" ограничения силлабо-тоники, однако он прекрасно  владел её приёмами (и всю юность именно так и писал).
А наши многие начинающие литераторы хотят, ничему не учась, сразу в "дамки" пролезть))) Но так не бывает)


Михаил Козловский
Михаил Козловский, 06.03.2012 в 16:47
Я рад, что мы стобой мыслим на одной волне, Юля.
Но я хотел бы еще сказать пару слов о "я пишу для читателей".   Un sot trouve toujours un plus sot qui l'admire, как говорят французы - на каждого дурака найдется еще больший дурак, который будет им восхищаться. Я знаю авторов, которые пишут совершеннейшее убожество и пользуются при этом бешеной популярностью - (ключевое слово!) - в определенных кругах.
Получается, что волей-неволей складывается круг читателей, которые тебя понимают и принимают; и есть другие, которым твоя эстетика чужда. Из многих поэт-сайтов я выбрал Графоманов.нет именно из-за высокого среднего уровня участников и высокого уровня требований к поэтическому качеству. Но даже и здесь мне никогда не выиграть ни одного конкурса - не потому, что мои стихи заметно хуже, а потому, что они другие, не укладываются в мейнстрим. И я тоже мог бы сказать, что пишу для читателя, но с существенной поправкой: для МОЕГО читателя. "Узок круг этих людей, страшно далеки они от народа" (с) В.И.Ленин
Так что графоман и бездарь, который пишет что-то невразумительное "для читателей", по-своему прав. Только надо объяснить ему, что его читатель - НЕ ЗДЕСЬ, а где-то в другом месте. Ты видела, скольких авторов "самодеятельной песни из подворотни" я просто и деликатно отправляю в своих обзорах на другие сайты?!
... Но это так, мысли вслух. Твоя музыка навеяла!
Юлия Мигита
Юлия Мигита, 08.03.2012 в 11:00
... на каждого дурака найдется еще больший дурак, который будет им восхищаться. Я знаю авторов, которые пишут совершеннейшее убожество и пользуются при этом бешеной популярностью - (ключевое слово!) - в определенных кругах.

Ну да, "по Сеньке и шапка" - ещё говорят)

Из многих поэт-сайтов я выбрал Графоманов.нет именно из-за высокого среднего уровня участников и высокого уровня требований к поэтическому качеству.

Аналогично)

Но даже и здесь мне никогда не выиграть ни одного конкурса - не потому, что мои стихи заметно хуже, а потому, что они другие, не укладываются в мейнстрим.

Ну я тоже особо-то не завыигрывалась, хотя, надо сказать, и участвовала в конкурсах редко, а сейчас и вообще перестала. Но я не думаю, что это по причине того, что среди голосовальщиков нет "моего читателя" или я не вписываюсь в какую-то там общепринятую концепцию. Нет таковой, и быть не может: у 50-ти голосующих не могут быть одинаковые вкусы.  Скорее всего дело в том, что я что-то не так выразила, подобрала не те слова - и они не срезонировали с читателем в достаточной мере - только и всего.

А насчет тебя - не ровен час, твоя "Сьюзен" выиграет на теперешнем конкурсе прозы. Или моё "Нужное слово". И пойдем с тобой под руку, коронованные и довольные))))) Нам ли быть в печали, Михаил?)))

Так что графоман и бездарь, который пишет что-то невразумительное "для читателей", по-своему прав. Только надо объяснить ему, что его читатель - НЕ ЗДЕСЬ, а где-то в другом месте.

Аха-ха!) Точно-точно))))

Ты видела, скольких авторов "самодеятельной песни из подворотни" я просто и деликатно отправляю в своих обзорах на другие сайты?!

И мне случается этим же заниматься)))) Только вот послушаются ли?) Хотя, обычно через полгодика всё сами понимают и бросают страницу.

... Но это так, мысли вслух. Твоя музыка навеяла!
Рада стараться)))

Рецензия на ««Мы пишем не для критиков, а для читателей!» (утверждения и возражения).»

Майк Зиновкин
Майк Зиновкин, 05.03.2012 в 11:44
очень правильная и нужная статья, Юля!

сам пришёл на стихиру в 2005-м, до этого варившись в собственном соку с мякотью восторженных откликов друзей, для которых я был едва ли не единственным поэтом современости... :)
пришёл, значит, и увидел, наконец - что и как пишут - не "классики" - обычные люди, зачастую младше меня... и захотел писать не хуже, и даже лучше... и вроде даже получается... :)
так что самосовершенствование необходимо - и не только грамотности, но и вкуса - чтобы понимать, что "пришла-нашла" - не рифма... :)
а ещё - добрее надо быть и доброжелательней... тогда и критика станет не критикой, а дружескими советами...
вот как-то так...

Юлия Мигита
Юлия Мигита, 05.03.2012 в 12:05
Майк, очень обрадована Вашим визитом)))
И, конечно, тем фактом, что моё эссе Вы нашли полезным)

Кстати, не только критику, но и автору надо быть добрее) Почему-то в моей практике не было случая, когда бы человек, пришедший ко мне "с мечом", с мечом бы и уходил. Обычно находила общий язык с любым "ругателем", хотя и цели такой не ставила)))  
Ну, может, была пара случаев неадеквата, когда люди просто хотели гадость сказать. Вот, к примеру:
http://www.chitalnya.ru/work/282279/
Но это я в расчет не беру)

 

Валерий Носуленко
Валерий Носуленко, 05.03.2012 в 12:42
Миш, я помню как ты мне сказал, года три назад, что делать чтобы писать лучше - ты сказал надо просто читать хороших авторов и забыть про классику) и вот это было правильно....а всякая отсылка к учебникам стихосложения и призывы к работе над стихом ни к чему хорошему не приведут  ну разве что техника станет лучшее)но придёт другая беда человек окружат рамки имхо конечно
Майк Зиновкин
Майк Зиновкин, 05.03.2012 в 13:30
Валер, я и говорю в первую очередь о совершенствовании вкуса... :) банальная зависть может дать неплохой посыл "делать как мы, делать лучше нас"...
да и статья Юли - не обязывает бежать читать учебники - но пищу для размышлений даёт... хотя несомненно - сказать себе, что надо работать над стихом, в первую очередь ты должен сам...

а за "классиков" - я и сейчас так считаю... :))

Майк Зиновкин
Майк Зиновкин, 05.03.2012 в 13:35
Юля, про "добрее и доброжелательней" - я как раз и имел в виду автора... "от улыбки станет всем светлей" (с) :)
Юлия Мигита
Юлия Мигита, 05.03.2012 в 14:16
Валерий, у нас одни рамки - русский язык. Если даже поэты будут пренебрегать элементарными языковыми нормами, от кого тогда вообще можно требовать грамотности речи? И так уж кругом засилие косноязычия...


Рецензия на ««Мы пишем не для критиков, а для читателей!» (утверждения и возражения).»

Джейн Терен
Джейн Терен, 05.03.2012 в 04:48
Как-то это эссе добавляет вдохновения на то, чтобы продолжать учиться.)

Раньше думала: можешь не писать - не пиши. Не писала долго. Потом что-то, как говорится, "прорвало" не ко времени.)) Вдохновение есть, мысли иногда захаживают проведать мозг, а вот технического базиса ой как не хватает. Книги книгами, а совет более опытного автора ли, критика, настроенного помочь, а не "утопить" - куда эффективней.)

Юлия Мигита
Юлия Мигита, 05.03.2012 в 09:20
Джейн, пока пишется, пишите, пользуйтесь моментом: если не будет вдохновения, и знания не помогут. Но чтобы не просто писать, а писать хорошо - действительно, нужна большая работа над собой. В первую очередь - чтение большого количества хороших стихов, ну и по возможности каких-то учебников. Персональный критик есть далеко не у каждого, поэтому приходится уповать в основном на самообразование.

Я всегда рекомендую начать серьезное знакомство с литературой со стихов Игоря Царёва - пишет просто, всем понятно, но не примитивно - напротив! И очень образно.
А из учебников - Тим Скоренко, конечно. С яркими примерами, доступным языком...

Джейн Терен
Джейн Терен, 05.03.2012 в 11:43
Писать я пишу. Заметила, что если игнорировать вдохновение - оно надолго исчезает.
Спасибо за рекомендации.) Почитаю.

Рецензия на ««Мы пишем не для критиков, а для читателей!» (утверждения и возражения).»

Генчикмахер Марина
Юля, твое эссе написано на очень серьезную тему (о том, что нужно учится любому делу, в томчисле и поэтическому), о которой я спорить не стану. Но у него (эссе) есть существенный недостаток: утверждения твоего «мифического» оппонента «вырваны» из контекста. Судить кто прав, кто нет очень трудно. Но даже смотреть в общем, мне кажется, что ни ты своего собеседника не понимаешь, ни он тебя.
Можно я попробую взглянуть на эти «сакральные фразы» глазами  «начинающего»? Я тоже «начинала» и во многом «начинаю» по сей день. Если можно, я последовательно.

- Я пишу не для критиков, а для читателей!
Юля, эта фраза не означает, что критик  - не читатель, или читатель второго сорта. Oна означает, что твоя лично критика автора сильно достала. Он даже соглсен признать твою правоту и твое превосходство в литературных знаниях, но он не желает с тобой говорить больше о чем бы то ни было. Это просто вежливая интерпретация фразы «- Не нравится произведение – уйди молча.» И читать твое эссе он не станет, даже если ты дашь ему ссылку.А если все же прочтет, то удивится: он тебе говорит: «мне вообще неинтересны ни ты, ни твои познания», а ты ему: «я знаю больше, чем кто-то другой».
Кстати, в пассаже под этим замечанием ты так и не ответила на собственный вопрос, кто такой «средний критик». Это профессионал? Или просто читатель, способный к «диалогу», которому это произведение не  нравится? Чем тогда он отличается от «обычного читателя», который познания и «способность к диалогу» не проявил просто за отсутствием к тому нужды? Ты же сама знаешь, что в самиздате ипостаси «читатель», «критик»  и «писатель» обычно совмещены. «Просто» читателей тут не встретишь: они подвизаются в чтении «профессиональных» журналов а в самиздат «забредают» лишь по «наводке» друзей поэтов, типа, «Я такие стихи классные нашел! Пойди, прочти!». Но и тут очень трудно этого «просто читателя» заставить зарегистрироваться, чтоб как-то оформить свои восторги под своим произведением.
Поэтому хвалебные отзывы делаются от чистого сердца такими же «средними критиками», которые могут, конечно уступать тебе в литературном образовании, вкусе, представлениях, а могут и превосходить. Какой же это аргумент в споре?  

- Стихотворение - это выражение души, поэтому критика – дело неэтичное. Зачем огорчать автора, даже если он плохо пишет? Возможно, у него масса других талантов, и вообще, он хороший человек.
Юль, эту фразу ты у начинающих взяла?В смысле, «Зачем огорчать автора, даже если он плохо пишет?» Или просто порассуждать?
Если я приду в кафе, и найду «волос в супе», я подниму шум. Если я приду в гости к приятелю –любителю-кулинару, я сделаю вид, что этого волоса не было. Или пошучу на эту тему. Если я приду на вечеринку, где любители бесплаттно хотят «блеснуть» мастерством, я тоже шума поднимать не стану. Даже из-за волос в супе.. Я раскритикую розовый куст, купленный в цветочном магазине за одну подвявшую розу и охотно расхвалю чахлый кустик роз, выращенный подругой под окном. Разница есть между профессионалом и непрофессионалом:  профессионал продает плоды своего труда. Любитель дарит «душу».
Опять же, «не станете их есть - а это ли не худшая «критика»?»  А кто может заставить «есть», т.е. читать «некачественные» стихи или очерки?
Совсем другое дело, если человек сам просит оценить свое произведение, или настаивает на его публикации. Но зачем тогда он будет морочить голову оценщику возмущением за критику?


- Почему-то у других читателей моё стихотворение не вызвало вопросов. И только Вы не поняли моих образов («злачёные нити рыдающей тени», «надменный кубок возвращения»…)
Юль, это уже конкретная ситуация. Но сама по себе фраза  ни о чем не говорит. По опыту моему замечу, что далеко не всякая аллюзия ловится критиком или читателем. Одним ловится, другим – нет.
:0)
Я сама многих стихов не понимаю, хоть они пользуются общим и, скорее всего,  заслуженным успехом.

- Я не хочу изучать теорию, читать книжки, не надо мне ваших "умных" ссылок, объясните коротко и ясно, почему мой стих плохой.
Юль, в этом автор частично прав. Когда речь идет о конкретном стихотворении, критик должен уметь четко и доходчиво объяснить, что именно  хорошо, что плохо. Если он, конечно, по своей воле оное стихотворение взялся критиковать. Совет: «пойди прочти учебник поэтики, а потом будем беседовать» - не пашет.

- Я вкладываю в стихотворение свой смысл, а читатель пусть понимает по-своему.
Да. «Нам не дано предугадать» . С этим и Тютчев согласился бы.

- Неужели нельзя воспринимать стихотворение «в целом», не придираясь к мелочам?
Юленька, в каком-то смысле это верное высказывание: безупречных стихов не бывает; яркость и неожиданность образа, интересная мысль порою куда важнее неудачно подобранной рифмы. Но некоторые критики обзоров вовсе не пытаются передать цельное впечатление от стихотворения, а сосредоточиваются на перечислении мелких деталей и недочетов. При этом они несомненно производят впечатление на своих собственных читателей своей эрудицией и зоркостью, но благодаря стараниям подобных критиков, о современной Ахматовой читатель узнает лишь то, что у нее небогатая рифма, о Бродском, что он не соблюдает правильный ритм стихотворения. Т.е. леса за отдельными деревьями читатель не увидит, искритикованных стихов читать не станет, поверив критику; читать станет «прилизанные» стихи, которые ничего не «нарушают», но и интереса не вызывают.

- Разве это правильно - «проверять алгеброй гармонию»? Поэзия – волшебное таинство. Зачем её «препарировать», опуская до «земного» уровня?
Юль, «проверять алгеброй гармонию» интересно и полезно. Но лично я на основе «алгебры» ни разу ничего путного создать не с могла. Только на основе чувства или эмоционального опыта. И того самого «волшебного таинста», над которым не властна.


- Стихи рождаются в голове сами, как будто приходят от бога. Именно в таком виде я их записываю и выкладываю на страницу. Править стихи – значит, убивать первоначальные эмоции, опускать творчество до уровня ремесла.
Юленька я готова править орфографию, пунктуацию и много чего; но если в результате правк именяется смысл стиха или даже оттенок этого смысла, я непременно привожу вышенаписаннуютобою  фразу. Гораздо проще сослаться на божественность вдохновения, чем объяснять прицепившемуся комментатору, что он не прав. Это «отмазка», как правильно ее назвал Михаил..

Вот вы мне пеняете на «кровь-любовь» и «пришла-перешла», а между прочим, многие люди в восторге от моих стихов! Иногда плачут…
Юленька, если человека явно устраивает невысокий уровень литературных требований  его читателя, почему тебя это должно волновать?

-Да если я буду думать над каждым склонением, спряжением, учитывать все тонкости словоупотребления – я ни строчки написать не смогу!
Юль, если работу подсознания считать работой, тогда – да.
Надеюсь, что подавляющее большинство авторов нашего сайта солидарны со мной в главном: стихи – это большая работа, а не только озарение.
Это – весьма индивидуально. Когда как. Опять же,  если работу подсознания считать работой, тогда – да.
Юленька, ты умничка, но я уже писала: мне куда больше нравятся твои по настоящему художественные рассказы и очерки.

Минь де Линь
Минь де Линь, 04.03.2012 в 22:01
Мариночка, в чем-то соглашусь с Вами, а в чем-то - нет. Соглашусь в том, что, действительно, не вижу особого смысла в написании такого рода эссэ - графоманам, в принципе, ничего не докажешь, и ни в чем их не убедишь, размазывать "дважды-два" по тексту не имеет смысла. Не соглашусь в том, что, если "озарение" не проявилось в грамотно-отточенной форме, а первоначальная работа не дала результата, нужно наплевать на форму и выплеснуть оное в первозданном виде. Это не так.
Еще. Важна политика руководства сайта; и тот факт, что у нас, на Главной, появляется не так уж много откровенно купленной "лажи" (кого-то выгоняют, кто-то (помню одного "члена союза писателей") уходит сам), говорит (для меня, во всяком случае) о многом. Потому, собственно, я здесь, а не в каком-то другом месте.    
Генчикмахер Марина
Не соглашусь в том, что, если "озарение" не проявилось в грамотно-отточенной форме, а первоначальная работа не дала результата, нужно наплевать на форму и выплеснуть оное в первозданном виде

Минь, а где я это пишу?
:0)
С теплом,
Марина

Михаил Беликов
Михаил Беликов, 05.03.2012 в 08:29
Марина, Юля! Извините, что влезу тут, могу написать массу от себя (Юль, мы уже много говорили про это, ты знаешь),но не буду загружать главным образом, Юль, тебя - тебе и так тут отвечать ого-го сколько...;)
А скажу только, что позиция Марины мне очень-очень близка! Практически присоединюсь к ней. Вот читал тебя, Марин, и чувствовал прямо приливы тепла от того, насколько близки мысли. Знаешь, так бывает, когда друзья, близкие люди... понимают др.друга с полуслова!
Юль, тебе спасибо за мощную объёмную РАБОТУ!
Марин, тебе спасибо за душевную искреннюю ТЕПЛОТУ!
В физике вот, как известно, РАБОТА переходит часто в ТЕПЛО!;))) Так ли это в поэзии - ?)  
Еще раз - извиняюсь, что влез...)
Юлия Мигита
Юлия Мигита, 05.03.2012 в 10:48
Марина, Минь, спасибо за мнения!
Миш, влезай сколько хочешь, ты не можешь быть лишним. Наоборот, я рада тебя видеть, ты ж знаешь.

Мариш, я по пунктам, ага?)
Но у него (эссе) есть существенный недостаток: утверждения твоего «мифического» оппонента «вырваны» из контекста. Судить кто прав, кто нет очень трудно. Но даже смотреть в общем, мне кажется, что ни ты своего собеседника не понимаешь, ни он тебя.

Конкретного оппонента, которому я хочу что-то таким образом доказать, нет. Все эти утверждения и вопросы - "сборная солянка": я слышала их от разных людей, в разное время, и чаще всего даже не в свой адрес.


Можно я попробую взглянуть на эти «сакральные фразы» глазами  «начинающего»? Я тоже «начинала» и во многом «начинаю» по сей день. Если можно, я последовательно.

Конечно, можно. Очень интересно)

- Я пишу не для критиков, а для читателей!
Юля, эта фраза не означает, что критик  - не читатель, или читатель второго сорта. Oна означает, что твоя лично критика автора сильно достала. Он даже соглсен признать твою правоту и твое превосходство в литературных знаниях, но он не желает с тобой говорить больше о чем бы то ни было.

Не, Марина, я никого никогда не "достаю": навязываться - не мой стиль. Если ты считаешь, что возможна ситуация, когда от меня отмахиваются, как от назойливой мухи, а я продолжаю давать советы наперекор авторскому "не хочу" - ты очень плохо меня знаешь)))))) Я ценю своё время))) И я не фанатик, одержимый желанием кого-то поучать) Чаще всего авторы сами спрашивают моё мнение, и я иду навстречу.

Это просто вежливая интерпретация фразы «- Не нравится произведение – уйди молча.» И читать твое эссе он не станет, даже если ты дашь ему ссылку.А если все же прочтет, то удивится: он тебе говорит: «мне вообще неинтересны ни ты, ни твои познания», а ты ему: «я знаю больше, чем кто-то другой».

Мариночка, это твои домыслы. Я уж сказала, никакого конкретного адресата у этого эссе нет)
Зачем мне говорить: "Я знаю больше, чем кто-то другой"? Уровень каждого виден и без самовосхваления - оно, наоборот, унижает. Я никогда не выпячивала себя и свои знания, тем более, не считаю, что их у меня так уж много. Гораааздо меньше, чем хотелось бы.

Кстати, в пассаже под этим замечанием ты так и не ответила на собственный вопрос, кто такой «средний критик». Это профессионал? Или просто читатель, способный к «диалогу», которому это произведение не  нравится? Чем тогда он отличается от «обычного читателя», который познания и «способность к диалогу» не проявил просто за отсутствием к тому нужды?

Не, Марин, ответила не раз. И не только в первом пункте. И словами Гаспарова, и собственными. Если говорить кратко - средний критик - это тот же читатель, только более грамотный в литературном плане, более начитанный, имеющий "базу", необходимую для анализа произведения, а не просто для его поверхностного внешнего восприятия.

Ты же сама знаешь, что в самиздате ипостаси «читатель», «критик»  и «писатель» обычно совмещены. «Просто» читателей тут не встретишь: они подвизаются в чтении «профессиональных» журналов а в самиздат «забредают» лишь по «наводке» друзей поэтов, типа, «Я такие стихи классные нашел! Пойди, прочти!». Но и тут очень трудно этого «просто читателя» заставить зарегистрироваться, чтоб как-то оформить свои восторги под своим произведением.

Марина, если человек пишет сам, и на его счету полтыщи неуклюжих виршей - это ещё не значит, что он превзошел уровень читателя) Вот о таких визитерах я и говорила)

Поэтому хвалебные отзывы делаются от чистого сердца такими же «средними критиками», которые могут, конечно уступать тебе в литературном образовании, вкусе, представлениях, а могут и превосходить. Какой же это аргумент в споре?

Разве я спорила про "чистое рердце"? Я говорила про способность к анализу произведения. "Ох-ах!" или "Фу!" - это говорят от души, конечно, да какой толк в этих междометиях? Чему они научат автора?
 

- Стихотворение - это выражение души, поэтому критика – дело неэтичное. Зачем огорчать автора, даже если он плохо пишет? Возможно, у него масса других талантов, и вообще, он хороший человек.
Юль, эту фразу ты у начинающих взяла?В смысле, «Зачем огорчать автора, даже если он плохо пишет?» Или просто порассуждать?

Это одна из самых расхожих фраз, я бы сказала, главный козырь оппонентов. Типа, будьте добрее, а вдруг, у человека в реале неприятности, а вы ему говорите что он пишет плохо, усиливаете его негатив...

Если я приду в кафе, и найду «волос в супе», я подниму шум. Если я приду в гости к приятелю –любителю-кулинару, я сделаю вид, что этого волоса не было. Или пошучу на эту тему. Если я приду на вечеринку, где любители бесплаттно хотят «блеснуть» мастерством, я тоже шума поднимать не стану. Даже из-за волос в супе.. Я раскритикую розовый куст, купленный в цветочном магазине за одну подвявшую розу и охотно расхвалю чахлый кустик роз, выращенный подругой под окном. Разница есть между профессионалом и непрофессионалом:  профессионал продает плоды своего труда. Любитель дарит «душу».

Марина, очень понравились твои сравнения. Но дело в том, что мы здесь, на сайте, все наравных. И не знаем, как правило, кто этот человек в реале. Может, член СП, а может, человек с незаконченным средним образованием. Я не вникаю в его подноготную, я вижу лишь стихи. Любитель он или профи - мне невдомек.
Теперь представь, ты видишь чахлую розу. И не знаешь её происхождения. Может, это в магазине её заморили, а может, подруга под окном вырастила. И как ты оценишь её? Скорее всего, честно скажешь: не впечатляет.
То же самое на выставке картин. Тебе не важно, как создавались полотна. Тебя интересует только красивы они или нет.

Опять же, «не станете их есть - а это ли не худшая «критика»?»  А кто может заставить «есть», т.е. читать «некачественные» стихи или очерки?

На это отлично ответил Михаил Пучковский в своей рецензии, повторяться не буду)

Совсем другое дело, если человек сам просит оценить свое произведение, или настаивает на его публикации. Но зачем тогда он будет морочить голову оценщику возмущением за критику?

Те, кто сами просят критических рецензий, не возмущаются и "голову не морочат". Но не про них у меня написано)

- Почему-то у других читателей моё стихотворение не вызвало вопросов. И только Вы не поняли моих образов («злачёные нити рыдающей тени», «надменный кубок возвращения»…)
Юль, это уже конкретная ситуация. Но сама по себе фраза  ни о чем не говорит. По опыту моему замечу, что далеко не всякая аллюзия ловится критиком или читателем. Одним ловится, другим – нет.

:0)

Аллюзию можно не уловить, это точно. Но приведенные мной фразы - это не аллюзия, а набор слов. Кстати, это я для примера сама придумала, чтобы никого конкретно не обижать цитированием. Но такого добра пишут хоть отбавляй.

- Я не хочу изучать теорию, читать книжки, не надо мне ваших "умных" ссылок, объясните коротко и ясно, почему мой стих плохой.
Юль, в этом автор частично прав. Когда речь идет о конкретном стихотворении, критик должен уметь четко и доходчиво объяснить, что именно  хорошо, что плохо. Если он, конечно, по своей воле оное стихотворение взялся критиковать. Совет: «пойди прочти учебник поэтики, а потом будем беседовать» - не пашет.

Марина, ну вот подойдет к тебе юный художник, пару месяцев как научившийся кисть держать, и скажет: чем моя картина хуже, чем картина Айвазовского? Объясни? И, даже будь ты знаток в живописи, тебе будет сложно это сделать. Если художник не видит сам, что ему все твои указания? Чтобы он их понял, ему надо развить вкус для начала. А это не делается за 5 минут. Потому и говорю про необходимость серьезной предварительной подготовки.

- Я вкладываю в стихотворение свой смысл, а читатель пусть понимает по-своему.
Да. «Нам не дано предугадать» . С этим и Тютчев согласился бы.

Он писал о том, что одно и то же стихотворение может у кого-то вызвавть слезы, у кого-то - смех, а кого-то - оставить равнодушным. Всё это так, все мы разные. Но Тютчев точно не имел в виду случая, когда слова автора и весь текст не будут поняты вообще - в силу корявости построения предложений. Сам он писал очень внятно, современная заумь ему и во сне не снилась)

- Неужели нельзя воспринимать стихотворение «в целом», не придираясь к мелочам?
Юленька, в каком-то смысле это верное высказывание: безупречных стихов не бывает; яркость и неожиданность образа, интересная мысль порою куда важнее неудачно подобранной рифмы.

Согласна полностью с твоими словами. Но это никак не противоречит тому, о чем я говорила в эссе)

Но некоторые критики обзоров вовсе не пытаются передать цельное впечатление от стихотворения, а сосредоточиваются на перечислении мелких деталей и недочетов.

Смею надеяться, что я к таковым не отношусь. Мне вообще скучно говорить о слабых стихах, перечислять технические огрехи... Я всё больше на положительном рецензировании специализируюсь сейчас (если видела мой последний обзорчик - поймешь, о чем я).

При этом они несомненно производят впечатление на своих собственных читателей своей эрудицией и зоркостью, но благодаря стараниям подобных критиков, о современной Ахматовой читатель узнает лишь то, что у нее небогатая рифма, о Бродском, что он не соблюдает правильный ритм стихотворения. Т.е. леса за отдельными деревьями читатель не увидит, искритикованных стихов читать не станет, поверив критику; читать станет «прилизанные» стихи, которые ничего не «нарушают», но и интереса не вызывают.

Поубивала бы таких критиков))) И Ахматову, и Бродского, кстати, обожаю. Всё у них в норме. И не всегда для воплощения авторского замысла нужна замысловатая рифма или сногсшибательный образ. Иногда и автологическая речь производит сильнейшее впечатление.
Хороший критик, Марина, никогда не поставит технические средства во главу угла. Рифма - служанка поэзии, а не госпожа ея))) Но если в стиихе нет ни оригинальных мыслей, ни образов, ни... вообще ничего, то пусть хоть что-то будет, блин. Рифма, к примеру)  

- Разве это правильно - «проверять алгеброй гармонию»? Поэзия – волшебное таинство. Зачем её «препарировать», опуская до «земного» уровня?
Юль, «проверять алгеброй гармонию» интересно и полезно. Но лично я на основе «алгебры» ни разу ничего путного создать не с могла. Только на основе чувства или эмоционального опыта. И того самого «волшебного таинста», над которым не властна.

Мариш, я же писала, на основе "алгебры" не создаются произведения, а лишь анализируются уже созданные)

- Стихи рождаются в голове сами, как будто приходят от бога. Именно в таком виде я их записываю и выкладываю на страницу. Править стихи – значит, убивать первоначальные эмоции, опускать творчество до уровня ремесла.
Юленька я готова править орфографию, пунктуацию и много чего; но если в результате правк именяется смысл стиха или даже оттенок этого смысла, я непременно привожу вышенаписаннуютобою  фразу. Гораздо проще сослаться на божественность вдохновения, чем объяснять прицепившемуся комментатору, что он не прав. Это «отмазка», как правильно ее назвал Михаил..

Да, иногда, чтобы не потерять идею, приходится чем-то жертвовать, сознательно идти на сбой ритма, к примеру. Но чаще все эти сбои - результат элементарной неумелости в подборе слов. Ну не нашел автор синонима -и плюнул)))
А уж когда автор сознательно пишет слово с ошибкой, чтобы оно удлинилось или укоротилось, или приобрело нужное окончание - это ни в какие ворота. Должна быть мера)

Вот вы мне пеняете на «кровь-любовь» и «пришла-перешла», а между прочим, многие люди в восторге от моих стихов! Иногда плачут…
Юленька, если человека явно устраивает невысокий уровень литературных требований  его читателя, почему тебя это должно волновать?

А меня и не волнует. Я просто проконстатировала факт)

-Да если я буду думать над каждым склонением, спряжением, учитывать все тонкости словоупотребления – я ни строчки написать не смогу!
Юль, если работу подсознания считать работой, тогда – да.

Разумеется работой! В пустой бездумной голове не рождаются хорошие стихи.

Надеюсь, что подавляющее большинство авторов нашего сайта солидарны со мной в главном: стихи – это большая работа, а не только озарение.
Это – весьма индивидуально. Когда как. Опять же,  если работу подсознания считать работой, тогда – да.

ДА)

Юленька, ты умничка, но я уже писала: мне куда больше нравятся твои по настоящему художественные рассказы и очерки.

Мариш, это ты умничка, что так интересно высказалась, и вообще, уделила мне столько внимания)

А пусть, Марина, будет и такое. Зачем однообразие? Кому-то эссе будет интересно, кому-то рассказ, кому-то стих, кому-то обзор, а кому-то и вообще ничего. Пусть будет выбор у людей).

А что у меня получается лучше-хуже - не мне судить. Все говорят разное, я растерялась)))
Спасибо ещё раз.

Миша, я поняла тебя) Но ведь и ты меня понимаешь, хотя и возражаешь)))

Михаил Пучковский
Михаил Пучковский, 08.03.2012 в 18:05
Коллеги, насколько я понимаю проблему, речь не о том - надо или не надо "обижать" людей, пишущих "с волосами в супе", критикой, а о том, что их не надо поддерживать и захваливать, потому что этот добрый порыв - поддержать - имеет оборотную сторону медали - неправду. И это стирает границы между настоящей поэзией и эрзацем, подменышами. Давая последним полную и безоговорочную индульгенцию, что бы там не налеплено было.

Рецензия на «Глокая куздра, или Фальшивомонетчики от поэзии»

Михаил Пучковский
Михаил Пучковский, 04.03.2012 в 10:26
Вот по поводу Ревякина не готов согласиться )))
Дело в чем: это не поэзия в чистом и незамутненном виде, это рок-текст, ага, я как человек, причастный к этому делу, разницу чую влет. Рок текст - несамостоятельное явление и абсолютно беспомощное, если вычленить его из контекста синкритического триединства музыка/слова/камлание.
Ревякина ни в коем разе не надо ЧИТАТЬ, его надо слушать и смотреть, если душа к этому направлению лежит (что тоже очень индивидуально), если не лежит - не надо в любом случае. У меня есть рубрика "Архив", где лежат старые песни, так я там вешаю перед текстом аудио файл, именно перед, а не после. И намеренно не расставляю препинаки в текстах. Надо слушать. Сами по себе они не живут, ибо - не стихи, ага.
Меня вот, например, песни Калинова Моста (особенно вживую, на концертах) выкидывают в та-акие состояния... это неописуемо, как сказала собачка, глядя на баобаб...

Еще к слову - это была моя личная причина расстаться с рок-музыкой в качестве автора песен и текстов на готовую музыку. Приносишь, стал быть, а гитарасты смотрят и нос воротят: опять, блин, стихи приволок??? Тексты надо писать, тексты!!! И они по-своему были очень правы. Текст должен быть единым целым с музыкой, как один из музыкальных инструментов, тема которого органично вплетена в ткань композиции, и текст не должен перетягивать на себя одеяло...

Михаил Пучковский
Михаил Пучковский, 04.03.2012 в 11:03
Зы, кстати - как только Ревякин скажет, что он - поэт и пишет стихи - с этого момента можно и нужно начинать жучить его. Были уже, вроде бы, изданы сборники его стихов - я не читал и не собираюсь. Мне он дорог и люб именно в качестве рок-музыканта.
Юлия Мигита
Юлия Мигита, 05.03.2012 в 09:08
Михаил, Вы не готовы со мной согласиться, а я с Вами готова)
Да, для "чистоты эксперимента" стоило процитировать именно стихи, а не песенные тексты.
Но я и оговорилась в конце, что не сужу обо всём творчестве Ревякина, что в мой фокус попал лишь небольшой его пласт.

Кстати, звучание песен К.М. мне нравится. Если отключить мозги и воспринимать просто как набор звуков. Или как песни на неведомом языке.

Меня подвигло на написание этого эссе известие о том, что Ревякин - член СП. А туда ведь не за музыку берут. Значит, такие вот стихи признаны поэзией - самодостаточной и не нуждающейся для своего признания в музыкальной аранжировке. Хотя, туда (в СП) сейчас кто только не попадает порой...

Возможно, Вы уже видели этот ужас:
Автором программы «Специальный корреспондент» телеканала НТВ Борисом Соболевым был поставлен эксперимент.  Его результаты показали в выпуске программы «Страна героев-2», вышедшем в эфир 11 декабря 11г.
Там мы можем увидеть, как первый секретарь Исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов (правопреемника Союза писателей СССР) В.Г.Бояринов вручает орден имени Сергея Есенина подставному автору - актеру Б. Сивко (псевдоним расшифровывается как «бред сивой кобылы»)- за сборник стихов, «написанный» компьютерной программой.
http://smotra.tv/teleperedachi/spetsialnyiy-korrespondent-strana-geroev-2-efir-11-12-2011-2229

Первый сюжет об этом. Да и остальные на эту же тему.

Михаил Пучковский
Михаил Пучковский, 05.03.2012 в 11:20
да, уже насладился этой темой. Зачем Ревякину СП - не понимаю, зачем Ревякин СП - понимаю, однако.
Михаил Пучковский
Михаил Пучковский, 08.03.2012 в 10:34
На неведомом языке - точно, часть раннего и весь средний КМ - это сплошной шаманизм, камлание, танец с бубном. Там тексты - сплошной подбор отмычки для взлома астрального плана бытия.

Рецензия на ««Мы пишем не для критиков, а для читателей!» (утверждения и возражения).»

Анастасия Чебыкина
Когда стухлотворение само приползло на ум, оно не от бога пришло, а от балды... От аффтарской) Я-то знаю) А править их трудно, потому что именно такие "вирши" проще "прикончить" на месте, чем вправить им все "руки-ноги". А ещё есть такая штука как лень... Тоже аффтарская)) И тоже очень знакомая) А если серьёзно, то я даже не знаю, почему иногда бывает трудно взяться за правку. Особенно, когда надо перекроить концовку или наоборот начало... Сразу становится непонятно, в каком направлении двигаться. Осознанно исправлять ашипки труднее, чем стихоплюйствовать))

Отсюда же и следующее: когда начинаешь задумываться о том, как написать без погрешностей, не стихоплюйствуется, хоть тресни)) Часто, как бы ни было противно в этом признаваться, хочется махнуть рукой и оставить всё, как есть, в надежде на то, что "дальше лучше будет". А дальше всё в том же духе: по принципу "и так сойдёт"((

Юлия Мигита
Юлия Мигита, 05.03.2012 в 08:49
Да, Настя, бывает и такое)
Что ж, процесс самосовершенствования бесконечен. Будем пытаться и так, и этак обуздать Пегаса)
"Если долго мучиться, что-нибудь получится..."

Спасибо за отзыв)

Рецензия на ««Мы пишем не для критиков, а для читателей!» (утверждения и возражения).»

Александр Коковихин
Хочу поддержать тебя, Юля! Большое, благородное и полезное дело - подсказывать начинающим талантам то, к чему своим умом они могут прийти только через годы (а ведь это упущенное время).
Юлия Мигита
Юлия Мигита, 05.03.2012 в 08:44
Спасибо, Саша)
Ну, в тебе я и не сомневалась - что поймёшь меня и согласишься)

Бог даст, хоть кто-то задумается, прочитав. А на большее я и не претендую.

Рецензия на ««Мы пишем не для критиков, а для читателей!» (утверждения и возражения).»

Георгий Волжанин
Георгий Волжанин, 04.03.2012 в 07:38
очень интересно и правильно (я потом еще перечитаю а то завтрак готовлю,доброе утро Юленька!)

Юлия Мигита
Юлия Мигита, 05.03.2012 в 08:41
Доброе, Жора)
Спасибо за визит и, главное, за понимание)

Уважаю мужчин, которые умеют готовить)))

Рецензия на « Нужное слово (блёклое воспоминание о ярком впечатлении)»

Сергей ЛУЗАН
Сергей ЛУЗАН, 04.03.2012 в 01:45
Крепкий реалистический рассказ ...
Юлия Мигита
Юлия Мигита, 05.03.2012 в 08:39
Спасибо, Сергей)
Да, действительно, всё из жизни...

Рецензия на «Мне уже не поднять...»

Виктория Гинзбург
Виктория Гинзбург, 03.03.2012 в 23:18
Обидно, но так хорошо начавшееся, к третьей строфе скатилось до банальности, да еще и со штампами...
Извините за мое мнение...
Еще раз, спасибо за эссе.
Юлия Мигита
Юлия Мигита, 04.03.2012 в 16:08
Была бы благодарна за конкретику)
В чем штамп? Неужели в том, что я помянула "небо с овчинку" - расхожий фразеологизм?

Не за что извинять, Виктория, наоборот, спасибо, что зашли и высказались. Но чтобы я могла что-то улучшить, нужно не общее указание, а точная формулировка, что и где я сделала не так. В какой строке. Почему не звучит (или образ не считывается и проч.)
Всего наилучшего)

ПС Кстати, стиху лет 15-18)

|← 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 →|