Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 181
Авторов: 0
Гостей: 181
|
Денис Коротаев (1967-2003) Догорают мои гусли-самогуды http://www.litprichal.ru/work/44068/ 16-17.12.02: Сколько люду набежало, сколько люду! - И торговый, и служивый, и блаженный... Догорают мои гусли-самогуды, Прожигая полынью во льду саженном. Не стоял бы я на месте, словно идол, И метнулся бы в огонь, да цепью кован. Не иначе - скоморохов кто-то выдал И сказителям конец поуготован. Видишь? - стражники расставлены повсюду И качают бердышами дети пёсьи... Догорают мои гусли-самогуды, Догорают мои звончатые песни. Догорают, а потом уйдут под воду... Только сажа на снегу лишь... Только сажа... И отправится попа да воеводу Распотешить верноподданная стража... Разойдутся не дождавшиеся чуда Кто - со смехом, кто - с добычей, кто - с укором... Догорают мои гусли-самогуды На костре по-инквизиторски нескором. Кто-то вышел на мостки как на подмостки, Кто развеяться пришёл, а кто согреться... И постреливают немощные доски Разрывными - да по сердцу, да по сердцу... Только я реветь белугою не буду, Сколь бы други-гусляры не голосили... Догорают мои гусли-самогуды, Да леса ещё найдутся по России. Отсижу своё в чахоточном остроге, Слажу новые - соборнее да звонче - И пойду, покамест горе носят ноги Допевать всё то, что прежде не закончил... А покуда рвутся струны, а покуда Яро пламя, ако рана ножевая, Догорают мои гусли-самогуды, И корёжится в огне душа живая... Не спешите вывешивать стяг победный http://www.litprichal.ru/work/46104/
Не спешите вывешивать стяг победный, Будто нас не осталось на этом свете: Мы еще не накрылись посудой медной, Но уже подписали свое бессмертье. Прокуроры вы наши и меценаты, Повелители бизнеса и искусства - Вы еще нас растащите на цитаты И расставите по миру наши бюсты. Да, вы слепы сейчас, но, прозрев когда-то, На похмельном пиру ли, на постной тризне, Превратите в момент в имена и даты Наши ставшие вашим гешефтом жизни. И не надо вам ныне глядеть игриво, Дескать, что они могут, юнцы-амебы, Вы еще нам поклонитесь в хвост и в гриву, И еще нас прославите, хоть у гроба, И еще нам споете свои стихири, Приглушив на минутку все "хали-гали", Похоронные хари склонив, как гири, Харакири не сделав себе едва ли, На скрижали навесив брюнетку-ленту, Наши строки завоете дружным хором, И, провидя весь ужас сего момента, Мы живем втихаря и умрем не скоро...
«Я купался...»http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/117572/ Я купался-плавал в речке без забот И чуть-чуть не угодил под теплоход. Раскричался на всю Волгу капитан: «Ты куда это плывёшь – не знаешь сам!? А когда бы не заметил тебя я, Задавил бы, как букашку-муравья!» Я на это ничего не отвечал – Только плыл, как будто в рот воды набрал. Только в мыслях обругал я теплоход: По песку-штоль плавать брюхом, идиот?!
Андрей Дмитриевич, будьте добры, поясните, пожалуйста, почему Вы считаете, что Ваше стихотворение соответствует теме конкурса? Или покажите мне в нём хотя бы один эпитет...
Виноват, если не соответствует. (А я так понял: тема про воду. А с эпитетом... да: "синее море, златы кудри", кажись, ошибочка вышла...) Виноват, исправлюсь. Считайте, что меня тут не было.
Тема - дескрипции (определение дано выше: там, где разъясняются условия конкурса). Вода - лишь изображаемый при помощи дескрипций объект. Хорошо, это стихотворение принимать не будем по причине его несоответствия теме конкурса. Если найдёте более подходящее произведение, то можете при желании подать его на конкурс в форме ремарки под этой рецензией.
http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/187808/ * * * На киевском пляже над сонной рекой Какой-то дремучий, тягучий покой. Размеренно, медленно, наискосок Вода наползает на серый песок. На нас наплывают волна за волной Ленивая нежность и солнечный зной. И мы (или, может быть, это не мы?) Глядим на облитые солнцем холмы, На водную рябь и на синих стрекоз, И все, что за водной чертой, — не всерьез. Зарыто. Забыто в закрытых домах На этих размытых сияньем холмах. А есть лишь извечно нагие тела, Истома любви и избыток тепла. Но жидкая бронза старинной реки Уносит, качая, пловцов за буйки, И день, растворившись в сияньи, плывет За прозелень времени в прозелень вод.
N 2. (А может быть к счастью... ) Позабудь обо всем, что томит твою душу и жжет, Хватит нянчить пристрастие к страсти - ведь в этом увечность! Пей лекарство пространства, глотай освежающий йод, Всеми порами впитывай мерно шумящую вечность... Наблюдай, как бегут от волны и бегут за волной Длинноклювые птицы, клочки голенастого пуха, Постарайся расслышать дыхание жизни иной, Вытесняя смятение духа смирением духа... Оберни подсознанье мерцающе зыбкой фольгой, По которой скользили глаза и суда твоих предков, И нахлынет на время особый высокий покой, И накроет тебя, как прибой накрывает креветку... Но занозой останется странная, смутная боль, Та, что будет саднить и на фоне бессмертных пейзажей. Это было с тобой, это есть и пребудет с тобой, Перед этим бессильна микстура пустынного пляжа...
Первое принято (не забывайте названия, пожалуйста) А на второе ссылка нужна)
http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/188145/
Второе тоже принято)) Удачи, Марина))
Остров Мертвых http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/187954/ Вышла луна. На скале удлиняются тени. Красное солнце ложится в заоблачный грот. Сыростью тянет от трав, и в ночном погруженье Розово светится царство несметное вод. Ты обожал этот парк, и однажды монету Бросил в залив - в отраженное пламя костра. Вот этот куст, где висел твой пиджак - это лето Выдалось теплым, но были свежи вечера. К пляжу пройдя босиком по иголкам и шишкам, С камня ты прыгал; уставшим на пенный прибой Шел улыбаясь - а капли текли по лодыжкам. Книгу закрыв, я тайком любовалась тобой. В небе зубчатой каймою, прорезанной в вечность, Замерли сосны на скалах, и кажется мне - Будто и вправду он был - вспоминают тот вечер Там, в озаренном луной поднебесье. Во сне…
Принято, Ольга) Удачи)
http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/182677/
Давид, шли бы вы лучше обратно на свою страницу и продолжали сами себе рецензии писать. Так спокойнее, да и аффтару позора меньше.
Давид осерчал на мой декабрьский обзор. Его чувства понятны)))) А что, интересно, я могла о его работе другого написать?)))
Юль, ну у нас на ПКП точно повальная телепатия)) Я одновременно с тобой, минута в минуту, бубликнула постом ниже некоторые размышления о чувствах непонятых авторов))
интересно прежде всего мнение читателя. вот, выбрал кто-то мой стих, отправил шорт - значит что-то в этом тексте есть. нет голосов - я даже косо смотрю на этот стих: неужто неудался? автор тот же, думает и чувствует одинаково, или аналогично. настроение меняется, конечно, обстоятельства.уровень знания языка и стихосложения, (есть надежда, что растёт,но) приблизительно неизменен. непонятно. критика, извините, но довольно скучна. вот представьте: я считаю что мне идёт зелёная блузка, подруга считает что нет и сообщает мне об этом. результат - испорченное настроение. вот, уже сама не хочу носить эту блузку, выгляжу в ней, как дура:( хотелось бы услышать(прочитать в смысле) что заинтересовало читателя в тексте, может какой-то образ, сюжет, или ирония. только не так: дёрнул строчку из контекста - это классно. назревает вопрос: а остальное- гавно? может надо было афоризм писать, а не стих на 5, допустим, катренов. не знаю, в принципе, я сама так не пишу. вообще насчёт рец я скуповата. цепляться по мелочам считаю элементарной грубостью, а так, чтобы нормально подойти к делу - не хочется морочиться, лучше стих написать лишний. лень, в общем насчёт темы - тут тоже верно подмечено. я фактически темозависима от конкурсов:) брожу по страничкам, ищу, про что бы написать. вроде с моим графоманским опытОм все темы, которые меня могли заинтересовать, писаны- переписаны. игры не всегда мне подходят - пишу-то я по-другому: строчка и за ней логически, созвучно следует другая- и так до конца. а игры порой предполагают иные способы. планировать наперёд чем продолжится и кончится текст мне не нравится. нрятся блицы, они подходят под мой способ изложения : дана тема и сразу пишется текст. без раздумываний. внутренний монолог не люблю: лучше написать так, нет эдак -засоряет ум, имхо. только в последнее время, правда, ни на один блиц не успеваю смущает обязательное голосование. я в нэт не каждый день хожу. или захожу, но ненадолго, и прочитать весь стихоблок не успеваю. то зайду - ещё нет голосования, то - уже прошло и некоторые позволяют себе негативные отзывы в адрес неголосующих. неприятно. а конкурсы нужны и очен. тут вопросов быть не может: кому не нужны, тот не ходит по конкурсным страничкам. соответственно, в данной теме ему делать нечего.
Блестяще, Аня) Давно ждала случая сказать) Значит я должна тратить свое драгоценное время на придумки конкурсов, критику и т.п., ходить в нет, как на работу, а придет автор время от времени и будет ждать, когда же его разберут, не утруждаясь при этом проголосовать? Тут не все пенсионеры, которым сеть - дом родной вообще-то) Тут больше "пионеров", которые взялись и тащат. А куда тащат, зачем? Навряд ли ради признания заслуг или пиара.))) Просто люди такие. Если что-то резкое сказала, прошу извинить.
Ир, ну разные могут быть обстоятельства - мне, например, после переезда на "графы" тоже было трудно успевать голосовать в тех стихирных конкурсах, куда еще изредка ходила. Когда авторские страницы на разных сайтах - вообще труднее следить за сроками. Да, с одной стороны - когда предусмотрено читательское голосование, не очень вежливо не участвовать (особенно если это повторяется периодически), с другой - по правилам все же в обязательном порядке голосуют только арбитры, победителям, не принявшим участие в голосовании, просто не перечисляются призовые баллы...
Если Вы тратите своё свободное время на подготовку конкурсов, значит, Вам это интересно. Иначе - не понимаю, зачем. Я сама одно время проводила на стихире конкурсы, потом выпала из нэта и не могу брать такую ответственность. Насчёт компромисса с вычетом балов и проч - ничего не имею против.
*когда предусмотрено голосование участников Еще хотела сказать: да, разборы и обоснованные оценки - конечно, самое интересное, но вот по поводу выдергивания строк и образов - я, к сожалению, рецы так иногда пишу:( Конечно, это не значит, что остальное никуда не годится, просто понятно, что одна удачная строка в любом случае не спасла бы неудачный стих... то есть вроде как подразумевается, что остальное тоже нравится. И относительно мелочей... вот чаще всего разбираю как раз какие-то технические моменты (ритм, рифмы, фонетику...) Тут, конечно, смотря что еще считать мелочами - понятно, что желательно не забыть во время разбора и о композиции, и об общем впечатлении... Но стараюсь обычно не комментировать идею и содержание произведения, ну и не придираться к стилю, если мне просто не близка такая манера написания. Да, по поводу тем согласна, у меня тоже иногда за весь месяц пишется только пара блицевых/антиподных стихов…
"Вы" надо в этом случае писать с маленькой буквы, т.к. я говорила от имени всех редакторов ПКП, и Катин пост тому подтверждение) Почему мы всегда начинаем оправдываться? За что? За то, что как-то не так разобрали стих (раскритиковали), сделали замечание (попросили прийти и уважить нас своим присутствием)? В общем, я здесь высказалась, мне добавить нечего. Прощаюсь.
тут ещё такой момент. если я, допустим, вижу явную ошибку, мне представляется, что она очевидна и для самого автора. Значит, ему не удалось вписаться в ритм в спешке, из невнимательности, или по неопытности. вроде, люди здесь образованные общаются, русский язык уважают, даже стихи на нём пишут. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Кто знает, о чём те авторы думают:).
Я к счастью, вела конкурсы, когда никакой обязаловки не было: хочешь - участвуй, не хочешь - не надо. хочешь-голосуй, опять же не хочешь - не надо. сложнее всего заставить кого-либо делать то, чего он делать не хочет.
да, я у себя такие мелкие погрешности часто вижу, но иногда не замечаю самые очевидные ляпы:) (пропуски слогов, неправильные цезуры и ударения...), по-разному бывает. у нас вроде тоже нет обязаловки. меня, например, вообще трудно заставить в чем-то участвовать/вести/жюрить и т.д., если мне неинтересно:)
тут хороший рецепт мне дали: прочитать стих через недельку после написания, когда он хорошенько подзабудется. тогда очевидны все ляпы и художественные погрешности и, тем более, пропуски слогов. Обычно, где спотыкаешься при написании, там и приходится поправлять.
нет, мне недели в таких случаях мало (тем более, что всегда еще долго стих правлю и забывается он не сразу...) очень заметны такие недостатки спустя полгода-год. проще сразу отнести куда-то на конкурс с повышенной критикой или показать кому-то, кому доверяю:) тогда обычно сразу потыкают во все неровности...
хм одно дело - потыкают другое - идей по их исправлению не густо. порой и сами критики ничего путного посоветовать не могут. Вроде как головоломку сама же себе придумала. как правило, сразу чувствуется, когда пишешь, как правильно. но стоит накосячить, проще заново стих написать, чем ошибку исправить. а сколько таких висят даже неплохих в целом...
Хм... Аня, а вот я, видимо, как раз и принадлежу к числу тех самых "элементарно грубых" рецензентов, которые предпочитают "цепляться к мелочам")) То есть, именно тогда, когда стихотворение, в целом, написано хорошо, но пара-тройка досадных помарок (опечаток, пунктуационных или орфографических ошибок, синтаксически небезупречных конструкций и т. п.) портят его гармоничное восприятие, мне хочется сказать об этом автору. И обусловлено это желание лишь тем, что я вижу: совсем небольшая доработка может - разумеется, при желании автора - значительно улучшить стихотворение. С уважением, Анна
А вот интересно, Анна, когда Вы указываете на ошибку. скорей всего - из последних, конструкций, Вы всегда зенаете, как их можно поправить, не потеряв смысла сказанного? вроде, авторский замысел уже раскрыт в той мере, в какой автор счёл нужным. Предложения по исправлению потому можно вносить.
Анна, тут раз на раз не приходится. Иногда для устранения синтаксических недочётов или иных сомнительных формулировок достаточно простой перестановки слов или микроредактирования. Иногда - требуется более масштабная правка с перекраиванием всей строфы. Иногда (пожалуй, в большинстве случаев) конкретных вариантов корректуры у меня нет, но при этом я отчётливо вижу, что в нынешнем виде стихотворение многое теряет из-за одной-двух-трёх корявок, и при этом я не уверена в том, что автор знает об их существовании. В первом случае, если у меня есть какие-то идеи по редактированию, я предлагаю их на рассмотрение автора. Во втором - предпочитаю воздержаться, если нет абсолютной уверенности в том, что автор не только внешне, но и внутренне спокойно относится к "масштабным покушениям" на его произведения. В третьем - я вкратце перечисляю увиденные недочёты, а автор сам решает, нужны ли ему мои комментарии. вроде, авторский замысел уже раскрыт в той мере, в какой автор счёл нужным Аня, не соглашусь. Автор даже при самой тщательной проработке стихотворения далеко не всегда видит его недочёты. Знаете, сколько раз внимательные читатели помогали мне увидеть в, казалось бы, очень добросовестно отшлифованных стихах совершенно непростительные недочёты?)) А если бы они промолчали, посчитав, что мой авторский замысел раскрыт мной так, как я хотела, то это позорище до сих пор висело бы у меня на странице)) По причине моей природной лени мне тоже приятнее, когда рецензент не только перечисляет недочёты, но и предлагает варианты их исправления. Но давайте не будем забывать, что всё-таки работать над произведением должен в первую очередь его автор))
Ане Вуевой. Вы знаете, Аня, то, что критик не всегда имеет варианты правки рецензируемого текста, не может обесценивать его замечаний. К примеру, человек со вкусом, но не модельер, зачастую видит, что вот эта женщина зря оголила пуп - это безобразит фигуру. А вот этой барышне точно не следовало одевать обтягивающие лосины на нестройные ноги. А вот эту бледнит синий цвет... Как наилучшим образом одеться при данном типе внешности - скажут профессионалы, да и то, после долгих раздумий и примерок. Но разве не ценно ,когда (от противного) говорят, как точно НЕ надо одеваться? Да, многое в оценках субъективно, и в той же одежде для гопников, скажем, не было ничего милее штанов с лампасами и телогрейки. Они бы просмеяли любого дизайнера. Так и в поэзии. Многие не способны подняться до понимания настоящих шедевров, и их "Браво" раздается в адрес штампованных пустышек... Остается найти критика себе по душе - которому доверяешь. И иногда оглядываться на его мнение) Я думаю)
Юлия, очень хороший пример Вы привели. Ну не подойдёшь ведь на улице к женщине с открытым пупом и не скажешь, что ей так не идёт. вкус у неё от этого не утончится - точно. Зато ваше поведеие сочтут хамством - не иначе. а на стихире такое говорить принято, и на графоманах тоже. а потом, если мы хотим сказать человеку что-то приятное, мы хвалим его причёску, например, детальки одежды, парфюм, украшения, отмечаем какие-то улучшения, которых вроде бы и нет, но в этом комплимент и заключается. и ведь действительно, настроение улучшается, разве нет? А потом, Вы не забывайте, что специализации именно как критика на графаманах и стихире как таковой нет, или я не встречала. И потому высказывание о том чтО критик может не знать, как исправить строку, не выдерживает никакой критики. то есть специализированный критик может и не знать - только чувствовать некоторую фальш. а поэт-критик обязан знать, иначе грош ему цена и как поэту и как критику. Это совсем не значит, что его вариант следует принимать автору. последнее слово за ним. опять же исключительно имхо. Речь идёт об уровне компетенции критика. и вообще, о возможности изменения в данном месте текста. Анна, когда произведение уже опубликовано, страно было бы думать, что оно незавершенное, или рубрику надо создавать "недописанные стихи". На момент прочтения это вполне самостоятельный вариант текста, предоставленный вниманию читателя, пусть даже в дальнейшем и предполагаются возможные улучшения.
Добрый вечер, Аня! Я вот согласна с Анной и Юлией, - автор-то может полагать, что сделал всё, что только можно. Но бывает, что, будучи во власти своей концепции, автор не может оценить, как прочтется стих людьми, не знакомыми с его замыслом, с ходом его мысли. Ведь правда же, что иногда непредвзятый читатель воспринимает стих не совсем так (а то и совсем не так), как он мыслился автору? Да и такое бывает, что технические ляпы даже после самой тщательной работы остаются. Нет ничего труднее, чем вычитывать свой собственный текст, - автор слишком хорошо знает, что он писал, и какие-то простые места просматривает вскользь, а именно там-то и сидят порой самые дурацкие помарки. Разве Вы не будете благодарны, если Вам подскажут? Уж куда лучше, чем обнаружить всё это, когда стих провисел на странице долго, и его уже многие видели! Я всегда благодарна за помощь, - ведь это помощь мне.
Что касается того, чтобы предлагались варианты правки, - что ж, я благодарна, если мне их предлагают, но вот как-то так получается, что исключительно редко ими пользуюсь напрямую. Не из дурного авторского самолюбия, не из каких-то принципов. Знаете, они мне кажутся чужими в стихе (а какими они, собственно, могут быть?) Читаю и перечитываю - и как-то не по себе. Но всё же эти предлагаемые варианты, бывает, наталкивают на мысль - как сделать. И опять же - я всегда благодарна за помощь, - ведь помощь же! Правда, бывали и курьезные случаи, например, на стихирской странице однажды, не разобравшись в размерности стиха мне предложили вариант "правильной" строки. Но я всё равно благодарна автору предложения, - человек же думал, время тратил, чтобы мне помочь. Но всё сказанное выше не значит, что я всегда следую советам. Причем, иногда совершенно напрасно.
И потому высказывание о том чтО критик может не знать, как исправить строку, не выдерживает никакой критики. то есть специализированный критик может и не знать - только чувствовать некоторую фальш. а поэт-критик обязан знать, иначе грош ему цена и как поэту и как критику. Aня, мне кажется, Вы потеряли нить разговора)) Напомню: вначале речь шла о том, может ли критик предложить вариант правки синтаксически неудачного места без потери смысла. Забыли?)) Не путайте, пожалуйста, анализ недочётов и редактирование. Это совершенно разные вещи. Критик вовсе не обязан выступать в роли бесплатного редактора Ваших произведений. Перевести корявую фразу на русский язык для более-менее грамотного человека не составляет никакого труда, уверяю (если, конечно, она не корява настолько, что невозможно понять вложенный в неё смысл). А вот выполнять за Вас работу по втискиванию фразы именно с этим смыслом в Ваш размер и рифму, увы, мало кто станет - хотя бы по той простой причине, что не всякий человек решится потратить изрядное количество времени на помощь незнакомому автору, не зная наперёд, что получит в ответ на свои труды: конструктивный разговор или: "Авторский замысел уже раскрыт в той мере, в какой автор счёл нужным". К тому же, не всякую корявую фразу можно переделать на нормальные стихи без изменения смысла - а варианты с изменением оного нередко вызывают у авторов неприятие. Юлия, очень хороший пример Вы привели. Ну не подойдёшь ведь на улице к женщине с открытым пупом и не скажешь, что ей так не идёт. вкус у неё от этого не утончится - точно. Зато ваше поведеие сочтут хамством - не иначе. Аня, а почему - "на улице"?)) В том-то и дело, что автор, публикующий свои работы на порталах, предполагающих рецензирование (а тем более приносящий их на конкурсы, предусматривающие критику) совершенно добровольно выставляет свои работы на суд читателей и должен быть готов услышать их мнения - разные, не только лестные. Более корректным был бы пример: женщина с открытым пупом по собственной инициативе участвует в конкурсе "Сама себе швея", зная о том, что правила которого позволяют зрителям высказывать своё мнение о костюмах мастериц. Сочла бы она в этом случае хамством замечание зрителей о том, что её блузка, по их мнению, несколько коротковата?
О ужас! Вот что значит не перечитывать ремарку перед отправкой)) "... зная о том, что правила которого позволяют" прошу читать как "зная о том, что его правила позволяют".
да, у меня тоже куча очипяток. машина не позволяет прокручивать отправляемый текст и перЕчитать его нереально. конечно, на конкурсе и в специально отведённых местах - совсем иной вопрос, чем, к примеру на авторской страничке, "в гстях" как бы. к тому же там можно отказаться от критики, сделав соответствующую пометку. другой вопрос, стрит ли уделять внимание исключительно недочётам при написании рецензии? читаешь, вроде всё гладко, спотыкачей нет... но разве гладко - это ничего, пустота, отсутствие смысла, мелодики, композиции и ещё чего-нибудь, что мы ищем в стихе?
насчёт того, что критик должеН знать, как поправить стРоку, остаюсь при своём. извините.находит же он время цепляться к ошибкам. и модельер должен знать, как одеть нашу даму со вкусом. но спорить не хочу. зачем из пустого в порожнее лить?
Маргариту только заметила. Да, бывают разные ситуации. Иногда автор и не знает каких-то тонкостей русской речи, а пытается их применять. тогда мнение специалиста помогает. правда бывают случаи, коГда критику самому нужна помощь филолога больше, чем автору, но лучше к ним относиться с юмором. ну, к присутствующим это не относится. Я по-прежнему тут пытаюсь пропогандировать "давайте говорить друг другу комплименты" - это цитата то есть. а вообще хорошо бы если не перейти от негатива к позитиву, то хотя бы подползти к двойственности: дал кнута, угостил и пряником. а то ощущение, что кроме ошибок в стихе и читать нечего. воть.
Аня, я полностью солидарна с Вами в желании остаться при своём мнении)) И потому продолжаю считать, что даже самый опытный модельер может не суметь перекроить слишком короткую блузку таким образом, чтобы она наконец прикрыла этот злосчастный пупок)) Разумеется, хороший модельер знает, как одеть нашу даму со вкусом. Но если дама будет требовать, чтобы тот сел за швейную машинку и сшил ей наряд для конкурса - её претензии будут выглядеть нелепо, не так ли?)) Так почему же со стихами должно быть иначе? Аня, а Вы никогда не задумывались о мотивации критика? О том, чтó побуждает того или иного рецензента тратить время на, как Вы изволили выразиться, "цепляние к ошибкам"? Вы правы в том, что автора надо и хвалить тоже. Тем не менее, в самом начале разговора Вы пишете, что отрицательно реагируете на похвалу в адрес отдельных наиболее удачных образов и строк: она наводит Вас на мысль о том, что всё остальное - дрянь. Ну и как быть рецензенту-критику? "Куда бедному крестьянину податься?")) Не похвалишь - плохо. Похвалишь удачные фрагменты - тоже плохо. читаешь, вроде всё гладко, спотыкачей нет... но разве гладко - это ничего, пустота, отсутствие смысла, мелодики, композиции и ещё чего-нибудь, что мы ищем в стихе? А вот здесь я не поняла, о чём Вы.
Ане (Логине): Я с утра не успела ответить, так ты блестяще сделала это за меня, даже пример привела практически один-в-один, какой я хотела: с "Сама себе швея"))) Но добавлю. Аня (Вуева), вы правы: "Если мы хотим сказать человеку что-то приятное, мы ... отмечаем какие-то улучшения, которых вроде бы и нет, но в этом комплимент и заключается. и ведь действительно, настроение улучшается, разве нет? " Всё так, но это не мой случай. Если я не вижу действительных улучшений, я НИКОГДА не буду врать, якобы они есть. Для меня это лицемерие. (Исключение - случаи тяжелой болезни людей, когда уже вступает в силу правило: ложь во спасение - святая ложь"). Однако я обязательно отмечу сдвиги вперед, если они имеются. Хорошего слова не пожалею, в отличие от иных скупых на теплоту людей. Вы говорите: "Специализации именно как критика на графаманах и стихире как таковой нет, или я не встречала" - Но я не встречала и опровержений))) К тому же критика - самостоятельный литературный жанр, имеющий полное право на существование, тем более, на портале с многозначительным названием "Графоманов.нет". И, если автор не хочет отзывов, он пишет в стол, не так ли? Или он хочет исключительно положительных отзывов?))))) А по какому, собственно, праву? Он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пишет безупречно? Вы говорите: " Поэт-критик обязан знать,... как исправить строку, ... иначе грош ему цена и как поэту и как критику." Категорически не согласна. Да, поправить грамматические и речевые ошибки, причесать рифму ему, возможно, критику не составит труда, но как он может воплотить Ваш замысел? Ведь стихи - продукт деятельности души, что ни говори. Как критик может залезть к Вам в душу и понять, о чем Вы хотели поведать людям????? Оно бы просто было: вон, "Неточка Незванова" недописанной осталась, или те же "Мертвые души". Возьми ручку да допиши, раз ты критик! То же и со стихами. Я, к примеру, однозначно определю, где автор "изнасиловал" русский язык (техника), но никогда не дерзну вторгаться в его задумку (в серьезных масштабах) уже потому, что это будет МОЯ, а не его задумка) И ещё, я согласна с подходом Маргариты Шмерлинг в отношении критики.) Всего доброго)
"Причесать рифму ему, возможно, критику не составит труда" - "ему", конечно, лишнее - спешила)
Юль, да у нас, смотрю, во многом мысли сходятся, не только в отношении швейного конкурса)) Например, твои рассуждения о похвале очень близки к моей позиции: похвала нужна и важна, но она должна быть заслуженной. Критикуя, я вряд ли поскуплюсь пару добрых слов, если стихотворение - яркое, умное, задевающее за живое. Или если автор написал заметно выше своего обычного уровня. Или если я вижу интересные, самобытные образы, необычную идею, особенную экспрессию... Но хвалить за то, чего нет, - увольте. Не люблю врать (да и не умею). К тому же, незаслуженная похвала расхолаживает автора: зачем ему тратить силы на реальное совершенствование стихов, если рецензент и без этого отметил якобы имеющий место творческий рост?.. Куда удобнее поверить комплиментам и тихо гордиться очередным поэтическим достижением)) Прогуляйтесь-ка на досуге по главной странице - наверняка набредёте на пригоршню бездарных творений авторов, в особенно запущенной форме придерживающихся принципа "давайте говорить друг другу комплименты". Они уже годами только тем и занимаются, что говорят друг другу комплименты - только вот стихи их от этого лучше не стали))
Проклятая невнимательность!)) Пропустила предлог в "я вряд ли поскуплюсь на пару добрых слов".
мотив критика мне, увы, непонятен. было бы любопытно узнать. просто, когда в стихотворении присутствует ритм, рифма, интересный сюжет, умная мысль, забавное наблюдение и одна опечатка(ошибка), то в рецензии, как правило, содержится информация только об опечатке(ошибке). про всё другое - молчёк. может быть, у рецензента что-то со зрением?
Аня, а может быть, у рецензента что-то со временем, потому и молчок?)) Или, возможно, он справедливо полагает, что автор, сумевший не срифмовать кровь с любовью и ни разу не сбившийся с амфибрахия на хорей, и без него знает, что с ритмом и рифмой у него порядок, - чего, к сожалению, нельзя сказать о явных ошибках и опечатках?)) Почему рецензент обязан хвалить автора за базовые навыки стихосложения? Вот если умная мысль и забавные наблюдения поданы автором в отличной (во всех смыслах) и гармоничной форме - тогда да, не отметить это было бы кощунством. А тратить время на нахваливание навыков, обязательных в ремесле стихотворца, - кому это надо? Вы же не станете петь дифирамбы столяру за то, что у его табуретки четыре ножки, а не две, и даже гвозди вбиты правильной стороной?)) А вот если он изготовил изящный стул - тогда грех не похвалить.
я перестаю понимать вообще, о чём мы говорим. Вот, был такой критик, Белинский. писал он литературные статьи о взаимоотношении формы и содержания на примере творчества своих современников, Грибоедова, например. Литературная критика - это отдельный жанр в литературе, утилитарный, я бы добавила - не каждого вообще может заинтересовать подобный труд. я и сама, признаться, по диагонали его просмотрела. исправление мелких ошибок, опечаток и недочётов есть дело редактора, как здесь правильно сказали. а то, о чём мы говорим - указание на недочёты в тексте, к тому же без предложения варианта правки к редактуре, а тем более к литературной критике отношение имеет весьма отдалённое. мотивы мне не понятны. был у меня компьютер с вордом и интернетом. пока пишу стих, десяток очепяток исправляла машина - просто мимо букв мажу, когда пишу. но она предлагала свои варианты исправлений, однако. умница. что толкает человека выполнять эту функцию - не, не понимаю. а потом, заметьте, никто ж не указывает вам, какой текст рецензировать. среди авторов тех же графаманов есть весьма недурственные творения. необязательно плясать около слабого текста с бедными рифмами и с трудом вписавшегося в ритм.
Аня (Хайль), - очень согласна. Незаслуженные похвалы не только не полезны, - они вредны. Я знаю на стихире авторов, которые теряли адекватное отношение к своим сочинениям, потому что их хвалили, хвалили и хвалили. Очень славные, любезные люди же! Аня (Вуева), какой смысл писать о слабых стихах, разве что это автору желательно (просьба) или обусловлено чем-то, правилами, например? Но вот если стих мне, в целом, нравится, но досадные занозы цепляют, то напишу. И напишу, что стих нравится, и напишу, что НА МОЙ ВЗГЛЯД не так, не претендуя диктовать и исправлять. И Аня уже написала, почему не стоит подсказывать правку, а я ещё раньше о том же написала с точки зрения автора. Слабого автора надо учить, а конкурсы - совсем не место для этого. Сие - процесс длительный. Но если автор сам склонен учиться, конкурсы очень могут помочь. Особенно, кстати, если есть обсуждения.
Полностью согласна и хотела написать о том же. Я вот заметила - безнадежный стих (в плане композиции, техники, идеи...) обычно вообще не вызывает никакого желания что-то писать... Обычно трудно пройти мимо перспективного стиха с отдельными небольшими неровностями.
Катя меня опередила)) Абсолютно согласна: "плясать около слабого текста с бедными рифмами и с трудом вписавшегося в ритм"- это не только необязательно, но и скучно)) Куда приятнее остановить внимание на хорошем произведении с несколькими шероховатостями. А начинающим авторам можно иногда просто помочь парой самых простых рекомендаций и ссылочками на подходящую литературу: если у них есть желание работать - этого достаточно. С некоторыми можно поработать и более интенсивно, если у них есть выраженная потребность в этом, а у критика - время и терпение. Но такая работа - это, по моему опыту, скорее, инвестиция в будущие произведения, чем конкретная работа над конкретным текстом. Слабые стихи очень трудно править. Впрочем, "вернёмся к нашим баранам", а именно, к критике)) Аня, я, признаться, немало удивлена, что Вы внезапно принялись отождествлять весьма и весьма многозначное понятие "критика" именно с жанром литературной критики, о которой мы, вроде бы, и не говорили вовсе (как не говорили мы и о редактировании в его чистом виде). Литературная критика - это лишь одна из многих разновидностей того, что включает в себя понятие "критика". Возьмите словарь и посмотрите на всю палитру толкований этого слова. В "Большом толковом словаре", например, критика как литературный жанр стоит лишь на четвёртом месте из пяти (а позиция обычно соответствует степени значимости). Та критика, о которой мы говорили до сих пор - это, скорее, первое значение: "Обсуждение, разбор чего-л. с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки". И вопрос был лишь в том, в какой мере уместно оценивать достоинства и кто должен выправлять недостатки. Я считаю, что оценка достоинств должна быть адекватной (похвала - только за то, что достойно похвалы) и что редактирование - прерогатива автора (критик вправе предлагать варианты правки, но не обязан делать этого). Вы же, насколько я поняла, предпочитаете дать автору возможность переложить работу по редактированию на критика и слушать комплименты)) Доля правды в Ваших словах есть: неопытный автор, не привыкший к тому, что его творения оцениваются по "взрослой" мерке, нуждается в словах поддержки, в конкретной помощи, в совместном выправлении недочётов. Но, повторю: неопытный. Если же автор считает уровень своих произведений хотя бы средним - он, на мой взгляд, должен быть морально готов к спокойному коллегиально-ремесленному разговору по существу.
не так поняли. я горворю, пишу то есть, что цель "обсудить достоинства" на практике уходит на второй план за "выявить недостатки". а это жаль. вот, раз уж приводят тут швейные примеры, в институтские годы было у меня такое хобби - я шила себе всякие тряпочки. основные навыки мастерства я получила в местном доме пионеров. так что? я пыталась придумать что-то, если не необычное, то своё, гармоничное по фасону. искала в книжках те или иные детальки - карманы, воротники, как они делаются. да я буквально рассматривала женщин на улице, у которых на пиджаке был именно такой воротник, как мне надо. или фасон брюк такой, как я хочу сделать. наверное, это выглядело нелепо. к тому же некоторые дамы смущались, смотрели тоже на свою одежду, всё ли у них в порядке. но меня не интересовали дырки, разве только это был элемент декора - рваные джинсы, к примеру. меня абсолютно не волновали оторванные пуговицы, я не помню ни одного случая, чтобы у встречного была оторвана пуговица. и вообще, недостатки, возможные в одежде меня ну совсем не притягивали, не вызывали желание говорить о них.
Вообще выборочная (в данном случае - негативная) оценка - это, конечно, не есть хорошо и, как правило, сразу автора психологически настраивает против критика. Но и тут возможны варианты (например, автор мазохист - у нас таких много;), или сам попросил критика потыкать в технические неровности, или они с критиком давно знакомы и то, что в целом стихи автора критику нравятся и близки, подразумевается...) Но понятно, что лучше стараться одновременно указать и достоинства, и недостатки произведения. Другая крайность - когда только хвалят и ни слова не говорят о технических недостатках, даже если они очень заметны (наверняка вы сталкивались и с таким подходом рецензентов?) - куда хуже, мне кажется... А вообще не знаю, насколько уместны в данном случае обобщения (что большинство критиков редко хвалит и любит придираться к мелочам...), по-моему, критики, как и авторы, все разные и пишут по-разному. Кто-то пишет только об общем впечатлении и не углубляется в детали, кто-то уделяет больше внимания технике, кто-то (я, например) образности... Аня, Вы ведь, как мне кажется, ходите по многим конкурсным площадкам, неужели везде сталкивались только с такими, зацикленными на мелких недочётах критиками?
Аня, ну почему Вас постоянно тянет на улицу?)) В смысле, примеры Вы привóдите совершенно не соответствующие духу, целям и традициям конкурсной площадки. Конкурс ведь не улица, а своего рода "кружок по интересам", где сравнивается (а благодаря коллегиальной помощи порой ещё и повышается) мастерство авторов. Да, о мотивации... Вот Вы привели пример с шитьём тряпочек. Посмотрúте на Вашу мотивацию: что побуждает Вас рассматривать чужую одежду? Вы хотите сшить нечто красивое для себя. А у конкурсного критика мотивация зачастую совершенно иная, почти противоположная: он пытается помочь другому человеку, коллеге, сделать нечто красивое. Чувствуете разницу?..)) Впрочем, вдумчивый анализ чужих произведений и работа с литературой помогают автору-критику и в собственном творчестве, так что он и для себя извлекает некоторую выгоду. Вне всякого сомнения, похвала творческому человеку нужна. Вопрос лишь в том, сколько похвалы и за что именно. И ещё - почему в месте, отведённом для ремесленного общения, именно она должна выходить на первый план? На мой взгляд, продуктивнее с точки зрения рецензента и полезнее для автора такой поход к критике: следует отметить парой добрых слов то, что в данном стихе действительно выше какой-то усреднённой планки качества, присущей данному "кружку по интересам", - а основные силы сконцентрировать на том, чтобы попытаться помочь коллеге-автору выявить и, возможно, устранить недочёты, улучшить произведение. А вообще, на мой взгляд, внутренняя потребность автора в положительных отзывах о его творчестве зачастую обратно пропорциональна мастерству автора. Каждый автор сам выбирает, в какой лиге он играет. Можно принести средненькое стихотворение на конкурс, в котором участвуют слабые работы, - и автору будет обеспечена масса положительных эмоций)) Потому что по сравнению со слабыми стихами коллег его работа будет выглядеть едва ли не шедевром. На таких конкурсах критик, вероятно, отметит добрым словом и попадание в ритм, и наличие рифмы, и присутствие идеи...)) А можно подать стихотворение на конкурс с обилием хороших стихов, оцениваемый по "взрослой" мерке. Но при этом надо быть готовым к тому, что в работах других авторов достоинств может оказаться ничуть не меньше)) Соответственно, и планка качества будут значительно выше по сравнению со "слабым" конкурсом. Попадание в рифму и размер плюс наличие идеи уже не будут рассматриваться как достоинство: это - признак владения автора базовыми ремесленными навыками, и не более того. О достоинствах же речь зайдёт тогда, когда автору удастся выписать стихотворение или его фрагменты более мастерски, чем основной массе коллег по конкурсу. Ну, и последнее... Не всякая похвала универсально хороша и повсеместно применима)) Опять же, многое зависит от лиги. Представьте себе такой репортаж футбольного обозревателя: "Нападающий Иванов выбегает в центр поля, готовит удар - и не промахивается ногой по мячу! Какой молодец! Игра продолжается... Вратарь Сидоров бросается навстречу летящему в ворота мячу - вот ведь умница: не лентяйничает!" Если этот репортаж относится к игре второклашек - я пойму и необходимость похвал в адрес Иванова и Сидорова, и воодушевление этих юных футболистов, услышавших доброе слово. А представьте себе, если этот же репортаж прозвучит на Чемпионате Европы?..)) Ведь футболисты и морду обозревателю набить могут, сочтя его слова издёвкой)) В этой лиге ценно уже другое: конечный результат применения навыков. Если Иванов, например, забил гол, а Сидоров поймал сложных кручёный мяч - вот это и есть результат, достойный похвалы. С улыбкой, Анна (Пока я строчила этот ответ, Катя, смотрю, уже успела написать совершенно справедливый комментарий.)
достоинства произведения, конечно, меняются, в зависимости от уровня критика и автора. ритм и рифма - это, конечно, базовый уровень. интересует уже более глубокая игра со смыслом-созвучием, допустим. а бывает, ищешь для себя ответы на какие-нибудь мировоззренческие и филосоФские вопросы и находишь ниточку в каком-нибудь стихе. а за примером далеко ходить не надо - на ПКП опубликованы несколько разборов, даны ссылки. больше цеплялок. много больше. иноГда весь отзыв о стихе из них одних и состоит. положительный звучит как "это моё" "это мне близко". ну хотя бы написал своими словами, что именно ему близко. воть. а так я вроде всё уже написала. повторяться - уже моветон.
Выражения типа "это моё" или "это мне близко" я не стала бы относить к критике. Это лишь эмоциональная оценка - и, кстати, весьма информативная)) Если я получаю её от взыскательного критика, вкусу и мнению которого я доверяю, то знаю: стиш я написала весьма недурственный. Почему в критических разборах "цеплялок" больше, чем положительных слов, и Катя, и я уже объясняли, но вкратце повторю: - именно указание на недочёты способствует доработке стихотворения (при желании автора); - время критика (особенно при обзоре большого количества работ) ограничено, он концентрируется на существенном; - многие конкурсанты знакомы друг с другом и не особо нуждаются в "хвалилках": им ценна как раз информация о том, где в их стихах неровности; - при подходе с недетсадовской меркой список отдельных недочётов во многих стихотворениях оказывается длиннее списка достоинств.
Аня (Вуева), меньше всего хочу заниматься саморекламой, но хочу говорить предметно. Загляните, пожалуйста, на мой обзор декабрьского лучшего: http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/186665/ Там сначала идет разбор полетов лучших стихов, которые я включила в свой шорт, потом - стихов попроще. Заканчивается пунктом: "Кузькина мать"... Я полагаю, Вы после этого не скажете, что все критики ставят цель ТОЛЬКО придираться. И едва ли скажете, что я в этом обзоре дублировала функции ворда или даже обычного лит. корректора)))) (Кстати, о пропущенных запятых или грамматических ошибках я зачастую вообще не говорю, чтобы не затягивать обзор до бесконечности. Указываю , как правило, только в том случае, когда это искажает смысл предложения и затрудняет его понимание) Какова моя мотивация при написании сего обзора? Элементарно: назвать белое белым (и обосновать), черное - черным. Чтобы те, кто пишут хорошо, видели, что это ценится, замечается, что их труд не пропал даром. Чтобы те, кто написали (в этот раз) средне, задумались: чего именно не хватило их произведению для выхода в финал. Чтобы те, кто пишут из рук вон плохо, взглянули на себя самокритично и, прежде чем идти на серьезную конкурсную площадку, почитали сначала хоть чуть-чуть и других авторов, сопоставили их творческий уровень со своим. Знаете, Аня, я бы не стала тратить время на разгром вирша нулевого уровня, если бы встретила его на авторской странице. Мне просто времени жалко. Но когда подобные "шедевры" приносят на конкурс и вынуждают жюри и других авторов читать (!) - читать рифмовку уровня "мама мыла раму" - извините, я не хочу молчать, особенно, когда облачена в судейскую мантию))) Промолчи раз, два, десять - площадка превратится в графоманский отстойник: чувствуя себя вольготно, со всех сторон потянутся "нулевые" поэты... Зато сильные уйдут. И не будет у нас хороших конкурсов больше. Кстати, а Вы читали обзоры Анны Хайль? Разве она только душит??? Даже абсолютно справедливые замечания смягчает пометкой: "имхо". Аня Хайль уже сказала много аргументов, почему "руганию" уделяется больше времени, чем похвале. Я только приведу ещё один пример. Едете Вы в автобусе. Всё хорошо. Молчите. Вдруг водитель резко тормознул, потом - резко дернул... наскочил на яму в асфальте... Что начинается в салоне? Вопли: "Дрова, что ли, везешь? Да что за водитель такой? Первый день за рулем?". А по Вашей логике водитель должен выйти пред очи возмущенных пассажиров и сказать: "До сих пор я вел хорошо, так что ж вы молчали, не хвалили? А теперь несколько раз неловко дернул - вы уже орёте??? Неблагодарные вы, хорошего не видите, только о плохом и способны говорить!" Всего доброго всем спорщикам)))))
Не успеваю перечитать - убегаю, возможно имеются очепятки и смысловые неровности)
Да, Юлия, я вижу, вы действительно понимаете, что значит подчеркнуть достоинства стиха, и Вам это объяснять лишний раз не надо. Первый разбор мне очень понравился: налицо сопереживание читателя автору, стремление проникнуться проблемой, освещённой в тексте стихотворения: "стоит ли так уж много уделять внимания глобальным темам, если это может помешать счастью ребёнка?". супер! так держать! мне тоже стихо понравилось, я тоже за него голосовала. а второе? Вы предлагаете, причём не только от своего имени, а от имени коллектива - конкурс-то проводит ПКП - дать стихотворению призовое место. и что же пишете про потенциального лидера нашего конкурса? что у него слишком громоздкие обороты, и уточняете, чем именно оборот не годится. да, это проблема, причём у меня она нередко встречается в текстах. но разве за это дают призовое место? дальше. начало хорошее. выбор обоснован масштабностью высказываний. но дальше - слишком уж много цитат. стихотворение ужЕ процитировано полностью. зачем ещё раз? следующее. автор, оказывается, сам попросил критики. ага, есть замечания. можно же было их написать в комментах к поданному тексту. а в обзоре, тем более к стихотворению, повторюсь, занимающем призовое место - неуместно. в общем, нет никаких сомнений, что критик видит достоинства стиха и умеет о них рассказать. а потом, извините, действительно тяжко писать с комуникатора. тут вам не откроешь текст в одном окне, и , глядя на него не напишешь, что думаешь по этому поводу. писала по памяти. если какие неточности в интерпретации, прошу прщенья. за сим раскланиваюсь
Я предлагаю дать призовое место - от имени коллектива??? Ничего такого не было))) Если я сказала, что стих В МОЕМ понимании призёр, и внесла его в свойт шорт - это не одно и то же) Про "громоздкий оборот". Если я за кого-то голосовала, это не значит, что считаю стих идеальным. Просто на данном конкурсе он смотрится выигрышно. Так почему мне не указать, что считаю не совсем удачным в тексте? (Тем более, что автор этого стиха, если Вы видели комментарии, на сто процентов с замечаниями согласилась. Она совершенно адекватная женщина, которая способна воспринимать критику не как "наезд" завистников или злобствующих людей, а как желание сделать хорошее стихо ещё лучше))) (Мы много говорили об одежде - так вот, моя критика в данном случае была продиктована желанием убрать свисающую нитку из шва костюма: некрасиво))) Вы говорите: "Автор, оказывается, сам попросил критики. ага, есть замечания. можно же было их написать в комментах к поданному тексту. а в обзоре, тем более к стихотворению, повторюсь, занимающем призовое место - неуместно." - Во-первых, стихо тогда ещё ничего не заняло. Обзор писался задолго до начала голосования. Во-вторых - какая разница где высказаться? И там, и там люди увидят. Я не могла распыляться и писать (плюс к обзору) ещё и комменты под стихами. И - самое главное - этот автор тоже очень благожелательно отозвался о моей критике своего творения - и не раз, не только в рецах под обзором. Его (точнее, её, Марину) ни в коей мере мой отзыв НЕ задел. А что ещё нужно, Аня??? Вместо повышенной критики, которую автор просил, он получил лишь небольшое замечание и кучу похвал. По-Вашему - это уже неэтично??? Кто наложил табу на высказывание своего мнения? Боишься критиков - пиши в стол. Марина и Ира (о которых мы сейчас говорили) - не побоялись. А за добрые слова спасибо, я рада, что, при всем нашем расхождении во взглядах, Вы заметили и плюсы, Аня)))
вот, очень распространённая реакция на критику: "всё равно я права потому что у меня были такие и такие обстоятельства, я имела в виду то-то и то-то" это критический обзор, а не подсказка автору: "у вас нитка на костюме" впрочем, я всё сказала. достоинства подчёркивать важно, поскольку, когда мы пишем текст, склоняемся к тому, чтобы делать его интересным. если, конечно, думаем о том, кто будет его читать. да и писать интересный стих интереснее не хотим, значит не хотим
С теми, кто объясняет откровенные огрехи написания своего вирша не логикой русского языка, не обоснованием именно такого построения композиции, а тем, что у него были какие-то там свои внутренние "обстоятельства" - просто говорить бессмысленно. Не хотят расти - ради бога, их выбор. Пусть топчутся на месте. И, подобно голым королям, считают, что выглядят очень "круто". К счастью, на ПКП в массе другой контингент. И с другой реакцией на замечания))) И с адекватным отношением к похвале, кстати)
я говорю о том, как один критик воспринимает критику своего обзора, вернее его начала ибо длинно. просто дальше я не недеялась прочитать положительные отзывы, если на второе место столько негатива. а потом, это ваше право писать о том, что вам интереснее. интереснее недостатки - пишите про недостатки. интереснее достоинства - разбирайте достоинства. врямя-то свободное, действительно, ограничено.
Ну, тогда, Аня, Вы уж почетче мысль оформляйте, чтобы не возникало разнотолков. Мне приписывать мыслей и слов не надо. На таком уровне, как вот это: "Всё равно я права потому что у меня были такие и такие обстоятельства, я имела в виду то-то и то-то" - я не общаюсь. А напрасно не прочли дальше второго стиха. Там похвал (Вас так интересующих) было ещё воз и тележка. Авторы не сочли мой обзор негативным. Сочли полезным. Даже Фокеев, которому действительно досталось, очень достойно отреагировал, умница. Если Вам лично нужны только дифирамбы, делайте на стихах пометку: не для критики. Тогда Вас обойдут стороной. И я в том числе. А без пометки - ничего не гарантирую.
Перечитала сейчас свой обзор конкурсных работ на военную тему в ЛитО Арго. Убедилась в том, что сильным стихотворениям от меня досталось немало добрых слов, ибо заслужили. А вот под слабыми (которых на этом конкурсе было очень много) я честно написала, что считаю их слабыми, и обосновала своё мнение (кстати, достоинства тоже отметила - там, где таковые имелись). Извините, но кривить душой и говорить о корявых творениях (какими бы благородными чувствами ни руководствовались авторы при их написании), что эти стихи якобы вызывают у меня какие-то положительные эмоции, я не умею. И что интересно: серьёзных обид со стороны авторов, несмотря на местами резкий тон моих высказываний, не было. А вот конструктивного общения с теми, кому захотелось продолжить разговор о конкурсных произведениях, последовало немало. И благодарностей за мои "придирки" я получила более чем достаточно - может быть, потому, что кому-то эти придирки всё-таки нужны?..
Ань, я говорю то же самое, но, увы, бесполезно. По мнению Ани В. критика должна быть только положительной. Или никакой. При таком подходе мы никогда друг друга не поймем, а поэтому, думаю, пора нам всем по домам))) Конструктива не будет, а спорить ради спора - надо ли? Пойдем общаться с авторами, которым нужны честные отзывы, а не порция виртуальных поглаживаний на пустом месте.
Юль, рациональное зерно в словах Ани есть: отмечать достоинства стихов надо. А вот в вопросах о том, чтó считать достоинством и в какой пропорции надо хвалить и "придираться", мнения разошлись - бывает... Впрочем, на то этот манифест и называется "ИМХО": не найдём компромисса - так хоть выговоримся от души... ;))) Всем всего самого доброго, я
у Юлии я смотрела не первые два ситиха, а первые три места - логично найти именно там положительные моменты, раз уж член жюри голосует за стих, то видит в нём какие-нибудь достоинства? а потом, терпеть не могу, коГда кого-то ругают, зачем мне было читать это до конца, себя мучить?? Рациональное зерно у меня есть. Очень есть. Надо называть достоинства стиха своими именами, говорить о них. Они также субъективны, как и недостатки, конечно. вот к примеру у Юлии в рецензии написано, что ей нравится стих за общие фразы, если они умные то есть. а мне только конкретики подавай, иначе уме не за что зацепиться, чтобы картинка рисовалась. Вот теперь думаю, может иногда и надо как-то обобщить афоризмом каким-то
"День сурка" какой-то...(( По-моему, выше уже не раз прозвучало, что каждый критик отмечает достоинства в той мере, в какой считает целесообразным, и критерии достоинств неоднозначны. Аня, если для Вас перечисление недочётов стихотворения равнозначно ругани в адрес автора, то продолжать дискуссию я не вижу смысла: у нас совершенно разный подход к критике. Мне ценнее работа над устранением недочётов, Вам подавай перечень достоинств или незаслуженные комплименты. Давайте сделаем так: Вы продемонстрируете Ваши представления о правильной критике на конкретном примере: напишете критический обзор любого конкурса ПКП на Ваш выбор в той форме, которую считаете уместной. Соотношение похвалы и того, что Вы называете руганью, - на Ваш вкус. Годится?..
Присоединяюсь))) Возможно, Аня В. сможет показать нам пример) (Впрочем, Аня уже неделю молчит на это предложение. Неужели всё ограничится голословностью? Аня, мы Вас просим на "бис")))) Аня В. пишет: "у Юлии в рецензии написано, что ей нравится стих за общие фразы, если они умные то есть." Так топорно и абстрактно-беспредметно я никогда не выражаю мысли, Аня. Не вырывайте из контекста мои слова, пожалуйста. К тому же, стихи мне нравятся отнюдь не только за это. Впрочем, умение автора не только описать конкретную единичную ситуацию, но и сделать на её основе ОБОБЩЕНИЕ, вывод - действительно, дорогого стоит, если Вы это имели в виду. Кстати, Аня В., приятно видеть, что Вы начало предложений стали выделять заглавной буквой.) Мы ж не школьниики в аське.)
Почти по Высоцкому: "Друг, обзор напиши / пример покажи / стихи похвали / трудись, не стони (нужное подчеркнуть)!" А в ответ - тишина.
ну это предложение сродни: вот вы критикуете стихи на страничках - покажите пример. у каждого свой подход. а в тему я просто не заглядывала давно. на что там надо обзор писать?
Аня, обзор можно написать на любой конкурс. Сейчас, например, заканчивается приём заявок ка Дескрипции: анемография, произведений там немного, и до окончания голосования Вы наверняка успеете написать обзор по ним. После 20-го февраля начнётся приём заявок на "Февраль - Лучшее". В общем, на Ваш выбор. За какой конкурс берётесь?
за конкурс рецензий:) вот там и увидим, какими должны быть рецензии. сомневаюсь, что получит много голосов заметка типа(цитата): "Внезапное появление монорифмы не красит стих. Две первых строки очень уж однородные, грамматичные. Возможно, так и задумано, но хочется большей неожиданности в описании ЛГ. «Ждет её квадратом сизым» - не есть красивая формулировка. Как можно ждать квадратом? «Смотреть» квадратом (кинескопа) телевизор бы мог. Возможно, я бы этот катрен совсем убрала или радикально заменила. " или какая-нибудь телега "о мозготрахалках" - даже писать такое неловко, вдруг дети смотрят
Понимаете ли, Аня... Возмущаться тем, что всё вокруг делается не так, как надо, умеет каждый подзаборный алкаш (и многие из них, кстати, именно этим и занимаются). И, конечно же, каждый подзаборный алкаш прекрасно знает, чтó надо сделать, чтобы жизнь в стране / в городе / под отдельно взятым забором (нужное подчеркнуть) наконец наладилась (ну там, к примеру, заслать русские войска в Японию, сделать водку дешёвой, увеличить лично ему зарплату, раскулачить соседа-барыгу...) Проблема алкаша лишь в одном: у него нет возможности осуществить свои грандиозные планы и показать окружающим, как всё делается правильно. У Вас, в отличие от вышеупомянутого субъекта, такая возможность есть. Вам не нравится, как другие пишут критические замечания? Ну так покажите же, какой должна быть хорошая критика! Вы ведь пишущий человек! Так в чём же загвоздка-то? Я, конечно, понимаю, что возмущаться результатами работы других всегда легче, чем работать самому. Однако уж очень неприглядно смотрятся со стороны подобные лодыри, которым вынь да подай комфортную критику, но которые пальцем о палец не ударят для того, чтобы показать, какой она должна быть. И вдвойне неприглядно, когда на конкретную просьбу о том, чтобы человек продемонстрировал качественную работу, даётся ответ типа: "Нет уж, вкалывайте сами, а я тут посижу в сторонке, пооцениваю Вашу работёнку". Кстати, процитированные Вами фрагменты, на мой взгляд, являются конструктивной критикой, и они намного полезней авторам, чем вожделенные Вами комментарии об "улучшениях, которых вроде бы и нет, но в этом комплимент и заключается".
Я правильно понимаю, конструктивно мы работать не хотим, в конкурсе критики мне отказали? Или частное мнение Анны Хайль не всегда совпадает с политикой ПКП?
??? Хотелось бы узнать, на основании чего сделаны такие выводы? Единственное высказывание, с которым я согласна - это то, что конструктивно работать Вы не хотите. Все мои попытки побудить Вас вместо пустопорожнего брюзжания о работе критиков ПКП на деле продемонстрировать, какой же должна быть хорошая критика, Вы игнорируете. Вам ближе роль вечно недовольного потребителя. Конкурс критики будет в апреле. Приходите и критикуйте на здоровье. Или опять лень?
*** Если жизнь твоя хренова - это, в сущности, не ново. Но нисколько не новей, что бывает хреновей! *** Не всякий, кто бежит в сортир, спешит загадить этот мир.
Принято, Евгений!:) Неси ещё!
Здравствуй, Александр! Ну, я тогда ещё парочку, так сказать, эпигонизмов добавлю: *** О доблестях, о подвигах, о славе Мечтает ли алкаш, храпя в канаве? *** Мы живём, под собою не чуя страны, если пуст кошелёк и дырявы штаны!
Хорошо, Евгений! Принято!
Спасибо!
Пляж песчаный. Речка. Детство. Завершился жаркий май. Средь лежащих ищем место. Далеко не заплывай! Для порядка вслед мне крикнул, Больше не следит ничуть. В сумке тёплая клубника И от жажды что-нибудь. На песке следы босые, Дети замки мастерят. Огибаю: мне не с ними, Время даром чтО терять! Сразу в воду по колено. Холод охватил икру. Поплавки из мыльной пены Задрожали на ветру. Чуть помедлив, шаг - по пояс, Шаг ещё - и можно плыть Прочь от берега с толпою, что резвится на мели, Пересечь широкий, длинный Пруд и вдоль, и поперёк А устану - лечь на спину И болтаться как буёк *** Свежий ветер. Осень. Славка. День. Ржавеющий лесок. Видишь - на опушке травка, А когда-то был песок? Дальше - поросло бурьяном Дно реки. Теперь здесь луг, Где плыла совсем недавно, И не требовался круг.
http://grafomanov.net/poems/view_poem/187849/ речка детства
Принято, Аня) Удачи)
спасибки. если можно несколько, вот перетаскиваю со стихиры. кстати, обязательно переопубликовывать или можно стихирскую ссылку? Стирается грань между небом и морем. Дорожки бегут от Луны. Кусты по над склоном набросаны чёрным, И крест на пригорке уныл. Как будто спасали какую-то душу Близ пляжика на островке. Как будто бы был целый город разрушен, Ютившийся там, на клочке. А волны пытаются выйти на берег, Зверьём меж деревьев рычать. Из их безнадёжности вера венеры, Из твёрдости их её стать. На берег выносит осколки бутылок, Стихией обтёсанных вгладь. Какие там письма, коль скоро нет силы Привстать, а тем более лгать. А в письмах опять монолог о спасеньи - Ни просьбы в обрывках надежд Сойти с догоревшего судна последним А дальше - вперёд, по воде. Пока розоватый рассвет не забрезжит, Налёт перламутра слизав, Обрывками пены морской её нежность Ест кожу и режет глаза.
Венера http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/188094/
Второе тоже принято, Аня) Удачи) Ссылки - местные. Аня, гляньте, пожалуйста, третью строку: там из предлога "по-над" куда-то убежал дефис. С ув., Ваша тёзка
да его наверное никто и не ставил. спасибо. пойду попробую поредактировать, если техника позволит.
Вступаем! http://www.grafomanov.net/poems/load_lit/
Гыыы! Виктория Дворецкая девять раз вступила)))))) Наверное, на радостях. Теперь у нее девять жизней в проекте, как у кошки))) Попробуй теперь обставить на конкурсах!
Мдя) Точно - 9 жизней)))
а меня хоть разок примут? ;))
Викаэлька, вступи ещё раз в ЛитО, я попытался удалить твои лишние вступления, но при первом же клике удалились все девять одновременно. Какой-то сбой, похоже.
Дима, чтобы добавили - нужно нажать на ">> Вступить в это объединение
(под названием ЛитО)
как и не нужно рекомендации трех участников? О_О ;)
Димко, даже одобрения батьки не нужно!))) Вступай и всё!
А где это - ">> Вступить в это объединение - чтобы на него нажать? Подскажите, пожалуйста!
Прошу прощения, разула глаза и увидела ссылку :)))
ыыыыыыыыыыы.... вступать... как будто мы ещё в ЭТОМ не по уши )))))))) Ну, разве что ещё раз пимпочку нажать.... так и нажмём ;))
Интересно))
|