Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"Шторм"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 314
Авторов: 0 Гостей: 314
Поиск по порталу
|
Ян Бруштейн
Ян Бруштейн - один из немногих поэтов, за знакомство с которым я от души благодарна самиздату. Ян у меня в избранном; каждое его новое стихотворение я непременно читаю по нескольку раз, чтоб через месяц-другой встретиться с ним же в тех небольших, но чрезвычайно значимых для меня подборках-блоках, которые сам автор компонует для читателя из своего избранного. Эти циклы собраны так удачно, что каждое отдельное стихотворение выглядит неотъемлемой частью единого целого, объдиненного общей идеей и настроением; впечатление от каждого произведения лишь усиливается соседством с предыдущим и последующим благодаря своеобразному тематическому резонансу, и вся подборка выглядит небольшой поэмой, написанной на одном дыхании, из которой, как говориться, слова не выкинешь, а тем паче - стиха. Поэтому предложение редактора составить небольшую подборку из пяти самых моих любимых стихотворений, сопроводив их небольшим на 10 строк вступлением, сперва меня очень обрадовали, но потом показалoсь невыполнимым: самых-самых куда больше пяти; тематически и стилистически они неоднородны и мои безуспешные попытки их объединить напоминают попытку старых испанских зодчих построить христианскую церковь из несостыкующихся между собой блоков языческих храмов, мечетей и синагог, когда-либо стоявших в той местности. Да и что, кроме общих и красивых слов скажешь в 10 строчках репрезентативного текста?
Намучившись, я решила все мое "самое-самое" из Яна Бруштейна разбросать по 5 условным тематическим полочкам с этикетками "Севера", "Семейное", "Географическая россыпь", "Символическое" и "Место речи"; стихи для подборки отбирать, опираясь скорее на их различие между собой и характерность для автора, а не степень моей к этим стихам любви, а о "самых самых" и о содержании полок в целом писать, не оглядываясь на пределы разрешенного объема. Итак, "Севера" , Первой эта полка была бы хотя бы потому, что знакомство мое с творчеством Яна начиналось с "Планеты Сибирь", поданной им на конкурс "Точка разлома",где мне довелось "жюрить". На траурно-черном фоне любовных трагедий и надуманных армагедонов строки, "Где вспахивает белое пространство Над каждой переписанной строкой Упряжка золотых моих собак", "И рыба Бийск с раскосыми глазами, Шаманы с расписными голосами И бубнами из шкур нетопырей Уходят в подпространство, как в запой" полыхали экзотичной яркой радугой, а интонация описания смертельной опасности выделялась сдержанностью и даже некоторой отстраненностью. И при этом чувствовалось: все коллизии стихотворения пережиты автором лично; метафоры, какими бы романтичными или неожиданными они ни казались, тщательно обдуманны и скорее всего соответствуют собственным впечатлениям. В этом весь Ян: полное отсутствие умышленной аффектации и почти непременное личное участие в описываемом. Даже самые остро-социальные стихотворения Яна Бруштейна автобиографичны; простая, негромкая подача трагедии и собственная реакция на нее; при этом ни призывов к отмщению, ни обобщений. “Их в тридцать восьмом уравнял трибунал, побратал расстрел - Но именно от этой безыскусной простоты и сдержанности интонации - мороз по коже; им веришь больше, чем горестному воплю. Истеричная исповедь бывшего каторжанина перед случайными попутчиками; неприкрытый страх "злой тетки" перед цыкающим сквозь зубы "душегубом"; облегченное оживление пассажиров, когда обозленный на жизнь разбойник убрался наконец-то из поезда на очередной остановке; мама пацана, пожалевшая, как водится на Руси "несчастненького", пусть и приблатненного, пусть даже сына полицая. Все достоверно до мелочей, до сушенной тарани, которой приходится стучать о грязный стол вагона; в обычной жизни впечатления о подобных встречах обычно выветриваются из памяти сразу по их окончании. А чувство - как после прочтения серьезного романа о человеческой судьбе несправедливо изломанной историей, о неоднозначности человеческих взаимоотношений, о невозможности судить кого-то по впечатлению... Вторая полка воображаемого избранного, досталась бы скорее всего стихотворениям на семейную и еврейскую тему. Для того, чтоб писать о своей семье так, как пишет Ян Бруштейн, нужен не только огромный талант, но и определенное мужествo: мама, папа, бабушка, дедушка - это то, что свято. О них и в своем узком кругу говоришь, старательно выбирая слова, особенно, когда речь о мелких обидах или недостатках. А уж если говорить при посторонних, причем необязательно еврейской национальности. С неевреями как-то предпочтительнее говорить об Осипе Мандельштаме, о Борисе Пастернаке, об Иосифе Бродском; о Льве Ландау, о Карле Марксе, об Иисусе Христе, на худой конец. Одним словом о тех, кого их гениальность хоть как-то оборонит от скарбезной ухмылки, напоминающей о бесконечной череде "абгамов" из еврейских анекдотов. К ним не прилипнет презрительно-шипящее словечко "Жид", рядом с ними и себя чувствуешь несколько уверенней. Бруштейновский "Маленький сапожник дедушка Абрам" очень далек от этой славной блистательной когорты выдающихся линостей. Он, прошедший две серьезные войны, так и не стал мифическим героем без страха и упрека: он панически боится фининспектора, он нервно вздрагивает по ночам, да и ростом не удался, доставая разве что до плеча собственной жене. Да и борется он не за абстрактные прекрасные идеалы, а за выживание своего маленького внука Янички. Этот запуганный маленький человечек - беззащитен и пронзительно трогателен; его и жалеешь и любишь. Любишь искренне и непосредственно, потому хотя бы, что благодаря точным деталькам и штришкам, на тебя нахлынули воспоминания о собственных добрых бабушках и дедушках с их бесконечной воркотней-скороговоркой о курочках, бульончиках и прочей вкуснятиной, от которой в детстве было не отбиться, с их вечной занятостью хозяйством и посиделками рядом со швейной машинкой, на которой вечно что-то строчилось и перешивалось; чаще всего одежда твоих старших сестер и братишек для тебя же. Атмосфера старой еврейской семьи передана безукоризненно; детская лексика прекрасно отражает восприятие ребенка, для которого непонятный фининспектор - сродни серому волку из сказки; но взрослый читатель, рассматривающий эту живую поэтическую фотографию, хорошо понимает обоснованность страхов маленького сапожника и от души сочувствует ему. Опираясь на автобиографические стихотворения Яна можно, по сути, читать лекции под названием: "От Котовского до этой". Чуть ли не все основные вехи истории страны прошлись кровавым гребнем по его семейству. Тут и Колыма, и блокада Ленинграда, и отец случайно выживший в годы войны, и даже внезапное пост-перестроечное движение евреев к своим Интонация стихотворения о брате - совсем иная, хоть и речь идет о той же искренней любви к до боли близкому человеку: и по крови, и по пережитому в юности. И от того, что в какой-то момент дороги братьев разошлись очень резко эта любовь нисколько не уменьшилась; в каждой строчке чувствуется и восхищение мужеством человека, обитающего там, где ракеты ежедневно летят во дворы мирных жителей, и готовность мирно осмыслить, понять и принять во многом непривычные, чуждые, казалось бы обычаи и желание в негативе увидеть то высокое, что Он беден, и ноша его велика: Эти строки романтичны, но патетика их изрядно "заземлена" легкой иронией автора; очень серьезное сказано как бы не всерьез; читая стихотворение все время хочется улыбнуться. Ирония, юмор в поэзии Бруштейна встречаются не часто, но шутка каждая бьет редко но метко. Так, к примеру, неожиданная забавная реминисценция на блоковскую "незнакомку" мгновенно превратила более чем популярный нынче образ женщины-ведьмы в реальную живую женщину, а само стихотворение “женщина, похожая на дым” (для меня лично) сразу вырвалось из бесконечного перепева булгаковских маргарит как нечто личностное и запоминающееся. Для Яна Бруштейна Флоренция - символ, а умение создавать образы, обобщающие его этические или политические представления и понятия - еще одна грань его поэтического таланта. Его авторскую манеру довольно трудно загнать в какую-то одну жанровую клетку; Ян Бруштей при некотором своем желании, превосходно плавает в любом литературном течении, будь то реализм, символизм или даже сюрреализм. Любителя двух последних литературных направлений ждет немало находок: от мерцающего различными подтекстами и скрытыми за метафорами, смыслами «ныряющего с моста» до яркого, предельно ясного «Зубы войны» . И, на закуску, несколько слов о «Месте речи». Этой сугубо литературной теме у Яна посвящены не так уж много стихотворений; но вскользь мысли о неразрывной цепочке «я и поэзия» всречаются повсеместно, и по серьезности интонации этих замечаний, «место речи» в его собственной жизни довольно велико и значительно. «Самый близкий во языцех» " неразрывно связывает его с той землей, на которой Ян родился; привычка «лелеять» рифмы сопровождают поэта от его «лохматого тринадцатилетия» до сегодняшнего дня. И мне не верится ни горькому образу крысолова, ни трагическому утверждению из того же стихотворения «эхо», о том, что «И в этом цифровом болоте Я по своему опыту знаю, что раз выйдя на страничку Яна Бруштейна, к ней неизменно возвращаешься, хотя бы потому, что «вода» поэзии в ней не мертвая, а живая. М'олохта Маленький сапожник, мой дедушка Абрам женщина, похожая на дым Зубы войны Воробьиное слово
Правила:
1. Жанр – свободный.
До 10 заявок - 1 победитель (600 баллов), 20 - 2 призовых места Дополнительные призы: Приз Симпатий Жюри - 300 баллов, выдается по решению жюри. Дополнительные призы: Приз Симпатий Жюри - 300 баллов, выдается по решению жюри. Пы.Сы. 1. Напоминаю: название цикла конкурсов позаимствовано нами у братьев Стругацких абсолютно осознанно,
ОрганизаторСостав жюри |