А ты, мой друг, остаёшься
Своя у каждого осень…»
(Ёса Бусон)
Я люблю рассказывать истории невыдуманные. Хотя писать это трудно – за каждым словом чья-то судьба, чьи-то страдания и боль. И об этом необходимо рассказывать максимально правдиво – дабы не оскорбить людей прошлого. Когда пишешь о невыдуманном особенно чувствуется эта тяжесть пера в руках, особенно когда воплощаешь в буквы на бумаге историю услышанную не из первых уст – ведь каждый человек воспринимает мир и события по своему…
Сегодня я хочу рассказать историю одного учителя. И о марксизме – кок он повлиял на печальную судьбу одного служителя просвещения.
История эта произошла в Городе Чертков – небольшом старинном городке на Подолии. В двадцатых годах страшного двадцатого века ему судьбой выпало быть школьником – обучался наукам разным в гимназии. Чертков был в те времена городом пограничным – в Черткове была Польша, а за рекой Збруч – Советы – так называемый «Советский Союз» - страна, где единственным возможным мировоззрением был марксизм – с определёнными видоизменениями в рамках «партийной линии». Это я так – напомнил среду в которой этот парень по фамилии К. жил и учился. И случилось так, что как-то ему товарищ по гимназии подсунул брошурку о марксизме. Точнее марксистскую брошурку написанную каким-то коммунистическим деятелем – вот, мол, как интересно, как оно на самом то деле, как устроено человеческое общество. Брошурка в отличии от скучных и занудных книг Маркса или Ленина вызвала интерес – и своей недосказанностью, и своими поверхностными суждениями побуждала к фантазиям – так устроены все брошурки, агитация – это только взбалтывание ума. И на свою голову К. увлёкся марксизмом. После брошурки он раздобыл «Капитал» Карла Маркса и попытался в этом талмуде материалистов и желудкопоклонников найти истину. Увлечение чуть не переросло в манию – К. решил, что Маркс во всём прав и что необходимо бороться за совершенное общество, в котором все равны, все одинаковы и всё у них общее – от избы до штанов и женщин.
А тут как раз гимназию он успешно окончил и мечтал учиться в университете. Но средств на обучение родители К. не имели, необходимо было думать о хлебе насущном, и К. устроился на работу учителем в одну из начальных школ около Черткова. Но мечта учиться в университете его не оставляла и желание строить совершенное общество тоже. «Капитал» стал его настольной книгой, на стену он повесил портрет Ленина и вечерами философствовал об обобществлении.
И тут ему пришла в голову идея: а что если перейти границу? Тут же рядом – вон там – за рекой Збруч первая в мире страна социализма, там марксизм воплотился в жизнь, все равны и учатся в университетах бесплатно. Он получит образование и будет строить коммунизм. Это же воплощение мечты! Он станет настоящим коммунистом, выучится и станет или инженером или великим учёным, и буде т работать там, куда его направит коммунистическая партия – на какой-то большой завод или великую стройку, а возможно его примут в ряды коммунистической партии (если конечно он заслужит и будет этого достоин).
В те времена был в тех краях популярен народный промысел – контрабанда. Много людей переправляли тайно за реку товар, зарабатывая на этом какие-то деньги. В маленьких городах все знали кто этим занимается и найти опытных контрабандистов было не сложно. За небольшую плату они ночью могли перевезти через реку, минуя заставы и патрули пограничников. А были на дворе уже тридцатые годы того безумного века. Его перебросили и посоветовали, куда направить стопы свои.
Учитель К. шёл на рассвете лесами и полями на восток. Это были самые счастливые часы его жизни! Осуществилась его мечта! Вон она вокруг – «Советская Украина», где он начнёт новую, исполненную высшей цели жизнь. Вокруг буяла весна. Свежий весенний воздух и запахи цветов наполняли лёгкие.
Он дошёл до ближайшего села и спросил у крестьян, где тут сельская управа или председатель колхоза. Правда, крестьяне не выглядели так, как он их себе представлял – не похожи они были на счастливых людей, были плохо одеты, истощённые и какие-то перепуганные. Они ничего ему не сказали, только посмотрели каким-то странным взглядом и махнули рукой. Дойдя до сельсовета, который он узнал по красному флагу, он тут же зашёл во внутрь и сообщил удивлённому председателю колхоза, что он бежал из буржуазной Польши в социалистическую страну и хочет строить коммунизм. Председатель попросил его посидеть и немного подождать, а сам тем временем куда-то звонил по телефону и попросил срочно кого-то приехать.
Долго ждать не пришлось – приехала большая блестящая чёрная машина, а в ней люди в какой-то незнакомой форме и один в штатском. Наверное, партийные работники. Они мило улыбались, выслушали его рассказ о желании строить коммунизм. На все вопросы отвечали улыбкой и кивком головы и попросили сесть в машину. Учитель К. ехал счастливый – ведь его везут, наверное в Киев, в университет, где устроят на учёбу и вообще устроят ему новую счастливую жизнь.
Но его почему то привезли в какой-то странный дом, завели в комнату почти без мебели и начали бить, спрашивая только: «Какое у тебя задание?» Учитель К. ничего не понимал. За что его бьют? Чего от него хотят? Он всё повторял свою историю, что он хотел жить в первой в мире стране социализма, хотел учиться и стоить коммунизм. Но его снова били и снова спрашивали то же самое. И так продолжалось больше недели. Учитель К. перестал даже отвечать – только смотрел расширенными глазами в пустоту. Наконец, палачи поняли, что судя по всему он говорит правду. Не зная, что с ним делать – громкого дела не получится, повышения по службе тоже, они решили обратиться к польской стороне – живёт ли у них в городе Черткове некий учитель К. Польская сторона ответила, что действительно, есть такой гражданин, но он пропал более недели тому назад. Учителя К. более-менее привели в нормальный вид и передали польским пограничникам. Они собрались его тут же побить и объяснить популярно, что границу переходить нельзя. Но увидев, что бедняга едва держится на ногах, отпустили его домой.
Дома учитель К. долго отлёживался и приходил в себя. Потом почему то снял со стены портрет Ленина и куда-то его дел. Книгу «Капитал» он перестал читать и стал использовать её по назначению – страницами из книги растапливал печку. Перестал философствовать о совершенном обществе и перестал общаться со своим бывшим коллегой и одноклассником Ш., который подсунул ему брошурку о марксизме. В то время он уже учился на зубного врача и продолжал увлекаться марксизмом.
Выздоровев, он продолжил работать учителем в школе. В сентябре 1939 года пришла красная армия и советская власть. Зубной врач Ш. приветствовал «освободителей» цветами, хлебом-солью и красным флагом. Учитель К. почему то не высказал энтузиазма – остался дома. И как вы думаете, кого первого арестовало НКВД в городе Чертков? Правильно, учителя К. А кого второго? Правильно! Зубного врача Ш.
После этого о учителе К. никто ничего не слышал. Забрал человека «воронок» и всё. Как в воду канул. Родственники после войны, да и после 1953 года подавали многочисленные запросы, когда началась «оттепель» и пошла реабилитация, тоже обращались много раз, но безуспешно, им отвечали, что нигде, ни в каких документах учитель К. не упомянут и ничего о нём не известно. Так бы и осталась его судьба загадкой, но мать учителя К. уже в преклонном возрасте в начале шестидесятых годов пошла лечит зубы. Её принимал зубной врач Ш – тот самый. Он спросил:
- А Вы, случайно, не родственница учителя К.?
- Да, это мой сын.
- Я сидел с ним в одной камере. Его очень жестоко били и требовали признать, что он враг народа и шпион. Он отвечал, что не понимает, за что его бьют и требуют признаться в преступлениях, которые он никогда не совершал. Я всё признал, всё подписал, получил десять лет лагерей и пошёл по этапу. А он остался в тюрьме в Чорткове. Когда началась война, НКВД панически бежало из города, но перед этим расстреляло всех заключённых тюрьмы. Его тело опознала его знакомая Н., когда она вместе с другими людьми зашла в тюрьму – советская власть уже бежала, а немцы ещё не пришли. Его похоронили вместе с другими расстрелянными в братской могиле. Жаль, что Н. молчала всё это время, не нашла Вас и ничего Вам не рассказала…
Вот так повлияла на судьбу учителя К. единственная тонкая брошурка о марксизме, прочитанная им в гимназии.
(Написано на основе реальных событий)