Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 434
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 433
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Polly Moore / Написанные рецензии

Рецензия на «ОСЕННИЕ СТИХИ»

Polly Moore
Polly Moore, 12.04.2020 в 18:27
Интересное и лаконичное. Несмотря на игру слов (лист—Лист—лист), создаётся настроение. Настроение некоего аристократического томления, не в последнюю очередь благодаря Ференцу Листу. Единственное, что смущает — это "Умер в луже кленовый лист"… Очевидно, что листья падают с деревьев мёртвыми — собственно, потому-то и падают. Да и вообще, на мой взгляд, "умер в луже/ в канаве/ под забором…" не вписывается в общий контекст стихотворения. При этом, идеальная симметрия формы сглаживает смысловые огрехи и неточности.
Геннадий Гранат
Геннадий Гранат, 12.04.2020 в 20:56
Спасибо. Вы в точку всё сказали, особенно про смерть листа в луже. Долго перебирал варианты, с женой спорили, но остановились на этом. Очень хочется думать, что листья падают не мёртвыми, а больными или просто старыми. Хотя в любом случае, топтать сухие осенние листья, бросать их ворохами ввысь, жечь их и т.п. - всё это как-то кощунственно... Некие "пляски на костях" получаются. Но тема интересная и бесконечная. Спасибо за отзыв.

Рецензия на «По порядку»

Polly Moore
Polly Moore, 12.04.2020 в 13:46
Эмоции – искренние, на пределе, как и в других стихах Анастасии. Начало у Анастасии нередко мощное (впрочем, как и середина), но большинство стихов выглядит незаконченными – концовка подвисает в воздухе, хочется продолжения. Однако, здесь концовка сильная, неординарная – стихотворение цельное и яркое: ни прибавить, ни убавить.

Рецензия на «Твій дім»

Polly Moore
Polly Moore, 12.04.2020 в 11:59
Красивое стихотворение. Не могу оценить (4-5), потому что язык не знаю.
Артур Сіренко
Артур Сіренко, 13.04.2020 в 03:17
Спасибо отзыв! :)

Рецензия на «#Питер»

Polly Moore
Polly Moore, 22.01.2017 в 03:57
Очень понравилось №4, особенно его гениальная концовка. Однако, поработайте с размером. К примеру, я взяла ритмическую схему строк 2,3,4-ой, и всё, что отклоняется от неё, обозначила *, а правильное ударение - прописной буквой. Понятно, главное ударение у Вас на предпоследний слог нечётных и последний слог чётных строк, но промежуточные ударения напрашиваются неизбежно:

* Усталость И печали вычтем,
Сотрем огрехи и грехи:
Мне так понятней и привычней –
Читаю Питер, как стихи.

* Возможно, Это фарисейство,
Но вижу в каменных строкАх: (предположим, это архаизм)
* Над зданиЕм Адмиралтейства
Плывет кораблик в облаках.

Страницы плОщадей несложно (тоже сойдёт за архаизм, правильнее "площадЕй", http://udarenieru.ru/index.php?doc=площадь)
Листать; пускай я неуклюж, (громоздко по звучанию; громоздкость можно проверить чтением в хорошем темпе с чёткими ударениями)
Но обхожу, когда возможно,
* Смешные Опечатки луж.

* Вы скажетЕ: "Что за нелепость?"
* Но чувствуЮ, что всюду свой,
И Петропавловская крепость
* Мне грезитсЯ уже строфой –

Презрев оплот самодержавья,
Спиной опершись о гранит,
Беспечно я воображаю,
Что Пушкин рядышком стоит. (тоже громоздко)

* Нет дела дО меня, конечно, –
От полноводных невских нив (тоже громоздко; если оставите только второе ударение, громоздких строк будет намного больше)
Он удаляется неспешно,
Отчасти город сочинив…

~~~
В стихотворении №3 последние две строки действительно сильные, в остальных шести много наивности, но, в принципе, это не плохо. Мешает восприятию другое: слово "душа" в стихотворении редко не выглядит вульгарно (это слишком общее слово, чтобы использовать его без особой на то надобности), и здесь - не исключение, "ножом - по стеклу". Любое стихотворение посвящено душе, не стоит лишний раз напоминать об этом.

~~~
Цикл целиком - хороший, создаёт настроение, переносит в свою реальность. Размер гуляет почти везде, но фиг с ним, поправите, когда захотите.

Писать ритмическую схему на бумажке, чтобы неукоснительно ей следовать - тоже не метод, будет формально правильно, а всё равно что-то не так. Любая схема приблизительна, размер необходимо чувствовать, как музыку.

Андрей Злой
Андрей Злой, 22.01.2017 в 06:03
          Уважаемая Мария, очень хорошо, что Вы стараетесь не просто сказать "нра!" или "не нра!", а всерьёз разобрать текст и обосновать своё мнение. Но судя по Вашему разбору, Вы считаете, что в ямбе ударения обязательны в каждой стопе (на каждом чётном слоге и нигде больше).
          Дело обстоит существенно сложнее.
          Грубо говоря, в силлаботонике есть ритм (его принято называть "метр" - ямб, хорей, амфибрахий, ... - повторяющийся рисунок "сильных мест" строки) и основанная на этом ритме мелодия реальных ударных слогов. В "мелодии" некоторые сильные места могут быть безударными (см. термин "пиррихий" в инете). Более того, иногда эффектно выглядят и ударения на слабых позициях ("спондеи" или "сверхсхемные ударения"). Пиррихии и спондеи - изобразительные средства, а не ошибка.
          Стихотворения с идеально соблюдённым ритмом, без пиррихиев и сверхсхемных ударений, звучат мёртвенно-чётко, как стук колёс по рельсам. Не ощущается эмоций. На слух - быстро становятся неприятными. Кроме того, чтобы выдержать ритм в ямбе, например, пришлось бы писать текст только двусложными словами - подумайте, насколько естественно бы это выглядело.
          Потому отмеченные Вами отклонения от "идеального" метра - общепринятые элементы техники стихосложения и ошибкой не являются. Единственное спорное место - "строкАх". В этом слове ударение ставится "по настроению", оно вполне официально может быть как на "о", так и на "а" (см. здесь, например).
Victor G.
Victor G., 22.01.2017 в 07:15
Уважаемая Мария! Вы только недавно на сайте, а потому многих вещей не понимаете. Я читал ваш НАИВНЫЙ и НЕПРОДУМАННЫЙ комментарий с улыбкой. Особенно "понравилась" безапелляционность фразы "поработайте над ритмом". Тем более, что вы сами из себя ничего не представляете. Право так написать надо заслужить. Так же, как и право оценивать "гениально - наивно". В общем, надо дорасти... Долго смеялся... Не буду повторять то, что сказал Андрей. Он все сказал правильно. Ваш анализ напоминает анализ филолога-первокурсницы, которой рассказали, что такое размеры. Но не успели рассказать про их отклонения. Почитайте, будет полезно.
В общем, с вашими благоглупостями даже спорить нет желания. Растите, учитесь, может, что-то из вас и получится в плане критики. Пока - увы...
Андрей Злой
Андрей Злой, 22.01.2017 в 08:01
          Блиин, я, кажется, понял, по какому критерию Мария ошибки нашла. Просто она требует, чтобы схема ударений во всех строках текста была строго "аАаАаааА(а)" - как в 2,3,4 строках первой строфы (как и написала вначале). А всякие там ямбы-хореи тут ни при чём, зря я распинался.
          Мысль настолько свежая, что как-то и не соображу, что на неё сказать... )))
          Мария, а где Вы такую плодотворную идеищу разыскали? подЕлитесь источником? а то я, кажется, от веяний науки отстал.
          Единственный раз, когда я видел нечто похожее (в личке злесь), автор был мужчиной, весьма недавно. Может, родство душ, или... - ?
Victor G.
Victor G., 22.01.2017 в 15:38
Если так, то идея неожиданная. Мягко говоря, странная. Я с таким не сталкивался еще.
Юлия Миланес
Юлия Миланес, 22.01.2017 в 21:09
Извините, я припёрлась.

Служебные части речи (союзы, предлоги и междометия) не подлежат ударности в стихах. Плюс местоимения могут подлежать ударности, а могут не подлежать. Но чаще всего местоимение перетягивает ударение на себя. Это общепринятые нормы еще со времён Ломоносова.

Усталость и печали вычтем, -!-(!)-!-!-
Сотрем огрехи и грехи:  -!-!-(!)-!
Мне так понятней и привычней – -(!)-!-(!)-!-
Читаю Питер, как стихи. -!-!-(!)-!

Возможно, это фарисейство, -!-(!)-(!)-!-
Но вижу в каменных строках: -!-!-(!)-!
Над зданием Адмиралтейства -!-(!)-(!)-!-
Плывет кораблик в облаках. -!-!-(!)-!

Т.е. мы имеем абсолютно правильный ямб, которым Виктор обычно и пишет.

Виктор - правильная пчела, он всегда носит правильный мёд.

Юлия Миланес
Юлия Миланес, 22.01.2017 в 21:38
Продолжим то же стихотворение.

Страницы площадей несложно -!-(!)-!-!- здесь площадЕй, а не плОщадей.
Листать; пускай я неуклюж, -!-!(-)(!)-!
Но обхожу, когда возможно, -(!)-!-!-!-
Смешные опечатки луж. -!-(!)-!-!

Вы скажете: "Что за нелепость?" -!-(!)-(!)-(!)-
Но чувствую, что всюду свой, -!-(!)-!-!
И Петропавловская крепость -(!)-!-(!)-!-
Мне грезится уже строфой – -!-(!)-(!)-!

Презрев оплот самодержавья, -!-!-(!)-!-
Спиной опершись о гранит, -!-!-(!)-!
Беспечно я воображаю, -!-!-(!)-!-
Что Пушкин рядышком стоит. -!-!-(!)-!

Нет дела до меня, конечно, – -!-(!)-!-!-
От полноводных невских нив -(!)-!-!-!
Он удаляется неспешно, -(!)-!-(!)-!-
Отчасти город сочинив…-!-!-(!)-!

Ямб.

Polly Moore
Polly Moore, 22.01.2017 в 21:39
Я знаю про ямб, хорей и другие метры. Во-первых, они - лишь схема, предельно просто описывают звучание, во-вторых, удобнее читать произведение, написанное в едином размере - неважно, простом или сложном. О спондеях и пиррихиях мне также известно. Произведение, состоящее целиком из средств выразительности, затруднительно для восприятия. Хотя, это как на чей вкус... Свободные формы в искусстве - отдельная серьёзная тема.

Это мертво? https://sites.google.com/site/m03wz7k/poetry
Буду рада услышать критику. Например, вот: http://grafomanam.net/works/405886

Объясню свою позицию. Чтение поэзии - интеллектуальный труд, сравнимый по сложности с чтением текста по какому-нибудь, например, разделу высшей математики. Поэтому, одна из моих задач при написании стихотворения - по-возможности облегчить труд читателя (сугубо из эгоистических соображений), и чёткая форма - одно из средств достижения этого. То есть, не стоит усложнять без надобности: если возможно сказать просто, надо говорить просто.

"Ритм" - это, конечно, оговорка. Ритм - уже, как бы, трактовка метра (хорошо знакома с музыкой). Здесь я имела ввиду, конечно, метр.

Юлия Миланес
Юлия Миланес, 22.01.2017 в 22:07
Может быть, произведение и удобно читать по слогам... Но песенные тексты априори простые и не слишком наполненные смыслом по сравнению с чисто стихотворными.
Потому что ограничены музыкой.

К сожалению, также. 90% русских слов - трех- и четырехсложные. В то же время темп русской речи - двусложный. И если это не учитывать, получается бессмыслица в стиле Киркорова «Снег - это та же вода» (великое открытие для мужика под шестьдесят лет).

К сожалению, я не пойду по вашим ссылкам, потому что мне в этой жизни по завязку хватает трёх сайтов. Размещайте здесь.😏

Polly Moore
Polly Moore, 22.01.2017 в 22:42
При чём здесь песенные тексты? По форме они, как правило, слабы ("скрепляет" - музыка), от них требуется яркость и простота (плакатность), это узкий жанр поэзии. (Юлия, Вы неправильно поняли, я не пишу песен.)

Размер стихотворения Виктора воспринимается как четырёхсложный с отклонениями.

Polly Moore
Polly Moore, 22.01.2017 в 22:48
А в тексте "ссылочки" - название вашего сайта, можете не ходить. Просто, я не пугаюсь критики не буду злиться на неё.
Polly Moore
Polly Moore, 22.01.2017 в 22:53
Уважаемые Андрей и Юлия, наше обсуждение напоминает спор о вкусах. Кто-то признаёт формы ломоносовских времён, кто-то - более жёсткие или же, наоборот, вольные. Искусство подлежит развитию не меньше науки: было бы странным кататься лишь на паровозе исключительно потому, что его изобрёл великий учёный Ползунов. Я, разумеется, утрирую, наука часто следует идее функциональности (искусство - редко), но люди, восприятие мира меняются - усложняются. Появляются новые, всё более сложные вопросы, форма следует за содержанием, отсюда неустойчивость и разнообразие форм.
Юлия Миланес
Юлия Миланес, 22.01.2017 в 23:08
Мария, трудно отвлечься от фундаментальных наук. В точных науках от физики, потому что если мы даже очень креативно подойдём к ней, планета силой нашей мысли не завертится в обратную сторону.

Есть особенности языка. В данном случае русского. В нём, как правило, длинный звук (ударение) чередуется с коротким звуком (безударным). От этого зависит звучание ноты. Если вы подойдёте очень креативно и поставите два ударных звука подряд (две-три длинные ноты), то это будет просто...уже финский. Веертиисааллаа.

Вот и всё.

Честно? Я здесь отдыхаю, от того сайта. Можно я отдыхать буду? Хоть когда-нибудь? Я, конечно, понимаю, что все админы ваши рабы... К тому же шесть лет попыток привить посетителям того сайта хоть какое-то знание о литературе, закончилось прахом.

Polly Moore
Polly Moore, 22.01.2017 в 23:22
Юлия, спасибо за новые сведения (я не филолог, мне трудно). Последний вопрос (два): кроме этого и "Неогранки" у вас - и третий сайт? Где я могу услышать критику, а также покритиковать (это, как ни странно, тоже помогает развиваться)?
Юлия Миланес
Юлия Миланес, 22.01.2017 в 23:28
Этот сайт Андрея Злого, слава Богу. Я здесь отдыхаю и учусь. Шизонет - сайт психологической помощи - мой, но там заглохла тема творчества. Людям важнее получить помощь. И Контакт. Больше я никуда не хожу. Практически никогда.
Андрей Злой
Андрей Злой, 23.01.2017 в 04:53
          Мария, ну, ооочень экзотическое требование - все строки с одинаковой схемой пиррихиев.
          Его не исполняли ни ветхозаветные старички:
                    Мой дядя самых честных правил,
                    Когда не в шутку занемог, ...,
ни современные законодательницы мод )) :
                    Идут безликие колонны... Пространство стало холодеть.
                    Идут, молчат. Пути условны, исследованные на треть...
          Так чего же Вы хотите от нас, грешных?

          Если серьёзно, то критиковать можно и нужно (полезно и для автора, и для критика), высказывать личные предпочтения - полезно (пусть автор понимает, как воспринимается его текст читателем), но не стоит применять самодельные лекала с видом общепринятых. Во всяком случае, желательно отмечать, что это - на Ваш личный вкус (в отзыве возникает впечатление, что Вы пытаетесь объяснить Виктору какие-то азбучные вещи, которых он, лох, не знает - что крайне маловероятно).
          Сама Ваша идея показалась мне очень искусственной, тем более, что и сами Вы, как видим, отстаиваемой Вами теории не следуете. Прочитал Вашу подборку на Гугле по ссылке - и там есть очевидные отклонения от Вашей идеи. Кстати, никоим образом текст не портящие.
          Не знаю, как будет у Вас, но у меня развитие шло как раз наоборот - от "строго ритмичных" текстов к демонстративно аритмичным. Сейчас они мне кажутся более эмоциональными, более перспективными для творчества. Кому-то нравится Вивальди, кому-то - джаз... Но, заметьте, джаз появился позднее.

Андрей Злой
Андрей Злой, 23.01.2017 в 05:43
          И ещё. Об "интеллектуальном труде" читателя и желании его облегчить.
          ИМХО, облегчать надо - например, проставкой смысловых или неоднозначных ударений, знаков препинания (не люблю модных сейчас текстов без препинаков), делением строк на смысловые участки... Но облегчать труд в ритмике или в словарном составе - упаси Боже.
          Слишком гладкий текст мне кажется "намыленным" - он просто выпадает из сознания. Хорошо бы, ИМХО, вынудить сознание читателя "зацепиться" за чуть ли не каждое словечко - сделать текст "шершавым", "рифлёным", а не "гладенько-скользким", тогда и впечатление станет острее. Пример моей попытки воплощения такой "теории" - здесь, например. Изврат, конечно, но мне в самый раз (Вам, судя по Вашей теории - категорически не понравится).
          Но навязывать такую "эстетику" в рецках на чужие тексты не решусь - отлично понимаю, что у каждого автора - свои предпочтения.
Polly Moore
Polly Moore, 24.01.2017 в 21:21
Андрей, Вы удивитесь, но в моём комментарии к стихотворению не было ни одной собственной мысли. Это всё то, чему меня учили и хоть как-то, но смогли научить. Идея отнюдь не экзотическая: ритмика стихотворения – важное выразительное средство, ею нельзя пренебрегать. Например, в куплетной форме строфы (не строки, а строфы) одинаковы по своему ритмическому рисунку, могут чередоваться, могут подчиняться любой другой закономерности, возможны редкие исключения. Куплетная форма – одна из простейших. Загромождать текст извинениями я не стала, и так понятно, что каждый может не согласиться с каждым.

Вот моё представление о реальности: формы существуют строгие, свободные и полусвободные, а также экспериментальные. Строгая форма обладает мощной "гравитацией", и формы, близкие строгой, на неё "падают", т.е. воспринимаются как строгая форма с отклонениями. Иногда эти отклонения привносят в текст волнение и чувственность, но чаще они просто кочки, о которые спотыкается читатель.

Чем свободнее форма, тем труднее она не только для читателя, но и для поэта. Необходимо научиться писать в наистрожайшей из возможных форм, чтобы, когда наскучит, перейти к более свободным. Как Пабло Пикассо, необычайно рано освоил реалистическую живопись, но позднее стал искать иные средства выразительности. Сама же я около 15 лет назад, подобно многим начинающим поэтам, избрала своими жанрами верлибр и полурифмованные формы и пребывала в них лишь от беспомощности. Около пяти лет мне потребовалось на то, чтобы осознать серьёзность выбранной задачи и перейти к более простым, строгим формам.

Исходя из вышесказанного, можно было бы предположить, что Ваша поэзия нашла бы отклик в моём сознании. Ценю красивое звучание и редко его встречаю, даже у некоторых знаменитых поэтов. В идеале, стихотворение прекрасно и без смысла, на иностранном языке. То есть, Ваша поэзия нравится мне, вопреки Вашему предположению. И поэзия Виктора нравится не только по своим образам и композиции, если принять за аксиому допустимость перемены ударений в одноимённых строках взаимоподобных строф куплетной формы (что, повторюсь, для меня слишком ново – или, может быть, наоборот, старо).

Говоря об "интеллектуальном труде", я хотела сказать: всё гениальное просто. Не примитивно, а просто настолько, чтобы идея уместилась в своё "жилище". Вместе с тем, я всегда за экспериментирование в искусстве, за развитие формы ради самой формы.