Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 254
Авторов: 0
Гостей: 254
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Когда идет гражданская война... (Лирика / гражданская)

Еще дробился колокольный звон,
Хмелел народ...
Смятением объятый,
Санкт-Петербург давно был обречен
На диктатуру пролетариата.
И день, и ночь
Была настороже
Внезапно одичавшая столица.
Грядущий Апокалипсис уже
В кошмарных снах увидели провидцы.
Еще звенели лихо бубенцы,
И в ресторанах подавали мидий...
Неисправимых сыновей
Отцы,
Стыдясь, предпочитали ненавидеть.
А сыновья смеялись им в лицо,
Словам предпочитая револьверы,
Чтоб разрядить их,
Может быть, в отцов...
Во имя веры все...
Во имя веры...

* * *

Страна языческих пожарищ,
Убогих через одного…
Возьми грех на душу, товарищ,
И шлепни брата своего.
По-христиански, под осиной
Схороним братца.
А потом
Мы смерти вескую причину
Отыщем классовым чутьём.
Товарищ, медлить не пристало.
Увидел сук — руби с плеча.
Ты есть боец ревтрибунала,
Ты носишь бант из кумача.
Товарищ, выпей и согрейся,
Не первый, не последний он…
…Ушел в туман французский крейсер,
Мерцая золотом погон.
Страна Святых и святотатцев,
Икон, благословивших зло…
… С Россией тяжело расстаться,
И не расстаться тяжело…

* * *

«Настало время скрипок, господа!»,-
Уселся дирижер на пень трухлявый.
А сотня ожидала переправы,
И музыку в себе несла вода.
Перебирал, как струны, камыши
Подкравшийся, пропахший гарью ветер.
И солнечные зайчики, как дети,
На берегу резвились от души.
Река здесь начинала свой разбег,
За плёсом вырываясь на свободу.
Измученные кони пили воду,
И пленных было десять человек.
Смотрел на всё устало дирижер:
«Горнисты, господа, в десятке первых,
Играть начнем большевикам на нервах,
И чтобы чисто -
Сабля – не топор.
На то и щуки… Точно, караси?
Станичники, вперёд
И по приказу
Руби красноармейскую заразу
От ноты «до» до ноты «выноси…»
…Настало время спирта…
Офицер
Фуражку снял, тряхнул седою прядью,
Полковника назвал позорной б..дью…
…А дальше…
…A la guerre comme a la guerre…

***

Мертвецов везли обозами,
Шли живые в Питер пешими.
Говорят, туман был розовым,
На крови густой замешанным.
Над Кронштадтом вились вороны,
Над собором, да над башнями.
Полыньи зрачками черными
В глубину манили страшную.
Кровь за кровь...
Цвели подснежники
Над могилами расстрелянных.
На цветах клеймо мятежное -
Тоже молоды и зелены.
Сколько судеб исковеркано,
По ночам рыдали матери.
Вы в Кронштадтский лед,
Как в зеркало,
Посмотрите повнимательней -
Небо серое разостлано...
Наступали дни пасхальные.
По церквушкам над погостами
Гасли свечи поминальные.
Отгремело лето грозами,
Шли невесты на венчание...
...А туман остался розовым,
И вода хранит молчание...

* * *

Ну, вот и всё.
«Подъём, пацан, на выход.
Не обувайся, топай к той стене».
А у крыльца кустится облепиха,
И очень тихо…
Страшно очень мне.

Закрыл глаза -
Мальчишкой босоногим
Иду на речку с батиным сачком,
А следом Бог…
Точней, другие боги.
Почти, как я, но каждый с винтарём.
«Эй, паренёк, тебе, поди, семнадцать?»
Шестнадцать мне…
Шестнадцать будет мне.
Мамуля, мам! Да погодите, братцы,
Не надо мне, не надо к той стене!

«Вязать глаза?
Да ну его, пусть видит.
Баб уведите лучше за сарай.
Чего грустим? Чай, не на панихиде.
Иван, тащи гармонь!
Пацан, вставай
К стене и…

…Пли!»…
Упал, кричу протяжно…

…«Добить!»…
Ну, наконец-то тишина…

…А кем я был?..
Да так ли это важно,
Когда идёт гражданская война…


© Владимир Плющиков, 29.05.2012 в 13:37
Свидетельство о публикации № 29052012133714-00277586
Читателей произведения за все время — 1141, полученных рецензий — 39.

Оценки

Оценка: 4,97 (голосов: 77)

Рецензии

Елена Евсеева
Елена Евсеева, 29.05.2012 в 14:35
Володя, необыкновенной силы стихи. Взгляд и через себя, и со стороны одновременно. Уже не первый раз перечитываю. ЗдОрово.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 29.05.2012 в 15:04
Лена, спасибо большое! Рад встрече!)
Я старался, чтобы взгляд не получился односторонним.
Анна Галанина
Анна Галанина, 29.05.2012 в 16:00
Я не знаю, публиковали ли вы эти стихи раньше - читаю первый раз...
Спасибо!
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 29.05.2012 в 20:09
Анна, Вам спасибо!
Просто неожиданно для меня самого эти стихи выстроились в конкретную подборку о страшном для России времени, которая, как мне кажется, может заставить задуматься и послужить определенным предостережением. Что-то меня заставляет так думать.
Анна Галанина
Анна Галанина, 30.05.2012 в 08:49
Мне кажется, вообще лучшие подборки и тем более стихи - именно те, которые получились неожиданно, а не делались потому что надо... У вас очень живые стихи. Настоящие. И тема, к сожалению, вечная...
Оксана Картельян (Каркуша)
Володя, необыкновенной силы стихи+ я. Дабавить нечего...
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 29.05.2012 в 20:10
Оксана, рад встрече! Искреннее спасибо!
Оксана Картельян (Каркуша)
Взаимно рада :о)
Виктория Дворецкая (Элеонора Счастливая)
Скажу крамольную вещь, и, может быть, меня за нее побьют, но я бы распустила основную часть элит-клуба, включая таких, как я... Только потому, чтобы у пришедшего народа была возможность зайдя на сайт слёту почитать стихи именно ТАКОГО уровня.
Алекс Фо
Алекс Фо, 29.05.2012 в 19:42
Пущай попробуют, я их потом побью, мало не покажется))))
Если не забаните, конечно...

А серьезно - випов должно быть очень мало. Иначе - пшик и девальвация... Эля, мы с тобой вполне квипами бы обошлись.. на фоне некоторых))

Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 29.05.2012 в 20:18
Вика, спасибо большое!
Не надо никого бить и распускать.)) Мне ведь очень сложно судить о том получились ли стихи, или не получились. Думаю, что любой из нас в большей степени критично, нежели благожелательно относится к свои произведениям. Вот и мне всё время хочется что-то подредактировать, пальцы так и тянутся к клавиатуре.)

Алекс, спасибо! С основным тезисом полностью согласен. В смысле с тезисом о количестве.)

Виктория Дворецкая (Элеонора Счастливая)
Э нет, Владимир, далеко не все самокритичны, отнюдь)))) А жаль)

И давно меня никто Элей не называл, надо ник восстановить чтоле)))

Андрей Бычков
Андрей Бычков, 29.05.2012 в 19:17
Прекрасная поэма про наш притрушенный народ, который большую часть истории воюет сам с собой. Продолжение следует?
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 29.05.2012 в 20:22
Андрей, искреннее спасибо!
Даже не знаю, что сказать по поводу продолжения. Это ведь просто разные стихи, которые неожиданно вписались в контекст того, о чем мне очень хотелось сказать.
И, конечно же, я еще не раз, и не два вернусь к этой теме. В этом смысле, наверное, и можно говорить о возможном продолжении.
Андрей Бычков
Андрей Бычков, 29.05.2012 в 20:42
То, что стихи разные, вообще не чуствуется. А формат такой, что сюда ещё разных картинок дорисовать можно. Вообще, я какой-то двусмысленный вопрос ляпнул. Ну, лишь бы не было войны!
Гулевич Сергей
Гулевич Сергей, 29.05.2012 в 21:14
Похоже, гражданская война еще не закончилась.
А стихи впечатляют.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 30.05.2012 в 21:48
Да у нас всё время если не гражданская война, то предчувствие гражданской войны. И редкие периоды затишья.

Сергей, спасибо!

Лия Брагина
Лия Брагина, 29.05.2012 в 22:13
Думалось сегодня: сами пишем, сами читаем, критикуем. А судьи кто? Какие все бесталанные. Тут Ваше стихотворение прочитала и на душе стало веселее, хорошее оно у Вас, не все бесталанные.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 30.05.2012 в 21:49
Лия, спасибо большое! Рад, что по душе пришлось.
Никола Важский
Никола Важский, 29.05.2012 в 22:30
Очень хорошая подборка!
С уважением - Н.В.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 30.05.2012 в 21:50
Никола, большое спасибо!

С уважением,

Вадим Мистрюков (pan Kowalski)
Стихи очень понравились. Вся подборка. Самое страшное то, что гражданская война идёт уже почти целый век, и конца ей не видно.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 30.05.2012 в 21:57
Наверное, соглашусь. Если внешняя угроза или какие-то другие экстраординарные обстоятельства не сплачивают народ, то так и воюем - народ против народа, власть против народа, народ против власти...

Спасибо, Вадим!

Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 30.05.2012 в 09:26
Редкий пример живых стихов: тема достойная, мастерство исполнения на высоте, образы работают на стихотворение, а не являются заполнителем чтобы былО. Мне очень понравилось)
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 30.05.2012 в 21:59
Тим, рад встрече!)
Стихи - разные, но мне показалось, что все они на одну идею работают. И, надеюсь, неплохо работают.

Спасибо!

Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 30.05.2012 в 23:50
Да,  я имею в виду - в каждом конкретном стихотворении. Ну, ты сам понял) И в общем - подборка, если можно так сказать, тематическая)
Не за что.

Пишитетак (с)


П. С. я тоже рад встрече, Володя - сто лет не "виделись" )

Эстер Китс
Эстер Китс, 30.05.2012 в 14:46
какой хороший текст...
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 30.05.2012 в 22:05
Спасибо большое!)
.
., 30.05.2012 в 20:14
Замечательно, Володь! Талантливо и мощно. Впрочем, как и всегда, спасибо, Мастер!

Искренне жму лапу,

Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 30.05.2012 в 22:10
Лёш, очень рад тебе!) Вот решил высказаться, учитывая сколько негативной энергии в стране накопилось и продолжает накапливаться. Как-то неуютно становится...

Спасибо большое!

Даниш Николай (Внебрачный сын Тени отца Гамлета)
Володя, спасибо за тему! Она раскрыта мастерски, и именно так, как сейчас нужно. Не дай бог пережить такое вторично. Может, ты кому-то жизнь спас в будущем, кто знает?

Моё уважение и поклон.

Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 30.05.2012 в 22:14
Коля, искреннее спасибо!
Мы не умеем учиться ни на уроках, ни на собственных ошибках. И доказывали это не раз, причем всему миру. Конечно же, не дай Бог, еще раз подобное пережить.
Игорь Никитенко
Игорь Никитенко, 31.05.2012 в 01:55
Хорошая поэма - и правильная, и качественно хорошая. Редкая. К ней бы сюжета больше и религиозных символов меньше (они часто не только неуместны, но и потрят картину)
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.06.2012 в 16:27
Боюсь, что это не поэма. И даже не цикл стихов. Все стихотворения написаны в разное время и просто, что называется, сложились в подборку. Поэтому говорить о сюжете можно лишь применительно к каждому отдельному стихотворению.
Насчет религиозных символов - не согласен. Боле того, я их практически и не вижу здесь.

Спасибо, Игорь!

Тенигин Андрей
Тенигин Андрей, 01.06.2012 в 20:02
До слёз, Володь.
Я в последнее время об этом много думаю.
Ты большой художник и полотно это великолепно написано.
Мой поклон
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.06.2012 в 16:29
Андрей, спасибо!
Жизнь поневоле заставляет думать и вспоминать. Рад встрече!)
Ольга Солнцева
Ольга Солнцева, 01.06.2012 в 20:30
Володя, очень рада вашему возвращению на сайт. Вы осмыслили вечную библейскую тему - братоубийство. Получилось, как всегда, талантливо. До новых встреч!
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.06.2012 в 16:31
Оля, спасибо большое!
Я и не уходил. Просто по разным причинам сейчас не получается часто бывать здесь.
Александровская Наталья (Njura)
Так сильно, что просто мороз по коже. Спасибо Вам, Володя!
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.06.2012 в 16:32
Наташа, большое спасибо! Рад, что по душе.
Шукевич Евгений
Шукевич Евгений, 07.06.2012 в 10:37
Парадоксальное описание гражданской войны получилось....
Вроде бы у "красных" безбожников разговор короток, но вот поди ж ты, покойников по христианскому обычаю хоронят...
А "белые" шашками рубят своих врагов, отправляя их на корм щукам..., что совсем не по-христиански...

И кто ж в этой войне был более православным? Белые, которые балуясь шампанским и устрицами, погрязли в разврате, забыв про воспитание своих детей, прижитых от низшего сословия или красные, - победившие в этой гражданской войне, чтобы потом из разрухи создать СССР и переломить хребет фашистской Германии, в войне против которой царские генералы обделались по полной, допустив февральскую революцию и свержение царя....

Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.06.2012 в 16:43
Евгений, спасибо!
Вы задаете вопрос и сами на него отвечаете. То есть мое мнение для Вас явно вторично.
Я-то как раз ничего парадоксального в подборке не вижу. Но, как говорится, читателю виднее.)
Насчет христианского обычая - спорно. Мне казалось, что издевка и сарказм, прозвучавшие в словах, - очевидны. Достаточно вспомнить, что символизирует осина в христианстве в целом, и в православии в частности.
Страшное было время, что, собственно, я и попытался отразить в стихах.
Шукевич Евгений
Шукевич Евгений, 14.06.2012 в 02:12
Мнение автора не может быть вторичным, оно - всегда первично.

То, что время было страшным, Вам удалось передать в своём стихотворении довольно хорошо. На заданный мной вопрос я дал два варианта ответа, просто вывод напрашивается сам собой.

Исходя из ощущений от стихотворения, мне подумалось, что Вы симпатизируете белому движению. Тем не менее, если произведение достаточно художественно и правдиво, оно начинает жить самостоятельно и не зависимо от того, какие чувства(и к кому) испытывает автор. Даже если Вы о чём-то говорите с издёвкой, Вы всё равно фиксируете это событие.

Вы, конечно, можете не отвечать на мой вопрос, но если не трудно, скажите: кто поступает в Вашем произведении по христиански: красные, которые хоронят убитых ими братьев под осиной, или белые, рубя своих братьев в куски и оставляя их на корм щукам?

venik
venik, 08.06.2012 в 21:32
Очень понравилось. Все живое - и люди, и вещи, и туман - розовый. Живое страшное время - в ваших стихах совсем близкое.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.06.2012 в 16:48
Спасибо большое! Рад знакомству!
Арина Туманова
Арина Туманова, 09.06.2012 в 21:53
Да… «вера», в стадной интерпретации, вещь опасная
(если ещё и лидер обозначится маразматичный…)
Спасибо, Володя, за высокую планку поэтического мастерства!
Читаю… перечитываю… не перестаю восхищаться!
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.06.2012 в 16:50
Арина, рад встрече!
Да, вера иногда может стать страшным оружием в руках... Впрочем, не буду уточнять.

Большое спасибо!

Wanda Swiczewska
Wanda Swiczewska, 13.06.2012 в 15:35
зачем вы рифмуете (кстати, вполне сносно) все ети задро... пардон, заезженные идеологические штампы? выбить слезу?  так ето уже было. "есаул, есаул, что ты..." и т.д.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.06.2012 в 16:58
Занятно.)
Похоже, Вы не очень в курсе того, что такое "заезженные идеологические штампы". А вот меня они жутко достали еще во времена обучения на истфаке ЛГУ. Потому-то я и бегу от них всю свою жизнь, и в этих стихах в частности.
И газмановский китч здесь абсолютно ни при чем.
Впрочем, подозреваю, что Вы и сами всё это прекрасно понимаете. Как-то не очень верится, что Вы всерьез думаете так, как написали.
Да и все Ваши "ети", "задро...", "ето" и снова "ети" заставляют отнести Вас к определенной категории интернет-пользователей.
Wanda Swiczewska
Wanda Swiczewska, 13.06.2012 в 20:10
"даром преподователи..."
ну, как я знаю, бывшие преподаватели истории КПСС теперь нменно такое студентам и городят. конформизм там и тут. вот и клепаем новые стампики с сопливо-слезливой интонацией. угу, "птичку жалко" и беднененького "убиенного младенца". рыдаю над могилкой.
а по переводчику транслита ето не ко мне
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.06.2012 в 21:01
Плохо знаете.)
Городят они в точном соответствии с программными требованиями и требованиями учебного процесса, в котором лирическим отступлениям места не находится.
Впрочем, спорить я не собираюсь. Свою точку зрения Вы высказали. Ето было интересно.)
Wanda Swiczewska
Wanda Swiczewska, 14.06.2012 в 21:08
ето говорит о их беспринципности. ладно, я сегодня пьяная, а из двух спориаших... пока! потребителей соплей хотъ отбавляй, Ваша продукция будет востребована. Кисс!
Мангупли Леонид
Мангупли Леонид, 16.06.2012 в 21:18
Замечательные Стихи - спасибо! С Вашего позволения тащу к себе, чтобы дома спокойно любоваться!!
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 25.06.2012 в 18:24
Леонид, Вам спасибо! Всегда рад встрече!)
Анна Хайль (Логиня)
Анна Хайль (Логиня), 06.08.2012 в 10:22
Мощный цикл стихов. Мощный, живой, горький. Зримый и осязаемый. Настоящий. Очень давно не испытывала такого удовольствия от чтения. Спасибо, Владимир!
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 08.08.2012 в 20:18
Анна, спасибо большое! Рад Вам!
Стихи писались постепенно, а потом как-то незаметно сами выстроились в цикл. Про гражданскую войну "у каждого своя правда" не скажешь.
Татьяна Игнатьева
Татьяна Игнатьева, 31.08.2012 в 14:56
Просто потрясающе!.. Спасибо большое!
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 09.09.2012 в 13:29
Татьяна, Вам спасибо! Рад встрече!)
ВладимИр
ВладимИр, 14.09.2012 в 20:46
хорошие стихи о страшном!
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 16.09.2012 в 20:05
Владимир, искреннее спасибо!
Bargamott
Bargamott, 07.12.2012 в 22:20
О как хотелось б мне туда подняться,
Куда ни боль, ни кровь не достаёт...
Но есть ли там душа?  Встаёт восход
И вновь на землю призывает властно.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.05.2013 в 15:26
Спасибо! Рад Вам!
Янис Илзе
Янис Илзе, 11.12.2012 в 23:37
"Мертвецов" хоть сейчас в антологию русской поэзии.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.05.2013 в 15:31
Янис, искреннее спасибо! Но думаю, что в антологии мне пока рановато.)
Янис Илзе
Янис Илзе, 13.05.2013 в 18:15
Составителю, наверное, будет виднее.)
Георгий Волжанин
Георгий Волжанин, 19.12.2012 в 06:30
очень хорошо! Много находок и само произведение в целом находка.
Оч.хорошо)))
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.05.2013 в 15:36
Георгий, спасибо большое!
Огневой 32
Огневой 32, 01.01.2013 в 21:39
Сильные стихи, очень впечатлило...
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.05.2013 в 16:15
Спасибо большое!
Владимир Кейль
Владимир Кейль, 04.01.2013 в 09:18
Новых вам творческих успехов, Владимир! Стихи понравились.
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 13.05.2013 в 20:21
Владимир, спасибо! Рад, что стихи по душе пришлись.
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 07.01.2013 в 20:29
Гражданская война, когда брат идет на брата, а отец на сына – это всегда трагедия. Беда в том, что об этой трагедии готовы писать все, кому не лень – и 95% произведений о гражданской войне в России 1918-1922 гг. (равно как и о Великой Отчественной) представляют собой стандартные конъюнктурные поделки, написанные с неплохим набором ремесленных навыков стихосложения... но без души.
К счастью, случаются и исключения – такие, как цикл Владимира Плющикова "Когда идет гражданская война". Это – действительно объемный и полнокровный цикл, открывающий катастрофу и трагедию страны (и народа) с самых разных сторон. Когда чума обрушивается на "оба ваших дома" и победивших нет, есть только пострадавшие, ведь, "по последним данным разведки, мы воевали сами с собой".
И логически, и стилистически, и ритмически весь цикл выстроен очень четко, никакого лыка в строках тоже не наблюдается... Не стану продолжать дальше: на странице самого стихотворения хватает теплых слов и без меня. Скажу в завершение о другом: автор не случайно употребил в названии своего цикла не прошедшее, а настоящее время. Увы, но гражданская война идет и доныне, и не только на просторах бывшего Союза. Позавчера это была Югославия, вчера Ливия, сегодня – Сирия... Где полыхнет завтра, неизвестно, но со времен Каина и Авеля мы обречены на эту трагедию.
Или, может быть, внимательно прочитав цикл Владимира Плющикова, все-таки чему-то научимся?!

(Из моего последнего \\"Обзора по Главной\\")

Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 29.06.2013 в 20:50
Михаил, спасибо огромное! Простите, ради Бога, за такую задержку с ответом. Очень редко я сейчас в сети появляюсь.
Алексей Максимов
Алексей Максимов, 14.06.2014 в 22:24
Научимся: не писать,  не прочувствовав
Вадим Афонин (Кроманьонец)
Здравствуйте, Владимир! Ваше Стихо!!! Достойно золотой серии Поэзии начала 21-ого века, вы шагнули в бессмертие, честное пещерное!
Кланяюсь.
С теплом и уважением, Вадим :)
Владимир Плющиков
Владимир Плющиков, 30.06.2013 в 01:32
Вадим, Вы точно преувеличиваете. Но, тем не менее, приятно.
Спасибо большое!

С уважением,

Странник
Странник, 15.09.2013 в 09:08
Сделано качественно, но по моде не по душе!!!
Вик Стрелец
Вик Стрелец, 08.12.2013 в 19:02
Крепко, мощно!
Хороша твоя поэзия, Володя!
Алексей Максимов
Алексей Максимов, 14.06.2014 в 10:32
Всякая попытка поэтического (артистического) перехода во времени интересна и заслуживает внимания. Без сомнения, Ваш лирический герой,  предприняв такой смелый шаг, сильно рисковал.
В каждом из стихотворений цикла ЛГ примеряет некую роль, и эту роль требуется угадать – кто он, говорящий эти строки?
И этот вопрос в каждой части цикла остаётся без ответа. В первом стихотворении – некий надмирный наблюдатель. Возможно, от этого он говорит очень общими словами, описывая нечто, что мы уже читали. Если бы всё первое стихотворение подтянулось к уровню последних строк («А сыновья …» и далее), то получилось бы нечто более весомое, но это уже у меня сослагательное наклонение. Несомненно то, что герой ещё не привык к предреволюционному наименованию города – Петроград, но это бывает с людьми рассеянными, коими славится наша северная столица.
Персонификация героя второго стихотворения невозможна. С одной стороны, это «философ» (или историк), начинающий со слов высокого (во временном охватном смысле) обобщения: «Страна языческих пожарищ…». Вопрос-запинка в прочтении: почему языческих пожарищ? о каких пожарищах речь? О сожжении язычников кн. Ольгой? О 1812 годе? Или некие условные «пожарища» как беды, приносимые язычниками? Но фраза брошена – и гадай что хочешь. «Убогих через одного…» - ой! Почто так немилосердно? Впрочем, есть у меня догадка (на слабую почву встаю я тут, но уж ладно): убогие – это как колокола, купола и прочая святорусская атрибутика, надо тут её поместить, заодно и рифма получается. Но назад, к идентификации героя – он обращается (к бойцу, вероятно) словом «товарищ», то есть философ умер, у нас тут классовый товарищ товарища («мы … отыщем классовым чутьём» - полное слияние с «товарищем»-оперативным расстрельщиком). «Товарищ», вероятно, слегка огорошенный масштабами своей кровавой работы, утешен короткой боевитой речью, и вновь кожанка преображается в тогу (или профессорскую мантию) – и пошли обобщения («страна Святых и святотатцев»), тут же французский крейсер, ага, мы на берегу Крыма, так,  поспеваем за авторской мыслью… И внезапно звучит лирическая нота – и кто (что за ЛГ) её берёт на струнах четырёхстопного ямба? Обладатель «золотых погон», профессор-философ московского (ростовского и т.п.) университета по отделению философии или истории, «товарищ», не выдержавший темпов ударного труда в застенках? И вновь – беда общих слов: «С Россией тяжело расстаться/ И не расстаться тяжело…» Задумчивое многоточие, задумчивый взгляд автора и читателя встречаются где-то в районе люстры. А о расставании с Россией есть уже слова – слова, избегшие беды абстрактных понятий вроде «тяжело», а режущих по живому:

«Пролетая, печально курлыкали,
Был далек их подоблачный шлях.
Горемыками горе размыкали
Казаки в чужедальних краях.»

Или у того же Николая Туроверова:

«Что ты найдешь в стране печальной,
В твоей стране среди снегов?
Зачем ее холодной тайной
Твоя отравлена любовь?»

или далее, у него же:

«Сильней в стременах стыли ноги,
И мёрзла с поводом рука.
Всю ночь шли рысью без дороги
С душой травимого волка»

И, наконец, хрестоматийное (не могу удержаться от того, чтобы целиком не привести):

"Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо -
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда."

И к этому слово «тяжело» уже не приставишь – испугаешься пошлости такой абстракции.
Если из всего цикла останется «мертвецов везли обозами» со своей накрывающей воображение стальной и безжалостной первой строкой – автора можно будет поздравить со стихотворением, потому что эта строка дорогого стоит .

С уважением,
Алексей

Табунщикова Римма
Табунщикова Римма, 13.09.2016 в 14:19
Спасибо за стихи, последнее особенно понравилось,можно сказать задело.
Мила Гавриш
Мила Гавриш, 05.09.2017 в 13:17
Для многих война просто слово, и ничего за ним не стоит. Но вот есть люди, которые имеют даже предчувствие войны. И уж, конечно, они лучше многих могут об этом написать. Спасибо!
Артур Сіренко
Артур Сіренко, 06.09.2017 в 02:20
Ярко и очень интересно Вы изобразили эпоху....
Лидия
Лидия, 04.09.2018 в 20:07
Автор представляется мне человеком с фонариком в руке, обходящим поле битвы в кромешной темноте прошлого в поисках живых, а луч фонарика выхватывает из темноты одну за другой страшные картины. Захватывающе, но навевает  мрачные мысли. Да, сколько народу погибло за просто так! Вспоминается - "революция пожирает своих детей"

Это произведение рекомендуют