Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 409
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 408
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Как не быть душеписом? (Санди Зырянова, выдержки из статьи)

Ирина Василенко (мемориальная страница)
Как не быть душеписом?
(Санди Зырянова, выдержки из статьи)


Душепис - существо двуликое: пока его подхваливают и поглаживают, оно радо лизать вам и пятки, и кое-что повыше да покруглее, повонючее, но стоит предъявить ему объективные, стандартные требования – троллинга, истерик и злобы не оберешься.

Без души стихи писать невозможно, уж поверьте мне. Даже в стихах, написанных на заказ, есть кое-что из души автора – а именно искреннее желание заработать денежек. Поэтому разговоры о том, что в стихе должна быть душа, просто бессмысленны. Это все равно, что сказать, что в рукаве должна быть рука.

Рука есть. В рукаве. Душа есть в стихе. Дальше что?

Собственно, почему и возник пресловутый феномен душеписничества. Всеобщая, повальная грамотность толкает людей в моменты душевного подъема или скорби к перу и листу бумаги: излить свои переживания. Разумеется, эти переживания дороги данному конкретному человеку. Ведь они – его! Это его любовь, его радость, его горе… Душа, словом. А поскольку одна из базовых психологических потребностей – потребность в принятии социумом, окружающими, то человеку хочется, чтобы его душу приняли и одобрили другие.

Тут-то все понятно. Да и то, что каждый хочет быть любим таким, каков он есть, тоже понять нетрудно. И вот берет наш страдающий или окрыленный товарищ свои листочки бумаги, на которые он излил свою душу, и идет. Несет их народу. Любите меня! Примите меня! Признайте мое право на любовь и на человеческое достоинство!

…Есть в Уголовном Кодексе такое понятие: «Покушение с негодными средствами или на негодный объект». Так вот, попытки доказать свою ЛИЧНОСТНУЮ ценность с помощью СТИХОВ – это именно покушение с негодными средствами.

Ни один душепис этого не понимает и не хочет понять.

Стихи – это не ваша душа. Стихи – это не лично вы. Стихи – это то, что вышло из ваших рук, ну ладно – из горнила вашей души и разума, но уже не является частью вас.

Стихи – это искусство. И оценивается оно по законам искусства, а не по пирамиде Маслоу. Это надо просто понять и принять, чтобы не выть, как ужаленный в задницу волк: «Ы-ы-ы! Здесь ценять стихи, а не дюшюуууу! Ы-ы-ы! Здесь живут по стандааааарьтям! Рыфьму требуюуууть!». Читателю ПО ФИГУ, нарочно выделяю капсом, ПО ФИГУ, что тебя оттрахали и выбросили, как отслуживший свое унитаз; что ты недоволен, как все старички, нынешней властью, и что в твоей, эээ, душе бурлит желание заставить всех без исключения жить по правде и по совести. Если тебя это все так беспокоит – что ж, просто не будь унитазом и не позволяй трахать себя всем кому ни попадя… и, пожалуйста, не выкакивай еще один слюнявый стишок про «я ж тебя любила и дала, а ты меня бросил, подлец!»; о том, что пишут о любви мужчины, мне просто противно говорить.

Уповать, что одна только «душа» придаст вашим писаниям художественную ценность, неправильно. Это и есть главная ошибка душеписов. Искусство вообще, и поэзия в частности, требует высокой образованности, мастерства, постоянного творческого поиска. Более того, искусство требует еще и соблюдения определенных формальных правил. Это не «жизнь по стандартам и схемам», как любят скулить душеписы, а нормальная творческая кухня. Честно говоря, абсолютное большинство душеписных творений как раз и отличается стандартностью и схематизмом. Немереное количество штампов типа «золотая осень», «огонь любви в душе», «в сердце боль», банальные и убогие рифмы, никакой выдумки по части размера, схемы рифмовки, построения строф – все тот же катрен, АБАБ, 5-стопный ямб… Так он же еще и не выдержан! А автор требует внимания к смыслу, к своей душе…

Ну, знаете ли, душа душе рознь. Каждый человек – индивидуальность, но уж слишком много индивидуальностей стандартных, ограниченных, откровенно посредственных. Что из такой души выйдет? – да такие же серые, посредственные стихи. Я всегда говорила и говорю: твои стихи таковы, каков ты сам. Если мысль, дух, восприятие мира по-настоящему сильны, то рождаются шедевры. Если же автор может воспринять только примитивные, расхожие идеи, то и стихи у него будут примитивными, банальными. А банальность для поэта – смерть.

Ты говоришь душепису – поправь рифму, убери банальности и штампы, зачем писать чушь, а он тебе – я из хорошей семьи, я преподаватель русского языка, ты меня оскорбляешь! У меня два высших образования, я не могу быть безграмотным! Я член Союза писателей, я не могу быть банальным!

Можешь. Еще как можешь. Вузовский диплом не дает гарантии того, что у тебя вообще есть мозги в достаточном для творческой работы количестве; он лишь подтверждает, что ты можешь выполнять определенную работу, не связанную со стихами. «Корочка» Союза писателей – тоже не показатель: Олди, например, не в Союзе, хотя уровень этих писателей с уровнем стихидловских «паэтофф» не сравнить. И лично мне не понять, как можно преподавать русский, ни разу не читав Пушкина и Цветаеву, Бродского и Жуковского, Некрасова и Друнину, – а если читал, то неужели не видишь разницу между ними и собой?!

И да, очень популярная отмазка душеписов – «А у Пушкина есть много глагольных рифм, подумаешь!» Так вот, Пушкин писал 200 лет назад. С тех пор литература развивалась. Нет, ну вы можете по старинке читать при свече, писать гусиными перьями и ходить в лаптях, а также рифмовать кровь-любовь. Как Пушкин. Но зачем?

Как не быть душеписом?

Да очень просто. Признать, что стихи – это искусство. И оно требует серьезного отношения. А еще – дать своему искусству это серьезное отношение. Понять раз навсегда, что твои стихи – это не «твоя душа», а то, что ты несешь в мир. Людям. То, что ты даришь миру, причем – внимание! – именно даришь. А не продаешь за любовь и внимание…

И освоить технику стихосложения. Для начала.

Санди Зырянова

Левенталь
Левенталь, 22.10.2013 в 09:59
Действительно полезно и интересно. А нельзя эту статью поместить на ГС, к другим?
Владимир(ufoclub)
Владимир(ufoclub), 22.10.2013 в 19:50
Извините, но статья не понравилась.Написана с  некоторой долей снобизма и  при этом так же банальна, как стихи, о которых рассуждает автор. Ничего нового для размышления она(статья) не даёт. Или может, кто-то не знает, что всему нужно учиться? Ну, разве, что совсем дети, но я так понимаю - статья написана не для них. Кроме того, мысль автора  скачет , как заяц, то делая акцент на учебе, мол - душа душой, а учиться надо, то вдруг утверждая, что без хорошей-пригожей души нечего и  думать о стихах, всё равно ничего путнего не выйдет. А в конце статьи вообще, делает ошеломляющий вывод - прежде, чем писать стихи нужно наконец набраться мужества и  признать для себя, что стихи - это искусство. И чтобы совсем уж добить ошеломленного читателя, даёт пинком под зад Пушкину, говоря, что этот 200-летний хлам пора забыть, ведь литература с тех пор неимоверно развилась и нечего опускаться до уровня Александра нашего Сергеича с его пребанальнейшими рифмами.
   Так и хочется спросить словами классика: "Русь,куда ты несёшься ? Дай ответ!.. Не даёт ответа..."!
Коне Владислав (Kone*) (Мемориальная страница)
Руководство по написанию стихов вряд ли существует, хотя тот же Маяковский пытался осуществить эту затею. Поэт сам знает, как творить, а графоман не станет слушать того, чего не может выполнить :)
Асманов Александр
Асманов Александр, 22.10.2013 в 22:13
А мне показалось интересно. Автор слегка в полемическом задоре, но это понятно - люди, которые "пишут душой" вместо карандашика или ручки, на самом деле порой достают. Можно было бы поспорить о тех же самых глагольных рифмах и об иных деталях, но пафос статьи направлен против основного раздражающего явления - против уверенности, что в литературу можно входить, "не вытирая ног" - как попало. Написал четыре строчки в рифму - и ходи со значком "поэт".

Сейчас на сайте этого сделалось меньше, но в Сети пруд пруди картонных академиков липовых академий и лауреатов конкурса 3-го подъезда дома номер 16, которым их лавры выдают их же собственные жены и друзья...

Можно было бе не обращать внимания и просто смеяться, но только зачастую эта группа бывает слишком уж навязчива и агрессивна. Она создает собственные критерии, где ничему талантливому уже никогда не пробиться, если только не "признать" поименно каждого из "академиков". В общем - или надо лгать, или не дадут места в поэзии...

Это есть и в официозе. Так что я вполне понимаю, из-за чего у автора возникло желание по этому поводу высказаться...

Ну а проблемы в статье... Ну, есть они, чего ж. Но не такие уж фатальные.

Коне Владислав (Kone*) (Мемориальная страница)
О глагольных рифмах спорят, когда не понимают, что они могут быть к месту (например, для ускорения действия) и не к месту (когда, кроме действия, ничего нет)... Только самокритичность помогает, и желание слышать других, ничего более помочь не может.
Владимир(ufoclub)
Владимир(ufoclub), 22.10.2013 в 23:36
Такие статьи нужны, но написание хорошей статьи дело не менее сложное, чем сочинение хороших стихов, и одними душевными переживаниями за будущее поэзии здесь не обойтись - тут требуется или более глубокая проработка материала, или подача в другом стиле (гротеск,  фельетон), но никак не в уныло-назидательном...
Владимир В.Сухарев
Владимир В.Сухарев, 23.10.2013 в 12:14
статья не умная, мягко сказать, пусть меня простит автор, но это очевидно... обидели гражданочку наверно... или состоит в популярной партии... да зачем на мелочи размениваться, рубить нам руки сразу до гульфика... а в остальном всё понятно, невыносимая тяжесть образования... и стоило было тратить столько времени на него, что бы выдавить своим "гением" этих "душеписов"... термин явно в скрижали готовился... благо, юмор ещё не отменили...
и действительно николай васильевич, проскочили многое, а мчимся в никуда...
Ирина Василенко (мемориальная страница)
Володя, не примите ни в коем случае на свой счёт, просто карты так причудливо легли, что наткнулась вот на это стихотворение Санди:)))

Санди Зырянова
Критику-мужчине

Ложатся стихи на седую бумагу,
За каждою рифмой – то шрам, то морщина.
Зарубки судьбы – мои строчки-бродяги,
Которые так невзлюбили мужчины.
От века умея Ничем сделать Нечто,
Смеются, плюют, глупо тщатся унизить,
По рифмам моим пресмыкаются вечно,
Огрехи ища средь нехитрых коллизий,
Шипят, поучают… Все верно: я – баба!
Любить рождена. Размышлять – не по чину.
Но строки упорно ползут по бумаге, –
Зарубки судьбы, где не властны мужчины

Владимир В.Сухарев
Владимир В.Сухарев, 23.10.2013 в 14:03
ну наконец-то... так всё-таки "любить рождена"... а она с учебниками на свидание...писявостью души она не чужда))
1 2 3