Задумывались ли вы уважаемые читатели, встречаясь при посещении храмов, монастырей, участвуя в церковных обрядах, а возможно и лично общаясь на бытовом уровне с выпускниками духовных семинарий русской православной церкви, что они в свое время изучали, в стенах семинарии, какие сдавали экзамены, достигая за годы учебы так сказать главного: посвящения в то или иной церковный чин?
Автору недавно совершено случайно попала в руки книжечка: «Киевская Духовная Семинария БИЛЕТЫ по “Догматическому богословию” для 3-го класса КДС (заочный сектор).
Чтобы понять о чем идет речь сначала подаю небольшой кусочек теории.
Понятие о догматическом богословии «Термин “богословие” (по греч. — составное слово, состоящее из двух слов: Бог и слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин “богословие” может быть осмыслен двояким образом.
Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле — как слово о Боге — стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге.
По мысли святителя Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения.
Во-вторых, в общепринятом значении под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божественного Откровения — свидетельство о постигнутом в Откровении.
В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Троица именуется “истиннейшим предметом богословия”.
Так святой Апостол Иоанн, святитель Григорий Назианзин и преподобный Симеон именуются Церковью богословами: первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына; второй ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; третий воспел соединение человека с Триединым Божеством.
Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии.
Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком.
Ныне богословие — это целая совокупность наук, среди которых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.
Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви».
Ознакомившись с содержанием Билетов ( смотри ниже) автор лично для себя сделал несколько «открытий».
Самым парадоксальным было о, что курс «Догматическое богословие», можно было бы назвать «Курсом православной эзотерики».
Ведь если сравнить в вопросы изучаемые учениками 3 класса духовных семинарий, то эти же вопросы изучаются и эзотериками ( к коими церковь относит всяческих магов, волшебников, целителей, духовных проповедников иных культов и.п).
Второе « открытие» состоит в том, что автор, задался невольным вопросом, если «Догматическое богословие» церковью рассматривается как серьезный учебный предмет, то почему выпускники этих семинарий, изучив всю эту великую премудрость, и даже сдав формальный экзамен, не могут впоследствии внятно ответить нам обычным с их положения людям, ни на один из вопросов поставленных в экзаменационных билетах!
Наверно, не хотят делиться «священными и тайными» познаниям?!
Теперь о самих билетах. Вот все 24 билета. Ознакомьтесь.
Билет №1
1.1 Происхождение всего существующего от Бога через творение
1.2 Понятие о промысле Божием, его действие и видыПонятие о Промысле Божием
Действительность Промысла Божия
Ложные учения о Промысле
Действия Промысла Божия
а) Мирохранение
б) Мироправление
Билет №22.1 Творение мира во времени
Билет №3
3.1 Образ Божественного творения
3.2 Естественный и сверхъестественный образы примышления о мире
Естественный образ примышления
Сверхъестественный образ примышления
Билет №4
4.1 Побуждение и цель творения
4.2 Главнейшие возражения против промысла
Билет №5
5.1 Главные виды и порядок творения
5.2 Отношение Бога Промыслителя к духам добрым
Служение ангелов Богу
Билет №6
6.1 Понятие об ангелахАнгелы в Священном Писании
Возражения против бытия ангелов
6.2 Бытие злых духов
Билет №7
7.1 Время сотворения ангелов
7.2 Падение злых духов
Билет №8
8.1 Природа и свойства ангелов
Свойства ангельской природы
Духовность и бестелесность
Отношение ангелов к пространству и времени
Бессмертие
Совершенство ангельской природы
8.2 Совершенство Творения
Билет №9
9.1 Небесная иерархия
Высшая иерархия:
Серафимы (евр. seraphim)
Херувимы (евр. cherubim)
Престолы (throni)
Средняя иерархия:
Господства (dominationes)
Силы (exercitus)
Власти (potestates)
Низшая иерархия:
Начала (principatus)
Архангелы.
Ангелы.
9.2 Образ и подобие в человеке
Билет №10
10.1 Небесные архистратиги
Михаил, которого имя с еврейского значит: кто яко Бог, или, — кто равен Богу (Дан. 10, 13; 12, 1; Иуд. 9 ст.; Апок. 12, 7-8),
Гавриил — муж Божий, сила Божия (Дан. 8, 16; 9, 21; Лк. 1, 19, 26),
Рафаил — помощь, исцеление Божие (Тов. 3, 16; 12, 12-15),
Уриил — огнь или свет Божий (3 Ездр. 4, 1; 5 20),
Салафиил — молитва к Богу (3 Езфр. 5, 16).
К этим же ангелам причисляют еще
Иегудиил — славитель Бога или хвала Божия, и
Варахиил — благословение Божие, коих имена не встречаются в св. Писании. 10.2 Состав природы человека: дух, душа и тело
Значение тела в составе человеческой природы
Билет №11
11.1 Сотворение мира вещественного, творение общее
История сотворения мира вещественного
Творение общее
11.2 Природа злых духов, число и степени, нравственное их состояние
Нравственное состояние и участь злых духов
Билет №12
12.1 Творение частное
12.2 Отношение злых духов к роду человеческому
Билет №13
13.1 Дни творения частного с несколькими творческими действиями
13.2 Отношение злых духов к каждому человеку
Билет №14
14.1 Различные способы творения мира вещественного
Отношение священной истории мироздания к показаниям о происхождении мира наук естественных
14.2 Промыслительные действия Божия по отношению к злым духам
Билет №15
15.1 О происхождении первых людей
Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей
15.2 Если Бог предвидел, что человек не устоит в добре, падет и повлечет к погибели всю тварь, то зачем Бог его создал?
Билет №16
16.1 Происхождение рода человеческого
16.2 Мнение о первородном грехе в Римо-Католической и протестантской церкви
Билет №17
17.1 Богоустановленный способ размножения людей
17.2 Наказание людей после падения как действие Промысла Божия
Билет №18
18.1 Происхождение душ человеческих
Мнение о предсуществовании человеческих душ
Мнение о творении человеческих душ
Мнение о рождении человеческих душ
18.2 Цель служения Ангелов. Цель служения Ангелов-хранителей людям
Билет №19
19.1 Ангелы как орудия Промысла Божия
19.2 Вменение первородного греха
Билет №20
20.1 Ангелы-хранители
Ангелы-хранители человеческих обществ
Ангелы-хранители частных лиц
20.2 Первородный грех
Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех
Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения.
Билет №21
21.1 Следствия грехопадения
21.2 В чем выражается служение Ангелов-хранителей людям?
Билет №22
22.1 Свойства первозданного человека и его состояние в раю
22.2 Зачем Бог дал человеку свободу, в которой заключалась возможность греха?
Билет №23
23.1 Грехопадение прародителей
23.2 Зачем Бог допустил в рай искусителя?
Билет №24
24.1 Обзор ложных мнений о происхождении зла
24.2 Зачем Бог дал человеку заповедь в раю?
Я думаю, выпускники гуманитарных факультетов различных академий и университетов, все же уловили знакомые им с философии, путь и марксизско - ленинского толка, вместе с научным атеизмом, знакомые со студенческих лет словосочетания и понятия, и прочувствовали важность, так сказать, данной науки «Догматическое богословие» и тот как « мучат профессора» студентов в духовных семинариях
Но если говорить серьезно то вопросы поставленные в экзаменационных билетах в философском смысле, очень серьезные и человечество не одно тысячелетие пытается найти на них ответы. И не всякий выпускник гуманитарий, даже и числа нынешних элитных вузов, сможет вот так без подготовки, что либо внятное пояснить по сути экзаменационных билетов.
А православная церковь, как оказывается, уже нашла и дала однозначные «верные» ответы на них! Но вот с народом поделиться не хочет. Только для избранной элиты!
Что ж делать остальным, желающим знать? Срочно поступать в духовные семинарии, хотя бы и на заочное отделение?
Я думаю, что это не выход. Можно заняться и самообразование, в ходе которого опираясь на вышеприведенные экзаменационные вопросы, как исходные точки, попытаться самостоятельно разобраться, в лабиринтах церковной догматики.
Время, потраченное на поиск ответов, будет потрачено не зря. Ибо данные знания, являются, нужными и обязательными для всех мыслящих людей задумывающийся над хотя бы простым вопросом: Что это за Мир, в который он пришел и каково его место и задачи в этом Мире? И что будет потом?
Знание же церковной догматики не помещает и журналистам, пишущим о церкви, и церковных делах и событиях.
Журналист овладевший основами церковной догматики описывая в своих статьях то или иное церковное событие, поведение того или иного священнослужителя, уже будет подавать его читателю опираясь не свои «мерки и шаблоны» путь и основанные на самой высокой морали, а на основании знаний, на которых формируется сознание священнослужителей русской православной церкви.
Для самых отчаянных, решивших все же пробовать семинарский хлеб даю две важные подсказки. Первая - Типовые условия приема. В Семинарию, принимаются юноши и девушки с 17 до 35 лет.
Поступающие в духовные учебные заведения сдают вступительные экзамены:
- Русский язык (изложение);
- Церковнославянский язык (чтение);
- Молитвы (наизусть, осмысленное знание): начальные; утренние ("От сна восстав", "Боже, очисти мя, грешнаго", Ангелу-хранителю); вечерние ("Боже вечный", "Вседержителю, Слово Отчее", "Благаго Царя Благая Мати"); Божией Матери ("Богородице Дево радуйся","Достойно есть","Милосердия двери","Не имамы иныя помощи"); Символ веры, Заповеди блаженств, тропари Двунадесятых праздников, Псалмы 50-й и 90-й.
С июля по августа с абитуриентами проводятся подготовительные занятия.
В канцелярию Семинарии необходимо представить следующие документы:
1. Прошение на имя Ректора Семинарии.
2. Рекомендацию священника, утвержденную епархиальным архиереем.
3. Заполненную анкету, четыре фотокарточки 6x8.
4. Автобиографию.
5. Свидетельство о рождении.
6. Документ об образовании.
7. Справку о составе семьи.
8. Справку о состоянии здоровья.
9. Справку о Крещении.
10.Справку о Венчании (для женатых). Поступающие по прибытии в Семинарию должны предъявить в канцелярию паспорт, военный билет или удостоверение о приписке к призывному участку. Документы принимаются до 1 августа.
Вторая исключительно важна для девушек желающих выйцти на священников!
Хотите быть матушками, тогда только один путь в Регентскую школу!
Ибо только с проверенными и одобренных церковью кандидатурами учениц регентских школ и заключается молодыми священниками в 99% браки. А развестись священнику в случае неудачного брака почти невозможно, разве что путем лишения сана..
Регентская школа готовит регентов (дирижеров) церковных хоров, псаломщиков (чтецов) и певцов для больших и малых хоров, катехизаторов воскресных школ. В Регентской школе изучают церковное пение, церковный Устав, богословские предметы начального уровня, а также музыкальные предметы: сольфеджио, гармонию, хоровую аранжировку, дирижирование. Срок обучения - 3 года.