Чему учат в духовных семинариях? (Очерк)

         Чему  учат в  духовных семинариях?

          Задумывались ли вы уважаемые читатели,  встречаясь при посещении храмов, монастырей,  участвуя  в церковных обрядах, а возможно и лично общаясь на бытовом уровне с выпускниками  духовных семинарий русской  православной  церкви, что они  в свое время  изучали, в стенах семинарии, какие сдавали экзамены,  достигая за годы учебы так сказать главного:  посвящения в то или иной церковный  чин?
          Автору  недавно совершено случайно  попала в руки  книжечка: «Киевская Духовная Семинария БИЛЕТЫ по “Догматическому богословию” для 3-го класса КДС (заочный сектор).
         Чтобы понять о чем  идет речь  сначала  подаю  небольшой кусочек теории.
             Понятие о догматическом богословии            «Термин “богословие” (по греч. — составное слово, состоящее из двух слов: Бог и слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин “богословие” может быть осмыслен двояким образом.
              Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле — как слово о Боге — стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге.
             По мысли святителя Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения.
           Во-вторых, в общепринятом значении под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божественного Откровения — свидетельство о постигнутом в Откровении.
            В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Троица именуется “истиннейшим предметом богословия”.
            Так святой Апостол Иоанн, святитель Григорий Назианзин и преподобный Симеон именуются Церковью богословами: первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына; второй ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; третий воспел соединение человека с Триединым Божеством.
             Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии.
            Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком.
           Ныне богословие — это целая совокупность наук, среди которых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.
         Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви».

       Ознакомившись  с  содержанием  Билетов  ( смотри ниже)  автор  лично для  себя    сделал несколько   «открытий».
       Самым парадоксальным  было о, что курс «Догматическое богословие», можно было бы назвать  «Курсом православной  эзотерики».
       Ведь если сравнить в  вопросы  изучаемые  учениками 3 класса  духовных семинарий, то эти же  вопросы  изучаются и эзотериками ( к коими  церковь относит всяческих  магов, волшебников, целителей, духовных проповедников иных культов  и.п).
      Второе « открытие»  состоит в том, что автор,  задался невольным вопросом, если  «Догматическое богословие»  церковью  рассматривается как серьезный учебный предмет, то почему  выпускники  этих  семинарий,  изучив  всю эту великую премудрость, и даже сдав  формальный  экзамен,  не  могут  впоследствии внятно ответить  нам обычным  с их  положения  людям, ни на один  из  вопросов поставленных  в  экзаменационных билетах!
    Наверно, не  хотят делиться «священными и тайными» познаниям?!
    Теперь о самих  билетах.  Вот все 24  билета. Ознакомьтесь.

Билет №1
1.1 Происхождение всего существующего от Бога через творение
1.2 Понятие о промысле Божием, его действие и виды
Понятие о Промысле Божием
Действительность Промысла Божия
Ложные учения о Промысле
Действия Промысла Божия
а) Мирохранение
б) Мироправление

Билет №22.1 Творение мира во времени

Билет №3
3.1 Образ Божественного творения
3.2 Естественный и сверхъестественный образы примышления о мире

Естественный образ примышления
Сверхъестественный образ примышления

Билет №4
4.1 Побуждение и цель творения
4.2 Главнейшие возражения против промысла

Билет №5
5.1 Главные виды и порядок творения

5.2 Отношение Бога Промыслителя к духам добрым
Служение ангелов Богу

Билет №6
6.1 Понятие об ангелах
Ангелы в Священном Писании
Возражения против бытия ангелов
6.2 Бытие злых духов

Билет №7
7.1 Время сотворения ангелов
7.2 Падение злых духов

Билет №8
8.1 Природа и свойства ангелов
Свойства ангельской природы
Духовность и бестелесность
Отношение ангелов к пространству и времени
Бессмертие
Совершенство ангельской природы

8.2 Совершенство Творения
Билет №9

9.1 Небесная иерархия
Высшая иерархия:
Серафимы (евр. seraphim)
Херувимы (евр. cherubim)
Престолы (throni)
Средняя иерархия:
Господства (dominationes)
Силы (exercitus)
Власти (potestates)
Низшая иерархия:
Начала (principatus)
Архангелы.
Ангелы.
9.2 Образ и подобие в человеке

Билет №10
10.1 Небесные архистратиги
Михаил, которого имя с еврейского значит: кто яко Бог, или, — кто равен Богу (Дан. 10, 13; 12, 1; Иуд. 9 ст.; Апок. 12, 7-8),
Гавриил — муж Божий, сила Божия (Дан. 8, 16; 9, 21; Лк. 1, 19, 26),
Рафаил — помощь, исцеление Божие (Тов. 3, 16; 12, 12-15),
Уриил — огнь или свет Божий (3 Ездр. 4, 1; 5 20),
Салафиил — молитва к Богу (3 Езфр. 5, 16).
К этим же ангелам причисляют еще
Иегудиил — славитель Бога или хвала Божия, и
Варахиил — благословение Божие, коих имена не встречаются в св. Писании. 10.2 Состав природы человека: дух, душа и тело
Значение тела в составе человеческой природы

Билет №11
11.1 Сотворение мира вещественного, творение общее
История сотворения мира вещественного
Творение общее
11.2 Природа злых духов, число и степени, нравственное их состояние
Нравственное состояние и участь злых духов

Билет №12
12.1 Творение частное
12.2 Отношение злых духов к роду человеческому

Билет №13
13.1 Дни творения частного с несколькими творческими действиями

13.2 Отношение злых духов к каждому человеку

Билет №14
14.1 Различные способы творения мира вещественного

Отношение священной истории мироздания к показаниям о происхождении мира наук естественных

14.2 Промыслительные действия Божия по отношению к злым духам

Билет №15
15.1 О происхождении первых людей
Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей
15.2 Если Бог предвидел, что человек не устоит в добре, падет и повлечет к погибели всю тварь, то зачем Бог его создал?

Билет №16
16.1 Происхождение рода человеческого
16.2 Мнение о первородном грехе в Римо-Католической и протестантской церкви

Билет №17
17.1 Богоустановленный способ размножения людей
17.2 Наказание людей после падения как действие Промысла Божия

Билет №18
18.1 Происхождение душ человеческих
Мнение о предсуществовании человеческих душ
Мнение о творении человеческих душ
Мнение о рождении человеческих душ

18.2 Цель служения Ангелов. Цель служения Ангелов-хранителей людям

Билет №19
19.1 Ангелы как орудия Промысла Божия
19.2 Вменение первородного греха

Билет №20
20.1 Ангелы-хранители
Ангелы-хранители человеческих обществ
Ангелы-хранители частных лиц

20.2 Первородный грех
Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех
Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения.

Билет №21
21.1 Следствия грехопадения
21.2 В чем выражается служение Ангелов-хранителей людям?

Билет №22
22.1 Свойства первозданного человека и его состояние в раю
22.2 Зачем Бог дал человеку свободу, в которой заключалась возможность греха?

Билет №23
23.1 Грехопадение прародителей
23.2 Зачем Бог допустил в рай искусителя?

Билет №24
24.1 Обзор ложных мнений о происхождении зла
24.2 Зачем Бог дал человеку заповедь в раю?

       Я думаю, выпускники  гуманитарных  факультетов  различных  академий  и  университетов,  все же  уловили знакомые  им с  философии,  путь и марксизско - ленинского  толка, вместе с научным атеизмом,  знакомые со студенческих лет  словосочетания  и понятия, и  прочувствовали  важность, так  сказать, данной науки «Догматическое богословие» и тот  как « мучат  профессора»  студентов в духовных семинариях
       Но если говорить серьезно то  вопросы поставленные в  экзаменационных билетах  в философском смысле, очень серьезные и человечество  не одно  тысячелетие  пытается  найти на них ответы.  И не всякий  выпускник  гуманитарий, даже и числа нынешних  элитных  вузов,  сможет вот так  без подготовки, что либо  внятное  пояснить по сути  экзаменационных билетов.
      А  православная   церковь,  как оказывается,   уже  нашла и дала однозначные «верные»  ответы на них! Но вот  с народом поделиться не хочет. Только  для  избранной элиты!
  
         Что ж делать остальным, желающим  знать?  Срочно поступать в духовные семинарии, хотя бы и на заочное отделение?
         Я думаю, что это не выход. Можно заняться  и  самообразование, в ходе которого опираясь на вышеприведенные  экзаменационные вопросы, как  исходные точки, попытаться  самостоятельно  разобраться,  в лабиринтах  церковной догматики.
         Время,  потраченное на поиск ответов,  будет потрачено не зря. Ибо данные  знания,   являются, нужными и обязательными для  всех мыслящих людей задумывающийся  над хотя бы простым  вопросом: Что это за Мир, в который он пришел и каково его место и задачи  в этом Мире? И что будет  потом?
        Знание  же церковной догматики не помещает и журналистам, пишущим о церкви, и церковных  делах и событиях.
         Журналист овладевший основами церковной догматики описывая в своих статьях   то или иное  церковное событие, поведение того или иного  священнослужителя,  уже будет  подавать его  читателю  опираясь  не  свои «мерки и шаблоны» путь и  основанные  на  самой высокой морали,  а  на основании  знаний, на которых  формируется   сознание   священнослужителей русской  православной церкви.
        Для  самых отчаянных,  решивших все же пробовать семинарский  хлеб  даю  две важные подсказки. Первая - Типовые условия приема.      В Семинарию, принимаются юноши и девушки с 17 до 35 лет.
  Поступающие в духовные учебные заведения сдают вступительные экзамены:
- Русский язык (изложение);
- Церковнославянский язык (чтение);
- Молитвы (наизусть, осмысленное знание): начальные; утренние ("От сна восстав", "Боже, очисти мя, грешнаго", Ангелу-хранителю); вечерние ("Боже вечный", "Вседержителю, Слово Отчее", "Благаго Царя Благая Мати"); Божией Матери ("Богородице Дево радуйся","Достойно есть","Милосердия двери","Не имамы иныя помощи"); Символ веры, Заповеди блаженств, тропари Двунадесятых праздников, Псалмы 50-й и 90-й.

С  июля по  августа с абитуриентами проводятся подготовительные занятия.
В канцелярию Семинарии необходимо представить следующие документы:

1. Прошение на имя Ректора Семинарии.
2. Рекомендацию священника, утвержденную епархиальным архиереем.
3. Заполненную анкету, четыре фотокарточки 6x8.
4. Автобиографию.
5. Свидетельство о рождении.
6. Документ об образовании.
7. Справку о составе семьи.
8. Справку о состоянии здоровья.
9. Справку о Крещении.
10.Справку о Венчании (для женатых). Поступающие по прибытии в Семинарию должны предъявить в канцелярию паспорт, военный билет или удостоверение о приписке к призывному участку. Документы принимаются до 1 августа.
Вторая  исключительно важна для  девушек  желающих выйцти на  священников!
        Хотите быть матушками, тогда только один путь в Регентскую школу!
        Ибо только  с проверенными  и одобренных  церковью   кандидатурами  учениц  регентских   школ  и заключается молодыми   священниками  в 99%  браки. А развестись священнику в случае неудачного  брака почти невозможно, разве что путем лишения сана..
        Регентская школа готовит регентов (дирижеров) церковных хоров, псаломщиков (чтецов) и певцов для больших и малых хоров, катехизаторов воскресных школ. В Регентской школе изучают церковное пение, церковный Устав, богословские предметы начального уровня, а также музыкальные предметы: сольфеджио, гармонию, хоровую аранжировку, дирижирование.  Срок обучения - 3 года.

© Бровко Владимир, 04.08.2008 в 22:31
Свидетельство о публикации № 04082008223119-00074483 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 78, полученных рецензий — 0.
Голосов еще нет