12 июля 2008 (7517) г.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ТРОЕРУЧИЦА" Ч.2
ИСТОРИЯ ИКОНОБОРЧЕСТВА от 717г. до 1917г.
1-й период иконоборчества в Византии возглавили Лев III Исавр (717—741). его сын Константин V Копроним (741—775)
О Льве III Исавре было достаточно рассказано в первой части этой статьи но все же необходимо повести некоторые итоги.
Преувеличенные формы иконопочитания в Византии навлекали на христиан упреки в идолопоклонстве, особенно было много нареканий со стороны мусульман, которые в это время не только энергично распространяли свою враждебную всякому иконопочитанию религию, но и требовали от подвластных себе христиан прекращения поклонения иконам.
Лев III Исавр одновременно с с военной борьбой против арабов — пытался и распространять христианства среди мусульман, евреев и не стеснявшийся властно вмешиваться в вопросы церковной жизни. История сохранила одно из писем Лев III Исавра дамасскому калифу Омару II, однако, объем статьи не позволяет его привести дословно.
Но если сказать одним предложением, то калиф признал правоту доводов византийского императора.
С 726 г. он выступил против иконопочитания, приказывал снимать, выламывать и закрашивать иконы.
Эти распоряжения вызвали среди иконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров — иконопоклонников, идолопоклонников, как их называли противники), к которым принадлежали, главным образом, православное духовенство и особенно монахи, большое раздражение; при уничтожении икон происходили схватки и побоища с жертвами с обеих сторон.
Население Греции даже подняло восстание, которое окончилось полным поражением.
Многие жителей внутренних частей империи мигрировали на окраины государства.
Римский Папа Григорий II отказался подчиняться требованиям императора в объявил иконоборчество ересью (такой же политики держался и его преемник Григорий III).
Константинопольский патриарх Герман смело обличал Лев III Исавра в ереси, на настоянии императора подписать эдикт против икон ответил отказом вводить что-нибудь новое в делах веры без вселенского собора и, наконец, сложил с себя патриаршую власть.
Несмотря на такую сильную оппозицию, Лев III Исавр, опираясь на войско и придворную аристократию, составлявших главный оплот партии иконоборцев (икономахов, иконокластов, иконокаустов — сокрушителей, сожигателей икон, как их называли противники), а также находивший себе поддержку и в некоторой части духовенства, до конца царствования поддерживал иконоборчество.
Сын и преемник его Константин V Копроним (741—775) с ещё большей энергией выступил против иконопочитания, несмотря на трудную борьбу (в начале царствования) с православной партией, выставившей против него, его зятя Артавазда.
Желая более определенно провести иконоборческие идеи, и подготовив к этому умы путем «народных собраний» Константин в 754 г. созвал во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем (Скутари) большой собор, на котором было более 300 епископов (но, однако, не присутствовало ни одного представителя патриарших кафедр).
Здесь было определено, что «восстановлять образы святых посредством материальных красок и цветов есть дело бесполезное, праздное и даже богопротивное и диавольское», но что, «вместо того следует заботиться о подражании на деле святым», добродетели которых «должны служить как бы одушевленными иконами», молитве и предстательства которых следует спрашивать согласно с церковным преданием.
Между тем стремления Константина вели его к покровительству приверженным павликианству «сириянам и армянам», которые переселялись в европейскую часть империи, усиливая здесь восточный элемент (вообще влиятельный при иконоборческих императорах), и к раздражению против монашества.
Для справки: Павликанство - предположительно от имени ап. Павла) - ересь VII в. в Армении. Идейные источники павликианства - манихейство и христианство. Вероучение павликианства дуалистично.
Мир разделен на духовное, Божье царство и материальное царство сатаны. Павликианство отвергало христианскую Церковь, культ святых, иконы, боролось с духовенством. Павликианство повлияло на ереси тондракийцев в Армении, хуррамитов.байджане, богомильство в Болгарии и Византии.
Константин не только стал подвергать (вероятно, не ранее 761 г.) открытому гонению и мучениям отдельных представителей монашества скажем св. Стефана Нового но преследовал, по-видимому, и самый институт монашества.
Несмотря на усиление оппозиции (в которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), иконоборчество держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына, более умеренного Льва IV Хазара (775—780).
2-й период иконоборчества в Византии Константина VI и Ирины (до 802 г.), а тем более в царствование Никифора (802—811),
Только в регентство жены его Ирины (за малолетством его сына, императора Константина VI (780—790) партия иконопочитателей, находившая сочувствие в императрице (как и вообще в большинстве знатных женщин), одержала верх.
После возведения в константинопольские патриархи Тарасия (784 г.) было решено созвать вселенский собор для восстановления иконопочитания.
В августе 786 г. был открыт собор в Константинополе, но войско, оплот иконоборцев, оказало такое сопротивление деятельности собора, что участвовавшие в нем вынуждены были разойтись.
Под благовидным предлогом переместив столичное войско в провинции и отпустив ветеранов на родину, составив новое войско и поставив над ними преданных себе начальников, Ирина, в сентябре 787 г., созвала в Никее Седьмой вселенский собор, отвергнувший постановления собора 754 г., предавший анафеме иконоборцев и установивший иконопочитание:
«не должно было оказывать иконам преклонения, приличествующего только Богу, но их подобало чтить совершенно так же, как и святой, животворящий крест (почитание которого не отвергалось иконоборцами), подобало прикладываться к ним, преклонять пред ними колена, воскурять фимиам, возжигать свечи; обращаться к ним с молитвой».
Иконоборцы, однако, не подвергались, по-видимому, преследованиям в смутную эпоху правления Константина VI и Ирины (до 802 г.), а тем более в царствование Никифора (802—811), вызывавшего недовольство православной партии и особенно монахов не только своими финансовыми аферами, но и терпимостью к павликианам.
Только лишь в короткое царствование императора Михаила I (811—813), находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (и павликиане) стали подвергаться гонениям.
Плохой администратор и неудачный полководец, Михаил, был низвергнут солдатами, которые возвели на его место энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813—820).
3- период иконоборчества в Византии. Этот восточный по происхождению император снова стал на сторону иконоборчества.
Сломив деятельную оппозицию духовенства (константинопольского патриарха Никифора, созвавшего поместный собор для защиты иконопочитания, Лев созвал в 815 г. собор, отменивший постановления VII вселенского собора и восстановивший определения собора 754 г.
Тогда возобновилось уничтожение икон, преследование монахов и их эмиграция на Восток и в Италию.
Преемник Льва, Михаил II Косноязычный (Аморейский) попытался держаться довольно своеобразной политики терпимости относительно иконопочитателей: он дал амнистию всем, потерпевшим за иконопочитание (в том числе и Феодору Студиту), и издал постановление, требовавшее, чтобы «никто не смел приводить в движение язык свой ни против икон, ни за иконы», «чтобы молчание было правилом во всем, что напоминает иконы».
Однако, и в это царствование произошло восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия.
Постановление Михаила II оставалось в силе, а при его преемнике, императоре Феофиле (829—842), который, однако, снова стал энергично преследовать иконопочитателей.
4- период иконоборчества в Византии. Лишь по смерти Феофила в регентство (за малолетством императора Михаила III) его жены Феодоры и других лиц (между ними Мануила, дяди императрицы), византийское духовенство, при посредстве Мануила, действовавшего, вероятно, из политических соображений, убедило императрицу, давно расположенную к иконопочитанию, восстановить последнее.
Был свергнут патриарх Иоанн VII, и на его место возведен защитник иконопочитания, Мефодий, подвергшийся преследованию при Феофиле.
Под его председательством состоялся в 842 г. собор, утвердивший и одобривший все определения VII вселенского собора и подвергший снова отлучению иконоборцев (исключение было сделано для Феофила).
Тогда же был установлен и впервые совершен (11 марта 842 г.) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в неделю православия («Торжество православия»).
Затем в Византию пришли турки османы, и Констанинополь пал, а вместе с ним, проблема иконоборства потеряла свою актуальность и вопрос решился сам собой.
Турки не сами вмешивались в дела православной церкви но и не позволяли иконоборцам продолжать свою борьбу.
Иконоборческая полемика на Западе
Иконоборческие волнения не прошли бесследно и для Запада.
Правда, они коснулись его только отчасти, стороною; но все же Запад не остался безучастным свидетелем происходившего на востоке движения и высказал свое мнение о спорном вопросе.
В Италии иконоборчество постоянно находило себе резкий отпор в папах, при чем частые обращения борющихся партий к их посредству способствовали усилению их притязаний, а еретичество императоров, которым папы отказывались повиноваться, усилению независимости последних.
Папы Григорий II, Стефан III и Адриан стали решительно на сторону защитников иконопочитания и, желая доказать свою независимость от придворной партии, смело опровергали доводы иконоборцев-императоров.
Но несколько иначе, чем Италия, отнеслась к делу Галлия. Спустя три года после второго Никейского собора, на западе появилось знаменитое сочинение, трактовавшее о спорном вопросе, так называемые Карловы Книги (Libri Carolini).
Они составлены по инициативе и от имени Карла Великого кем-либо из богословов того времени и, вероятно, принадлежат перу его любимца и советника Алкуина.
В этом сочинении, а также на франкфуртском соборе 794 г. и на парижском 825 г. был выражен взгляд, объявлявший всякое церковное служение перед иконами за идолопоклонство, но не отрицавший их значения, как украшения церкви и средства поддержания благоговения.
И все было тихо и мирно среди православных христиан, но вот в Западной Европе, на территории подопечной Римской католической церкви не появился Жан Кальвин со своим новым религиозным учением.
Кальвини́зм — направление протестантизма, наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином.
Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская, реформатская и конгрегационалистская церкви.
Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских конфессиях, включая баптистов, пятидесятников и евангельских христиан.
Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму.
Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия, евангелического протестантизма и пр.):
Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос.
О кальвинизме можно рассказывать много интересного и занимательного, но возвращаясь к теме статьи отчу, кальвинисты отрицают необходимости помощи духовенства в спасении людей, они ликвидировали церковную обрядность (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях отсутствуют настенные изображения.
Но кроме иконоборческого восстания в 1566 году, в ходе которого уничтожались иконы и статуи святых в католических церквах и монастырях, особых проблем католической церкви они не причинило, хотя и отняли часть верующих.
И что очень важно и показательно с момента этого восстания, началась первая в мире буржуазная революция в Нидерландах.
Иконоборцы, реформаторы, кальвинисты были в своем стремлении изменить христианств не одиноки. В разное время и в разных странах появлялись религиозные движение, в той или иной мере отрицавшие церковную обрядность и необходимость поклонения иконам в частности. Можно назвать богомилов — движение в христианстве X—XV веков, секту толстовцев, молокан, и уже в конце 19 века –Церковь Свидетелей Иеговы -
Из мировых религий только Ислам полностью запрещает использование изображений Бога.
5- этап иконоборчества. Советский Союз В 1870г. в Российской империи, оплоте мирового православия на то время в мире, уж не знаю за какие такие грехи, родился и был крещен 16 (29) апреля 1870 года. Владимир Ульянов. Причем это был такой враг православной церкви, что все вместе иконоборцы и прочие сектанты и раскольники не нанесли православной церкви сколько вреда, как В.И. Ленин и его коммунистическая партия!
Его отец Илья Ульянов, был верующим человеком. А вот В.И. Ульянов рано встал на путь атеизма и со временем борьбы в религией, в первую очередь с христианской религией в православной ее ветви.
Близкий соратник Ленина-Ульянова, Г.Кржижановский утверждал, что Ленин якобы рассказывал ему, "что уже в пятом классе гимназии резко покончил со всяческими вопросами религии: снял крест и бросил его в мусор...".
Но так или иначе и было дело , но по канонам православной церкви В. Ульянов превращается в вероотступника и решительно становится ярым врагом Православной Церкви.
Еще в 1905 году в статье "Социализм и религия" Ленин требует "бороться с религиозным туманом". Под лозунгом "Религия есть опиум народа", он с присущим ему фанатизмом воспитывал у большевиков чувство ненависти к религии, особенно к христианству. Его деятельность направлена против Русской Православной Церкви и многомиллионной массы верующих. Со всей откровенностью его позиция выражена в следующем высказывании:
"Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость,...самая опасная мерзость, самая гнусная зараза"."
Электричество заменит крестьянину Бога. Пусть крестьянин молится электричеству; он будет больше чувствовать силу центральной власти - вместо неба".
Так говорил Ленин, беседуя с Милютиным и Красиным при обсуждении проблемы электрификации.
Утрата различия между добром и злом привело большевиков к полной вседозволенности и беззаконию в масштабах государства.
Богоборчество было возведено в ранг государственной политики. Ленин, провозгласив лозунг "Церкви и тюрьмы сровняем с землей", приступает к террору против Церкви.
Одно из самых первых решений Ленина после октябрьского переворота относилось именно к Церкви.
Этим подчеркивалось, что он считает Русскую Православную Церковь своим главным врагом.
Уже 26 октября 1917 года монастырские и церковные земли были изъяты государством.
Ленин дает указание,"провести беспощадный массовый террор против...попов".
По его инициативе запрещена деятельность Поместного Собора. Бездушным актом антирелигиозного вандализма большевиков стал обстрел Кремля - святыни православного народа, в ноябре 1917 года.
С военной точки зрения в обстреле не было никакой необходимости, поскольку юнкера, занимавшие Кремль, ночью покинули его пределы.
В стране организуются судебные процессы над духовенством, оно подвергается непрерывной травле и террору.
В борьбе с религией Ленин не был одинок. В этой омерзительной акции активное участие принимали его ближайшие соратники: Свердлов (Розенфельд), Сталин (Джугошвилли), Троцкий (Бронштейн) , Зиновьев (Апфельбаум), Каменев (Розенфельд), Дзержинский (Руфинов), Володарский (Коген), Ярославский (Губельман) и многие другие.
13(26) окт. 1918 последний в смысле истиной правоприемности Патриарх Московский и всея Руси Тихон направил в СНК послание, в котором определил позицию Православной церкви.
В послании, в частности, отмечается:
"Целый год вы держите в руках своих государственную власть:.
Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды:. Наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.:
Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду.
Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. :Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных.: Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью:.
По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду:. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха. : Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди?.
Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. ... Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю.
Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль - это священное достояние всего верующего народа.
Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя...
Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем
Мы Наше слово увещания... обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. XI, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. XXVI, 52)".
Большевиками как ленинцами та и их сменившими сталинитами, был взят и выполнен план на обезглавливание православной церкви.
Патриарх Тихон был объявлен врагом народа. Сотни и тысячи храмов и памятников, возведенных в городах России до 1917 года, были снесены по личному указанию Ленина.
После августа 1991г. в архиве ЦК КПСС было найдено решение СНК 4 (17) января.
Речь шла о реквизиции помещений Александро - Невской лавры. На этом же заседании было принято постановление о реквизиции имущества церквей Московского Кремля.
Ленин переходит к "бескомпромиссному наступлению на реакционную поповщину". 20 января (2 февраля) 1918 года он подписал "Декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви".
В нем подчеркивалось: "Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеютI.
Кроме того, в декрете говорилось: "Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием", иными словами, конфискуются.
Это решение явилось директивой местным органам немедленно приступить к грабежу. Революционные фанатики громили церкви и храмы, жестоко преследовали духовенство. Мародерство большевиков достигало неслыханных размеров. Параллельно с грабежом шел процесс варварского разрушения церквей и храмов.
Жгли иконы и церковную утварь.
В 1917 году в России было около 78 тысяч храмов и церквей. В Москве насчитывалось 568 храмов и 42 часовни. Из этого числа за годы Советской власти подавляющее большинство храмов, церквей и монастырей было разрушено, закрыто и обезображено.
Большевики взорвали, а затем сровняли с землей величественный и неповторимый памятник русской культуры и зодчества Храм Христа Спасителя, построенный на народные средства в ознаменование победы России над армией Наполеона.
Позже были снесены Собор Казанской Божьей Матери на Красной площади, построенный в 1636 году в честь победы народного ополчения Минина и Пожарского над интервентами, и часовня Иверской Божьей Матери в историческом проезде.
Многие Церкви большевики стали переоборудовать под клубы.
Превращали их в мастерские, склады и даже в конюшни, свинарники и гаражи.
Семьдесят лет, прошедшие с октября 1917 года, стали временем беспримерных гонений за веру, превзошедших даже гонения первых веков христианства. Сонмом мучеников преисполнилась Русская Православная Церковь, сохранившая в дни жестоких испытаний чистоту и крепость веры.
Жестокость, проявленная по отношению к священнослужителям, не поддается описанию.
Их подвергали аресту, зверски пытали, топили в прорубях и колодцах, бросали в огонь, отравляли, заживо погребали, топили в общественных нужниках, распиливали двуручной пилой, распинали на кресте, сдирали кожу с рук и ног...
Особо большие человеческие потери понесло православие при изъятии церковных ценностей.
В этот период было расстреляно около 8100 священников и монахов. Арестованных, сосланных и расстрелянных, было не менее 20 тысяч.
К 1929 г. на свободе осталось всего 4 правящих епископа во главе с митрополитом Сергием.
Можно было бы и далее перечислять беды и горести выпавшие на православную церковь в СССР, но хочу задать важный вопрос, от ответа на который уклоняются все авторы плачущие и погублении церкви.
А кто это у нас подвергали священников и монахов аресту, мучили зверским пыткам, расстреливали, топили в прорубях и колодцах, бросали в огонь, отравляли, заживо погребали, топили в общественных нужниках, распиливали двуручной пилой, распинали на кресте, сдирали кожу с рук и ног?
Не вчерашние ли верные православные прихожане? Почему истинная христианская церковь утратила доверие своего народа?
Где были чтимые православной церковью святые и чудотворцы и чудотворные иконы и мощами? В лучшем случае в музеях. И так почти 70 лет!
Зато теперь мы видим иную картину. Как будто маятник часов времени двинулся в другую сторону.
Вчерашние коммунисты-чекисты, публично с получение партийного билета отрекшиеся от БОГА , все эти первые., вторые и третьи секретари все видов обкомов, не говоря уж о миллионах секретарей парткомов, уже стоят в первых почетных рядах прихожан в православных храмах.
А кто ответит за содеянное отцами и дедами?
По истине: « Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!»
(конец 2 части)