Желая более определенно провести иконоборческие идеи, и подготовив к этому умы путем «народных собраний» Константин в 754 г. созвал во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем (Скутари) большой собор, на котором было более 300 епископов (но, однако, не присутствовало ни одного представителя патриарших кафедр).
Здесь было определено, что «восстановлять образы святых посредством материальных красок и цветов есть дело бесполезное, праздное и даже богопротивное и диавольское», но что, «вместо того следует заботиться о подражании на деле святым», добродетели которых «должны служить как бы одушевленными иконами», молитве и предстательства которых следует спрашивать согласно с церковным преданием.
Между тем стремления Константина вели его к покровительству приверженным павликианству «сириянам и армянам», которые переселялись в европейскую часть империи, усиливая здесь восточный элемент (вообще влиятельный при иконоборческих императорах), и к раздражению против монашества.
Для справки: Павликанство - предположительно от имени ап. Павла) - ересь VII в. в Армении. Идейные источники павликианства - манихейство и христианство. Вероучение павликианства дуалистично.
Мир разделен на духовное, Божье царство и материальное царство сатаны. Павликианство отвергало христианскую Церковь, культ святых, иконы, боролось с духовенством. Павликианство повлияло на ереси тондракийцев в Армении, хуррамитов.байджане, богомильство в Болгарии и Византии.
Константин не только стал подвергать (вероятно, не ранее 761 г.) открытому гонению и мучениям отдельных представителей монашества скажем св. Стефана Нового но преследовал, по-видимому, и самый институт монашества.
Несмотря на усиление оппозиции (в которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), иконоборчество держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына, более умеренного Льва IV Хазара (775—780).
2-й период иконоборчества в Византии Константина VI и Ирины (до 802 г.), а тем более в царствование Никифора (802—811),
Только в регентство жены его Ирины (за малолетством его сына, императора Константина VI (780—790) партия иконопочитателей, находившая сочувствие в императрице (как и вообще в большинстве знатных женщин), одержала верх.
После возведения в константинопольские патриархи Тарасия (784 г.) было решено созвать вселенский собор для восстановления иконопочитания.
В августе 786 г. был открыт собор в Константинополе, но войско, оплот иконоборцев, оказало такое сопротивление деятельности собора, что участвовавшие в нем вынуждены были разойтись.
Под благовидным предлогом переместив столичное войско в провинции и отпустив ветеранов на родину, составив новое войско и поставив над ними преданных себе начальников, Ирина, в сентябре 787 г., созвала в Никее Седьмой вселенский собор, отвергнувший постановления собора 754 г., предавший анафеме иконоборцев и установивший иконопочитание:
«не должно было оказывать иконам преклонения, приличествующего только Богу, но их подобало чтить совершенно так же, как и святой, животворящий крест (почитание которого не отвергалось иконоборцами), подобало прикладываться к ним, преклонять пред ними колена, воскурять фимиам, возжигать свечи; обращаться к ним с молитвой».
Иконоборцы, однако, не подвергались, по-видимому, преследованиям в смутную эпоху правления Константина VI и Ирины (до 802 г.), а тем более в царствование Никифора (802—811), вызывавшего недовольство православной партии и особенно монахов не только своими финансовыми аферами, но и терпимостью к павликианам.
Только лишь в короткое царствование императора Михаила I (811—813), находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (и павликиане) стали подвергаться гонениям.
Плохой администратор и неудачный полководец, Михаил, был низвергнут солдатами, которые возвели на его место энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813—820).
3- период иконоборчества в Византии. Этот восточный по происхождению император снова стал на сторону иконоборчества.
Сломив деятельную оппозицию духовенства (константинопольского патриарха Никифора, созвавшего поместный собор для защиты иконопочитания, Лев созвал в 815 г. собор, отменивший постановления VII вселенского собора и восстановивший определения собора 754 г.
Тогда возобновилось уничтожение икон, преследование монахов и их эмиграция на Восток и в Италию.
Преемник Льва, Михаил II Косноязычный (Аморейский) попытался держаться довольно своеобразной политики терпимости относительно иконопочитателей: он дал амнистию всем, потерпевшим за иконопочитание (в том числе и Феодору Студиту), и издал постановление, требовавшее, чтобы «никто не смел приводить в движение язык свой ни против икон, ни за иконы», «чтобы молчание было правилом во всем, что напоминает иконы».
Однако, и в это царствование произошло восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия.
Постановление Михаила II оставалось в силе, а при его преемнике, императоре Феофиле (829—842), который, однако, снова стал энергично преследовать иконопочитателей.
4- период иконоборчества в Византии. Лишь по смерти Феофила в регентство (за малолетством императора Михаила III) его жены Феодоры и других лиц (между ними Мануила, дяди императрицы), византийское духовенство, при посредстве Мануила, действовавшего, вероятно, из политических соображений, убедило императрицу, давно расположенную к иконопочитанию, восстановить последнее.
Был свергнут патриарх Иоанн VII, и на его место возведен защитник иконопочитания, Мефодий, подвергшийся преследованию при Феофиле.
Под его председательством состоялся в 842 г. собор, утвердивший и одобривший все определения VII вселенского собора и подвергший снова отлучению иконоборцев (исключение было сделано для Феофила).
Тогда же был установлен и впервые совершен (11 марта 842 г.) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в неделю православия («Торжество православия»).
Затем в Византию пришли турки османы, и Констанинополь пал, а вместе с ним, проблема иконоборства потеряла свою актуальность и вопрос решился сам собой.
Турки не сами вмешивались в дела православной церкви но и не позволяли иконоборцам продолжать свою борьбу.
Иконоборческая полемика на Западе
Иконоборческие волнения не прошли бесследно и для Запада.
Правда, они коснулись его только отчасти, стороною; но все же Запад не остался безучастным свидетелем происходившего на востоке движения и высказал свое мнение о спорном вопросе.
В Италии иконоборчество постоянно находило себе резкий отпор в папах, при чем частые обращения борющихся партий к их посредству способствовали усилению их притязаний, а еретичество императоров, которым папы отказывались повиноваться, усилению независимости последних.
Папы Григорий II, Стефан III и Адриан стали решительно на сторону защитников иконопочитания и, желая доказать свою независимость от придворной партии, смело опровергали доводы иконоборцев-императоров.
Но несколько иначе, чем Италия, отнеслась к делу Галлия. Спустя три года после второго Никейского собора, на западе появилось знаменитое сочинение, трактовавшее о спорном вопросе, так называемые Карловы Книги (Libri Carolini).
Они составлены по инициативе и от имени Карла Великого кем-либо из богословов того времени и, вероятно, принадлежат перу его любимца и советника Алкуина.
В этом сочинении, а также на франкфуртском соборе 794 г. и на парижском 825 г. был выражен взгляд, объявлявший всякое церковное служение перед иконами за идолопоклонство, но не отрицавший их значения, как украшения церкви и средства поддержания благоговения.
И все было тихо и мирно среди православных христиан, но вот в Западной Европе, на территории подопечной Римской католической церкви не появился Жан Кальвин со своим новым религиозным учением.
Кальвини́зм — направление протестантизма, наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином.
Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская, реформатская и конгрегационалистская церкви.
Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских конфессиях, включая баптистов, пятидесятников и евангельских христиан.
Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму.
Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия, евангелического протестантизма и пр.):
Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос.
О кальвинизме можно рассказывать много интересного и занимательного, но возвращаясь к теме статьи отчу, кальвинисты отрицают необходимости помощи духовенства в спасении людей, они ликвидировали церковную обрядность (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях отсутствуют настенные изображения.
Но кроме иконоборческого восстания в 1566 году, в ходе которого уничтожались иконы и статуи святых в католических церквах и монастырях, особых проблем католической церкви они не причинило, хотя и отняли часть верующих.
И что очень важно и показательно с момента этого восстания, началась первая в мире буржуазная революция в Нидерландах.
Иконоборцы, реформаторы, кальвинисты были в своем стремлении изменить христианств не одиноки. В разное время и в разных странах появлялись религиозные движение, в той или иной мере отрицавшие церковную обрядность и необходимость поклонения иконам в частности. Можно назвать богомилов — движение в христианстве X—XV веков, секту толстовцев, молокан, и уже в конце 19 века –Церковь Свидетелей Иеговы -
Из мировых религий только Ислам полностью запрещает использование изображений Бога.
5- этап иконоборчества. Советский Союз В 1870г. в Российской империи, оплоте мирового православия на то время в мире, уж не знаю за какие такие грехи, родился и был крещен 16 (29) апреля 1870 года. Владимир Ульянов. Причем это был такой враг православной церкви, что все вместе иконоборцы и прочие сектанты и раскольники не нанесли православной церкви сколько вреда, как В.И. Ленин и его коммунистическая партия!
Его отец Илья Ульянов, был верующим человеком. А вот В.И. Ульянов рано встал на путь атеизма и со временем борьбы в религией, в первую очередь с христианской религией в православной ее ветви.
Близкий соратник Ленина-Ульянова, Г.Кржижановский утверждал, что Ленин якобы рассказывал ему, "что уже в пятом классе гимназии резко покончил со всяческими вопросами религии: снял крест и бросил его в мусор...".
Но так или иначе и было дело , но по канонам православной церкви В. Ульянов превращается в вероотступника и решительно становится ярым врагом Православной Церкви.
Еще в 1905 году в статье "Социализм и религия" Ленин требует "бороться с религиозным туманом". Под лозунгом "Религия есть опиум народа", он с присущим ему фанатизмом воспитывал у большевиков чувство ненависти к религии, особенно к христианству. Его деятельность направлена против Русской Православной Церкви и многомиллионной массы верующих. Со всей откровенностью его позиция выражена в следующем высказывании:
"Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость,...самая опасная мерзость, самая гнусная зараза"."
Электричество заменит крестьянину Бога. Пусть крестьянин молится электричеству; он будет больше чувствовать силу центральной власти - вместо неба".
Так говорил Ленин, беседуя с Милютиным и Красиным при обсуждении проблемы электрификации.
Утрата различия между добром и злом привело большевиков к полной вседозволенности и беззаконию в масштабах государства.
Богоборчество было возведено в ранг государственной политики. Ленин, провозгласив лозунг "Церкви и тюрьмы сровняем с землей", приступает к террору против Церкви.
Одно из самых первых решений Ленина после октябрьского переворота относилось именно к Церкви.
Этим подчеркивалось, что он считает Русскую Православную Церковь своим главным врагом.
Уже 26 октября 1917 года монастырские и церковные земли были изъяты государством.
Ленин дает указание,"провести беспощадный массовый террор против...попов".
По его инициативе запрещена деятельность Поместного Собора. Бездушным актом антирелигиозного вандализма большевиков стал обстрел Кремля - святыни православного народа, в ноябре 1917 года.
С военной точки зрения в обстреле не было никакой необходимости, поскольку юнкера, занимавшие Кремль, ночью покинули его пределы.
В стране организуются судебные процессы над духовенством, оно подвергается непрерывной травле и террору.
В борьбе с религией Ленин не был одинок. В этой омерзительной акции активное участие принимали его ближайшие соратники: Свердлов (Розенфельд), Сталин (Джугошвилли), Троцкий (Бронштейн) , Зиновьев (Апфельбаум), Каменев (Розенфельд), Дзержинский (Руфинов), Володарский (Коген), Ярославский (Губельман) и многие другие.
13(26) окт. 1918 последний в смысле истиной правоприемности Патриарх Московский и всея Руси Тихон направил в СНК послание, в котором определил позицию Православной церкви.
В послании, в частности, отмечается:
"Целый год вы держите в руках своих государственную власть:.
Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды:. Наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.:
Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду.
Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. :Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных.: Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью:.
По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду:. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха. : Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди?.
Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. ... Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю.
Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль - это священное достояние всего верующего народа.
Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя...
Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем
Мы Наше слово увещания... обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. XI, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. XXVI, 52)".
Большевиками как ленинцами та и их сменившими сталинитами, был взят и выполнен план на обезглавливание православной церкви.
Патриарх Тихон был объявлен врагом народа. Сотни и тысячи храмов и памятников, возведенных в городах России до 1917 года, были снесены по личному указанию Ленина.
После августа 1991г. в архиве ЦК КПСС было найдено решение СНК 4 (17) января.
Речь шла о реквизиции помещений Александро - Невской лавры. На этом же заседании было принято постановление о реквизиции имущества церквей Московского Кремля.
Ленин переходит к "бескомпромиссному наступлению на реакционную поповщину". 20 января (2 февраля) 1918 года он подписал "Декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви".
В нем подчеркивалось: "Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеютI.
Кроме того, в декрете говорилось: "Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием", иными словами, конфискуются.
Это решение явилось директивой местным органам немедленно приступить к грабежу. Революционные фанатики громили церкви и храмы, жестоко преследовали духовенство. Мародерство большевиков достигало неслыханных размеров. Параллельно с грабежом шел процесс варварского разрушения церквей и храмов.
Жгли иконы и церковную утварь.
В 1917 году в России было около 78 тысяч храмов и церквей. В Москве насчитывалось 568 храмов и 42 часовни. Из этого числа за годы Советской власти подавляющее большинство храмов, церквей и монастырей было разрушено, закрыто и обезображено.
Большевики взорвали, а затем сровняли с землей величественный и неповторимый памятник русской культуры и зодчества Храм Христа Спасителя, построенный на народные средства в ознаменование победы России над армией Наполеона.
Позже были снесены Собор Казанской Божьей Матери на Красной площади, построенный в 1636 году в честь победы народного ополчения Минина и Пожарского над интервентами, и часовня Иверской Божьей Матери в историческом проезде.
Многие Церкви большевики стали переоборудовать под клубы.
Превращали их в мастерские, склады и даже в конюшни, свинарники и гаражи.
Семьдесят лет, прошедшие с октября 1917 года, стали временем беспримерных гонений за веру, превзошедших даже гонения первых веков христианства. Сонмом мучеников преисполнилась Русская Православная Церковь, сохранившая в дни жестоких испытаний чистоту и крепость веры.
Жестокость, проявленная по отношению к священнослужителям, не поддается описанию.
Их подвергали аресту, зверски пытали, топили в прорубях и колодцах, бросали в огонь, отравляли, заживо погребали, топили в общественных нужниках, распиливали двуручной пилой, распинали на кресте, сдирали кожу с рук и ног...
Особо большие человеческие потери понесло православие при изъятии церковных ценностей.
В этот период было расстреляно около 8100 священников и монахов. Арестованных, сосланных и расстрелянных, было не менее 20 тысяч.
К 1929 г. на свободе осталось всего 4 правящих епископа во главе с митрополитом Сергием.
Можно было бы и далее перечислять беды и горести выпавшие на православную церковь в СССР, но хочу задать важный вопрос, от ответа на который уклоняются все авторы плачущие и погублении церкви.
А кто это у нас подвергали священников и монахов аресту, мучили зверским пыткам, расстреливали, топили в прорубях и колодцах, бросали в огонь, отравляли, заживо погребали, топили в общественных нужниках, распиливали двуручной пилой, распинали на кресте, сдирали кожу с рук и ног?
Не вчерашние ли верные православные прихожане? Почему истинная христианская церковь утратила доверие своего народа?
Где были чтимые православной церковью святые и чудотворцы и чудотворные иконы и мощами? В лучшем случае в музеях. И так почти 70 лет!
Зато теперь мы видим иную картину. Как будто маятник часов времени двинулся в другую сторону.
Вчерашние коммунисты-чекисты, публично с получение партийного билета отрекшиеся от БОГА , все эти первые., вторые и третьи секретари все видов обкомов, не говоря уж о миллионах секретарей парткомов, уже стоят в первых почетных рядах прихожан в православных храмах.
А кто ответит за содеянное отцами и дедами?
По истине: « Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!»
(конец 2 части)