Относительно авторства документа мысли историков различны. Войцех Жолковский (1843 – 1902) полагал, что текст написан реальной исторической личностью княжеского рода – Мстиславом Изяславичем, который во времена написания текста был военным предводителем рати, действовал в войске великого князя литовского и русского Ольгерда Гедиминовича (1296 – 1377) и принимал участие во всех его походах и битвах, принадлежал к роду Изяславичей Полоцких. Но никаких упоминаний о нём в исторических хрониках мы не находим, соответственно, не известны ни детали его биографии, но годы его жизни. Согласно альтернативной точки зрения этот документ - фальсификация одного из монахов Киево-Печерской лавры, который был сторонником Великого княжества Литовского и резко отрицательно относился к Золотой Орде. И там же был он и скопирован в XVII веке. Если допустить реальность полководца и княжеского отпрыска Мстислава Изяславича и его авторство текста (или авторство одного из воинов его дружины), то вполне возможно, что это реальная речь произнесённая перед воинами накануне битвы на Синих Водах в 1362 году. Но в тексте не указано ни одного исторического имени и ни одного топонима, потому датировка рукописи весьма сомнительна. Точно мы можем судить только о времени копирования или фальсификации – под текстом приписка: «Переписано скрипторіємъ Никифоромъ (в миру Петром) Вишгородськимъ в лѣто 7182».
Текст написан на староукраинском языке с значительными вкраплениями страрославянских архаизмов, греческих и латинских слов – судя по всему автор текста был образованым для своего времени человеком, который употребление греческих и латинских выражений считал для себя нормой.
Текст начинается с обращения «Братїє і дружино!», что, очевидно, оставалось в XIV веке традиционным обращением предводителя к воинству. Далее автор говорит, что ведет воинов – «кметей» в поход за веру христианскую против «царства зла» - именно так он называет Золотую Орду – в тексте прото Орду, которую он называет также «темницей народов» и «темницей людей» - «царство зла – то затвор и поруб на люд», которое суть «тать», то есть является государством, живущим грабежом и злодейством, что (согласно автору) сеет на завоёваных и соседних непокорных ему землях только горе, смерть, страдания, угрожает уничтожением всему миру – «христианскому миру», то есть цивилизации. Автор понимает под христианством именно цивилизацию. Золотую Орду называет дикостью, которая сеет вокруг себя и несет остальному миру только отсталость, грязь, бедность, расширяет «царство тьмы». Далее автор переходит на личность хана Золотой Орды, которого называет слововами «царь» или «царь поганский». Автор говорит, что власть его не от Бога, а от нечистого, то есть от дьявола, и что не царь он, а «узурпатор». Тут мы встречаем древнейшее и первое употребление в славянских источниках этого термина да ещё именно в таком значении. Судя по всему автор имеет ввиду хана Кильдибека. Его он называет «злым карликом» - он «зєл куц тать», который окончательно сошёл с ума – он «безумный луд», а его тиуны и баскаки повторяют его жестокие безумства. Далее автор переходит в религиозную плоскость – говорит о том, что необходимо защитить истинное христианство, что церковь, которую хочет создать и утвердить «царь зла» на захваченых землях это «церковь сатаны» - «церква везельвела», а не церковь Христа. «Царь зла», по словам автора, нарушил все законы – и человеческие, и Божие, все Заповеди Писания: творит себе жестоких кумиров, которым приносит человеческие жертвы, убивает, обворовывает как своих подданых, так и окружающие народы, говорит только ложь – «лжу», он «блѧдословъ», людей превращает в стадо безсловестных рабов, пытки использует как страшную норму государственного управления, благославляет собственных воинов на зверства, прославляет палачей – «спекуляторов». Далее автор говорит, что Орда и «скаредный царь зла» (которого он называет также «паки Гог и Магог в одно лице», «людоед» - «людоєдець», «андрофаг») разрушает христианские святыни – «храмы наши святѣ дав на глум», уничтожает книги – они (хан и Орда) есть враги Слова. Автор использует термин «варвары», подчёркивает, что эта война – это не война князей или царей, это война добра со злом, орда есть воплощение зла, а он и воины его дружины обязаны защитить добро. И не за славу, не за злато, не за своего князя они идут в бой, а за волю – «воляту» и «слободу» и за саму жизнь людей – «за живот люду нашего».
Со времен создания текста прошло как минимум 660 лет. Но текст удивляет некой свежестью и яркостью, интересный мировосприятием людей Руси – таким отличным от мировозрения слуг Золотой Орды.