В 1962 году Элиас Канетти опубликовал книгу «Масса и власть»,
В которой доказал, что паранойя власти становится её атрибутом
При условии её бессменности в течении восьми-десяти лет.
Паранойя развивается у любого, без исключения, правителя.
Психически повреждённый правитель привыкает к тому, что каждое его слово – бесценно, каждое его желание исполняется мгновенно и с энтузиазмом; «неправильно» понимающие правителя граждане объявляются «врагами народа» или «иноагентами». У правителя развивается патологический нарциссизм: ощущение своего могущества, величия, «правителя мира», «решателя судеб людей и человечества»; патология нарциссизма вырастает на фоне полного уничижения других, и придания им образа ничтожеств и дебилов, - в результате чего правитель переживает своё абсолютное одиночество. На этой, финальной, стадии болезни правитель совершает безумства: начитает уничтожать своё окружение, объявляет агрессивные, захватнические войны, обращается за консультациями к гадалкам, шаманам и ведьмам.
Канетти считает, что средством против паранойи властителя должно быть ограничение срока его пребывания у власти восемью-десятью годами – с условием непрекращающейся критики его действий.
Паранойя – это разрушительный кризис субъективности, сопровождающийся утратой социальных связей. В 1962-м году Канетти не мог предвидеть, что с помощью СМИ правитель может передать, транслировать «вирус» паранойи на социум – на весь «народ», или на его часть, которая по образу-образцу правителя станет воспроизводить и ощущать те же симптомы болезни, что и правитель. Так возникает патологический нарциссизм «народа», который приводит его к абсолютному непризнанию Других народов, к высокомерию и чванству, и, в конце концов, в случае объявления войны правителем, «народ» с патологией нарциссизма совершает зверства в отношении «непризнанных» им народов.
Если когерентность между паранойей «народа» и паранойей правителя установилась и поддерживается соответствующими институтами, правитель может «спать спокойно», - его властному безумию ничто не угрожает, кроме состояния его здоровья. Успех параноика-правителя, заразившего паранойей «народ», завершается позорным фиаско на этапе, когда самоизоляция правителя (подозрения) и самоизоляция «народа» («брошенного на произвол…») «зеркально» обнаруживают врага в друг друге; правитель разочаровывается в «недостойном» его народе, а «народ» узнаёт, что его правитель всегда был для него первым «врагом».
Элиас Канетти в 1962-м году хотел предостеречь от повторения паранойи сталинизма, и от опасности (само)уничтожения социума в случае отказа от критического мышления и делегирования индивидами самостоятельного мышления властным инстанциям.