а небо - для тех, кто его ищет
Не спрашивайте каким образом мне удалось попасть и сделать возможным прожить сутки в закрытом месте - стенах Свято - Иоанно - Крондштадского женского монастыря и окунуться в подлинную атмосферу, доступную лишь монахиням и паломникам. Будем считать это экспериментом над собой, очередным экспериментом в рамках человек - церковь - религия. Всё, что вы знаете об обычных службах в церквях и всё, что вы читали - забудьте! Это нечто иное, когда ты являешься непосредственным участником действа - таинства, способного выдержать лишь подготовленным. Прелюбопытнейшее явление: как может сочетаться в одном человеке два начала, абсолютно не мешая друг другу, существуя в комфортном бесконфликтном симбиозе. Одно из них я и собираюсь продемонстрировать, исходя не из формата путешествий - развлечений, которые будут позднее, а из тонкого духовно - нематериального аспекта.
Краткая справка. Свято - Иоанно - Крондштадский монастырь расположен на территории бывшего дома отдыха - санатория "Зеленый берег", под благословением святого Синода Московского Патриархата. Престол монастырской церкви был освящен во имя Иоанна Крондштадского (далее - И.К), кроме келий в нем разместили домовой храм, молитвенную комнату для чтения Неусыпаемой Псалтири, позднее состоялось великое освящение престола верхнего Храма, в честь И. К., нижний Храм в честь новомученников и исповедников российских. Святыни монастыря: подлинники - иконы Пресвятой Богородицы "Чаша терпения", икона св. праведника И. К., икона св. блаженной Матроны Московской, икона св. земли Девеевской, с вмонтированными в них мощевиками, с землей с Канавки пресв. Богородицы, дароносица св. пр. И. К. с частицами его пасхального облачения, Ф. Коринфской, с частицами царского наряда, писаная икона св. Николая Чудотворца начала ХIХ века.
Итак. Монастырем заведует и руководит матушка, пришедшая на смену там же проживающей в отдельном доме схимо - игуменье, в келейном корпусе (кельи), в одной из них сутки жила и я проживают умудренные опытом монахини, одетые в любое время года с головы до ног в черное тяжелое одеяние, оставляя открытым только лицо. Схимо - монахини не общаются с мирскими, мне же посчастливилось трижды беседовать наедине с игуменьей - настоятельницей по вопросам духовенства. В самой церкви для монахинь отведено особое место, огороженное деревянным, не знаю как обозначить, заборчиком - поребриком, это правая часть Храма. Во время помазания, исповеди и причастия сначала подходят монахини, затем мирские: дети, мужчины, последними идут женщины. Перемещения в Храме строго последовательны, особенно когда освящают его ладаном. Запах. Нужно привыкнуть, лично я задыхалась, как от удушья и от нехватки кислорода и специфики масел. От переизбытка елея и ладана было ощущение временной петли, пространственной дыры. Перед рассветом всегда темнее всего, а чудеса - это мощное проявление веры, возможность смутить ее способен бегающий антипод, записывающий грехи в книгу судеб. Запах резонировал всем телом и влезал под кожу. К этим ощущениям невозможно привыкнуть, они либо есть, либо нет. Длительность монастырских служб превышает обычные в два, а то и в три раза, от трех до четырех часов и более. На красоту резной церкви и внутренних убранств залипаешь, как на термитник, выросший в поле, но это единственное, что привлекает. В келье только кровати, иконостас, стол, стулья, никаких благ и технологий, ничего лишнего. Трудовой быт обитателей суров, аскетичен и серьезен. Лично я смогла выдержать только сутки. Трапезная отдельно, общая, постная, без разносолов и животной пищи, я не смогла там есть. Монахини не едят масло, мясо, колбасу, сыр, редко яйца и молоко, очень редко рыбу, по праздникам, например Вознесения Христа. Общий настрой: моменты и трудовые послушания и никакой романтики в отношениях с Богом нет. Все достаточно строго, практично, деловито и набожно. Субъективно: тягучая давящая атмосфера, ложатся поздно, встают рано, много работают. Я не смогла там находиться более суток, хотя ехала - летела на трое. Рассудок и чувства протестовали и я сбежала, уехала раньше, чем было запланировано. С цинизмом жить проще, пусть даже он вытесняет счастье, вырывает сердце, взрывает разум.
Если вы не готовы к подобным поездкам или вещам, не экспериментируйте, довольствуйтесь тем, что имеете.