Вступление
Насколько сильно нужно любить историю и интересоваться ей, чтобы предпочесть эту науку любым возможностям заработать? Как необходимо «гореть» научной деятельностью, чтобы в тяжелые 90-е, невзирая на кризис и дефолт, упрямо продолжать сначала учиться, а затем и работать в университете? И, наконец, насколько важное место в жизни человека должна занимать история, чтобы он продолжал заниматься исследованиями, невзирая на почти полное отсутствие ресурсов?
Жизненный и творческий путь Назарова Александра Юрьевича дает ответы на эти сложные и неоднозначные вопросы. Оглядываясь в прошлое, Назаров вспоминает трудные моменты из своей жизни, в том числе рассказывает об отсутствии каких-либо материальных благ во время обучения в МПГУ. Однако желание добиться своей цели, желание понять, как устроен этот мир, как «работает» история, с самого начала было намного сильнее — и помогло ему достичь успеха.
Глава 1. Детство на выживание
Смело можно утверждать, что Назаров Александр Юрьевич полюбил историю не благодаря условиям, в которых рос, а вопреки им. Семья будущего преподавателя МПГУ относилась к так называемой советской интеллигенции. Мать преподавала литературу, отец был научным сотрудником, кандидатом технических наук. Появившийся на свет в 1978 году, он был еще слишком мал, чтобы запомнить застой, однако перестройка в память буквально врезалась — не в последнюю очередь потому, что его родители — те самые интеллигенты, труд которых кормил семью во времена СССР, — в новой, молодой России оказались никому не нужны. В первую очередь — государству.
Будущий историк, который в первой половине 90-х учился в старшей школе, всегда тянулся к знаниям. Въедливому, любознательному молодому человеку хотелось понять, что происходит в государстве и, главное, почему происходит. Ответы на вопросы о настоящем советовали искать в прошлом — зрить в корень. Так, юный Александр Назаров обратился к книгам.
В немалой степени помог его учитель истории. Алексей Николаевич, бывший у Назарова еще и классным руководителем, заметил тягу юноши к знаниям — и в буквальном смысле слова открыл для него новый мир, который не ограничивался учебниками из школьной библиотеки, написанными в строгом соответствии с теорией марксизма-ленинизма. Изучая монографии Ричарда Пайпса, Стивена Коэна, Джеймса Скотта и другие работы, переведенные на русский язык, молодой человек еще сильнее заинтересовался историческими процессами, происходящими в мире.
Александра Назарова интересовало сразу несколько дисциплин, в том числе:
• история;
• историческая социология;
• обществознание;
• отечественная историография;
• зарубежная историография.
Их он упорно исследовал для того, чтобы добиться своей цели — поступить в университет и продолжить изучение истории.
Родители Назарова на первых порах увлечение не поощряли. Занимавшиеся наукой всю жизнь и оставшиеся в итоге ни с чем, вынужденные пройти профпереподготовку в новом, неизвестном и непонятном мире, они хотели для сына лучшей жизни, мечтали, чтобы у него была прикладная профессия — востребованная и денежная, например, финансист.
Но юноша стоял на своем. Он убеждал отца и мать, что сможет реализовать себя на поприще исторических исследований. Более того, серьезно изучив все возможные варианты получения высшего образования, он сообщил родителям, что планирует поступать не в родной Омский государственный университет, который считался одним из лучших в Сибири, а в МПГУ.
Осознавая серьезность намерений сына, родители согласились. Настояли лишь на одном условии: если он не сможет сдать вступительные экзамены на нужные оценки и поступить с первой же попытки, вернется домой и попробует окончить университет в родном городе.
Окрыленный и уверенный в своих силах Александр Назаров отправился покорять столицу — и ему это удалось.