Я пояндексил антоним к слову «взрыв», и получилось, что «спад». Скорее, он относится к экономике, и мне, как любителю обобщений термин не совсем понравился. Что же тогда - «вбух»? Но вроде такого слова нет даже в украинском языке, хотя бухать могут и в России, и в Украине. Втык! После втыка и женщина благоухает, и подчинённый благодаря начальнической вздрючке и наставлению горы может сдвинуть. Впрочем, кому не нравится это скабрезное слово, можно сосредоточится на сингулярности, - этот термин пасётся во многих науках и переводится с латыни как единственный, особый, тогда как взрыв предполагает разорванную множественность, как бы инфляцию. Сингулярность — точка, которая стремится к нулю, но эта точка, совокупность всего мироздания под философским названием Универсум. Нуль — это фактически чёрная дыра, которая сужает и втягивает вселенную, а что за чёрной дырой, наука предполагать не может. Но я обращу внимание читателя на знаменательницу-луну, когда она в ущербе достигает тривиального нуля и становится невидимой. Так что же после этой невидимости? Взрыв, вспышка света, называемая новолунием. Точка сингулярности до того сдавливается и становится плотной и термоядерно горячей, что происходит взрыв. Свет нарастает до полноты, и это центробежная мужская сила, которая в ущербе опять засасывается чёрной женской центростремительной дырой. То есть тайны здесь никакой нет — обычный новый круговорот жизни. Конечно, в марьяжной постели это происходит безболезненно: женская дыра не всего мужчину затягивает, а только его семенную жидкость. Но если слишком зацикливаться на сексе, возможно, что и душа почернеет от такого соседства. Не зря же Соломон назвал женщину смертью(Екклесиаст 7:26).
Страстью к девам полногрудым неустанно не гори:
Злая хворь в тебя проникнет и уляжется внутри -
Ведь избыток удовольствий безразличием чреват,
Избегай соитий лишних, будешь сам тому не рад,
Обнаружив слишком поздно, что недугами полна,
В щелки женщин провалилась жизни светлая весна.
(Шейх Нефзауи, Сад благоуханный)
Тем не менее у пророка Иеремии написано, что жена спасёт посредством чёрной дыры энтропированного и болезного мужа(Иеремия 31:22), - так написано в синодальном переводе, а в других переводах — взыщет, защитит, окружит, то есть охомутает. И действительно, стоит появиться новолунию, у тьмы уже есть светлый партнёр, и в других фазах продолжается это единство и борьба противоположностей, хотя рост назван прямым путём, а ущерб — кривым, потому что ширится и преобладает тьма: ПОСТАВЬ СЕБЕ ПУТЕВЫЕ КАМНИ, УСТАНОВИ ВЕХИ, ОБРАТИ СВОЁ СЕРДЦЕ НА ПУТЬ ПРЯМОЙ, ПО КОТОРОМУ ШЛА ТЫ ПРЕЖДЕ! ВЕРНИСЬ, О ДЕВА ИЗРАИЛЕВА, ВЕРНИСЬ В ГОРОДА СВОИ! ДОКОЛЕ БУДЕШЬ МЕТАТЬСЯ, О ДОЧЬ-ОТСТУПНИЦА?!(Иеремия 31:21-22, перевод с древнееврейского Л.В. Маневича) Камни, по-библейски означают семёрки, то есть фазы луны, ведь древние жили по лунному календарю.
Но можно отследить суть чёрной дыры во вселенной и по дереву. Корни это сужающиеся центростремительные силы, а ветви — расширяющиеся центробежные. Между ними бревно, с одной стороны которого «вбух», с другой выбух. Но в спирали вселенной перемычку между охвостьями, одним из которых служит Млечный путь, астрономы назвали не бревном и стволом, а баром. Чёрная эта дыра - тесный путь из подземной тьмы в жизнь(Матфей 7:13). Впрочем, Христос, олицетворяющий Путь, предлагает извлекать из себя не только изжитые сучья-охвостья, но и трухлявое бревно(Лука 6:42), ведь отпавшие семена с дерева обещают рождение новых обителей(Иоанн 14:2).
Можно отследить суть сингулярности и чёрной дыры по морю-океану. Множество потоков несут больные воды, которые мы безуспешно пытаемся качественно улучшить посредством очистных сооружений, но испарения с моря-океана возвращают истинную родниковую чистоту в родники, и испарения тоже своего рода взрыв.
Я вступаю в возраст скверных предчувствий,
верных предвидений, отсеянной чепухи;
то, что было потоком, становится тихим устьем,
расползается вширь,
лениво дробится на ручейки.
Время писать покаянки оставленным жёнам:
бес, мол, попутал, вселился в ребро (а на деле — в пах!).
Отражать облака. Быть самому отражённым
в этих непроницаемых облаках.
"Сынку, подай воды. Нет, лучше крепкого чаю.
Да ну его, чай, принеси мне вина стакан."
Русло мелеет, мельчает, а я по капле впадаю
во что-то большое, солёное, древнее...
Видимо, в океан.
(Геннадий Акимов, Океан)
А динамика между женским циклоном и мужским антициклоном очищает воздух в регионах земли, и ветры — это тоже взрывы. Можно привести ещё много примеров из природы, по которым можно разгадать суть сингулярности, но нельзя утомлять читателя. Достаточно сказать, что сингулярность или «черная» дыра помимо астрономии бытует в философии, математике, биологии, технологии, экономике, общественных отношениях…
Эмпедокл вместо элипсовидной перемычки центром мироздания провидит огненный шар опять же с охвостьями. Этот Сферос образован четырьмя первоэлементами, главный из которых огонь, его Эмпедокл называет лучезарным Зевсом, трём другим стихиям он тоже присваивает имена греческих божеств: земля — животворящая Гера, воздух — Гадес, вода — слезами текущая в смертных источниках Нестис. Первоэлементы — вовсе не наивные конструкции античных мудрецов косной, неодушевлённой материи, это душевные, а, может, даже духовные стержни. Эмпедокл считает, что нервы образуются из земли и огня в соединении с двумя частями воды. Ногти состоят из нервов, которые охлаждаются под действием воздуха. Кости содержат две части воды, две части земли и четыре части огня. Увы, я от мудрости древнегреческого учёного далёк, но всё же понимаю, что восходящие весна, восток, социализм благоденствуют под эгидой воздуха; приземлённые осень, запад, феодализм подвержены власти земли; властные лето, юг, рабовладельческий строй — порядки мужского огня; коварные зима, север, капитализм - женские заморочки разных состояний воды от пара до льда. Всё-всё можно рассортировать по первоэлементам, даже масштабные циклы: криптозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Или совсем крошечные: яйцо, личинка, куколка, крылатая особь. А власти, они ведь тоже цикличны: Ленин(земля, осень), Сталин(вода, зима), Хрущев(воздух, весна), Брежнев(огонь, лето), Горбачёв(земля, снова осень и конец социализма).
Движущими силами первоэлементов у Эмпедокла являются Любовь и Вражда. Любовь притягивает первоэлементы и с ними все существа в центре, в то время как Вражда курирует края Сфероса. Есть русская пословица: вместе тесно, а врозь скучно. Действительно, в любви такая спаянность и монолитность, что даже до потери качеств первоэлементов. Например, в едином евнухоиде, как впрочем и в весне, мужские и женские качества так сошлись, что даже это выглядит уродством. Но Бог уверяет апостола Павла, когда тот просит у него силы, - сила в слабости!(2 коринфянам 12:7-10) А ведь Всевышний себя в пример подаёт, в буддизме, например, такие термины, как Ничто, и Пустота говорят о Боге. Да и Христос напоминает, что унижение выше всего(Лука 14:11). Гермафродит с полновесными мужскими и женскими качествами, как и осень, является промежуточной стадией, когда главные ипостаси Ян и Инь находятся во вражде. В апокрифической ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА вскользь описываются щадящие качества стихий в Любви и их категоричная нетолерантность при Вражде(Премудрости Соломона 16:17-29). Но вообще Любовь и Вражда, равно как Свет и Тьма, присутствующие в знаменательнице-луне, это навсегда во вселенском мироздании. В иудаизме об этом Соломон заявляет(Екклесиаст 3:1-8), в Евангелии - Христос, взявшийся за меч(Матфей 10:34), в индуизме роль динамичного женского начала вселенной выполняет один из божеств триады — Шива-разрушитель. Смерть дважды наступает в витке вселенской спирали: при «вбухе», когда первоэлементы соединяются, и при «выбухе», когда стихии разбегаются. В первом случает умирает индивидуализм, во втором — единство. Но я бы убрал слово «смерть» из своей статьи: смерти нет, есть метаморфозы.
Далее я помещаю сохранившиеся отрывки из поэмы Эмпедокла «О природе». Но кто считает это античной галиматьей, можно не читать: я кратенько уже разжевал мировоззрение Эмпедокла, как своё.
1. Ты же послушай, Павсаний, разумного, сыне, Анхита!
2. Скудные средства познания нашим дарованы членам,
Множество скверн и напастей смущает пытливые думы.
Малый узрев лишь удел человеческой жизни злосчастной,
Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья,
5 Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило
В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать:
Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно,
Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к познанью,
Сведать готовься лишь то, что смертная мысль прозревает.
3. ... Скрыть в глубине немого, как рыба, сердца . ..
4. Но от глаголов моих отвратите безумцев гордыню,
Чистый источник из уст непорочных пролейте, о боги!
Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева,
Муза, ко мне снизойди на послушной тебе колеснице,
5 Благоговейное слово неся краткодневным созданьям.
[663]
Нет, не заставит меня обольщение чести и славы
В мире сем тленном, смирения дерзко нарушив пределы
Речью греховною, к мудрости горним обителям вспрянуть.
Нет, но исследовать должен ты всячески, где что открыто,
10 Зрению вовсе не более веры давая, чем слуху,
Ни громогласному слуху не больше, чем ясному слову;
Ни остальных твоих членов, только путь есть познанью,
Веры твоей не лишай, а исследуй, где что открыто.
5. Свойственно людям негодным сильнейшему слову не верить.
Ты же, как то велят откровенья правдивые Музы,
В сердце своем различи слово истины, правду чтоб сведать.
6. Выслушай прежде всего, что четыре есть корня вселенной:
Зевс лучезарный, и животворящая Гера, и Гадес,
Также, слезами текущая в смертных источниках, Нестис,
7. ... Непроизводные...
8. Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном
Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти:
Есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что-смешалось,
Что и зовут неразумно рождением темные люди.
9. Что бы за смесь ни явилась на свет: человек или птица,
Дикий ли зверь или куст, – всё равно неразумные люди
То происшедшим зовут; когда ж разрешится на части
Тленная тварь, то губительной смертью они прозывают,
Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду.
10. ... Мстительную смерть ...
11. Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают,
Будто, действительно, раньше не бывшее может возникнуть,
Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было.
[664]
12. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно,
Также и сущее чтобы прешло, – ни на деле, ни в мысли
Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы.
13. Нет во вселенной нигде ни излишка, ни места пустого.
14. Нет во вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?
15. Мудрый муж никогда в своем сердце того не помыслит.
Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы, положен
Смертным добрым и злым; и что, прежде чем плоть сотворилась,
Были все люди – ничто, и в ничто они вновь разрешатся.
16. Ибо как были они искони, так и будут – две вместе:
Думаю, их несказанное время вовек не лишится.
17. Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах
Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве.
Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:
Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью,
То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой находит.
Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах:
То, Любовью влекомое, сходится всё воедино,
То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга.
<Так, поскольку единство рождается без перерыва>
В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –
Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах.
Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
Выслушай слово мое: возращает учение разум.
[665]
15 Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья,
Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах
Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве,
Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,
Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь,
20 В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду.
К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье.
Смертные членам своим врожденной ее почитают,
В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник.
Радостью и Афродитой богиней ее величая.
25 Но ни один смертный муж не познал, что она обегает
Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье.
Все они равны и все одинаково древнего рода,
Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.
30 К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:
Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.
Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?
Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,
35 В образах разных являются, теми ж всё оставаясь.
18. ... Любовь...
19. ... Единящею Любовью ...
20. Ясно то можно узреть в совокупности членов, телесных:
То, Любовью влекомые, сходятся все воедино
Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы;
То, напротив. Враждой разъятые злой, каждый порознь
5 В шумном прибое житейского моря у брега блуждают.
Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,
Так и у горных зверей и у птиц, сих ладей окрыленных.
[666]
21. Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры,
Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами.
Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,
Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,
5 Вот и дождем нисходящая, темная, хладная влага,
Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.
Все во Гневе они разновидны и врозь существуют,
Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной.
Ибо из них всё, что было, что есть и всё то, что будет:
10 В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены,
Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы,
Также и боги из них, многочтимые, долгие днями.
Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
В видах различных являются: столько их смесь изменяет
22. Все они – солнце, земля, необъятное небо и море, –
Все стремятся равно к единению всеми частями,
Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей зарожденьи
Так равно и все те, что более склонны к смешенью,
5 Страстью взаимной пылают, по воле самой Афродиты.
Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласят
Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком:
Купно сойтись неспособны они, и властвует ими
Беспрекословно Раздор, такую им давший природу.
23. Как живописцы, глубоким умом изучивши искусство,
Дар многоцветный бессмертным богам принести собираясь,
Краски различные в руки берут и потом, соразмерно
Смешивать их начиная – одних и других понемногу,
5 Образы схожие всяких предметов из них производят:
То вырастают деревья, то мужи выходят и жены,
Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы
Даже и боги, почетом отличные, долгие днями;
Так да ума твоего не коснется обман заблужденья,
10 Будто иной есть источник безмерно-великой вселенной,
Но убедись, что он в них, божественным внявши глаголам.
[667]
24. ... Нагромождая одно заглавие на другое, не доводить
до конца одной стези повествования ...
25. ... Ведь, что нужно, то и дважды хорошо поведать ...
26. Властвуют поочередно они во вращении круга,
Слабнут и вновь возрастают, черёд роковой соблюдая.
Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
Образ людей и животных различных пород принимают.
5 То, Любовью влекомые, сходятся в стройный порядок,
То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь друг от друга,
Чтобы в единое целое снова затем погрузиться.
Так, поскольку единство рождается без перерыва
В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –
10 Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах, –
Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
27. Там ни быстрых лучей Гелибса узреть невозможно,
Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:
Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился
Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
27а. Ни непристойной борьбы, ни ссоры нет в его членах.
28. Равный то был отовсюду и всяких лишенный пределов,
Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
29. Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают,
Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей детородных:
Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос.
30. Но как скоро Раздор возрос и окреп среди членов,
К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время,
Клятвой великою им предреченное порознь обоим…
[668]
31. Дрогнули члены у бога один за другим по порядку.
32. ... Сочленение связывает два...
33. Как смоковничный сок молоко заставляет сседаться ...
34. . . . Склеив ячменную муку с водою ...
35. Но, обратившися вспять, пойду по пути песнопений,
Раньше избранному мной, из глагола глагол извлекая.
После того как Раздор в глубочайшие недра пучины
Путь свой направил, в центре же вихря Любовь воцарилась,
5 Все они* там воедино сливаются, мало-помалу
С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят
Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий.
Часть их,** однако, большая, черёд соблюдая с другими,
Смеси бежит, одержимая окрест лежащим Раздором.
10 Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам
Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов.
Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько
Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался.
Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось,
15 Жизненный путь изменивши, из чистого ставши нечистым.
Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий
В образах многоразличных и дивных на вид происходят.
36. К крайним пределам Раздор отступал при их единеньи.
37. Тело земли из земли, из эфира эфир вырастает
38. Скажем о первых и равных по древности мира основах,
________________________
* Стихии.
** Стихий.
[669]
В коих возникло всё то, что ныне мы зрим во вселенной:
Бурное море, земля, бременеющий влагою воздух,
Также эфирный Титан, облекающий вкруг мирозданье.
39. Если земли глубина и эфир беспредельно-велики,
Как то гласят празднословные многих людей утвержденья,
Малый узревших удел из всего, что открыто познаныо ...
40. С кротким ликом луна и разящее стрелами солнце ...
41. Солнце, собравшися в диск, обтекает великое небо.
42. .......... лучи у него затмевает,
Прямо под ним протекая и тень полагая на землю
Тех же размеров, какие луне светлоокой присущи.
43. Солнечный свет, отражаясь в широкой луне круговидной...
44. Солнце бестрепетным ликом к Олимпу свой свет отражает.
45. Чуждый свет круговидный вокруг обтекает всю землю.
46. Втулка так в колеснице вращается, столб огибая...
47. В лик священный владыки глядит предлежащий пред нею...
48. Ночь же земля производит, лучи преграждая собою.
49. ... Пустынной и слепоокой ночи ...
50. С моря приносит Ирида дождь проливной или ветер.
51. ... Быстро вверх ...
52. ... Под землею горит много огней...
[670]
53. Двигался именно так он в то время, но часто иначе . .
54. Длинными в землю корнями, внедрившись, эфир проникает.
55. ... Море – пот земли …
56. Быстрыми солнца лучами стесненная соль отвердела
57. Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,
Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко
Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих.
58 . . Блуждали одночленные органы ...
59. Но как скоро тесней божество с божеством сочеталось,
Купно тогда одинокие члены сошлись, как попало,
Множество также других прирождался к ним беспрерывно.
60. ... С волочащимися ногами, с неразделенными конечностями...
61. Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых,
Твари бычачьей породы с лицом человека являлись,
Люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов:
Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари.
62. Выслушай ныне о том, как огонь, выделяясь, ко свету
Вывел в ночи сокровенные отпрыски многострадальных
Мужей и жен; ибо речь та не будет пуста, ни бесцельна.
Цельноприродные чада земли выникали сначала,
5 Равный удел получившие воздуха теплого с влагой.
Огнь их выталкивал вверх, сочетаться желая с подобным,
Вовсе еще не имевших ни стройной гармонии тела,
Ни человеческой речи, ни мужам присущего члена.
63. Надвое членов природа разорвана: часть из мужчины..
[671]
64. Брачные узы чрез очи связующий следует Потос ...
65. В чистое место вливается: с холодом там повстречавшись,
В образе жен выникает ...
66. ... Расколотые нивы Афродиты ...
67. В более теплых частях самец зарождается в чреве.
Вот почему все мужчины смуглее и мужеством краше
И волосатее жен …
68. В месяц восьмой в день десятый сок появляется белый.
69. ... Двоякорождающие..
70. . Кровяная чаша . . .
71. Если вера твоя ненадежна в мои поученья,
Как из смешенья воды, и земли, и эфира, и солнца
Образы все и цвета преходящих возникли созданий, –
Все, сколько б ныне на свет их ни вышло из рук Афродиты...
72. Как деревья огромные вышли, как рыбы морские...
73. Землю Киприда, дождем оросив и согревши дыханьем
Теплым, огню предала закалить ее пламенем быстрым.
74. Рыб обильно-семянных ведя неразумное племя...
75. Внутренность тела плотна, но рыхлы наружные части:
Свойство такое они получили из дланей Киприды,
76. Так то бывает у тварей морских, скорлупой отягченных, –
У черепах, у улиток, закованных в каменный панцырь:
Там ты увидишь повсюду над кожей лежащую землю.
[672]
77. ... Вечнозеленый ...
78. ......... сообразно
С воздухом, круглый весь год процветают плодов изобильем.
79 Маслина прежде всех прочих деревьев плоды порождает
80. Позднего сбора гранаты и яблоки с сочным наливом
81. В кору проникнув извне, вином бродит в дереве влага
82. Волосы, листья и перья густые у птиц и на рыбах
Плотный покров чешуи – из одной происходят основы
83. Спину ежей покрывает колючая грива щетиной.
84. Так путешественник, в бурную ночь собираясь в дорогу,
В ярко горящем огне очага зажигает светильник,
Пламя от ветра порывов вокруг фонарем ограждая:
Тщетно бушующих ветров дыхание окрест ярится,
5 Свет же, поскольку он тоньше, наружу проходит, лучами
Яркими путь от порога вперед освещать начиная: –
Так и огонь изначальный, – что в глаза покровах и тканях
Тонких, искусно насквозь пробуравленных в виде воронок,
Замкнут, – за круглым зрачком с той поры стал скрываться,
10 Ткани удерживать стали наплыв обтекающей влаги,
Доступ огню открывая наружу, поскольку он тоньше
85. Кроткое пламя в глазу с частичкой земли сочеталось
86 Отдыха чуждые очи из них создала Афродита
87. Крепкими узами страсти снабдившая их Афродита.
88. ...Из обоих происходит одно зрение.
[673]
89. Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи исходят.
90. Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало стремиться,
Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой сочеталась.
91. Смесь охотно с вином образует вода, но не с маслом.
92. ... Медь, смешанная с оловом ...
93. ... К полотну примешивается багрец светлого самбука...
94. Мрак, покрывающий дно у реки и царящий под сводом
Гротов пещерообразных, всегда происходит от тени.
95. Купно срастаться глаза под дланями стали Киприды.
96. Но земля преблагая в своих мощногрудых горнилах
Два из уделов восьми получила от светлой Нестиды,
Дважды же два от Гефеста; из них стали белые кости,
Связями дивной Гармонии купно с собой сочетавшись.
97. ...Хребет...
98. После того как земля в совершенную гавань Киприды
Якорь забросила, – равными там сочеталась частями
С светлым эфиром, Гефестом и влагой, дождем нисходящей,
Разве лишь малой частицей то больше, то меньше бывая.
Смесь же их кровь породила и прочие виды все плоти.
99. ... Колокольчик ... Мясистый отросток ...
100. Вот как дыхание тварей живых происходит: из плоти
Трубки, лишенные крови, к поверхности тела проходят,
В устьях которых наружные кожи покровы сквозными
Мелкими щелями густо усеяны, так что для крови
5 Доступа нет, но эфир проникает легко чрез отверстья:
[674]
Всякий раз как оттуда нежная кровь отливает,
Бурной волною эфир устремляется внутрь с клокотаньем;
Но лишь только она возвратится, он вновь вылетает.
Так водяными часами из меди блестящей играет
10 Девочка; ибо когда, всё отверстие трубки зажавши
Ручкой изящною, в мягкую массу воды серебристой
Их погружает, то влага в сосуд не проходит, давленьем
Воздуха сжатого там у отверстий теснимая частых.
Но лишь только сгущенному воздуху доступ откроет,
15 Тотчас давление слабнет, и влага в сосуд проникает.
Точно так же, когда весь сосуд наполняет водою
Девочка, ручкой своею зажавши отверстие трубки, –
Внутрь устремляясь извне, эфир оттесняет к проходу
Узкому, глухо-шумящему влагу, сам верх занимая.
20 Но, с удаленьем руки, обратное прежнему зрится:
Воздух во-внутрь устремляется, влага же прочь вытекает
Так, – всякий раз, когда нежная кровь, разлитая по членам,
Вспять обращаясь, во-внутрь отливает, – теченье эфира
Тотчас же, бурной волною вздымаясь, ей вслед проникает;
25 Но, с возвращеньем ее, он вновь вылетает обратно.
101. Пес, чутьем находя частицы животного тела,
Те, что на пастбище сочном от ног остаются у дичи...
102. Так у всего, что живет, обоняние есть и дыханье.
103. Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям разумность.
104. И, поскольку тончайшие тельца столкнулись в паденьи ...
105. В бурных волнах обегающей крови питается сердце;
В нем же находится то, что зовем мы так часто мышленьем:
Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает.
106. Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем.
[675]
107. Ибо из них всё, что есть, сочеталося в стройный порядок,
Ими же думают люди и чувствуют радость и скорби.
108. За день поскольку свою изменяют все люди природу,
Ночью постольку различные грезы их ум посещают.
109. Землю землею мы зрим и воду мы видим водою,
Дивным эфиром эфир, огнем же огонь беспощадный,
Также любовью любовь и раздор ядовитым раздором.
110. Если, в мои поученья уверовав сердцем, ты станешь
Чистою мыслию их созерцать с благосклонным вниманьем,
То несомненно они на всю жизнь тебе будут опорой,
Множество также других обретешь из них ценных стяжаний;
5 Ибо они вытекают одно из другого согласно
С качеством каждого. Если же будешь стремиться к иному,
В чем бесконечных скорбей и душевного мрака источник, –
Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья,
К милому лону природы родной возвратиться желая.
10 Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли.
111. Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют;
Только тебе одному я открыть это всё собираюсь.
Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,
Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят;
5 Если ж захочешь, – обратное вновь их воздвигнешь
дыханье. Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро,
В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень:
Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.
Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида.