«Что делает память?»
(Теория и детские игры)
Вопрос «Что делает память?» может показаться абсурдным, если считать, что она «ничего не делает», а просто пассивно существует в виде «кладовки» (кладовка – клад, и склад…), в которой хранятся не востребованные сегодня «вещи». Если же оторваться от пассивной точки зрения на память, и (О! Эврика!) сформулировать деятельность памяти в модусе активности, то в вопросе «Что делает память?» фокус внимания окажется на глаголе «делает» (активная форма).
Итак, - «делает», - это второй план нашего фокуса зрения; первый – это сама память. За вторым планом фокуса открывается третий, в котором «Что» в центре внимания. Заглянем в содержание «Что». «Память делает…» - «Что»: устанавливает (налаживает, создаёт…) длительность; ещё конкретней – конструирует непрерывность. Абстрактные формулировки? Согласен. Переведём их на другой язык. Установление длительности и конструирование непрерывности по иному артикулируем в виде следующих векторов (активность!) нашего внимания. А именно, их три: 1. Историческая длительность и непрерывность («Народ», «этнос», «страна», «нация», «государство», «город»…); 2. Поколенческая непрерывность (здесь же: семья, Родовое Древо); 3. Личностный жизненный путь (автобиография и биография).
Прописав вышеназванные пункты, я был вполне удовлетворён…в течение трёх минут. Как вдруг (это «вдруг» неизменный спутник памяти) пришло припоминание: Мнемозина – богиня памяти древних греков – знала все времена, - прошлое, настоящее и будущее. Как отнестись к всезнающей древнегреческой Мнемозине сейчас, я не знаю. Поэтому вернусь к привычной и понятной позиции, в которой память устанавливает непрерывность и длительность…. Дополнив данный взгляд тезисом: память, устанавливая длительность и непрерывность, фиксирует разрывы, «точки» поворотов, альтернативные направления эволюции и так далее.
А теперь, извините, я спущусь почти на эмпирический уровень. Второй день погружаясь в воспоминания киевского детства, высветились детские игры. Перечень немалый, однако, одна серия игр более настойчиво напоминает о себе: игры в ножичек. Одна из них именовалась – «В землю». Нарисованный на земле круг делился на равные части, соответственно числу игроков; цель игры: метать ножик, и «отрезать» как можно большие куски от «земель» партнёров-противников. Почему это игра стала «навязчивым» воспоминанием? Отвечаю: сегодня, то есть в текущем историческом времени, одним из «модных» стилей мышления заявлено (манифестировано) геополитическое мышление. Не стану здесь и сейчас углубляться в его историю. Вопрос в сути дела, - в игре (способе мышления), цель которой – отрезать кусок чужой земли. В качестве заключения могу предложить вопрос: Кто «изобрёл» игру «в землю» и подарил её детям? (По поводу совсем новых компьютерных игр, родственным упомянутой игре, промолчу, - они ещё не стали предметом исторического взгляда).