Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 284
Авторов: 0
Гостей: 284
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/


                     Дом-комод  Ивана Дмитриевича Трубецкого. Улица Покровка дом 22.

                                                                                              Слабый – мстит.
                                                                                     Сильный – борется.
                                                                                     А  мудрый – идет дальше.
                                        Моя любимая бабушка
Моя любимая  бабушка  Евгения Моисеевна Вольфсон  поступила в Московскую консерваторию в 1915 году и успела   поиграть господам, а потом всю жизнь играла товарищам и учила их детей. Моя любимая бабушка, которая говорила:
- «Если очень хорошо, Лешенька, это уже плохо».
Моя любимая бабушка, когда общалась с дедом на скользкие темы,  переходила на  идиш, и разговаривала на этом языке плавно, нежно и красиво. Мамочка идиш уже не учила,  и язык в семье был утерян.
Моя любимая бабушка, дожившая до 89 лет,  пережила две революции, две  кровавые войны и  сталинские чистки. Мужья ее трех сестер были репрессированы и расстреляны при Сталине. Сестры были сосланы в колонии - поселения. А многочисленные племянники, осиротевшие в  одночасье, жили у бабушки. Выросли,  выучились и всю жизнь считали ее мамой. Бабушка всегда работала на двух работах, но отдельного жилья так и не дождалась. До конца дней они с дедом жили в коммуналке  с пятнадцатью соседями.
- Бабушка,  у тебя столько соседей! Как же ты ни с кем никогда не ругаешься?
- Лешенька,  я никогда ни с кем из соседей не дружила, поэтому и не  ругалась…
Моя любимая  бабушка всю жизнь преподавала фортепьяно ученикам. Я наблюдал эти сцены, когда молодые красивые женщины музицировали на пианино «Беккер».  После уроков по два, три часа бабушка сидела с ними за обеденным столом и разбиралась в  проблемах их личной жизни, давала мудрые советы.  Люди приходили к ней с цветами и плакали. Благодарили за  сохраненную семейную жизнь. Кого - то соединила с мужем, кого – то  мирила с детьми.  Ученики мужчины ловили каждое ее слово, чтобы как- то выкрутиться из запутанных ситуаций с любимыми женщинами. Сейчас бабушку назвали  бы  семейным психологом.
Бабушка частенько  спрашивала деда:
- Скажи, милый Сашенька, который сейчас час?
- Женюрка, в маленькой комнате часы показывают два.
– Сашенька, а сколько на каминных часах?
-А каминные часы, Женюрка, показывают два десять.
- Сашенька, солнышко, голубчик, не поленись, выгляни в окошко, посмотри, пожалуйста,  часы на Покровке.
Так всегда в три попытки выяснялось время в доме бабушки.
Дом у бабушки был  непростой (Покровка  27 - до революции и в наше время,  в советские годы - ул. Чернышевского). Этот дом до революции 1917 года занимал Дмитрий  Петрович Боткин -  крупный собиратель западноевропейской живописи и фарфора. Из знаменитой семьи чаеторговцев, дипломатов и врачей  Боткиных.
- Лешенька, когда нас с дедушкой после свадьбы  заселили в эту коммунальную квартиру в 1920 году здесь еще жил Дмитрий Петрович. Обидела его власть - комнату  в его же доме не выделила. Жил он с супругой под лестницей без окон и дверей. Голодал очень. Карточек им продовольственных не выдали. И обрекли на голодную смерть. Несправедливо это было - он  все свои картины пожертвовал  в Музей изящных искусств  в 1918 году (сейчас им. Пушкина).  Мы с соседями  подкармливали  Боткиных тайком, по ночам, хотя  управдом запрещал, запугивал нас.  В 1922 году собирался Дмитрий Петрович   во Францию уехать к брату Петру, но остался в Москве.  По какой причине я не знаю. В 1925 году в  Париже умер Петр Боткин и оставил брату  бесценные картины французских художников. Дмитрия Петровича пригласили   в  высокие инстанции и предложили передать картины в дар государству. Взамен дали квартиру в Кисельном переулке и работу  в музее. Он к нам часто в гости приходил, прекрасный человек. Настоящий русский интеллигент.
- Бабуленька, почему ты такая худенькая?
- Лешечка, до кухни и до туалета мне идти  35 шагов, возвратиться в комнату еще 35. Представляешь, сколько раз в день я хожу туда назад? Поэтому я в хорошей  форме.
- Бабуленька, а почему  ты опекаешь соседку -  бабу  Глашу? Она тебе очень нравится?
– Мне безумно жалко ее, Лешенька. Она уже очень старый  и одинокий человек. В 1919 году ее мужа, молодого парня  – машиниста паровоза, белые заживо сожгли в топке. С тех пор она совершенно одна.
– Бабуль, а он что был за красных? – Да он был за красных, но это же не повод живьем человека сжигать.
- Бабуленька, кто лучший пианист в мире? Ты ведь еще при царе консерваторию закончила по классу фортепиано, и про всех пианистов все знаешь.
- Лешенька, не заканчивала, а поступала при царе в 1915 году, в 17 лет, после гимназии. Заканчивала при Советской власти.  Ректором московской консерватории  был назначен краснофлотец  в звании мичмана. Очень хороший человек был, добрый. Музыку он не понимал, но о нас заботился, как о своих детях. Холод был зимой 1919 года, жуть. Играть  не могли. Он дал команду топить реквизированными в Москве инструментами. Роялями топили, пианино. Варварство, конечно, но многие жизни спас, а уж сколько рук отмороженных отогрел - не счесть. А среди педагогов  героем  был профессор  - органист Александр Федорович Гедике. Несмотря на невыносимые условия, он ни на день не прекращал занятия в классах. Голод и холод не сломили его.
А лучший пианист  Вэн Клайберн из Америки. Он первый конкурс Чайковского выиграл в Москве. Я была на его концерте тогда -  фантастика.  Первый концерт Чайковского играл, а за пультом Кирилл Кондрашин стоял. Зрители совершенно с ума сходили от восторга. «Ванечку» обожали, боготворили. Он несколько слов по-русски выучил, так все плакали,  когда он говорил при награждении Гран-при: «Я вас лублу!». Вся дорога от консерватории до гостиницы «Метрополь» была в цветах. У него интересная история была в Америке. Он был бедный и никому неизвестный ресторанный пианист. И от него ушла любимая девушка. Перенести предательство  восемнадцатилетний Клайберн не мог и дал обет безбрачия. После конкурса «Ванечку»  встречала вся Америка, он стал знаменит и богат. Несостоявшаяся невеста с досады руки на себя наложить пыталась.
- Бабуль, а были еврейские погромы в Москве до революции?
-  Да, Лешенька, к сожалению, были,  власти их провоцировали и  евреев не защищали. Вешали бедных евреев на фонарях, вспарывали животы и пухом набивали. Пух долго по Москве летал. Самые  страшные погромы после революции 1905 года начались. Досталось нам, Лешенька: две революции и две войны пережили.
-  А что богатые евреи?
- Богатые евреи имели охрану серьезную, и этим спасались.
- А как народ до революции жил? Всё говорят, что хорошо жили.
-- Не знаю, плохо жили люди. Малограмотные были в большинстве, много безработных было, детей бездомных, не все досыта ели. Плохо жили в общей массе, пили много, хотя, конечно, исключения были…      
- Бабуль, а в комнатах над аркой живут Дубовские. Кто они такие? На табличке звонка написано - профессор.
- Да, это необычная семья. Дедушка профессор-филолог Московского университета. Его жена,  Луиза Семеновна – полиглот.  Она знает четырнадцать языков. Практически диалекты всего мира. Луиза Семеновна мне как-то рассказывала, что необходимо знать  девять наречий , чтобы ориентироваться в языках всех народов.
-А что за мужики к ним часто приходят в серых плащах и черных шляпах?
- Понимаешь Лешенька, когда человек может переводить с любого языка на русский,  он очень востребован. К ней часто обращаются за помощью разные государственные организации, думаю и военные тоже. Человек она уникальный, потому люди и  идут к ней за помощью.
- А почему же она нигде не работает?
- Луиза Семеновна работать не хочет, а от помощи на дому не отказывается. Я  думаю, что у нее и дома работы очень много.
- Она что, шпион?
- Нет, конечно, она гений, добрый гений. А гении нужны всем. И людям в погонах тоже.
- Бабуль, а что  за резная дверь в кухне рядом с раковиной? Она всегда закрыта. Что за ней?
- За этой дверью находится черная лестница, которая ведет на большой застекленный балкон. Сейчас на нем ничего нет кроме грязи и разбитых стекол. Но у этого  балкона есть история: В начале 20 века молодой Дмитрий Боткин женился на красавице Софье, внучке московского генерал- губернатора. После свадьбы молодые переехали в этот прекрасный дом, который подарил им Петр Кононович Боткин, отец Дмитрия. Дмитрий в скором времени переоборудовал огромные комнаты в выставочные залы и стал экспонировать   картины. Молодая жена заскучала, к живописи она была равнодушна. Тогда Дмитрий в подарок на день рождения  подарил любимой зимний сад, который соорудил на втором этаже с внутренней стороны дома. Галерея, ее остекление и убранство  были выполнены лучшими мастерами того времени. Зеркальные стекла   завезены из Парижа, арматура и крепежи из Англии, а внутреннее убранство и горшки с цветами  из Голландии. Софья была в восторге и целые дни проводила в зимнем саду.
-  Вы  бы с соседями   разгребли мусор, цветочки развели.
- Не нужно это никому,  Лешенька. Да и восстанавливать такую красоту очень накладно. Кто этим заниматься будет? А вот черную лестницу, когда- то ведущую к галерее,  я тебе покажу. Она построена из серого с голубыми прожилками, необыкновенной красоты, мрамора.
- Бабушка, а что за дом  голубой напротив наших окон стоит? Красивый очень, как царский дворец.
- Это очень известный дом князей Трубецких, Лешенька. Необычайной красоты дом построили в 18 веке в стиле барокко. В Москве домов в этом стиле единицы - барокко Питерский стиль. Жил в этом доме  богатый московский барин Иван Дмитриевич Трубецкой с многочисленным семейством.  Дом внешне напоминает чем-то гостиный  комод. Москва всегда славилась умением давать прозвища и клички. Да какие остроумные.  Среди московских кличек  прозвище Трубецких - комод было одним из самых известных. В этом доме в 19 веке произошла  грустная история, гулявшая по  московским салоном тех лет. Событие стало известно благодаря дневникам Александры Трубецкой и Михаила Погодина, которые я читала в переводе с французского.
Учителем русского языка у детей Трубецких был Михаил Петрович Погодин. Он, будучи студентом Московского Университета, обучал детей Трубецких Николая и Александру. Его знакомство и тесная связь с Трубецкими длились более десяти лет. В доме на Покровке ему довелось испытать самые светлые переживания, там же случались и печальные минуты расставания.
Судьба Михаила складывалась нелегко. Он родился в Москве в 1800 году, в семье крепостного, принадлежавшего графу И. П. Салтыкову. За верную службу его отец был отпущен на волю, когда Михаилу исполнилось шесть лет. Юноша успешно окончил гимназию и поступил в университет. Он испытал на себе не только лишения бедности, но и все тяготы, связанные с низким происхождением. У Трубецких, как ему казалось, все было иначе. Здесь радушно приняли студента, и его социальное происхождение никак не подчеркивалось.
Без Михаила Петровича не обходилось ни одно событие в семье Трубецких. Он пировал на свадьбах старших детей Трубецких, провожал в последний путь сначала князя Ивана Дмитриевича, а затем его супругу Екатерину Александровну. Он был непременным участником всех вечеров и театральных представлений в княжеском доме. И Трубецкие всегда принимали живейшее участие в делах друга.  
   Погодин  блестяще окончил Московский университет и  получил степень магистра русской истории - оба события, значительные для Михаила Петровича, отмечались на Покровке.
Увлечение к Погодину пришло совершенно неожиданно. Как-то на домашнем спектакле у Трубецких Михаил Петрович вдруг увидел, что княжна Александра Ивановна уже совсем взрослая, и невольно залюбовался своей ученицей — актрисой домашнего театра. С тех пор голова Погодина была занята диссертацией, а сердце — Сашенькой. “Я люблю ее”,— записал он в дневнике.
Михаил Петрович понимал, какая стена стоит между ними: княжна - и сын крепостного, хотя бы и с университетским образованием.  Погодин думал  об их свадьбе,  мечтал, что рядом с ним будет жена, очаровательная Александра Ивановна. Они возвращаются из путешествия по чужим странам. Они счастливы, живут уединенно и понимают друг друга с полуслова. Мечты, мечты…
Княжна  Александра за годы общения  привыкла смотреть на Михаила Петровича как на учителя, прислушиваться к нему, читать  его повести и   совершенно  не заметила, как теплое чувство к педагогу  переросло в любовь. Она восторгалась им и желала его.
Этой юной и прелестной княжне, возможно, и в голову  не приходило, что чувства их взаимны. Что был  человек,  полностью поглощенный ею — ее учитель Михаил Петрович.
Погодин с успехом защитил диссертацию, стал профессором Московского университета и готовился сделать предложение Александре Ивановне. Теперь его знают в обществе, издатели  печатают его повести, студенты обожают молодого профессора. Казалось бы, теперь ничто не должно помешать его счастью. Но после смерти матери, дядя  увозит Сашеньку  в Петербург, как оставшуюся без попечения. Привязанность к княжне терзала  душу Михаила Петровича, но на поездку в  Петербург к любимой  он так и не решился.
Мучительная сердечная история ложилась строками дневника Сашеньки.  Александра Ивановна ждала и надеялась на объяснение. Приезд в Петербург был омрачен для нее одиночеством…
Лютой Зимой 1832 года, Михаил Петрович, проходя мимо заветного, опустевшего дома-комода на Покровке, смотрел в окна  и вспоминал. Но, время лечит. Через пять лет он утешился и женился на девушке без княжеских титулов, Елизавете Васильевне Вагнер.  А Сашенька десять долгих лет ждала весточки от своего профессора,  не выходила замуж и только в 1842 году стала княгиней Мещерской.
Проходя по Покровке в суете 21 века, понимаешь, что только стены этих старинных, но прекрасных домов помнят лица и голоса наших предков.



  Дом Дмитрия Петровича Боткина. Улица  Покровка дом 27.

© Алексей Ходорковский, 24.05.2017 в 17:29
Свидетельство о публикации № 24052017172922-00409630
Читателей произведения за все время — 112, полученных рецензий — 2.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 4)

Рецензии

Ли Чень Дао
Ли Чень Дао, 27.05.2017 в 03:23
Интереснейший текст! Душевно, сентиментально. Очень понравилось!
Алексей Ходорковский
Спасибо. Алексей
Перстнева Наталья
Перстнева Наталья, 04.10.2017 в 22:29
нашла мою любимую вашу бабушку)
вот по не я вас и узнаю сразу, если на фамилию не посмотрю
Алексей Ходорковский
Спасибо за внимание

Это произведение рекомендуют