Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 314
Авторов: 2 (посмотреть всех)
Гостей: 312
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

                               Боженька все видит.   Рассказ. А.Волков.

До войны в той деревне плохо жили.
Кто не работал, был в сельсовете, и требовал от остальных.
Молоко обязали сдавать государству и не спрашивали, есть оно или нет.
Так люди продавали молоко, сыр на рынке, а деньгами расплачивались с государством, а детям оставалась только сыворотка.
Был сахарный завод, на нем людям платили деньгами ‒ им и носили молоко и творог на продажу. Выгоднее было по 5руб. продавать творог, чем по 5 коп. носить каждый день на заготовительный пункт молоко.
Из деревни тогда выжимали все, чтобы поднять металлургию.
Все в деревнях было обложено налогами, денег не платили вообще. Война с Германией еще не началась, и люди терпели и ждали лучшей жизни, чтоб слова Сталина  «жить стало лучше, жить стало веселей» превратились в реальность.
В семье Стороженко дед Савелий и его сын Иван  были сапожниками. Еще в семье были бабушка Ксения, жена Ивана Софья и их сын пятилетний Дима.
Дед шил обувь, отец шил обувь, и пятилетнему Диме предстояло шить обувь.
В мастерской, которая располагалась в доме, были причандалы для сапожника, лапы сапожные, острющие сапожные ножи, шило, специальный молоток, цыганские иглы, деревянные колодки по размерам, деревянные гвозди – металлические быстро вываливались, нитки и воск для натирки ниток, и всякая всячина, чтобы была под рукой.
Скотины те времена  в деревне держали мало, а ту, что была, почти всю забрали в колхоз.
У Стороженков  в колхоз забрали лошадь, по двору остались гулять только две курицы.
Были у них фруктовые деревья  – у дома 4 яблони, груша, 3 сливы. Ни у кого в деревне  таких деревьев  не осталось  – все легло под топор. У деда рука не поднималась срубить эти деревья, но ведь надо было платить деньги за них государству, но все равно не срубал.
Правда, у них была корова  Машка, которая как-то во время дойки ударом копыта повредила Диме нос. Но скоро Дима каким-то образом приручил корову,  и она за ним стала хвостом ходить.
Кроме этого постоянно с ним сидели собаки и коты.
Неподалеку от деревни был молодой лес, который запрещали посещать и выпасать скот, ведь в лесу были заросли ежевики и ее собирали централизованно и сдавали государству.
А  Дима пошел в тот лес и корова, как обычно,  увязалась за ним.
Лесник смотрит – корова пасется, а людей нет, а потом  и видит, что  между деревьями тикает малой Дима. Тут и корова побежала за ним, тяжело ставя копыта и тряся выменем.
Бабушке надоели Димины вояжи, и она как-то сказала ему:
− Боженька все видит, и ты не спрячешься.
− А что он мне сделает?
−  Он тебя накажет.
− А как?
− Он нам скажет, мне или папе, и мы тебя накажем. Сколько можно хулиганить?
Дима погрустнел и задумался.
Как-то сидел на бревне и видел, как отец зашел в дом, неся буханку хлеба.
У Димы заныло в животе, он сразу представил этот теплый хлеб, казалось, ощутил его запах. Но кормить будут вечером после работы.
Дима знал, что отец прячет хлеб за иконой у Боженьки.
Вчера, как случалось  и раньше, он попил молока у Машки.
Пил таким образом: ложился под корову, открывал рот, а его товарищ  начинал тянуть за соски.
Когда отец ушел, Дима подошел к иконе.
Эта была старая икона,  изображение Боженьки состояло,  из двух частей: ясно были видны глубоко выразительные глаза и плечи, все остальное было  теснением из фольги.
Он ему ножиком выколол глаза, бил лезвием так, чтобы Боженька  никогда не видел больше  ничего.
Потом забрал хлеб и через заднюю калитку ушел за огороды.
Вечером бабушка Ксения розгой высекла Диму.
Дима убежал из дома, и бродил по окрестностям один, разглядывая звездное небо над головой, но потом, все-таки,   вернулся.
После войны Дима стал работать сапожником и учиться в школе.
Позже отслужил армию и уехал из дома устраиваться на работу в милицию.
Ему дома все по очереди говорили перед отъездом с обидой, мол, почему нас бросаешь? Он отвечал, что хочет вырваться из деревни, а сделать это можно только устроившись на работу в милицию.
Семья перестала с ним общаться на  годы.
Но время всех успокоило, и они встретились снова, когда в доме остался один отец.  
Старый отец ставил латки соседям на башмаки,  когда приехал сын в звании майора милиции.
Во время застолья раскрасневшийся отец спросил сына:
− А что ты сделал с хлебом, после того как Боженьке глаза  повыкалывал?
− Ну, горбушку съел сам, а остальное Машке скормил, она ведь добрая была…

© Александр Волков (makis), 03.05.2016 в 15:26
Свидетельство о публикации № 03052016152600-00396110
Читателей произведения за все время — 98, полученных рецензий — 1.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 5)

Рецензии

Светлана Корзун
Светлана Корзун, 15.10.2016 в 11:48
Какой замечательный рассказ. Очень жизненный и правдивый. Написан по-мужски скупо, но в это есть что-то очень честное и притягательное. Спасибо.

Это произведение рекомендуют