Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 441
Авторов: 0
Гостей: 441
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Обсценная лексика в литературе и на подмостках сцены (Статьи)

Автор: Вик Стрелец
В 18-м - 19м веках обсценная лексика была закулисным, кулуарным творчеством в поэзии самых известных поэтов и писателей. Кулуарные стихотворения Пушкина (например, эпиграммы и др.), Лермонтова и др., в которых была использована обсценная лексика, никогда не были опубликованы ни самими авторами, ни их издателями. Такие произведения вообще в России обнародованию не подлежали. Эмигранты из России стали публиковать их за рубежом в конце 19-го века. В 20-м веке, когда все стало сваливаться в известное болото культурной разрухи все существовавшие ТАБУ были преданы осмеянию и презрению. Литераторы словно с цепи сорвались и пустились во все тяжкие.
Интересны результаты социологических опросов об отношении россиян к обсценной лексике в литературе, в частности, в поэзии. А также в шоу-бизнесе. Таков, например, опрос, проведенный в 2004 году  Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения по заказу "Интерфакса".  Оказалось, что 84% россиян резко отрицательно относятся к использованию обсценной лексики и считают потребление матерных выражений проявлением низкой культуры. 13 % опрошенных допускают редкое использование мата. Лишь 3 % сказали, что раз уж мат - средство общения людей, значит попытки запретить его в литературе, на сцене, на экране - это ханжество.
Несмотря на все это, победно шествует по литературному поприщу и по сценам шоу-бизнеса вот это самое "культурное завоевание" нынешних культуртрегеров.

Я думаю,  что социальный климат общества - при всех современных "культурных" пирогах - по-прежнему отразил бы неприятие обществом такой крайности, какую позволяют себе так называемые "инженеры душ", которые всегда норовят бежать впереди паровоза.

"Тень Баркова незримо присутствует и в современной русской словесности. Одно точно: так изящно, виртуозно и по-русски материться в поэзии, как это делал Иван Семенович, не научился ни один из последующих пиитов (ни хваленный Юз Алешковский, ни толпы стихирцев)" (с).
Это цитата лишь подчеркивает тему блога. К этому надо заметить, что книги Баркова при его жизни тоже не были изданы. Лишь рукописное издание тревожило поэтов. И кто бы ни пытался повторить опыт Баркова - ничего путного из этого предприятия не выходило. И стихи Баркова в те поры так и оставались кулуарным чтивом. Место, которое занимает Барков в этой истории, не так велико, как порой кажется тем, кто не знаком с его творчеством, Но оно заслуживает того, чтобы быть указанным и обозначенным.
А знать ВСЮ русскую литературу, и кулуарную в том числе, пишущему народу конечно необходимо. Это ни в какой мере не оправдывает ШИРОКИХ изданий, не оправдывает стремлений болеющего общества к словесной клубничке. Такие произведения остаются кулуарными. Это факт. Но даже если бы это было не так, то неужели мы не можем самостоятельно решить "что такое хорошо и что такое плохо"? Неужели нужен "папа", к которому придет "крошка-писатель" с тем, чтобы "папа" его просветил и "наставил на путь истинный", рассказал, например, что мат - законное и нормальное средство повседневного общения между людьми, нормальный и ничем не ограниченный язык литературы?

Кстати, замечу, что попытки, например, Бродского "выглядеть мужественно" (по заметкам его друзей), для чего он использовал в разговоре (и, изредка - робко - в стихах тоже) ненормативную лексику, имели вид грубый и вызывающий крайнее сожаление. Это ведь потому, что у интеллигентного человека, для которого такой язык несвойственен, не является некой повседневной бытовой нормой, этот язык выглядит как "пришей кобыле хвост", как у зайца стопсигнал. Смешно и жалко выглядит. Он и сам это чувствовал, потому в стихах использовал такую лексику крайне редко и осторожно. Кроме того и сам выбор слов был весьма и весьма скромен и аккуратен. Но даже такой (скромный) выбор слов не является примером для подражания. Нет никаких сколько-нибудь убедительных доводов в пользу свободного использования обсценной лексики в литературе. Или есть? ))

Еще одно (иное) мнение можно посмотреть здесь:
http://grafomanam.net/forums/47/2108
.

© Вик Стрелец, 18.12.2013 в 04:23
Свидетельство о публикации № 18122013042316-00351657
Читателей произведения за все время — 99, полученных рецензий — 0.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 2)

Рецензии


Это произведение рекомендуют