Русская из Хайдельберга.
Как- то поздней осенью судьба занесла меня, и группу инженеров из России в очень милый и уютный немецкий город Heidelberg. Хайдельберг, по - русски. Хотя многие переводят название города и Гейдельберг, и Хейдельберг, хотя, по-правилам, буквосочетание ei читается как ай. А может, это и не столь важно для этой истории...
Город этот расположен примерно на сотню с небольшим километров южнее Франкфурта на Майне, куда мы и прилетели на несколько дней раньше. Зажатый между двух гор северного окончания горного массива Оденвальд, на выходе реки Некар на равнину к Райнской долине, Хайдельберг сразу произвел на нас странное ощущение безмятежности, вековой неизменности и странного порядка, несмотря на разношерстную, и, в большинстве своем, молодую публику, приехавшую со всех концов земли учиться в известный университет.
Кстати, в этом университете учились и наши соотечественники - Дмитрий Иванович Менделеев и Миклухо- Маклай.
Удобное расположение Хайдельберга между двух гор, защищающих его от северных, южных, и немного от восточных ветров дало городу странный микроклимат, а именно, небольшую разницу между дневной и ночной температурами. И мы ощутили этот удивительный комфорт на себе.
Естественно, я воспользовался мобильным навигатором для быстрого путешествия в Хайдельберг из Дармштадта, и уже через сорок минут, прошуршав шинами по скоростному автобану со скоростью до 180 км/час, мы добрались до Хайдельберга. Кстати, за 1-2 км от въезда в город справа на барьере акустической защиты висит камера - радар, и ехать надо в соответствии со знаком ограничения 70 км/час. После ряда поворотов и светофоров мы выехали на набережную Хайдельберга. О, эти маленькие немецкие домики сгрудившиеся на берегу реки! Вряд ли кто сможет остаться равнодушным к этому виду с набережной. Словно соревнуясь в раскраске и архитектурных наворотах, домики образуют очень живописную береговую линию в несколько ярусов, поднимаясь вверх по склону горы. Несмотря на крутой склон, оказывается, к каждому домику имеется автодорога для подъезда к дому.
Проехав набережную почти вдоль всей старой части города сворачиваю к моей любимой парковке No 13 под площадью. Выходя наверх на площадь, сразу оглянувшись, мы были поражены величием руин Хайдельбергского замка. Розово- коричневый песчаник... Нет. Не буду лишать вас этого впечатления. Кстати, в замке храниться пожалуй самая большая винная бочка Fuss. Хайдельберг надо пережить самому. Ощущения от города складываются из зрительных, формы и краски, осязательных, горно- речной чистый воздух с запахами всевозможных цветов, которые практически на каждом окошке, осязательных, ни холодно, ни тепло, а просто комфортно. Кроме того, ощущается некий психологический комфорт от обилия неторопливо прогуливающихся или отдыхающих в большом количестве ресторанчиков и кафешек представителей со всех уголков планеты. На домах написан их возраст 15, 17 века. Дышащая история, вывески о том что в этом доме, например, жил и работал изобретатель спектрального анализа Кирхгоф. Вот из чего складывается впечатление о Хайдельберге.
Проходя по улицам после восхождения на 310 ступенек к замку, мы неторопливо прошли по центральной улице от замка до больших супермаркетов у памятника Бисмарку. Прогулка не из легких, так как хочется зайти в каждый магазинчик, где продается практически все, начиная отсувенирных маечек, пивных кружек, шляп, магнитиков на холодильник, открыток.
И не пытайтесь пройти мимо удивительного магазина фрау Кейт ... Найдите сами. Это магазин - музей новогодних игрушек. Это два этажа сказок из фольги, стекла, дерева, кукол и щелкунчиков, мельниц и рождественских елочных украшений оленей, снежинок, ангелов, шаров ручного изготовления и росписи... Да что там, это просто надо увидеть самому. Ни разу мне не удалось выйти из этого магазина без покупки. Берегитесь.
Пройдя мимо старинных отелей Рыцарь, Дон Перкео, мимо ряда ресторанчиков, заглянув в магазинчик где продаются всевозможные сезонные ликеры, мимо пивных баров Левенбрау, Кромбахер и Августинер, замечаем, что вдоль улиц центральной и набережной располагаются факультетские здания университета и очень красивые здания библиотеки в виде старого форта.
Нагулявшись, заходим в ресторанчик Palmbrau Gasse, спрашиваем свободный столик на четверых, а официантка сразу обращается к нам по-русски, услышав нашу речь: "Вам принести меню на русском?". Небольшой шок, после которого спрашиваю откуда она родом? Пока она раскладывает на салфетки с логотипчиком ресторана столовые приборы, нам рассказывается следующая история, что родом она из Ижевска, что когда она училась в старших классах школы, поняла, что ей будет трудно получить высшее образование в России. Тогда она начала поиски в интернете европейских вузов и остановила выбор на Хайдельбергском университете. По немецкой программе обмена школьниками она экономно посещает Германию и выясняет все, что необходимо для учебы. После школы она берет кредит в банке на обучение, и сейчас, живя в Хайдельберге, выплатила кредит, снимает небольшую квартирку в равных долях со студентками из Испании, кажется, оплачивает учебу, работает в этом ресторанчике, и еще, помогает материально родителям в Ижевске...
После ужина мы возвращаемся в Дармштадт. По дороге я все еще размышляю об этой девушке и кажется мне, что не все еще потеряно в России, если есть еще такие предприимчивые и целеустремленные люди, но текли по щекам слезы, что вряд ли эта девушка вернется в Россию после учебы. Что ей там делать? Она не нужна этой стране. И ей вряд ли нужна эта страна, которая уже давно не конкурент Европе ни по образованию ни по уровню жизни.
Возвращаясь домой, выходя из самолета в Домодедово, с первым вдохом ощущаю запах Московского смога после чистого воздуха Германии, встречаю грубость таможенников, собравших такую привычную для нас очередь, с тоской думаю, что придется чистить ботинки после возвращения домой но не после недели в Германии, а после короткой поездки из аэропорта до Новогиреево. И снова мне хмуро и серо все здесь. И так хочется взять семью и вернуться туда, насовсем, где Хайдельберг и Дармштадт, где человеку помогают во многом на каждом шагу, и никто не торопится прожить свою жизнь в бесконечной гонке за прибылью, толкаясь и убивая друг друга в метро и в дорожных заторах.
Может быть эта короткая встреча с этой русской из Хайдельберга, даст мне и Вам, читающим, импульс к переменам, пониманию собственной значимости и неповторимости в этой жизни, в этом мире. Перемены начинаются с каждого из нас, потом в семье, в доме, в городе, в стране. Мы так разобщены и поэтому бессильны что- то сами изменить в нашей жизни к лучшему. Мы постоянно чего - то ждем, растем, работаем в большинстве своем не занимаясь тем, что нравится, стареем и умираем, часто так и не достигая своей мечты.
Мы ждали и ждем перемен, но есть ведь люди, как эта русская из Хайдельберга, делающие эти перемены. Сами. На своем и только своем энтузиазме. Только мы можем сделать так чтобы и у нас было лучше.