Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 296
Авторов: 0
Гостей: 296
|
(иллюстрация к моим стихам Александры Николаенко) _________________________________________________ . . . *** У ночи не хватает нот на фугу - бессонницей приблизилась к лицу и бросилась по замкнутому кругу – по транспортному третьему кольцу. По городу, из города, изломом изогнутого струнами моста. Прощалась с этим городом, но словно держал, не отпуская, нотный стан, огнями габаритными запутав и дальними - разнузданно кружа… Выстраивал по-своему, как будто по нотам остриём карандаша. Не вырваться… Бессонными кругами петляшь, повторяя пару нот, и главных не хватает в этой гамме, и круг не разорвать своими… Но... Скрип гравия, скамейки, пьедесталы, прохожего усталое лицо... Московской вечной песней «было-стало» откроешь вдруг Бульварное кольцо. ___ . . *** Бездорожье. Бездорожица. Дураками путь проложен. В лужах тучи строят рожицы, а асфальт пробитый – рожи, и на все четыре стороны – перепутица, беспутье. Перелётный зонтик здорово головой по ветру крутит, в небо спицами таращится, вырывается на волю. Перебьётся. Переплачется. Капли - звоном колоколен, и крутой тропой нехоженой дождь слепой ведёт по следу. Как придётся. Как положено – до победы беды, беды… ___ . . *** Сто трамваев летели куда-то, собирались троллейбусы в клин, и подмигивал стайке машин светофора малиновый запад. Рыжий город летел на восток, расправляя безоблачно крылья, а навстречу прохожие плыли, обгоняя кленовый листок, на котором, глаза распахнув, муравей грыз соломинку лета. Он считал встречный город приметой - на удачу, как сны про весну, и автобус ловил на весу паутинкой, зевая при этом. ___ . . *** Чёрный город глухо ворчит. Чёрных машин приглушённый кашель. Страшно, словно где-то в ночи дверь не закрыли туда, где страшно. Переулками пережат дом, потерявшийся в груде прочих. Лунный луч остриём ножа чёрные стены начерно точит. И провалом пятно в ночи - чёрный кот - тенью призрака ночи… Страшно так, словно смерть почти подошла - и страшно смерти хочет. ___ . . *** За отголосками трамваев тянулись в небе облака, и город, окнами смываем, по лужам шлёпал кое-как. И ты, нахохленною птицей, смотрела хмуро, как в окне твой старый город - глупым принцем на белокаменном коне – въезжает в сомкнутое небо, пригнувшись ниже воронья. Он был дороже корки хлеба, важней ненужного вранья. Он был смешон непостижимо… Но ты его любила так, что он внезапно без ужимок подал тебе любви пятак, сверкнув рекламой: "Счастье - возле..." - и небо молнией раздел. И задышал тобою воздух его шербатых мокрых стен. ___ . . *** Если окна выходят на запад - значит, утром не видно рассвета, и такого накопится за год, что вовек не обрадует это. А восточные окна приятней, но недолго – всего до обеда, и под вечер припомнится вряд ли – и рассвет, да и завтрак при этом. Окна - к югу милы зимней стужей, если тянет в пампасы и в лето, но в жару - всех и гаже, и хуже, хоть конечно, неправильно это. Только северных окон отрада – всех верней, как дурная примета. И хвалить их при этом не надо - их любить можно только за это. ___ . . *** Лиловая эскадра облаков на рейде у пролива Лаперуза… А к нам пристали тучи сухогрузом, подмокшие у дальних берегов. А там, конечно, крутится земля – весёлая, как праздничный фонарик, а здесь круговорот какой-то хмари – наверное, так надо скуки для… И там – не здесь, а здесь - ни то, ни сё, и жизнь без удивления проходит, а где-то в море рыжий пароходик барашки волн упрямые пасёт. Но если перепутать ночь и день, и здесь увидеть можно возле дома, как за морем пылится невесомо лилово-кучевая дребедень. ___ . . *** Жить со счастьем по соседству на границе сонных улиц, где бегут трамваи в детство, чуть от старости сутулясь. Говорить прохожим: - Здрасьте, - и идти неторопливо в старый сад, где дремлет счастье на скамеечке под сливой. На ходу считая мелочь – двадцать две копейки, хватит – эскимо купить. И сделать пояском короче платье. Отыскать дыру в заборе, посмотреть – никто не видит – и в кино пройти. Пусть спорят: - До шестнадцати не зритель! Потеснится ряд мальчишек, после – шёпот, смех, но скоро вам сердито скажет: - Тише! – тётка старая, лет сорок. А потом – домой, зевая – скучный день, каких не надо. И не знать, что так бывает только там, где счастье рядом. ___ . . *** Верхний Город и Немига, три щербатых колокольни… Переплетенная книга, замусоленная в школе. Старовиленской брусчатка, трубочист покрыт винилом… На обложке отпечаток - промокашка и чернила. А на Раковской пьют пиво, а на Яме – смерть и яма… Кем-то лист оторван криво про того, кто «мыла раму». Моет Свислочь пятна лодок... Речка малых навигаций... Год издания... Нет года. Да и знать - "не мае рацый". *Немига, Старовиленская, Раковская - старые улицы Минска Яма - место массового расстрела евреев минского гетто "не мае рацый" - нет резонов (бел.) ___ . . *** Сегодня солнце было на обед, и рыжий клён сиял, как гвоздь в петлице – гвоздика, то есть. Как не ошибиться, когда гвоздём стучала гулко птица по краю крыши – дворнику в ответ. А дворник мёл уныло старый двор, сгребая листья, словно бы купюры – шуршали, то есть, листья... Был он хмурым, но утешался частым перекуром, не замечая белый свет в упор. А белый свет ответно не страдал, как будто знал, что завтра будет хуже – дождливо, то есть. Клён утонет в луже, притихнут птицы, дворник станет нужен, когда просохнет рыжая вода… Но это завтра. А сейчас на ужин подали месяц. То есть, Бог подал. ___
Свидетельство о публикации № 02082013080935-00340608
Читателей произведения за все время — 227, полученных рецензий — 6.
Оценки
Рецензии
очень (местами восторжен)
Спасибо, Юра. Жаль, что есть и другие места, да?:) Что-то не идёт последнее время...
Огромный труд! Замечательные стихи, местами - просто хорошие. Пара-тройка строчек показалась бякосодержащими, но, как мы знаем, моё мнение тебя только антогонизирует))) Умница!
Нет, Андрей. Антогонизм только (и далеко не всегда, и больше в твоём воображении), когда слушаю, как ты читаешь - ты явно способен на большее. Пишешь хорошие умные стихи - а читаешь, словно смысл написанного надо спрятать на всякий случай:) А какие строчки бякосодержащие, Андрей? Здесь разные стихи - и старые, и новые. И что-то не идёт последнее время. Словно ступор.
!!!!!!!! Первое вылепилось всё же, радуюсь. А картинка - уморительная!:))))
Да, картинка моя)) А с первым ещё не уверена... Спасибо, Юра!:)
Стихи неоднозначные. Автор интересный. Однако некоторые места удивили. Например: Бездорожье. Бездорожица. Дураками путь проложен. Тут неточность. Не путь, а ДОРОГИ классически (и правильно) сочетаются с дураками. Слово "путь" имеет иное значение. Путь, это определенное направление, кем-то (уж явно не дураком, а человеком деятельным, смелым) проложенный. А уж потом сверх их устраивают (или не устраивают) дороги. Если умные, то дороги хорошие, если очень умные (жулики) то плохие.
Владимир, рада интересу к стихам. Классический перечень бед (дураки, дороги) - не догма. И может дать толчок любым ассоцикциям. И путь бывает разный - это уже на усмотрение читателя. Возможно, "наш путь - коммунизм" (как раньше), или диаметрально противоположный, или поперёк всех разумных путей. Разницы нет. ЛГ считает, что в бездорожице путь проложен дураками - имеет право. Спасибо.
Вы немного не о том... Каждое слово скрывает в себе особый, точный смысл. Иначе зачем бы были синонимы? Ведь за синонимами скрывается различие смысловых оттенков. Так вот путь это не совсем дорога. У этого слова свое особое наполнение. Путь отражается в ассоциациях более высоких, чем дорога. И путь, кстати, как правило, не связан с дорожным покрытием. Меньше всего, когда мы говорим о пути, задумываемся о гладкости. Более того, если для дороги твердость и выравненность покрытия положительное определение, то для пути или излишний, а чаще отрицательный. Вспомните наиболее устойчивые сочетания: он не искал легких путей, он прокладывал новые пути - это положительные характеристики. А вот с дорогой все наоборот. Разве не так?
Владимир, всё так. Именно поэтому здесь - путь. "Дураками путь проложен". И да - именно в отрицательном значении. Вы же почему-то пытаетесь всё свести к дороге. Путь. "Он не искал лёгких путей" - Вас устраивает. А "дураками путь проложен" - нет. Возможно, Вы видите здесь не то наполнение, которое я закладывала. Имеете право. И огромное спасибо за то, что позволили мне увидеть текст Вашими глазами.
Ну нет, так легко Вы от меня не отделаетесь. :) Если Вы о пути к коммунизму, то он проложен далеко не дураками. Маркс, Энгельч, Ленин, да и Троцкий, я уже не говорю о сотнях "рядовых" членов социал-демократической партии. Не дураки они были. И идеологические разногласия не могут выражаться в форме оскорблений. Вы извините, если я слишком уперся, но тема, действительно, интересная, да и важная. Но если Вы скажете, что разговор закончен, я откланяюсь... :)
Энгельс, конечно...
Владимир, да мне и самой инетересно - хочется понять, почему моё творение вызвало у Вас ассоциации с дедушкой Лениным и иже с ним:)) Давайте попробуем представить ЛГ, которая идёт некой дорогой (в плохую погоду, но это не суть важно) в каком-то направлении. Если мы назовём направление - "путь", у вас это не будет вызывать отторжения? И вот ЛГ, идя по разбитой дороге, понимает, что с направлением что-то неладно - в правильном направлении дороги явно были бы лучше))) Сама она двинулась (извиняюсь) в том направлении, или ей кто-то подсказал - это не имеет значения: путь проложен (направление указано) неправильно. Итого вывод: "дураками путь проложен". Вот как-то так...:)
Нет, ну тут вы немного запутались, мне кажется. Она идет по дороге, которая кем-то проложена. То есть, люди проложили ее для своих целей и ходили по ней. И дорога им была нужна. Она же увидев первую попавшуюся дорогу, доверилась ей, хотя не знала даже куда она ведет. Так, кто в данном случае дурак? Я думаю, тот, кто не разобравшись, куда дорога ведет, пошел по ней. Нет? :)) а про дедушку я вспомнил, потому что мне показалось в одном из комментариев Вы на коммунистов намекнули. Ну и сразу сработала ассоциация: правильной дорогой идете, товарищи, дорога к светлому будущему.
Владимир, это не я, это вы меня запутали в своей путанице!:)) И я теперь уж не знаю, как вам правильную дорогу указать - путь, вернее:) Попробую. Последняя попытка. Путь проложили (указали) дураки, а ЛГ наивно пошла этим чужим путём. Вот совсем, как мы долго топали к светлому будущему. А глядя на ухабы дороги, она понимает, что путь дураки проложили, раз дорога туда такая дурацкая)) Теперь понятней? Только умоляю - даже если непонятно, сделайте вид, что это не так. Иначе мне придётся приводить примеры из светлого будущего или тёмного прошлого - этого я уже не выдержу:))
А, может быть, вы сами запутались? :) Если бы вы не уговорили меня оставить этот разговор, мог бы указать, что путь, как мне кажется, проложить нельзя. Вот указать можно... Проложить можно дорогу. Путь это, как мне кажется, направление движения. Он может пройти и по бездорожью. И еще раз, я понимаю Ваше желание объединить в одну связку дураков и дороги. И ладно бы. Я не возражаю. Но совершенно не понимаю причем тут путь? :) Ай ладно. ну не чувствуете Вы этой стилистической тонкости и бог с ней.
ай-ай-ай... Даже и не пытайтесь перевести стрелки)) Владимир, разговор явно пошёл по кругу. Пусть всё идёт своим путём, и мы с Вами тоже:) Спасибо за забавный и познавательный диалог!:)
В смысле остается на том же месте, где и стояло? :))) Ну пускай...
ага - всё путём:))
А мне категорически всё понравилось! Всего хорошего!!
Здорово, что понравилось!:) Спасибо, Леонид!
Мне как–то не очень, потому как не мое, хотя отдельные наверно хороши, но все равно не мое. Хотя, нет, "за отголосками трамваев" понравилось очень :-) Коснусь стиха про окна, потому как у меня есть стих, точь в точь на эту же тему :-) ОКНА НА СЕВЕР Окна, все время на север смотрящие, В них солнце не сияет никогда. Какие-то они не настоящие, Иль тайна в них заключена. Есть окна, что выходят на закат, Любой театр пред ними меркнет. Здесь солнце вновь и вновь идет играть Трагедию, и вновь падет на землю. Да, солнце умирает как герой, В крови своих лучей, но знаем: Что как актер с улыбкою встает, Взойдет оно, как правды знамя. И в окнах, обращенных на восход, Мы видим каждый день победу. Непобежденным солнце вновь встает, С улыбкой, прогоняя беды. А окна, обращенные на юг, Всегда наполнены теплом и светом. Здесь солнышко, веселый друг, Нас дарит ласковым приветом. Но странны среди окон наших те, Которые обращены на север. Здесь не увидишь солнца, нет. И лишь печальнейшая из царевен, Порою ночью здесь грустит луна. Она, наверное, средь звезд мечтает: Что, может быть, настанут времена, И в этих окнах солнце заиграет. Теперь насчет Вашего стиха Окна - к югу милы зимней стужей, если тянет в пампасы и в лето, но в жару - всех и гаже, и хуже, хоть конечно, неправильно это. Имеется ввиду, наверно, милей в зимнюю стужу, но получается что окна к югу милы именно зимней стужей. И почему, неправильно, что в жару Вам неприятно, Вы как бы извиняетесь что стих идет против штампа: что окна на юг всегда хорошо, хотя что может быть лучше слома штампа. На эту тему http://grafomanam.net/works/91508 и под вечер припомнится вряд ли – и рассвет, да и завтрак при этом. Как–то по моему не правильно — завтрак при этом, завтрак при рассвете чтоли, хотя может я ошибаюсь. А вообще, если в моем стихе солнце главный герой, то в Вашем его почти не видно. Интересен вывод, отчасти раскрывающий тайну северных окон, моего стиха. Окна на север нужно любить такими, какие они есть, Любовь сама здесь заменяет солнце :-)
Это произведение рекомендуют
|