...И все же именно она была первой. Случилось это страшно осознать - почти сорок лет тому назад . Судьба сыграла тогда со всеми нами злую шутку . Все мы оказались в ГСВГ . В Группе Советских войск в Германии. Приехали вместе со своими родителями - там и росли, развивались, познавали мужские секреты.
О ней, первой - Жене Климовой, я вспомнил совсем недавно и как всегда случайно , когда из старой , готовой рассыпаться папки выпала фотография . На ней - волейбольная команда нашего 8 «Б» . Крайняя справа - она Женя Климова . В той самой футболке . По ней я вспомнил ее и все , все до мельчайших подробностей , запахов, звуков , касаний . Вспомнил и поразился, что делает с нами время, как безжалостно вытаптывает наше, заменяя новым и новым своим, заставляя забывать о пережитом.
Так и злая шутка судьбы - не само по себе ГСВГ, а тот сюрприз, который всем нам преподнесла Германия. Кем мы тогда были? Детьми страны запретов, особенно, что касается мальчиков - девочек, девочек - мальчиков. Почему коммунистический рай проектировался таким бесполым остается загадкой. Но испуг жил в нас еще до знакомства, до каких - бы то ни было попыток привлечь внимание друг друга. Какие уж там чувства !
Я приехал в Германию в 12 лет - в том возрасте, когда - и в те годы , мальчики, пытаясь обуздать свое мужское естестество , почти поголовно переходили на ручное управление. Для любознательных спешу сообщить. Слова «Укроти мальчика!», - вынесенные мною в заголовок означают совсем не эту подростковую вольность . Были они произнесены все той же Женей Климовой , после того , как я несколько раз взлетал и падал от невиданно сладкого наслаждения , и она поняла , что энергия моя не иссякает , а становится только более требовательной , злой .
«Укроти мальчика!» - не делай мне зла.....
А жил я совсем не в гарнизоне - за шлагбаумами и колючей проволокой, а более привилегированно - в так называемом генеральском городке. Отец мой занимал пост заместителя начальника Политуправления, а Женин был капитаном сборной по футболу.
ГСВГ - была государством в государстве. У Группы Советских войск была не только своя сборная по футболу, но и свой ансамбль песни и пляски, свой театр, своя газета, своя радиостанция, свои , как их называли «советские школы» . В Вюнсдорфской Советской школе № 1 я и учился . Возможно, мы так бы никогда с Женей и не познакомились ближе, если бы не жили в одном доме. Она на первом этаже, я на втором. И опять. Учиться в одном классе, жить в одном доме - это еще совсем не повод открывать, а потом и разбрасывать свои чувства.
Но злая шутка , неожиданный немецкий сюрприз...
В пятом и даже в шестом классе я на Женю не обращал никакого внимания. Девчонка , как девчонка . Мало ли таких ! Конечно отца ее огненно рыжего Петра Михалыча , знали и боготворили все вюнсдорфские мальчишки . Отблеск его славы падал и на меня . Как никак рядом живем . Что же касается дочки...
Пожалуй, первое, что заинтересовало меня в Жене,- это то, как воспитывал ее бравый футбольный капитан. Слово «спартанство» как раз его. Петр Михалыч повторял его к месту и просто так, потягивая темное немецкое пиво и как мог старался внедрить в жизнь .
Память она - избирательна. Настойчиво лезет одно и то же . Истошные Женины крики, несущиеся из - за неплотно закрытой двери : « Ой, только не бей по голом , не надо , у нас в классе всех девчонок наказывают через платье !...» Но это очень поверхностный слой . То, что папа - футболист выбрал для дочери такой метод «доведения до ума» своих спартанских требований никого тогда удивить не могло. Скорее наоборот. Да и я, слыша эти вопли никак не мог понять : чего ерепенется, все равно свое получит ! Сам я, как, впрочем, и все мои приятели, в случае необходимости всегда послушно представлял родительскому ремню, именно в голом виде, известную часть своего тела...
«Спартанское воспитание» - не в порке же оно только. Переломным оказалось лето . Каникулы между седьмым и восьмым классом . Началось все с того, что мы с моим приятелем Мишей Казьминым выпросили у родителей по три марки денег, вроде бы на значки, а сами отправились на семейный пляж , чтобы «поглядеть на голых девчонок» .
Семейные пляжи были чрезвычайно распространены в Германии. Правда, быть на них принято было всей семьей . Но , наш Вюнсдорфский , наверное, вскоре бы зачах, если бы на него не пускали так, поодиночке. Для нас, мальчишек, эти пляжи стали единственной отдушиной, где мы могли почувствовать себя не только «пионерами», «детьми», « учениками».
Все было ничего. Мы уже насмотрелись и навообразились всласть, когда встретили Женю. Впрочем, не одну, но и ее подружку Аню и двух других девчонок из старших классов. Все они были голые. Увидев, что и мы без одежды, они захихикали и убежали, а Женя осталась. Совсем не ради нас. Семейные пляжи были напичканы разными спортивными устройствами : турниками, кольцами, горками для спуска в воду, различными лестницами, качелями. Немцы капитально заботились о здоровье нации . Я до сих пор уверен, что их успехи на Олимпийских играх начинались с таких пляжей.
Так вот. Женя осталась. Неожиданно . Настолько, что мы даже стали обсуждать с Мишей план нашего бегства . Черт его знает , что за всем этим ? Мы то хоть и ходили на семейные пляжи, но дело это было не то , что бы запретное , скорее постыдное , выдающее наш интерес к...
Женя сама разрешила все проблемы. Не обратила никакого внимания на нас. Подтянулась на кольцах. взобралась на канат , съехала с горки . Делала она это легко , красиво и не знаю как Мишка , но я залюбовался тогда ее плавными , мягкими и в то же время наполненными силой и энергией мускулов движениями . Она возбуждала , и как ! Что, впрочем, совсем не удивительно.
Спорт для нас тогдашних был единственно разрешенным видом советского эротизма. Если и предпринимались попытки в рамках «социалистического реализма» изобразить человека без одежды, или минимально одетого, то это обязательно были спортсменки или спортсмены. В нас с пеленок настойчиво вдалбливалось : «Им можно...».
Но одно дело картины, фотографии - совсем другое самому видеть все. Нет, мы не убежали . Мы дождались когда Женя накувыркается , наездится и налазеется , и потом даже вместе шли домой - благо по пути !
Не дожидаясь наших вопросов, она, густо покраснев, сказала , что семейные пляжи ее саму совсем не интересуют . Это ее футбольный отец требует , чтобы она там загорала и не меньше 15 минут в день занималась на снарядах . «Иначе тело размякнет и развалится . Хотя , - добавила она , - мне и самой нравится» .
Погружаясь сегодня в то время, поражаешься больше всего тому, что вообще могли возникнуть такой интерес и такие чувства. Мир в котором мы жили не только не предполагал , но и всеми возможными способами уничтожал их . Мы стыдились себя как стыдятся чего - то грязного, мерзкого, поганого. С яслей , детского сада приучались видеть в любых чувственных порывах ненормальность, пол наш зашифровывался пресным и безобидным словом «ребенок» .Да и наказывали воспитательницы нас весьма своеобразно : за то , что разговаривал во время сна приводили в старшую группу , раздевали догола и ставили на стульчик : стой , стыдись своего естества.
Ненависть ко всему естественному, здоровому одних подчиняла себе и они , вырастая пополняли ряды «борцов за нравственность» , в других , к ним по врожденной нескромности отнесу и себя , с возрастом пробуждали поиск истины. В окружающей жизни на улиц, в школе все находилось под зорким ильичевым оком. Ни - ни - ни. В пятом классе моей соседке по парте наш классный руководитель биологичка по прозвищу «семядоля» записала в дневник: « Вниманию родителей! Ваша дочь пришла сегодня в школу без чулок». На улице был конец мая, тридцатиградусная жара...
Чувство есть чувство. Приходит время и оно требует выхода, ищет реализации. Наша эротика тех лет, сегодня кажется нереальной , придуманной специально , но ведь было... Ранней весной мы ждали девчонок у школы и отмечали «чемпионку», первую, рискнувшую снять тяжелые зимние одежды , одеть ослепительно белые гольфы. Еще только - только плюсовая температура и эта розовая коленка... Или урок физкультуры. Помните трусики фонарики? А теперь представьте среди них девчонку в открытом, обтягивающем тело купальнике ...
Представили? Вот так , на таких фантазиях и держалась наша застойная, пионерская , а затем и комсомольская эротика. Никакого физиологического секса. Это сегодня на «Горбушке» и на любом вокзале можно купить видеоучебники по подростковым половым общениям, всяких «Мальчишек в соку» , «Похотливых девочек» и даже целые «Секс турниры малолетних». Тогда же мы в самых смелых мечтах даже не помышляли о подобном.
Почему? С дистанции времени отчетливо видно , что совсем не от того , что были более нравственными и «сексуально разборчивыми» . Просто сам акт совокупления , соития , эти бесконечные сунул - вынул - кончил , был вне нашего интереса .
Отчего? Во многом из -за самоэротики , как назвал этот метод извлечения сексуального наслаждения , его горячий пропагандист великий Дали. Самоэротика или , говоря более сухим научным языком мастурбационная практика создавала свой яркий и целиком не зависящий от воли окружающих эротический мир , мир в котором правили и царили нагота и порка .
Как не удивительно сегодня, нам «застойщикам» официально разрешена была только одна эротическая утеха - гимнастика. Отчасти спортивная и целиком - художественная . Именно она познакомила меня с фотографией. Фотоаппарат как инструмент познания , образного «приземления» своих эротических представлений . Фотоаппарат как возможность знакомства и общения. Только в художественной гимнастике счастливо сочетались максимально общественно разрешенная обнаженность ( открытые купальники, босые ноги ) со спортивной дисциплиной и строгостью. Здесь прямая дорога к спартанству , но об этом чуть позже .
Но почему и зачем порка? Тогда это было интуитивным открытием. Сегодня очевидно , что необходимой закономерностью. Еще Фрейдом убедительно доказано, что власть целиком порождается подавленной сексуальной энергией. А что может быть сильнее, особенно в юном возрасте, чем возможность подчинения себе самой красивой , самой возбуждающей тебя девчонки?
Как? Смешивая в фантазиях реальную бытовуху с желаемой наготой . Когда это чаще всего происходит в жизни ? Ну, конечно же во время порки . Именно и тогда самые голоногие красавицы безропотно снимают трусики и подставляют свой голый зад под родительский ремень , розги или , на что особенно тогда возбуждало , под скакалку. Фантастический рой : извивающиеся, полосатые «заднюшки», дергающиеся на лавках и лавочках вчерашние чемпионки по гольфам, девочки - художницы, просто красавицы - пионерки и комсомолки.
Но самоэротика имеет особенность . Она ненасытна. Требует новых , острых , возбуждающих воображение и чувство ситуаций . Что можно придумать ? Поменяться ролями ,не быть сторонним наблюдателем , созерцателем наказания , а самому переселиться в девочку , жить ее чувствами , переживаниями , ощущениями , болью . Так рождались «дневники» :
27 февраля
Я , наверное единственная девчонка в Москве , которую сейчас секут розгами . Раньше пороли всех детей и дома и в школе . Я читала об этом в книжках. Иногда даже очень сильно, до полусмерти , как Алешу Горького. А вот сегодня я - уникальный экземпляр. Светка из нашей 39 школы зашла ко мне на тренировку и открыла рот от изумления, увидев у меня на ногах синяки . На нее то даже кричать родители боятся, считают , что «испортят нервную систему ребенку» . Дураки . Их прекрасная Светочка нюня и размазня . Чуть что - в слезы . Да еще ябедничает. Я ей сказала вчера на тренировке : «За дело били , и если надо будут еще» .
Была и «переписка» со строгой матерью непослушной, проказливой девочки:
« Знаешь, что Наташка учудила ? Вместе со своей подружкой Ленкой налила воды в постели всем девочкам в своей палате , да столько , что пришлось менять матрасы. Меня взбесила бессмысленность и неостроумность этой «шутки , а еще то , что все затеяла Ленка , а моя балбеска была на подхвате. В субботу, кажется 11 августа, я под расписку забрала мою дуреху из лагеря . Привезла ее домой и почти сразу уложила под розги .
Запомнились некоторые моменты. Как она стояла передо мной в пионерской форме , ужасно хорошенькая , и тихо плакала . Она подросла за лето , юбочка ей стала совсем коротка - еле попку прикрывает , ножки стройные , коричневые . Еще было забавно , как она все с себя сняла , а как дошло до трусиков - не могла себя заставить их снять , стала на коленях просить прощения. Потом запомнилось , как она замерла от страха , когда я ей показала розги и сказала , что буду сечь и ей будет так больно , как никогда не было. Как эффектно выглядела ее попочка . когда ждала первого удара : дергалась , дрожала , сжималась , шла мелкими ямочками...»
Так крутилось и бурлило несколько лет, потом стало приедаться, тускнеть. Подтвердилась истина. Безграничность , пускай даже иллюзорная власти , хороша когда она имеет хотя бы небольшую привязку к реальности. Вот тут то, на эротическую сцену и вышла фотография. Сила остановленного мгновения. Мгновения жизни.
Но где найти девочек, которые способны дома, или летом на пляже и в лесу без одежды? Девочек, которые могут выражать свои чувства через движения? Конечно же, в тех же секциях художественной гимнастики Но , какие родители согласятся на такие съемки , на то , чтобы кто - то посторонний вмешивался в процесс воспитания их дочери ? Как разрешить эти проблемы?
Ответ отыскался в учебнике «История Древнего мира » В нем были помещены выдержки из Плутарха, описывавшие быт и нравы спартанцев. Для меня стали потрясением и откровением слова: « С возрастом требования делались все жестче : ребятишек коротко стригли , ни бегали босиком , приучались играть нагими». Значит были в истории человечества времена, когда к той же наготе , относились не как к чему - то омерзительному и постыдному. Были. А что сегодня ? Можно ли сегодня возродить формулу древних : «Естественное - не может быть постыдным?».
До нудистких пляжей и обнаженной аэробики еще четверть века , а я занялся фотоэротическим конструированием . Что это такое ? Мало кто из родителей будет отрицать и сегодня полезность и необходимость приучения тела ребенка к холоду и теплу , необходимость воспитания у него умения терпеливо переносить неприятные ощущения , в и боль, способности спокойно переносить сильные переживания и неудачи. Именно эти три принципа закаливания тела , воли и души и называются спартанским воспитанием . Оно и стало моей «визитной к карточкой» в разговорах. Можете верить , можете нет , но все родители к кому я обращался за помощью охотно помогали мне в «фотоконструировании», а Лена и ее дочь Аня со снимка , с которого я начал свой рассказ , даже привели еще нескольких девочек специально для моих «спартанских съемок».
Сегодня это кажется невероятным . Редкая газета или телевизионный канал не заполнены рассуждениями о педофилии ,сексуальных маньяках , под видом фотографирования развращающих и насилующих девочек. По времени и взгляд.
Впрочем, я и сегодня не понимаю какая общественная опасность , таится, например , вот в таких набросках для съемки : « Воля не появляется из ничего. Она пробуждается только при активном воздействии воли воспитателя , при противоборстве , а иногда и подчинении ей. Истина заключена в простых словах, обращенных к ребенку : « Я больше тебя люблю – поэтому я строже».
У мальчика и у девочки короткая стрижка. Дома постоянно независимо от времени года они ходят нагими , спят так же нагими. Нагота для них - одежда для дома».
Не хотелось бы выглядеть брюжжащим моралистом но , как ни верти, получается : сегодня зная о сексе все мы и боимся всего. Если бы тогда в глухое застойное время кто - ибудь попытался причислить мои фантазии к садо - мазохизму,а интерес к фотографированию нагого детского тела- к педофилии, на него посмотрели бы как на чудака. Пришить пресловутую 120 статью УК - развращенье несовершеннолетних – еще, куда ни шло, и то при особом желании, рвении. Прокуроров же интересует результат , итог -а он никогда не опускался до примитивной, животной сексуальной физиологии.
Много лет спустя несколько снимков из тех моих опытов фотоконструирования появились на Первой выставке эротического искусства , затем на Второй, затем на Третьей. Что интересно. Оценивались они исключительно с точки зрения физиологической допустимости. Заложенная в них чувственность называлась «неясным и паскудным томлением», придумывались истории про гнев и возмущение отцов , якобы узнавших в моих юных моделях своих дочерей, а «Социалистическая индустрия» (была и такая газета !) поделилась со своими читателями откровением, о том что мои фотографии непозволительно крадут пробудившуюся «подростковую энергетику».
Так дорожка из прошлого пролегла в сегодня. И нет никаких трех спартанских принципов закаливания, нет облагораживающей животный, сексуальный инстинкт наготы, нет детской чистоты и непосредственности - есть только неуемное грубое желание обладать , и видеть мир как скопище извращенцев .
От тургеневских восторженных и блоковских неземных барышень , через «правильных» с «живой кровью в венах» и не боящихся «абстракций» советских женщин , мы шагнули к ненасытным самкам . Шагнули и круто изменили всю систему сексуальных ценностей . От эротики , от взлетов фантазии и души остались рожки да ножки. То, что для нас, застойных , было смыслом и содержанием сексуальной жизни - сегодня бесконечная игра , плохо срежиссированная имитация чувств , муляж страсти.
Смешно, но факт, взывая в застойные годы в фантазиях к унижению женского, мы были гораздо ближе к той самой сокровенной тайне - пониманию личности и характера «спартанских» героинь.
Сегодня модно быть внешне, показно сексуально раскрепощенным. Разве что, ленивый, не имеет дома книжку по сексуальным позам и не берется рассуждать о преимуществах «умеренной» мастурбации перед «вынужденным» воздержанием. И все бы ничего, если бы только не по методе Брехта - отчужденно, а по нашему родному купцу Алексееву - Станиславскому, подключая себя: с переживанием, чувством, «кровью сердца».
А то так - поиграть, что - ли от скуки ?