Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 210
Авторов: 0
Гостей: 210
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Александра не будет. Он умер. Я точно всё знаю.
Я держала в руках продырявленный пулей жилет…
Но всю ночь мне стучат, спотыкаясь на стыках, трамваи:
- Александра все нет.
             Александра все нет.
        Александра все нет.
…Я ждала его к ужину. Дети шалили, шумели.
И январские сумерки жгли мне глаза, как рассвет.
И полозья саней за окном так морозно скрипели:
- Александра все нет.
             Александра все нет.
        Александра все нет.
И свеча замигала. И воск покатился слезами.
И почудился черным с небес опадающий  шелк.
И фонарь поглядел  в мои окна сухими глазами:
- Александра все нет.
             Александра все нет.
        Александр не пришел.
…Александра не будет. Он умер. Уж я ли не знаю?
Скоро минет седьмой запорошенный пеплом январь
С той поры, как я вдовства холодную книгу листаю,
Но все плачет свеча и качается желтый фонарь…

И когда он своим немигающим пристальным глазом
Взглянет в душу мою и прольет на нее тусклый свет,
То багровых рубцов письмена без труда прочитает:
- Александра все нет.
             Александра все нет.
        Александра все нет.

1991

© Елена Овчарова (Selena), 06.05.2007 в 15:57
Свидетельство о публикации № 06052007155722-00026882
Читателей произведения за все время — 558, полученных рецензий — 6.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Бочаров Дмитрий С
Бочаров Дмитрий С, 08.05.2007 в 17:28
Сильно написано.
Елена Овчарова (Selena)
Долго не решалась выложить в первоначальном виде - вещь старая,нуждавшаяся в шлифовке. Да и те, кто меня не знает, часто принимают это стихотворение за автобиографическое и боятся обидеть мои чувства замечаниями. Надеюсь, Вы не пощадили меня по этой же причине?
Бочаров Дмитрий С
Бочаров Дмитрий С, 11.05.2007 в 01:11
Если бы видел неоходимость щадить, просто бы ничего не написал...

Так что... всё по делу  )))

Геннадий Драганов
Геннадий Драганов, 10.05.2007 в 18:03
Елена, с искренним сочувствием прочёл Ваши строки, написанные от души и мастерски. Не хотел ничего писать, но когда прочёл Ваш ответ Дмитрию, то отлегло от сердца:)

С теплом, Геннадий.

Елена Овчарова (Selena)
"От души" - это действительно так. Неожиданно для себя вчувствовалась в ситуацию до внутренней дрожи: много лет назад, впервые побывав на Мойке,12, всю ночь не спала, переживая ЛИЧНУЮ потерю. История умирающего Александра Пушкина, его жены и детей стала фактом моей внутренней биографии. А трамваи под окном - это из 20 века (под окном моего гостиничного номера проходила трамвайная линия). Как-то все это переплелось в стихе,поэтому я не стала уточнять, о какой вдове идет речь...Лет через десять после написания стиха до меня дошла история одной из читательниц: ее погибшего мужа звали Александром, он работал охранником в одной из фирм и погиб от пули нападавшего бандита, пробившей бронежилет... И дети шалили в тот день, и снег шел, и вдовство долгое ждало впереди... После этого я решила, что никаких уточнений в названии делать не буду: пусть все остается, как сложилось... Вот такая история...
Геннадий Драганов
Геннадий Драганов, 11.05.2007 в 16:50
Вы знаете,Елена, я почему-то сразу подумал, что идёт речь о Натальи, но...трамвай меня смутил...:)
В любом случае, Вы показали состояние вдовы хорошо...
С теплом...
Кузьмин Сергей (Спасибо, Ангел, я все вижу...)
Это просто шедевр, однозначно в избранное! Единственное, что надо поправить - вместо "С той поры, как я вдовства холодную книгу листаю", лучше будет так - ""С той поры, как,  вдовства, я холодную книгу листаю", но это Вам решать.
Спасибо огромное, очень сильный стих.

С уважением,
Сергей.

Елена Овчарова (Selena)
Вы думаете, вдовствА, а не вдОвства, как у меня? Озадачили: проверю...
Насчет шедевра, Вы, конечно, загнули, Сережа,но все равно приятно, что кому-то это понравилось. Польщена однозначно.
С ответным уважением...
Кузьмин Сергей (Спасибо, Ангел, я все вижу...)
хм, задумался...даже не знаю как правильно.))) интересно будет узнать.)

Все к лучшему,
Сергей.

Юлия Лавданская
Юлия Лавданская, 16.05.2007 в 12:09
Да, Дима прав, это сильно. Обязательно прочту остальные Ваши вещи!
Елена Овчарова (Selena)
Буду ждать, пока прочитаете (не без трепета).
Я у Вас побывала наскоком: обычно сначала начИтываюсь, перевАриваю, только потом  пытаюсь пообщаться. Моё молчание - не равнодушие.
ГЕМ
ГЕМ, 30.07.2007 в 11:43
Конечно, при первом прочтении возникает один образ убиенного на дуэли Александра, поэтому и в голову лезут всякие несостыковки с бронежилетом и трамваем. Но всё потом становится на свои места. Кажется, у Давида Самойлова есть стихотворение о  смещении и смешении времён. Ну да, называется он - "Свободный стих". Там - талантливые  поэтические шалости.
Здесь ближе к реальности жизни, но параллели всё равно возникают. Наверное, потому, что за стихотворением история из жизни, так или иначе повторившаяся многократно именно этим безысходным вечныможиданием.

Творческих удач Вам -

Ст.Ст.

Елена Овчарова (Selena)
Честно говоря, не поняла: похвалили меня или пожурили, но сам факт Вашего прихода и написания рецки (ничего себе сконструировала фразочку!)- радует. Вы же уже поняли, что я пишу мало и неровно (хотелось бы верить, что из-за отсутствия времени, но, может, и не только...)Но сей "Монолог" мне дорог, он не наспех был сделан. Может, гордиться здесь особенно нечем, но за него хотя бы не стыдно.
С симпатией...
ГЕМ
ГЕМ, 31.07.2007 в 08:06
Елена, честно говоря, я  вроде бы (как мне видится) одобрил появление этого Вашего стихотворения на страничке.
Как это меня угораздило так кучеряво выразиться, что заставил Вас задаться вопросом, даже не знаю... Старым, наверное, становлюсь...
Уж извините, сударыня!:))))
Ст.Ст.
Мария Тернова
Мария Тернова, 04.06.2008 в 23:18
Стих сильный, как уже отмечено предыдущими рецензентами. Но, Елена, все-таки вдовствО, а не вдОвство:
http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%E2%E4%EE%E2%F1%F2%E2%EE&submit=%CF%F0%EE%E2%E5%F0%E8%F2%FC&lop=x
С уважением,
Елена Овчарова (Selena)
Увы мне!!!(посыпаю голову пеплом). Вы, конечно, правы, Мария...но у производных от этого корня такое непостоянство с местом ударения, что грех не воспользоваться ))): во множественном числе на корень ударение, и поскольку это существительное относится к категории "мотивированных прилагательными", то должно подчиняться общему правилу,которое изложено в "Русской грамматике" Института русского языка:

"309. Суффикс -ств(о). Существительные с суф. -ств(о)/-еств(о)
имеют значение "предмет, явление, характеризующееся признаком, названным
мотивирующим словом". Распределение морфов и усечение основ мотивирующих слов -
такие же, как в существительных с тем же суффиксом и значением признака (см. §
317): божий (или божеский) - божество, воинский - воинство, духовный -
духовенство, издательский - издательство, пароходный - пароходство, лакомство,
казначейство, общество, отечество, ругательство, семейство. Слова этого типа
называют единичные предметы, группы лиц (собирательные существительные),
учреждения. Сюда же - свойство. В новый - новшество - морф -шеств(о).

Ударение в большинстве слов на том же слоге основы, что и в прилагательном (акц.
тип А); исключения: божество (акц. тип В), духовенство, свойство".
  Следуя этой логике, существительное "вдовство", образованное от прилагательного "вдовый", должно иметь ударение на том же слоге основы...но русский язык полон исключений, и я, безусловно, помню, что у Пастернака ударение в этом слове всё же на окончании:

И в сердце растрава.
И дождик с утра.
Откуда бы, право,
Такая хандра?

О дождик желанный,
Твой шорох - предлог
Душе бесталанной
Всплакнуть под шумок.

Откуда ж кручина
И сердца вдовство?
Хандра без причины
И ни от чего.

Хандра ниоткуда,
Но та и хандра,
Когда не от худа
И не от добра.

Всё вышеизложенное - не от желания оспорить ваше замечание, а доказательство того, что я тоже стараюсь внимательно относиться к нормам русского языка. Что делать в данном конкретном случае, ума не приложу: строчка в таком виде живёт так давно...но и норма нарушена...буду думать! Спасибо за внимательное прочтение.

Мария Тернова
Мария Тернова, 19.06.2008 в 08:24
Вы автор, Елена, Вам и решать. Но спотык на этом слове имеет место быть. Кстати, мне на ум приходит другой перечень: кумовство, сватовство, колдовство, баловство...
С уважением,
Елена Овчарова (Selena)
Мария, по поводу вашего перечня примеров могу возразить: они "из другой оперы", то есть образованы не от прилагательных, а явно от глаголов и обозначают таким образом как бы "опредмеченное действие", а не "явление, характеризующееся признаком", посему и орфоэпические нормы у них разные...Что, впрочем, нисколько не оправдывает неаккуратное обращение моё со злополучным "вдовством". Ещё раз спасибо за "чтение с пристрастием".
С уважением...

Это произведение рекомендуют