Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 446
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 445
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Рецензия на рассказ "Возвращение блудного сына" Екатерины Кочневой (Кладовка (проза, не вошедшая в рубрики))

Прежде всего, приношу извинения за вынужденную задержку!
Очень был занят на основной работе, это раз, а во вторых - «старые раны» заныли, пришлось немножко лечиться.

Теперь, по сути.
И в первом, и во втором, и в десятом прочтении рассказ производит положительное впечатление, проще говоря, нравится.
В этом кроется опасность, ибо преломить себя, заставить быть объективным очень трудно, но возможно.
И вот, вчитавшись, приподнявшись и отрешившись, позволю себе указать на некоторые явные несоответствия и ляпы.

Первая же фраза «Сладко пахло сеном и женским потом…» вызывает некоторый дискомфорт, ибо запах пота, пусть и женского, способен вызывать приятные ощущения сладости далеко не у каждого. В купе же со следующей фразой «Он играл зажатой губами травинкой…» складывается картинка утренней «среднерусской» истомы, что, несомненно, либо недосмотр автора, либо тонко задуманный маневр, вот только для чего?
Впрочем, следующее предложение, выказывает ещё более изощрённый маневр,  ибо ЛГ был искусан во все возможные места (интересно было бы подробнее разъяснить читателям, куда конкретно он был искусан) роем… нет, не диких пчёл, а всего лишь мыслей.

Но отбросим излишнюю иронию.

Следующий абзац, являющий собой внутренний монолог ЛГ, заключён, как того и требуют правила грамматики, в кавычки, но вот внутри себя он содержит прямую речь, которая так же требует выделения…
Мелькнувшее в этом монологе слово «грошами» подтверждает, кроме того, географическую принадлежность описываемых событий всё к той же среднерусской полосе. Ан нет! Галилейское томное море ставит всё на свои места, в смысле географии.

Далее хочется указать на слово «скрежетнув», которое лично мне скрежещет слух. Впрочем, автор волен в словотворчестве, и если ему именно это слово кажется единственно верным, то… Это полное его, автора, право.

Хотелось бы, чтобы автор вернее следовал правде жизни, раз уж взялся описывать бытовые подробности неизвестной многим читателям действительности.
О чём я?
«Прошипел сквозь зубы щелястой дощатой стенке…» сарая. Опять среднерусской возвышенностью повеяло. В пустынном жарком климате Израиля каждая доска на вес золота, сараи строят из более доступных материалов – саман, тростник и т.д.
Далее. «То ли горе тому виной, то ли дрожащее марево от горячих трав…» Красивый, поэтический образ смазывается тем, что марево дрожащее не от трав возникает, а от раскалённой поверхности земли.
«Крохотная движущаяся точка», которую старик видит примерно в полдень, судя по реплике старшего сына «солнце высоко…» должна, по идее, двигаться со скоростью нормального пешехода, т.е. около 4-х километров в час. Однако, младший сын, в которого превращается эта точка в финале рассказа, достигает дома отца своего лишь с наступлением ночи. Не трудно посчитать, что прошло с момента «увидения» не менее 8-ми часов. Следовательно, отец увидел сына за 32(!) километра, ну и зрение у старика – за линией горизонта способен углядеть.

Это всё, конечно, мелочи, которые ничего не стоит исправить.

Ещё несколько путает читателя (лично меня) то обстоятельство, что нет точного обоснования, от чего же младший сын «дошёл до жизни такой»? Ведь изначально он и умнее и талантливее и трудолюбивее старшего брата, и деньгами отец его снабдил в достаточном количестве, чтобы спокойно начать своё дело. В чём корень проблемы? Не понятно. Почему винит в своих бедах именно отца? Тоже слабо прочитывается, скорее даже, домысливается, но возможно, автор этого и добивался.

И, наконец, пожелание: снабдить суммы в древней валюте хоть каким-то намёком на то, много ли это, или ничтожно мало. Не надо писать, сколько хлебов можно купить на 2 динария, можно подать это через отношение ЛГ, его мимику, эмоциональный посыл и т.д. Читатель не обязан лазать в Интернет, что выискивать сведения про 16 оболов.

В заключение скажу, что все характеры выписаны хоть и кратко, но ярко, достоверно. Внутренние монологи и диалоги психологически верны. Отдельные моменты производят очень сильное впечатление.
Замечательный открытый финал рассказа не оставляет сомнений в том, что автор, конечно, интересный, талантливый, наблюдательный и одарённый.

Хочется пожелать ему творческого роста и успеха.


Справедливый Сапожник

Свидетельство о публикации № 16032012163937-00261312
Читателей произведения за все время — 117, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Екатерина Кочнева (Surrealizm)
Первая же фраза «Сладко пахло сеном и женским потом…» вызывает некоторый дискомфорт, ибо запах пота, пусть и женского, способен вызывать приятные ощущения сладости далеко не у каждого.(с)

Ну а как же ферромоны?)))
Но Вы правы. В первоначальном виде было «жарко пахло...», но зачем-то исправила...)

В купе же со следующей фразой «Он играл зажатой губами травинкой…» складывается картинка утренней «среднерусской» истомы, что, несомненно, либо недосмотр автора, либо тонко задуманный маневр, вот только для чего? (с)

Насколько я знаю (где-то читала, но, убей господь лаптем — не помню сейчас, где именно), работники спали не в доме, а в каком-нибудь сарайчике на ворохе сухой травы. Видимо, слово «сено» само по себе очень «среднерусское».

ЛГ был искусан во все возможные места (интересно было бы подробнее разъяснить читателям, куда конкретно он был искусан) роем… нет, не диких пчёл, а всего лишь мыслей. (с)

Да, забавно было бы уточнить куда именно)))) Вы снова правы, ляп)))

«Прошипел сквозь зубы щелястой дощатой стенке…» сарая. Опять среднерусской возвышенностью повеяло.(с)

Выкинула «дощатую», спасибо)

«То ли горе тому виной, то ли дрожащее марево от горячих трав…» Красивый, поэтический образ смазывается тем, что марево дрожащее не от трав возникает, а от раскалённой поверхности земли. (с)

«От трав» в смысле «над травами» - поправила.

«То ли горе тому виной, то ли дрожащее марево от горячих трав…» Красивый, поэтический образ смазывается тем, что марево дрожащее не от трав возникает, а от раскалённой поверхности земли. (с)

Но ведь точки не было.
...то ли дрожащее марево над горячими травами, только ЧУДИЛАСЬ ему крохотная движущаяся точка.

Ещё несколько путает читателя (лично меня) то обстоятельство, что нет точного обоснования, от чего же младший сын «дошёл до жизни такой»? Ведь изначально он и умнее и талантливее и трудолюбивее старшего брата, и деньгами отец его снабдил в достаточном количестве, чтобы спокойно начать своё дело. В чём корень проблемы? Не понятно. Почему винит в своих бедах именно отца? Тоже слабо прочитывается, скорее даже, домысливается, но возможно, автор этого и добивался.(с)

Неужели прочитывается, что старший брат был трудолюбивее? Подумаю...

И, наконец, пожелание: снабдить суммы в древней валюте хоть каким-то намёком на то, много ли это, или ничтожно мало. Не надо писать, сколько хлебов можно купить на 2 динария, можно подать это через отношение ЛГ, его мимику, эмоциональный посыл и т.д. Читатель не обязан лазать в Интернет, что выискивать сведения про 16 оболов. (с)


В сумерки поднялся, позвенел, пересчитывая, монетами — 2 динария, 16 оболов. Прошипел сквозь зубы щелястой стенке: «За все мне заплатишь, старый козел!»

Пересчитал денежки, ругнул отца — значит, денег мало. Так не читается?

Кроме того, денежные суммы, упоминаемые братьями, в сумме дают 30 тетрадрахм. Я не ставила себе задачу сделать на этом акцент, просто решила слегка намекнуть таким образом)

Большое спасибо за подробный разбор и пожелания. Пошла много думать)))

PS Следующий абзац, являющий собой внутренний монолог ЛГ, заключён, как того и требуют правила грамматики, в кавычки, но вот внутри себя он содержит прямую речь, которая так же требует выделения… (с)

Отдельное спасибо. Извините, меня саму всегда раздражает небрежность с препинаками, а тут пропустила...

Екатерина Кочнева (Surrealizm)
Поменяла "гроши" на "деньжонки", а слово "скрежетнув" мне все же хочется оставить.

Исправленный вариант тут:
http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/249085/

Спасибо!


Это произведение рекомендуют