_____________________________________________
Когда исконному повесе
наскучит долгий разговор
острот оскомина и прессинг
вокабул выстрелы в упор
цитат скучнейших синекура
и цитадели эпиграмм
и клавишных фиоритуры
и мандолины филигрань
когда стрельба по манекенам
и вскачь на розовом коне
не прибавляет вам презренных
на депозит и в портмоне
когда дантист как пьяный кучер
клиент by Hilton и Lido
как альпинист штурмует кручу
и мерседеса передок
когда банкир с фальшивой почкой
потягивает Эннеси
(а был когда-то между прочим
незаурядный теннисист)
когда умолкли менестрели
а терпсихоры в neglige
(они немного надоели
к седьмому месяцу уже)
и разворачивает свиток
сиречь указ очередной –
каков наряд – таков пресвитер –
вчера пиджак сегодня свитер
а послезавтра – кимоно
когда курзал в изнеможенье
и гардероб загоревал
мы остановим предложенье
на тридцать третьей, arial…
1.
гром литавр и звоны струн еще далече
детвора покуда прячется в квартирных
лягушата в коробках, а мы – беспечны
невзирая на призыв и отзвук лирный
и раскачивало боны невской зыбью
те что плесенью по кромки зарастали –
зелена была и бархатна, и визгом
только доски под ногами только тали…
только ванты пели ветрено и нежно
струн стальных не перечесть – не хватит пальцев
поселились наши души где-то между
серым небом и вигвамами скитальцев
наши девушки курили папиросы
пили спирт из фляги если холодало –
настоящие соленые матросы –
молодые – рулевых недоставало
наших девушек узнаешь по повадке
оступился – засмеют, не перестанут…
фиолетовым корабликом в тетрадке
наша юность рисовала капитанов
торопились моряки ловили ветер
это лето им отмеривало сроки –
научились разворачивать на шверте
неуклюжие тяжелые «сороки»
не робей на фордаке! пусть ветер в спину
белый «стриж» стрижет волну срезая пену
это молодость – почти, наполовину –
и глиссируют стрижи попеременно
это юность – оглянуться не успели
улетела словно стриж расправив крылья
это счастье на одно прикосновенье
это сказочное лето стало былью…
2.
когда-то и мы на исходе под занавес
подтянем гитар костяные колки
натянем штормовки чтоб сдохли от зависти
шансоны шиньоны духи парики…
мы вспомним гитары тревожные звоны
в ночи под медведицы малым ковшом
свистки паровоза и крыши вагонные,
ремни, сапоги и заплечный мешок
мы вспомним холодную сталь аквалангов
привычную тяжесть и жизни глоток
и танцы наяд и подводное танго
скорлупки палаток и тот локоток
настырный…
и клеть обгоревшей ковбойки –
решетка и сеть – паутина из снов
озерной воды и росы алкоголиков –
шатры и костры, и брезент парусов…
палатки ладонями хлопали ветрам
срывались как аисты с утлых колес
как тот адресат на истлевшем конверте –
безумное лето и речка, и плёс
перрон, суета, толкотня электричек
щемящий дорожный вокзальный слегка
дымок тепловоза и поручней вычурность
у узкоколейного паровика
и панцири крыш жестяных и коричневых
как рой принимали назойливых пчел…
столбов хоровод и построек кирпичных
свисток паровоза, и поручней шелк –
вы нас принимали с оглядкой на всхожесть
на прочность как шкот поверяет волна
на шелест кулис – и как сырник творожный
над задником звездным висела луна –
на строк и аккорда последнюю ноту
на срок до рассвета на почерк творца
до станции высадки до поворота
до дна, возвращения до… до конца
3.
поэма ждет как дирижера
и как по вызову такси
дождей и грез, и платьев шорох
и партитуры Дебюсси
поэма замерла как мима
пассаж, как старые часы
молчат переживая климат
прохладной средней полосы
поэма теплится как память
и кот на страже золотой
цепи отсчитывает дань ей
мотивом песенки простой
. . . . . . .
не полно ли? ведь мне так сладко
так хочется воспоминать
сырой рюкзак и борт палатки
и удивительную гладь
воды... как сон, как звон гитары
и ночи синие, и дни
я вспоминаю... нет, недаром
со мной товарищи мои
нас жизнь учила не по книгам
и кажется дала ответ
здесь начинается интрига
нам было по семнадцать лет…
. . . . . . .
поэма начиналась лесом
завалом просекой травой
сияла россыпями Креза
и земляники полевой
поэма полнилась дождями
грибными тропами вела
звала сердца на покаянье
дождю и тяжести весла
сердцам взыскующим о небе
порой на ты переходя
поэма даровала небыль
ненастья, паводка, дождя
. . . . . .
…отвековал отпел откапал
достойнейший из горемык
мы стали осторожней в лапах
колючей пригородной тьмы
мы стали пристальнее, строже
и осмотрительнее, и –
мы мудрецы нас думы гложут
и уважают муравьи
за все, за пригорошни крошек
за поклонение огню
который в ночь как в воду брошен
где даже дна не достают
где борт о борт не стукнет глухо
и не ударится в причал –
там проходили мы без звука
чтобы никто не замечал…
…дни начинали не с газеты,
а ночи не с календаря –
мы, разбазарившие лето,
и получается – не зря!
нас только ели укрывали,
на нас наталкивались пни
мы никогда не забывали
родной нехоженой земли.
. . . . . . .
когда пропахшие кондером
отвыкшие от городской
еды и шума полотеров
мы доберемся до Ланской
когда отвыкшие от шума
переступив через порог
мирка грамзаписей и шубок
и репродукции Коро
(еще на Съезженской не спали
а на Введенской бенефис
и шведский стол, и танец бальный
так называемый «каприз»)
но мы порог переступая
меж днесь и морем травяным
и вымпелы не опускаем
и таймеры заведены
звенят хрустальные, а где-то
полощет парусом фольксбот –
мечта пропащая как лето
не пешеходный переход –
мечта распахнута как ворот
как перевал переходя
как патронташ и черный порох
и шорох серого дождя
она зовущая как эхо
и уходящий мателот
ее рецепт веселый лекарь
в латиницу переведет
когда наскучат теоремы
и луж презренная слюда
в песок впечатает трирема
печатью жесткого следа
тарана след и профиль ростра
и трепет чистого листа
и звон щита – не окна РОСТА
а грохот звонкого щита –
и плеск волны как блеск булата
идем на Запад и на «вы»
как безымянные солдаты
рыдающих сороковых
когда поземка по брусчатке
и холодеют небеса…
и память жжет как отпечаток –
подвал… вторая полоса
4.
а локоток… нахальным был он
настырным что ни говори
его еще не позабыли
и лейтенанты субмарин
и покорители атлантик –
(не каждый – через одного)
один чудак, другой – романтик…
и как о самом дорогом
мы вспоминали плёс и чёлны
как псалмопевец тропари
как пели, но не про девчонок
шутили, но не о любви…
тот локоток впивался в бок и
серчал проказничал играл
не признавал идеи Бокля
и Монтескье не признавал
ни младший Вельд, ни старший Плиний
не беспокоили пока
не спорят прибалтийский климат
и Гердер Готфрид Иоганн…
тогда и ты дитя природы
последняя из героинь
феерии тяжелых лодок
и легкой поступи богинь
пока весь свет не опостылел
и сроки не подведены
тебя любили постовые
и представители шпаны
пока во сне шестидесятых
пятиэтажек па-де-де
мы оставляли отпечаток
и след, и росчерк на воде
пока дворовых интермедий
не угасает мишура
ты – коломбина всех комедий
и сказок нашего двора…
. . . . . . .
наш дом! и ты менял названья
ты был двором и чердаком
подъездом, стареньким трамваем
и первоклассным ветерком,
ты изменял походку, почерк,
повадки детства моего –
я вспоминаю даже точки
не только черточки его…
ты нас прости голубоглазых
смешных, нечесаных, живых
и вспомни повзрослевших разом,
и величаемых на вы…
. . . . . . .
мы расставались не надолго –
мы расставались навсегда
забудет платьице из шелка
шальная невская вода
и ни рождественские блестки
ни дед Мазай своих зайчат
не сберегут когда колеса
по перегонам застучат
назло мостам вокзалам речкам
всех голосов наперебой
проложен профиль поперечный
судьбы и карты полевой
5.
пока не сломаны подковы
в намет, и иноходь легка
пока не в кровь истерт суровым
и острым краем тебенька…
пока упрямые подошвы
не прикипели к стременам
назло принцессам всех горошин
и автопарков племенам
здесь начинается граница
меж «был» и «сбудется» пока
судьба как колея кружится
колхозного грузовика
пока российская деревня
не приказала долго жить
ты не настолько привередлив
чтоб дружбою не дорожить
коней, что вскормлены под небом –
под псковским небом – не шути!
ты подари конягу хлебом
и он за все тебя простит
за надоевшую подпругу
и за железную узду
за эту иноходь по кругу
уже которую версту…
ты подари себе надежду
поверь журчанию ручья
делить на после и на прежде
нам эту Родину нельзя
она как рана ножевая
как строгий окрик и приказ –
увидишь наскоро сшивая
Урал, Прибалтику, Кавказ…
...увидишь степь, как продразверстку
церквей напевы, чад кадил
и сотен верст сухую простынь
и столько сотен позади...
. . . . . . .