Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 416
Авторов: 0
Гостей: 416
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Когда-то в рецензии на одну из работ Маверика я писал, что автор твердо стоит на своих двух, что он больше не нуждается в костылях в виде рецензента…
Приводил фразу Лары Галль из какой-то ее рецензии: «Как мало можно сказать о хорошем тексте»…

Это все касается и работ Марии Терновой. Когда-то давно, года три назад, я читал ее работы. Они были хороши, что-то в них нравилось, что-то вызывало сомнения. Сегодня могу сказать лишь одно: Мария пишет еще лучше, чем раньше.


И эту работу – «Сослагательное наклонение» - я прочитал внимательно, вдумчиво, как мне кажется. И получил большое удовольствие.

Вот она:
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/202911/

Автор не делает личных выводов, не предлагает решений головоломки, он – сообщает нам, дает информацию, а читатели понимают ее каждый по-своему. Правильно ли это? Не знаю, не мое дело. Рассказ написан так, а не иначе. Приговор ему должен огласить сам автор.
Как бы я написал его? Запрещенный для критика вопрос, ибо – опять-таки, автор – не я. Каждый написал бы по-своему.

Общее впечатление: интересно, хорошо написано, прекрасная идея, восходящая, вероятно, к «Дабл джепарди» - блокбастеру Голливуда. Но, скажу прямо, отличия настолько велики, что и мысли не было о каком-то сходстве: мало ли в каких историях или фильмах жены убивают нас- своихних мужей, так нам и надо, по большому счету!
:)

Автор сам себя поставил в сложное положение: все три части написала от  первого лица… Тут я должен остановиться и сделать заявление.

Заявление.
Всё, что я писал выше предыдущего предложения, было «водой». Ниже же же  же я выскажу некоторые свои сомнения, с которыми ни автор, ни случайные малочисленные наблюдатели считаться не должны. Они, сомнения, скорее имеют отношение к личному восприятию прозы и личным же (извините за повтор) о-щу-ще-ни-ям.

1. Автор выбрал путь подачи момента принятия решений Татьяной Капрановой через рассуждения Тани Зиминой. Правильно ли это, я не знаю. Мне кажется, что было бы интересным увидеть одновременно ДВУХ двуединых  героинь: их сомнение, их соображения по одному и тому же эпизоду.

2. Меня – читателя – интересуют ПРИЧИНЫ убийства мужа гораздо больше, чем подробности и мелкие детали. Автор же пошел по второму пути. При этом, поступки Капрановой выглядят заранее продуманными и несколько отстраненными. Момент истины размазывается, как повидло по тарелке.  И возникает ощущение ПОВТОРА, ибо, во-первых, это – не киносценарий, во-вторых, информация о ТЕХ ЖЕ деталях с кошкой давались еще в монологе №1. И состояние аффекта в поступке героини исчезает. Тогда почему она получила только «семерочку», а не, скажем, "десятку" или пятнадцать лет? Эти факторы усиливаются некоей «болтливостью» Зиминой. Понятно, что автор хотел дать характер героини №2 (и это УДАЛОСЬ!), но все-таки… По моему мнению подробную сцену убийства нужно убрать, не в ней дело.

Других замечаний у меня нет.

Хорошая, умная работа. Работы такого уровня украсили бы любой сайт.


Сол

Свидетельство о публикации № 08052011020443-00215583
Читателей произведения за все время — 74, полученных рецензий — 2.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Мария Тернова
Мария Тернова, 08.05.2011 в 11:26
Я так понимаю, Сол, что Ваша погибель не состоялась? И слава т-те :)
А сцену убийства пришлось включить. Как выяснилось, у нас очень гуманные законы, и посадить дамочку на более-менее приличный срок не так-то просто. Я хотела упечь Татьяну лет на 8-10. Консультировалась со своей доброй знакомой, адвокатом по уголовным делам. И выяснилось, что ни аффект, ни самооборона здесь не годятся. Вот часть нашей переписки на эту тему (вдруг кому-то пригодится небольшой ликбез по российскому уголовному праву):

А: "примерно так, я сегодня в суде придумала - муж застал их обоих, любовника грохнул, а ей пригрозил "Убью!", но ничего не предпринял для исполнения своей угрозы. Она, испугавшись, решила его опередить и сама замочила мужа. Тогда она точно лет на 7 пойдет топтать зону, со смягчающими: угроза все же была  и плюс - противоправное поведение потерпевшего".
Я: "а если она убила мужа, пока он, допустим, душил любовника?"
А: "если она убила, пока он душил, это не самозащита, а предотвращение преступления. Тут слегка будет превышение пределов, но точной квалификации не хватит на 7 лет. надо в малый отрезок времени эти все события вместить?"
Я: "желательно".
А: "представь - он убил М, сказал Ж, что ее очередь следующая и спустился в кухню. Она считает - искать орудие убийства для нее, а он просто решил водички попить и остыть. Поднимается наверх, в спальню, а тут его и поджидает трындец, вазой по голове".
Я: "годидзе!"
A: просто слегка раздели смерть М, и события с Ж, чтобы она успела испугаться и предпринять что-то быстрее мужа. тогда - умышленное со смягчающими, 5-7 лет как ранее не судимой".

А Вы говорите 10-15... Мы ж не на Диком Западе живём :)

Спасибо, Сол! Теперь я могу ехать на бал :)

С уважением,
Марья

Анатомический Театр Прозы
Спасиба Вам, МарияИнформация о текущих отличиях от Дикого Запада интересна. Но я умыщленно сгустил краски: основная мысля - ненужность и вторичность сцены убийства, ибо ничего нового она читателю не дает, а рассказ, как Вы наверняка понимаете и без моих возрастныз придирок, - не повесть, жалко места. Особенно, если и ДО этой сцены всё было достаточно ясно, и несколько дополнительных, "скупых" намеков на детали довершили бы всю картинку. Но это - дело Ваше. Главное: рассказ состоялся и получился хорошим.

Желаю Вам всяческих успехов!
С

Мария Тернова
Мария Тернова, 08.05.2011 в 22:31
Я подумаю, Сол. Спасибо ещё раз!
Артур Петрушин
Артур Петрушин, 22.05.2011 в 23:10
Я вырвался из буйного реала и, естественно, не смог пройти мимо очередного текста Марии.
У меня и сомнений не было, что зацепит.
А, стало быть – рвусь в бой.

Это блестяще – и ужасно.
Это или недописано – или переписано.

Первое – скорее.
Обрыв пленки перед кульминацией.

Второе – «если бы президентом был я…»
Всё ведь сказано раньше.

Ну, а если сложить мои восхищение и раздражение…


Я очень люблю фильм «Назад в будущее».
Надеюсь, смотрели?
Кроме потрясающей идеи о роли причин в следствиях, он очень точен в деталях.
Я к чему?
Автор волен в своем произведении создавать любые миры, реальности и пространственно-временные континуумы, буде таковые помогут иллюстрировать мысль.
Но, создав сие – он обязан соблюдать их внутреннюю логику.
Иначе – конструкция рушится.
Иными словами, у героя Земейкиса в финале должны были бы (неумолимо и неотвратимо!) исчезнуть рубец с ладони и преобразиться внешность. Убийство и заключение могут остаться в памяти, но не на теле!

Я хочу сказать, что текст в этом виде напоминает человека, стоящего на двух разъезжающихся льдинах. Он хотел перешагнуть, одна нога еще здесь, другая уже там…
Моё читательское сознание в ужасном положении – центр восприятия ровно посередине, нет сил ни назад, ни вперед, трещина ширится…

С этим надо что-то делать.


Впрочем, возможно, я слишком все упростил, а основная мысль автора такова: счастья нет и быть не может, любой выбор ведет к опустошению и бессмыслице, короче говоря – мы живем в худшем из миров…

Сол Кейсер
Сол Кейсер, 23.05.2011 в 01:57
Артуру.
Удивительно, как мы одинаково мыслим. Меня также восхищают "сведение концов с концами". И не только там, где Вас, но и в Терминаторе, особенно Т-1 и Т-2. Вспомните фотографию, сделанную Полароидом мексиканским мальчиком на заправке. Она появляется в финале фильма в руках уже взрослого героя.
Мне кажется, что в случае героинь Терновой, у автора РАССКАЗА просто не было места уделить внимание подобным деталям (лезть в глубину). Вы не находите?
Артур Петрушин
Артур Петрушин, 23.05.2011 в 10:48
Места?
Но ведь оно нашлось, чтобы уделить внимание тому, что рубец остался на месте!
Мне представляется, что эта деталь очень важна. Она рушит "пространственно-временной континуум"! Если автор сознательно оставляет рубец и тюремную внешность - значит, весь посыл работы другой.

(Кстати, моё определение "текст" вовсе не имеет какого-либо уничижительного смысла. Даже наоборот - ТЕКСТ шире и глубже, чем РАССКАЗ).

Мария Тернова
Мария Тернова, 23.05.2011 в 12:13
Артур, спасибо.
Знаете, я рассматривала предложенный Вами вариант, но всё же отказалась от него. Почему? Наверно, потому, что я не Земейкис :)
Нет, я тоже очень люблю "Назад в будущее" и неоднократно смотрела все части фильма. Но выбранный вариант представляется мне более правильным. Возможно, я неправа, и текст стоит в этом плане как-то доработать. Но не могла мадам Капранова сразу после переписки с Таней Зиминой превратиться в мадам Каро. Не могла - ни внешне, ни внутренне. Ой, какие глупые мысли завозились в голове... :)
Относительно той Татьяны, которая вышла-таки за правильного человека. Впрочем, не стану пока их озвучивать.
А мир наш не так уж плох, Артур. Мы сами себе создаём проблемы, постоянно нарушая его законы :)
С признательностью,
Сол Кейсер
Сол Кейсер, 23.05.2011 в 16:06
Дорогой Артур" Ни в малой мере не спорил с Вами, а рассуждал. Выделил слово "рассказ" только потому, что у Марии Терновой - не ПОВЕСТЬ, не роман, мало места для большого числа деталей.
Слово же "текст" я тоже часто применяю, и без "задней" мысли.
;)

Это произведение рекомендуют