Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 53
Авторов: 0
Гостей: 53
|
ШОПЕНОВО (триптих) Свечи, Шопен и шартрез, тени и блики на стенах… То ли с тобой, то ли без - шляпку с вуалью надену и опущу на глаза, чтоб не расплёскивать тайну, стану мудрей и печальней (жаль, что моложе нельзя…) То ли с тобой, то ли без - тень не отброшу на стену. Скажем, виновен шартрез. Или этюды Шопена. *** Всё - как тогда: и вечер, и Шопен, этюды, вздохи, стриженый затылок, и в направлении моих колен - косые взгляды, мило-торопливы, а за вином - шутливый разговор, невинности, граничащие с порно: - Ты хочешь, может быть, ещё кагор? (Хочу ли я кагор... Вот это спорно…) Бокалы опустели. На столе фаллическими символами свечи горели - и погасли, обомлев. Я курточку накинула на плечи. Моих волос уложенную прядь любитель увертюры и пролога погладил запоздало у порога, но так и не решился растрепать… *** Мне Шопена играл, а - ком в горле встал, ни глотнуть, ни плюнуть. В землю вкопан до лба, столбом стой стоймя. О тебе не сплю, но снишься-грезишься наяву, проводами гудишь и мечешь время-бисер сквозь них, плывун подо мной, надо мною кречет кроет криками пустыри, провода со столбов срывая, но, шопен-тебя-побери, ты мне снова этюд играешь… АССОЛЬНОЕ (триптих) Эпиграф: «Финита - ля, финита - SEA! (Не ждать на берегу Ассолью!)» (Наталья Малинина «НА КЛАВИШАХ ЛЮБВИ»)
1. Аква-ре-ль Его ни до не поняла, ни после до не до-нимала, и арлекиновым опалом соль sea меж ними пролегла. Силясольфа фамиредо от мифа-соль до соли моря ушло под-ля в memento mori финиталёвой чередой. И ля-минором горяча в своих бемолях и диезах, Ассоль уже на волнорезе ладонь приблизила к очам. Финита боль, финита бель, финита грация синьора, Ассоль у моря ждёт амора, а море - соль и аква-ре-ль. 2. Соло O sole mio! Верная Ассоль о Грэе вновь морского бога молит, а Грэй морями дальними просолен, и вольные глаза его - как смоль. Ma n'atu sole, но несёт мистраль её мольбы сопрановое соло, летящее над острой кромкой мола в солёную не-грею-щую даль. Вспорхнув со скал, прохладен и крылат, фрегат-левант склевал над морем тучи, и плыл к Ассоль, как горе, неминучий, шафрановый непарусный закат… 3. Эпилог Шторм отыграл, и время для прилива. Ассоль сопрановое соло засолила и села в кресло, глядя на закат. Глаза её темнее чернослива, ей ныне ожидание не мило. И что ей Грэй, и что его фрегат? КАПЛИ (триптих)
- Иди и смотри: на реке расцвели камыши, и волны речные, как вздохи, смотри же скорей! - А там над водою, прозрачней умершей души, не лик ли Офелии, лилии белой белей? - Гляди: поднимается пар от дубовых корней, а крону пронзают зарницы, - любой бы ослеп. - Но что там за стаи летают, вороньих черней, и перья бросают, и смотрят угрюмо вослед? - Ах, как золотится венок на твоей голове, а значит, тебе не придётся любви миновать. - А кто за спиною, не чёрный ли мой человек? Зачем ты привёл мне того, кто во всём виноват? С дубовых ветвей опадает листва на глаза и медно звенит о моей горемычной судьбе… - Да я ведь другое старался тебе показать, а ты - как во сне - о себе, о себе, о себе… *** - А каждый пишет только о себе, и каждый только о себе читает. К чему тогда ночные причитанья «судьба-судьбы-судьбою-о-судьбе»? Пустой мираж. Грустит печальный бог посконных истин, и бунтарский дух твой - всего лишь забарахтанная бухта, где б ты себе своё барахтать мог. О чём? Зачем? Мука извечных мук. А есть одна лишь истина простая: встречать в начале марта птичьи стаи и провожать по осени на юг. *** Хотелось откровений и пророчеств, но снова настигают в подворотнях дождями набормоченные строчки, - с души воротит, - и прячешься в мансардовые ниши, но капли проникают даже в щели, стекают по тебе на лист и пишут тебе прощенье.
Свидетельство о публикации № 08042011182044-00211785
Читателей произведения за все время — 150, полученных рецензий — 5.
Оценки
Голосов еще нет
Рецензии
Привет! Ключ первой части, если честно, несколько удивил, как-то на ассоциируется. Ассольность - ну, тут мы, кажись, спелись :) "Каждый пишет только о себе..." - а у кого это в романе, вот, не припомню: "Если хочешь проверить свои способности в литературе, напиши не о себе" или как-то так.
Привет, Володя! Честно говоря, я не знаю, что такое "Ключ первой части". Переведёшь? А по поводу "Каждый пишет только о себе..." - о чём бы человек ни писал, он всегда о себе. И Анна Каренина - это о Толстом, и Раскольников - часть Достоевского. Разве не так? Если человек не вкладывает часть себя (своё мнение, вИдение, отношение к чему-то), то это уже не художественное произведение, а статья из БЭС, да и то с натяжкой, потому что статью эту тоже человек писал) А что же тогда говорить о, например, Цветаевской дневниковой поэзии?)
Да я про Шартрез, Лена. Что-то не уместилась в общем понятии и представлении ситуация :) Остальное - угу, так оно. И в фотографии так - "фотограф всегда снимает свой автопортрет", как бы он ни старался, и поэт про себя пишет, как бы ни дистанцировался от "литературного героя". А начнёт "не про себя" - всё равно "по образу и виду своему" получится... Всё вот к "Облачникам" в гости забегаю, держит память :)
Володь, шартрез и теперь пьют, ещё как, так что ситуации - верь! Из жизни )
Очень понравилось. Спасибо, Елена. Есть вопросы. - "тень не отброшу на стену. СКАЖЕМ, виновен, шартрез..." Все в будущем времени, и вдруг... Может, лучше, вместо "скажем", к примеру, "будет"? - "о тебе не сплю..." Этот оборот Ваше "ноу-хау"? или цитирование? Довольно странно звучит в описании состояния. - "сопрановое соло засолила..." На мой взгляд, здесь имеет место резкое снижение уровня этой части стихО; - рифма: "в подворотнях - воротит" как-то плохо воспринимается на слух (если вообще воспринимается). С уважением
Здравствуйте! Спасибо за прочтение и за вопросы. Постараюсь ответить. "СКАЖЕМ, виновен, шартрез" Здесь буд.время для обозначения настоящего. Это, "скажем" (в качестве примера употребления), такое вводное слово, не несущее почти никакой смысловой нагрузки, близкое по значению к "например", но оттенок будущего есть, это правда. Так бывает и в русском, и в английском. И в том, и в другом языках будущее иногда употребляется для обозначения настоящего, привычного действия. "И я приду домой, и сяду в кресло, и возьму свою любимую книгу, и буду тихо читать под лампой" - вот ещё пример. - "о тебе не сплю..." Этот оборот Ваше "ноу-хау"? - да. Очень люблю такие слияния смысловые) - "сопрановое соло засолила..." На мой взгляд, здесь имеет место резкое снижение уровня этой части стихО; - конечно! Здесь чистая ирония! - рифма: "в подворотнях - воротит" как-то плохо воспринимается на слух (если вообще воспринимается). - можно считать, что это однокорневая рифма, но это не совсем так, потому что смысл разный: согласитесь, что словосочетание "меня воротит" уже не воспринимается как "меня отворачивает от ...", отсюда и "выворачивает" в значении "тошнит", и "воротит" - тооже в этом же значении. Т.е. в одном случае - полное лексическое значение (т.е. прямой смысл), в другом - в ослабленном лексическом значении (т.е. переносный смысл). Иногда и однокорневые рифмы бывают высшим пилотажем ) У меня как-то было: "Мы с тобой не споём на два голоса, не сыграем в четыре руки. Будешь помнить медовые волосы и браслеты с моей руки", и "руки" в одном случае не = "руки" в другом) Буду рада, если Вы меня поняли
отличная подборка! может быть Ассоль несколько мимо меня, но лишь одна звукопись первой её части многого стОит! :)
Спасибо!
Грустно.
Конечно! Спасибо!
Бог, как известно, любит троицу. Цикл распадается на три триптиха – "Шопеново", "Ассольное" и собственно "Капли", каждый из которых, как мжно смело догадаться, состоит из трех стихотворений. В любом из этих, насквозь пронизанных музыкой, текстов есть свои взлеты и падения, свои crescendo и diminuendo, но мелодия стиха отчетлива и внятна, а гармония насыщенна и диссонансами типа малой секунды уха не царапает нигде. В первом триптихе мне более всего запомнились строки "Моих волос уложенную прядь любитель увертюры и пролога погладил запоздало у порога, но так и не решился растрепать…" А также изумительная инвектива "шопен-тебя-побери", Вот "Ассольное", как раз, показалось мне чересчур перегруженным игрой с названиями нот, вычленяемыми из слов. За этим мельтешением посыл и содержание самого стиха слегка забалтываются, хотя момент, когда мольба Ассоль уходит "в солёную не-грею-щую даль", запоминается сразу и надолго. В третьем же триптихе, "Капли", музыка звучит очень приглушенно, на заднем плане и в исполнении "заезжего музыканта" Окуджавы – того самого, который "целуется с трубою". Но всё-таки продолжает звучать, постепенно возвращая нас в финале к Шопену. Всё к тому же небезызвестному маршу in B-moll.
Огромное спасибо!
Всегда рад, Елена. Это, кстати, фрагмент из моего последнего обзора по Главной, так что прочли не только вы, но и пара сотен других читателей.
Это произведение рекомендуют
|