Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 214
Авторов: 0
Гостей: 214
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

В сокровищнице русской духовой музыки особое место занимают произведения для военного оркестра. Среди них наиболее популярными жанрами являются марши и вальсы, зачастую писавшиеся непосредственно в военной среде и отражавшие духовное состояние офицеров и солдат русской армии.  Как правило, их авторами были военные музыканты и  капельмейстеры, хорошо знавшие армейскую жизнь изнутри, и судьба их творений подчас была просто удивительной. Яркий тому пример – история русского военного марша «Прощание славянки».
Родился марш очень красиво, на волне славянского патриотизма, и у его колыбели долго и заботливо хлопотала умная и талантливая женщина с древнерусским именем Ольга. Когда сто лет назад, 12 января 1910 года, военный музыкант Василий Иванович Агапкин приехал служить в Тамбов, он был зачислен штабс - трубачом 7-го запасного кавалерийского полка. Стройный красавец в военной форме, заставлявший своей певучей трубой замирать женские сердца, не остался без внимания тамбовчанок, и однажды подошла к нему с нотной тетрадкой лучшая городская модистка Оля Матюнина.  Талантливая художница, она мастерила вещи с вдохновением и без заказов не сидела. Поговорили они о музыке, о жизни, и вскоре запела серебристая агапкинская труба уже совсем другую песню.
  Заботливая жена купила мужу  рояль и стала готовить его к поступлению в музыкальное училище.    Церковно-приходская школа давала лишь начальное образование, а для поступления нужны были минимум четыре класса гимназии. Ольга уговорила знакомую гимназистку и та стала заниматься с Агапкиным по недостающим предметам. Готовился Василий Иванович как одержимый и осенью 1911 года поступил в Тамбовское музыкальное училище на медно-духовое отделение. По счастью, бравый кавалерист-музыкант попал в класс известного педагога Федора Кадичева. Именно Федор Михайлович привил своему талантливому ученику основы сочинительства и обучил искусству дирижирования духовым оркестром. К чести преподавателя, студент Агапкин быстро усвоил все необходимые учебные дисциплины, внимательно изучил композиторский опыт  отечественных и зарубежных музыкантов, и  уже через год стал пробовать свои силы в  сочинении прикладной музыки для военного оркестра.
В те годы в России внимательно следили за военными действиями, которые вели народы Балкан против турецкого ига. Болгария, Сербия, Черногория и Греция боролись за полное освобождение от пятисотлетней османской тирании. Как патриот и музыкант Василий Агапкин по-своему откликнулся на эти события и в конце 1912 года написал марш с использованием образно-интонационного материала произведений Бетховена и Чайковского*. Позже он удачно назовет его  «Прощание славянки» и посвятит "всем славянским женщинам,провожавшим мужей на войну". Нетрудно было догадаться поэту Михаилу Щербакову, что первым в этом ряду посвящения стояло имя Ольги Агапкиной...

Когда надежды поют, как трубы,
их зов дурманит, как сладкий дым.
Они предельны, они сугубы,
и так несложно поверить им.

И вот — дорога, и вот — стоянка,
вокзал и площадь — в цветах, в цветах.
Восток дымится. Прощай, славянка!
Трубач смеётся, шинель в крестах...

  
Написанное для фортепиано сочинение было вскоре оркестровано военным капельмейстером Яковом Богорадом и тиражировано в московской книгопечатне Гроссе. Марш быстро набирал популярность, и  с началом Первой мировой войны его солидными тиражами записали  на граммофонные пластинки все отечественные фирмы. С той поры марш стал неотрывной частью ритуала проводов воинских подразделений на фронты всех войн, вплоть до  Афганской  и Чеченской нашего времени.

Пройдёт полвека. Другие губы
обнимут страстно мундштук другой.
И вновь надежды поют, как трубы.
Поди попробуй, поспорь с трубой.

А век не кончен, поход не начат.
Вокзал и площадь — в цветах, в цветах.
Трубач смеётся, славянка плачет,
восток дымится. Земля в крестах

Воистину русские поэты - пророки...
Говорят, что личную трубу Василия Ивановича Агапкина, перед тем, как сдать в "Музей Истори Великой Отечеятвенной Войны", боевые офицеры возили в Афганистан...

      После революции и сам Василий Агапкин на время сменил трубу на кавалерийский клинок и воевал в составе 1 Красного гусарского полка. Едва не был расстрелян во время антоновского восстания, да и тут выручили Бог, жена и заветная труба. Послушав, как композитор собственноручно исполняет на трубе знаменитый марш "Прощание славянки", братья Антоновы отпустили его на свободу...
Когда закончилась гражданская война, молодого талантливого музыканта назначили военным капельмейстером одного из оркестров Тамбовского гарнизона. В 1922 году Василий Агапкин и его оркестр победили на смотре-конкурсе в Москве, здесь же всю "команду" и оставили для прохождения дальнейшей службы.
    В столице Василий Иванович продолжил свои композиторские опыты. И особенно преуспел в жанре вальса. "Старинный вальс", "Волшебный сон", "Голубая ночь", "Любовь музыканта", "Сиротка" и многие другие его сочинения часто звучали с эстрады сада "Эрмитаж", где регулярно выступал его оркестр. По традиции, заложенной еще в Тамбове, все выступления обязательно заканчивались исполнением марша «Прощание славянки». Надо сказать, что эта традиция соблюдается в военной музыке и сегодня. Даже Юбилейный  парад в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне, событие планетарного масштаба,  завершился тысячетрубными звуками «Прощания славянки»
    Поистине удивительна судьба этого патриотического произведения. Десятки легенд опутывают историю его написания. Ему приклеивали то белые, то красные ярлыки в завмисимости от социального заказа, не понимая, что этот марш по сути есть и всегда был исконно русским, и потому востребованным во все времена. Навсегда вросший в поэтику духового оркестра,  марш Василия Агапкина популярен и по сей день, и не только в России, но и в других странах. Наберите в любой поисковой машине два магических слова "Прощание славянки" и компьютер тут же  выбросит сотни ссылок на разных языках мира.
И вот маршу уже без малого сто лет.
Что для Истории  эти сто лет?  
Мгновение...  
Но жизнь музыкальных произведений измеряется иными, вневременными мерками. Они либо умирают "в младенчестве", либо живут вечно. «Прощание славянки» -  типичный тому пример.
По воле Бога  скромное  музыкальное произведение, родившееся от любви военного трубача и простой модистки, стало всемирно известным и всенародно любимым "перонным" маршем, получив от радио МАЯК уникальный исторический титул «Музыкальная эмблема тысячелетия".
Любовь, как и Бог, пребывает всегда...


Липецк
2010 год

------------------------------------------------

* Людвиг ван Бетховен. "Музыка к трагедии ЭГМОНТ".
  Петр Ильич Чайковский "Русско-сербский марш"


© Copyright: Николай Губин, 2010
Свидетельство о публикации №21008010548

Свидетельство о публикации № 03082010042622-00175492
Читателей произведения за все время — 108, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют