Когда надежды поют, как трубы,
их зов дурманит, как сладкий дым.
Они предельны, они сугубы,
и так несложно поверить им.
И вот — дорога, и вот — стоянка,
вокзал и площадь — в цветах, в цветах.
Восток дымится. Прощай, славянка!
Трубач смеётся, шинель в крестах...
Написанное для фортепиано сочинение было вскоре оркестровано военным капельмейстером Яковом Богорадом и тиражировано в московской книгопечатне Гроссе. Марш быстро набирал популярность, и с началом Первой мировой войны его солидными тиражами записали на граммофонные пластинки все отечественные фирмы. С той поры марш стал неотрывной частью ритуала проводов воинских подразделений на фронты всех войн, вплоть до Афганской и Чеченской нашего времени.
Пройдёт полвека. Другие губы
обнимут страстно мундштук другой.
И вновь надежды поют, как трубы.
Поди попробуй, поспорь с трубой.
А век не кончен, поход не начат.
Вокзал и площадь — в цветах, в цветах.
Трубач смеётся, славянка плачет,
восток дымится. Земля в крестах
Воистину русские поэты - пророки...
Говорят, что личную трубу Василия Ивановича Агапкина, перед тем, как сдать в "Музей Истори Великой Отечеятвенной Войны", боевые офицеры возили в Афганистан...
После революции и сам Василий Агапкин на время сменил трубу на кавалерийский клинок и воевал в составе 1 Красного гусарского полка. Едва не был расстрелян во время антоновского восстания, да и тут выручили Бог, жена и заветная труба. Послушав, как композитор собственноручно исполняет на трубе знаменитый марш "Прощание славянки", братья Антоновы отпустили его на свободу...
Когда закончилась гражданская война, молодого талантливого музыканта назначили военным капельмейстером одного из оркестров Тамбовского гарнизона. В 1922 году Василий Агапкин и его оркестр победили на смотре-конкурсе в Москве, здесь же всю "команду" и оставили для прохождения дальнейшей службы.
В столице Василий Иванович продолжил свои композиторские опыты. И особенно преуспел в жанре вальса. "Старинный вальс", "Волшебный сон", "Голубая ночь", "Любовь музыканта", "Сиротка" и многие другие его сочинения часто звучали с эстрады сада "Эрмитаж", где регулярно выступал его оркестр. По традиции, заложенной еще в Тамбове, все выступления обязательно заканчивались исполнением марша «Прощание славянки». Надо сказать, что эта традиция соблюдается в военной музыке и сегодня. Даже Юбилейный парад в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне, событие планетарного масштаба, завершился тысячетрубными звуками «Прощания славянки»
Поистине удивительна судьба этого патриотического произведения. Десятки легенд опутывают историю его написания. Ему приклеивали то белые, то красные ярлыки в завмисимости от социального заказа, не понимая, что этот марш по сути есть и всегда был исконно русским, и потому востребованным во все времена. Навсегда вросший в поэтику духового оркестра, марш Василия Агапкина популярен и по сей день, и не только в России, но и в других странах. Наберите в любой поисковой машине два магических слова "Прощание славянки" и компьютер тут же выбросит сотни ссылок на разных языках мира.
И вот маршу уже без малого сто лет.
Что для Истории эти сто лет?
Мгновение...
Но жизнь музыкальных произведений измеряется иными, вневременными мерками. Они либо умирают "в младенчестве", либо живут вечно. «Прощание славянки» - типичный тому пример.
По воле Бога скромное музыкальное произведение, родившееся от любви военного трубача и простой модистки, стало всемирно известным и всенародно любимым "перонным" маршем, получив от радио МАЯК уникальный исторический титул «Музыкальная эмблема тысячелетия".
Любовь, как и Бог, пребывает всегда...
Липецк
2010 год
------------------------------------------------
* Людвиг ван Бетховен. "Музыка к трагедии ЭГМОНТ".
Петр Ильич Чайковский "Русско-сербский марш"
© Copyright: Николай Губин, 2010
Свидетельство о публикации №21008010548