В первой части этой работы читатель проследил историю Молчанского-Печерского монастыря от возрождения до восстановления в наше время.
Там же сообщалось, что в 1605г. монастырь вынужден был оставить разоренную частыми набегами Молчанскую пустынь и перебраться в г. Путивль.
Но, лет через 50 в церковных кругах созрела новая идея – о восстановлении Молчанской пустыни на прежнем месте.
По утверждению церковных историков эта идея родилась потому как «Народ тосковал по святому месту, по монашеской молитве».
В 1653 году путивльские власти ходатайствовали перед царем Алексеем Михайловичем, и просьба их не осталась без внимания: путивльскому воеводе Федору Хилкову пришла от царя грамота «об устроении» (восстановлении) Молченской пустыни подчинив его Путивльскому Молчанскому монастырю..
В 1656 году настоятелем здесь становится старец Софроний, и жизнь в пустыни коренным образом меняется.
Старец Софроний (в миру – Стефан Батоврин) так много сделал для обители, что она стала одной из наиболее крупных в Российском государстве. Попечением старца Софрония были приобретены тогда леса, земли, сенокосы, заведены сады, огороды, виноградники. Овощи и фрукты из далёкой провинциальной Молченской пустыни доставлялись даже к царскому столу
Более 10 лет отец Софроний вместе с братией добивался независимости от городского монастыря.
Только 12 мая 1670 года Молченская пустынь обрела самостоятельность и вскоре вошла в число наиболее крупных монастырей Российского государства.
В декабре 1692 года отец Софроний скончался, и Молченская Печерская пустынь стала носить его имя «Софрониевой».
Но это обычная, как бы парадная, хорошо отлакированная картинка. А положение дел в Курской епархии, к которой относилась и Софрониевская Молчанская Печерская пустынь с народной нравственностью и чистотой православия, были далеко от идеального.
Во- первых, что народ был разноплеменный с юга приходили украинцы, а с севера с Москвы и окраинных городов, а XVI веке Путивль и Рыльск были самыми южными городами московского государства Курск же считался "украинным», ссылались разные лихие люди и все эта масса перемешивалась между собой.
Для примера приведу указ царя Ивана Грозного в 1582 году он издал указ ссылать "ябедников в украинный город Курск, и там записывать их в казаки" "'.
Вот еще один исторический документ..за 1673 год грамота митрополита Белгородского и Обоянского Мисаила архимандриту Курского Знаменского монастыря Никодиму:
"В нынешнем во 181 году ведомо нам учинилось, что в Курску, и в иных городах и уездах, всяких чинов многие люди и жены и дети ...в ... посты не постятся, и отцов духовных у себя многие не имеют, и умножились во многих всяких чинов людях великое пьянство и бесовское глумление, скоморошество со всякими бесовскими играми.
И на такое их бесчинное прельщение сходятся по вечерам, во всенощных позорищах по улицам и на полях слушают богомерзких скверных песней и всяких бесовских игр, и на кулашных боях между собой драки чинят, и на качелях колышутся вкруг на веревках... и накладывают на себя личины и платья скоморожские и на свадьбах чинят бесчинное скакание и плескание и поют бесовские песни, и на Святой недели женки и девки на досках скачут".
Исследователь русской истории С.В. Иванов в своей работе "Государственный архив старых дел» приводит царскую грамоту воеводе Бутурлину в Белгород – "...люди, забывшие Бога. собирались на полях для богомерзких и скверных пении, на кулачные бои; за взрослыми шли дети, явились чародеи, начались волхования. Великие праздники Пасха, Рождество Христово, Богоявления проводились в бесовских сонмищах по дьявольской прелести со смехотворением, кощунством: меж себя, нарядя, водили бесовскую кобылу, в таких позорищах многие впадали в блуд, незаконно умирали и гибли, на свадьбах - одно сквернословие и пьянство".
Поскольку именно так утверждалась православная народная обрядовость, то очевидно крупнейшие монастыри Курской епархии, среди которых перовое место вскоре занял Софрониевский Молчанский Печерский монастырь были призваны решать серьезные государственные политические и задачи.
Но был ли Софрониевский Молчанский Печерский монастырь кроме как источник «правильной православной веры», еще и средством просвещения?
На основании приводимых в различных дореволюционных публикациях списков монастырской литературы, нельзя утверждать, что все курские монастыри и пустыни имели библиотеки.
Как, какими путями попадали книги в XVII веке в курские монастыри? Историография прошлого века отвечает на этот вопрос.
И. А. Шляпкин, анализируя жизнь и деятельность Дмитрия Ростовского, приводит следующий факт 1623 года:
"...в Путивль приезжал посланец келаря Киево-Печерского монастыря Андрей Николаев с книгой Беседы Златоуста издания новой киевской печати"
К.В. Харлампович в книге "Малорусское влияние на великорусскую церковную жизнь" пишет о том, что
" 24 апреля в Путивле с двумя сыновьями появился Леонтий Зизания, привезший Катехизис, учительное Евангелие Кирилла Транквилиона" и цитирует царский указ 1627 года: "... ведомо учинилось, что за рубежом Черниговский архимандрит Кирилл пристал к латинской вере и впал во многие латинские ереси, и в учительные евангелия и в иные книги литовские печати многие латинские ереси вводит тайно, а такие книги торговые люди привозят в Путивль и в другие русские города для смуты", согласно которому в Путивле собраны были "в церквах и монастырях и сожжены сочинения Транквилиона и отосланы на патриарший двор Евангелия Виленской и старо-литовской печати, два Апостола, два Трефолея, два Часослова и Псалтырь киевской печати, Иоанн Златоуст и Псалтырь виленской печати.
В 1638 году в Путивле были отняты у монахов "печатные Острожской печати Библия, Василий Великий и Маргарит Львовской Златоуст о священстве Рахмановской — Транквилионово Евангелие Литовской Триодь Постная, Три цветных Служебник — Киевской, несколько экземпляров бесед Златоуста, Апостол и Апокалипсис Толковый".
Но книги южнорусского и западнорусского издания вновь появлялись и оседали в "украинных" монастырях, привозимые и приносимые пришлыми монахами, а иногда и рассылаемые по архиепископии по указанию царя Алексея Михайловича, как, например, книга Лазаря Барановича "Меч духовный" 1667 года, о которой упоминает И.А Шляпкин. Бытовала в монастырях и духовная литература московской печати, но в небольших количествах.
Как видим, что монастыри с их духовными библиотеками проводили и борьбу с инакомыслием среди самих монахов, т.е. как бы выполняли функции духовного надзора и цензуры.
Кроме настоятеля Софрония в историю монастыря вошли и ряд других значительных церковных деятелей русской православной церкви.
Так подлинным чудотворцем в рассказах церковных историков предстает нам иеромонах Серапион, преемник отца Софрония.
Было в Софрониево-Молченской пустыни много подвижников благочестия.
Под духовным ее окормлением монашеский подвиг начал известный схиархимандрит Илиодор, здесь подвизался ученик старца Феодосия – игумен Филарет Данилевский.
Строгим подвижником благочестия был послушник Сергий, за что Бог вознаградил его даром прозорливости.
К началу XX века в монастыре насчитывалось 61 строение, из ник 30 – каменных. По данным статистического сборника 1908 года здесь было 108 монашествующих и 145 временных послушников.
И вероятно численность монастырской братии насчитывала около 500 человек.
При монастыре была школа, где кроме грамоты ежегодно обучалось до ста крестьянских ребят различным ремеслам и живописи. К искусным монастырским звонарям приезжали учиться трезвону из других мест.
Во время Первой мировой войны здесь были открыты сиротский приют, военный госпиталь.
Но все это развитие монастыря закончилось в ноябре 1917 года.
"Курские епархиальные ведомости" того тревожного времени сообщали: "В Курской епархии только за последний месяц 1917 года были ограблены вооруженными солдатами Путивльская Софрониевская и Белгородская Николаевская пустыни, Льговский женский монастырь...".
С приходом на сумские земли новой коммунистической, «безбожной» власти внимание ее представителей привлёк один из богатейших в России монастырь.
… С зимы 1919 года началось третье разорение монастыря. За три года до декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 года об изъятии ценностей во всех церквях и монастырях, в обитель нагрянула комиссия Путивльского ревкома с намерением заполучить монастырские ценности, но цели своей не достигла.
За ночь монахи успели спрятать свои сокровища, казначею монастыря удалось скрыться, благодаря помощи, оказанной населением соседних сёл, монахи сохранили монастырские святыни.
Вот воспоминания одного из непосредственных участников этой неудавшейся операции Хильченко раскрывают ход событий: "Комиссией ревкома были изъяты ценности из монастырей.
Но не во всех монастырях изъятие ценностей проходило гладко.
Когда комиссия ревкома с небольшим отрядом прибыла в Софрониев монастырь поздно вечером 15 февраля 1919 года, под праздник Сретения, они тут же не приступили к изъятию ценностей, а отложили до утра, чем понесли большую ошибку.
Монахи за ночь успели припрятать все ценности, и, кроме того, один из монахов напал на нашего человека, хотел разоружить его, но сам тут же был убит.
Утром в монастырь прибыли по сигналу монахов много крестьян и крестьянок, которые потребовали от комиссии ревкома с его отрядом удалиться из монастыря и не нарушать праздничного богослужения.
Комиссия не знала, как ей поступить, запросила от ревкома помощи и подкрепления. Во время этих переговоров казначей монастыря сумел скрыться. Когда прибыло подкрепление, то в монастыре, за незначительным исключением, никаких ценностей не было найдено...".
Примечательна необычная для того времени деталь: простые люди из близлежащих сел не побоялись встать на защиту обители. Благодаря решительным действиям местного населения и монахов комиссия ревкома не смогла добраться до монастырских святынь.
Так что монастырские пещеры хранят до сих пор тайну немалой монастырской казны спрятанной беглым-отцом казначеем от большевиков!
На этом Путивильские большевики не успокоились и когда феврале 1920 года в трех уездах — Путивльском, Рыльском и Льговском Курской губернии — крестьяне, возмущенные грабительской политикой продразверстки, подняли восстание, которое было жестоко подавлено.
Настоятеля и братию Молчанской Печерской Софрониевой пустыни обвинили в том, что они якобы давали укрытие его участникам в стенах монастыря.
Последовали выводы о "неблагонадежности и враждебном отношении к советской власти", на основании чего монастырь был упразднен.
После изгнания монахов на территории обители устроили детский дом для детей, вывезенных в голодный 1921 год из Поволжья.
В монастырских зданиях были больница, школа, склады. Иконы разобрали местные жители.
В 1937 году сюда начали поступать и дети из далекой Испании.
Затем это удаленное от населенных пунктов, обустроенное место облюбовал для своих целей НКВД.
Приказ НКВД СССР № 0308 об организации лагерей военнопленных.
Москва. 19 сентября 1939 г.
*Секретно*
Содержание: Об организации лагерей военнопленных
№ 0308
19 сентября 1939 г.
1. На основании Положения о военнопленных 1) организовать при НКВД СССР Управление по военнопленным.
2. Утвердить прилагаемый штат Управления по военнопленным 2).
3. Назначить начальником Управления по военнопленным майора т. Сопруненко ПК. и комиссаром Управления — полкового комиссара т. Нехорошева.
Заместителями начальника Управления назначить:
1) лейтенанта госбезопасности т. Хохлова И.И.,
2) по службе охраны — майора т. Полухина ИМ.
4. Организовать 8 нижеследующих лагерей для содержания военнопленных:
4) Путивльский— на базе помещений бывшего Софроненского монастыря и торфоразработок, на станции Теткино Московско-Киевской железной дороги, на 7 тыс. чел., с доведением к 25 сентября до 10 тыс. чел.
3. Типовой штат лагеря для военнопленных вместимостью до 10 тыс. чел. предусматривал 134 штатные единицы. Помимо руководства лагеря (начальник лагеря, его заместитель и помощник, комиссар. 3 дежурных коменданта) в штате имелись канцелярия (12 чел.), 6 отделений: особое (9 чел.), политическое (7 чел.), учетно-распределительное (13 чел.), снабжения (19 чел.), финансовое (5 чел.) и санитарное (7 чел.) — и 2 команды: пожарная (9 чел.) и внутренней охраны (46 чел.) (ЦХИДК. Ф. 1/п, оп. 1а, д. 1, л. 60-62).
Вот выдержки из других архивных документов бывшего НКВД/КГБ СССР:
"Совершенно секретно.
Вручить немедленно.
Записка по проводу (с изъятием ленты) г. Киев. НКВД т. Горленскому. г. Путивль.
Лагерь НКВД т. Смирнову.
Военнослужащих солдат, родина которых находится в немецкой части Польши, т. е. жителей воеводств, отошедших к Германии, — содержать... в Путивльском лагере Сумской области, вплоть до особых указаний.
Народный комиссар внутренних дел СССР, Комиссар Госбезопасности 1-го ранга Лаврентий Берия".
"Особые указания" последовали весной 1940-го: убедительно рекомендовалось с 25 марта приступить к "разгрузке" лагерей.
22 мая 1940 года "разгрузка" была завершена, и Путивльский лагерь НКВД прекратил свое существование.
Что это означало, вряд ли нужно кому-нибудь объяснять. Для тех, кто не понял, поясняю, все узники из числа польских военнопленных содержащихся в Путивльского лагеря были расстреляны и похоронены на территори самого монастыря! И досих пор эта братская могила не найдена, не проведена эксгумация для опознания погибших!
По сути, уважаемый читатель здесь мы имеем место с Украинской Катынью! Которая еще ждет 69 лет открытия своей печальной страницы.
Для особо змбированных коммунистической идеологией и поэтому сомневающихся:
«Как свидетельствуют обнародованные в 1992 году документы, 3 марта 1940 (дата установлена по номеру записки[28]) народный комиссар внутренних дел Лаврентий Берия предложил Политбюро:
В лагерях для военнопленных НКВД СССР и в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии в настоящее время содержится большое количество бывших офицеров польской армии, бывших работников польской полиции и разведывательных органов, членов польских националистических контрреволюционных партий, участников вскрытых контрреволюционных повстанческих организаций, перебежчиков и др. Все они являются заклятыми врагами советской власти, преисполненными ненависти к советскому строю.
В лагерях для военнопленных содержится всего (не считая солдат и унтер-офицерского состава) 14736 бывших офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, жандармов, тюремщиков, осадников и разведчиков, по национальности свыше 97 % — поляки.
Исходя из того, что все они являются закоренелыми, неисправимыми врагами советской власти, НКВД СССР считает необходимым:
Дела о находящихся в лагерях военнопленных — 14 700 человек бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов, осадникови тюремщиков, а также дела об арестованных и находящихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии в количестве 11 000 человек членов различных к-р шпионских и диверсионных организаций, бывших помещиков, фабрикантов, бывших польских офицеров, чиновников и перебежчиков — рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела
5 марта было принято соответствующее решение Политбюро:
Дела рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела.
Рассмотрение дела провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения, постановления об окончании следствия и обвинительного заключения.
Рассмотрение дел и вынесение решения возложить на тройку, в составе т.т. Меркулова, Кобулова и Баштакова (начальник 1-го спецотдела НКВД СССР).
А через год и месяц началась война, вписавшая в историю Софрониевского монастыря и окружающих сел и героические, и трагические страницы.
В 1942 году на территории бывшей Софрониевой пустыни располагался штаб партизанского соединения под командованием Сидора Ковпака партизанская кличка «Цыган». До войны Председатель Путивльского горисполкома.
"На бледном горизонте вырисовывались корпуса монастырских полуразрушенных строений, — вспоминал начальник штаба Базыма в своей книге "По следам великого рейда". — Над корпусами вздымались купола церквей и высокая колокольня. Стены вокруг монастыря толстые, высокие...".
И как тут не добавить, стены еще и глухие, из-за них не слышно расстрельных залпов проводимых карателями Сидора Ковпака!
Но война закончилась, и местные путивльские краеведы так описывают со знанием вопроса по существу положения дел в монастыре.
«Уже в мирное время всего за несколько послевоенных лет Софрониевский монастырь, что строился веками, был обращен в руины — в основном руками людей, которые поистине не ведали, что творят, не только не испытывая уважения к святыне, но и не представляя себе ценности уникального архитектурного памятника.
В 1950—1952 годах кирпичи, добытые из стен монастырских строений, пошли на строительство корпусов Бунякинского пенькотрепального завода.
А в колхозах "Мировая революция" и "Социалистический труд" для остатков древней пустыни нашли применение и того лучше: добротные "стройматериалы" были пущены на сооружение коровников и свинарников.
На месте, где прежде возвышался центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы, бульдозерами разровняли землю и устроили площадку под летний выгон для колхозного скота.
Из воспоминаний очевидцев « . В соборе Рождества Божией Матери, на месте явления Молченской иконы, сделали коровник. В Благовещенском соборе находились телята, а где-то и свиней держали. Мои знакомые, люди верующие, тогда молодые были. Теперь вспоминают и рассказывают: «Доим коров, заставляют ведь, куда денешься, и плачем — кругом лики святых».
Вплоть до 1998 года Софрониевский монастырь представлял собой заброшенную пустошь.»
Но я думаю, что не зря так советская власть зверствовала над остатками монастырских строений. Коровники можно бы было устроить и в другом более приспобленом для этого месте.
Цель была одна недопустить факта раскрытия массовых захоронений казненных там палачами -НКВД людей.
И центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы был уничтожен полностью, до сравнения с землей не просто так, и не по воле председателя колхоза « Мировая»революция», а по указанию КГБ СССР, поскольку именно в это время в мире снова поднялся вопрос о Катыньской трагедии и очевидно, что братская могила казненных польских воинов как раз и находится там, где разместили летний выгон для колхозных коров!
Вплоть до 1998 года Софрониевский монастырь пребывал в запустении.
И все же по состоянию на 1995г. в монастыре уцелело три наземных сооружения: трапезная конца XVII века, надвратная Покровская церковь, построенная в середине XVIII века, настоятельский корпус 1911 года, а также частично ограда с воротами.
Однако самая интересная часть Софрониевского монастыря – подземная. И дело не только в том, что даже при беглом осмотре в земле заметны основания стен и фундаменты многих сооружений.
На восточных склонах двух монастырских гор есть несколько пещерных комплексов, вырытых в лессовых грунтах наподобие знаменитых пещер Киево-Печерской лавры. Они еще практически не исследованы.
Самые старые из них специалисты датируют XIII-XIV веками. Пещерные лабиринты состоят из ходов, келий, ниш-аркасолий для захоронений. Встречаются помещения и больших размеров. Очевидно, это подземные церкви и часовни.
Еще один очень интересный кольцевой подземный лабиринт расположен на юго-восточном склоне монастырской горы, почти у самой поверхности. Его стены и своды выложены кирпичом, который датируется XVIII веком.
Самое необычное здесь – сводчатая подземная церковь. Ее своды стянуты железными затяжками, уложенными в кладке.
Это неоспоримое свидетельство того, что данный лабиринт строился открытым способом: вначале вырыли большой котлован, построили из кирпича сводчатые ходы и кельи, а потом все это засыпали землей.
В общем можно сказать, что Пещеры Софрониевского монастыря ждут исследователей. Они хранят еще немало тайн. Но пустят ли археологов туда монахи?
Восстановление монастыря
Тут автор читателям предлагает отрывок с интервью с архимандритом Германом. Так сказать рассказ от первого лица.
«О современной жизни монастыря рассказывает его настоятель архимандрит Герман.
— «Отец Герман, какими вам видятся цели и задачи современного монашества?
— Современное монашество живет по тем законам, которые создали первые монахи и святые отцы.
Мы не можем нарушить многовековые традиции, забыть наставления и советы подвижников и святых угодников, иначе пропадет преемственность.
Святоотеческое наследие надо чтить и хранить. Нужно придерживаться правил, которые Церковь дала нам на тысячелетия, и мы не должны ни прибавить, ни убавить, а только сохранять этот бесценный дар и нести подвиг, как несли его те люди. Молитвами монашества дышит мир.
— Многие обители сейчас восстанавливаются буквально из руин. Часто можно слышать, что в современных монастырях так много работают физически, что и для молитвы времени не остается...
— Физический труд действительно занимает в монашеской жизни очень много времени. Но компромисс всегда возможен.
Делаешь какую-нибудь работу — и тихонечко твори Иисусову молитву, если в машине едешь — кассету духовную поставь. И твоя молитва будет возгораться. Послушаешь иной раз духовное пение, душа взлетает и стремится к Богу.
И простой человек, и монах могут молиться всегда и везде. Господь ведь не требует ничего непосильного. Просто мысленно говори: «Господи, помилуй». Выше молитвы ничего нет, потому что мы просим Спасителя о прощении грехов. И этим сказано все. Простая, но от всего сердца молитва всегда будет услышана, дойдет до Бога.
— Бытует мнение, что православие — это удел людей преклонного и даже старческого возраста.
— Православие — прежде всего удел молодежи, потому что здесь надо много потрудиться. Даже в самом простом.
Вот пришел ты в храм, а на службе стоять не можешь — спина болит, ноги ноют.
А ты потрудись, постой, вслушайся внимательно в пение.
Надо заставить себя разглядеть не только внешнюю красоту и привлекательность, но и понять глубокий духовный смысл молитв.
Сейчас, после всех гонений и запретов, молодым очень тяжело войти в церковную колею. Церковь — это труд, но Господь указывает нам путь, и мы должны идти по нему.
— Отец Герман, расскажите немного о себе. Где вы начинали монашескую жизнь, какой путь прошли? Как оказались в Софрониевской пустыни?
— Меня рукоположили в 1975 году в Ярославcкой епархии.
Потом я переехал в Крым. Очень долго служил в Полтавской епархии. А в Софрониевскую пустынь приехал первый раз, когда еще не был священником — в 1970 году.
Я познакомился с одним из жителей здешнего села в Троице-Cергиевой лавре, и он пригласил меня приехать.
Когда мы пошли посмотреть монастырь, я схватился за голову: «Господи, что же они сделали, варвары?»
Потому что перед этим мне показали литографию c изображением этого монастыря, и я знал, как он выглядел раньше.
Я все тут обошел и был чрезвычайно удручен разрухой и хаосом.
Зашел в Ильинский храм — ни окон, ни дверей, мусора навалено под потолок, лебеда в руку толщиной растет. Сердце защемило.
И невольно вырвались слова: «Матерь Божия, если тебе угодно, позволь хоть один кирпичик положить сюда».
Потом много было разных перипетий, искушений. Все пришлось пережить.
Но где бы я ни служил, все время вспоминал эту пустынь.
И после своей дерзкой просьбы к Матери Божией через 30 лет я приехал в Софрониевскую пустынь.
Когда мои друзья узнали, что я собираюсь сюда, они говорили: «Там же даже жить негде!»
Я отвечаю: «Господь и Матерь Божия помогут». Со мной приехали 10 человек. Владыка Иннокентий, епископ Конотопский и Глуховский, меня спрашивал: «Ты хоть там раньше был? Знаешь, что там есть? Как жить будешь? Там спать не на чем, есть нечего». А я верил, что все будет.
Года два монастырь не регистрировали. Когда владыка сказал Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, что я здесь, тот, зная нищенское положение монастыря, сказал: «Давай подождем, у человека ведь тоже не беспредельные силы».
Проходит время, они интересуются: «Отец Герман не сбежал?» — «Пока нет». А когда мы дорогу начали прокладывать к монастырю, владыка решил: видимо, отец Герман и не собирается сбегать.
Жили очень трудно, в подвалах. Лежишь на кровати и думаешь, с какой стороны на тебя сейчас польется дождь.
Спали под клеенками. Постепенно о нас стали узнавать люди. Мы попросили, чтобы они на первое время помогли нам картошкой.
С хлебом было очень сложно. Варили картошку и небольшой кусок хлеба делили на три порции, чтобы хватило на день. Так и питались.
Воду возили бочками, разливали в кастрюли, чугунки, бидоны, кружки. Привезут к обеду четыре кубометра воды — к 12 ночи мы ее переносим.
Потом все падаем, уже ноги не держат. Перекрестимся, помолимся и спать. Сначала и света не было.
А когда он появился, так чудно стало. Братья говорят: а при свечах лучше было. Привыкли уже в темноте.
Слава Богу, первую, самую тяжелую, зиму пережили. Ушли только два человека, остальные выдержали. А весной посадили картошку, овощи. И все такое славное уродилось.
Картошки было с избытком. Перед нашим приездом зацвели яблони. Они с начала 50-х годов вообще не родили, замерло все.
Деревья распускались, но ни одного яблока не давали. Словно в отместку за оскорбление святыни природа перестала плодоносить.
И вот после нашего появления здесь все зацвело. Были морозы, в округе у всех все померзло, а у нас, когда мы приехали в сентябре, огромные яблоки висят. А вкусные какие! Восемь садов в монастыре, и все заблагоухали».
Прошло время и у вновь открытого монастыря появились и новые помощники. Это были глава Путивельской администрации В. Хярм, губернатор Сумской области В.П. Щербань и народный депутат Украины А. Деркач.
Был создан фонд «Вечность», который возглавила Ирина Николаевна Щербань. И вот, по сути, за три года монастырь реально начал востанавлтиваться. Отремонтированы Ильинская церковь, Покровская надвратная церковь и начат ремонт Трапезного корпуса.
Проявили внимание к восстановлению обители в то время президент Леонид Кучма, премьер Янукович, помогли провести сюда газ, дорогу. Кроме того, комплексно была решена газификация соседнего села Новая Слобода, сюда протянули газовую ветку длиной в 30 километров.
Очень большую спонсорскую помощь оказал и сделал великое дело москвич уроженец села Новая Слобода Михаил Николаевич Мураев. Львиную долю средств на строительство купола и храма в селе Новая Слобода, да и много других работ профинансировал он. За что ему низкий поклон и благодарность.
В Софрониево-Молченском монастыре на сегодня залит фундамент под колокольню, которая раньше была высотой около 70 метров. Есть ее проект, есть проект центрального кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы.
В пещерном комплексе в праздничный день открыт восстановленный иконостас. По описаниям раньше он был чугунным, теперь его сделали металлическим с элементами ковки.
Порадовали монахов и прихожан и новые обретения « чудодейственных» икон принадлежавших монастырю
В 2003 г. Сумской областной благотворительный фонд «Вічність» обращается семья Коваленко с просьбой передать монастырскую икону, найденную среди старых забытых вещей.
Много лет никто не обращал внимания на огромную, почерневшую от времени доску, стоявшую в углу сарая. Но в канун Великой Пасхи (11.04.2004 г.), войдя в старые постройки, хозяин сарая увидел, что на доске чудесным образом проявился лик Матери Божьей.
Он принёс её домой. Вытерев икону от пыли, члены семьи увидели и лик Младенца и надпись, свидетельствующую о том, что икона принадлежит Молчанской Софрониевой Пустыни. Ну не чудо ли?!
И вот 19 мая, при содействии президента фонда «Вічність» Ирины Николаевны Щербань, семья Коваленко передала в дар Софрониевскому монастырю эту икону.
В этот день в монастыре был настоящий праздник. День 19 мая вошел в историю монастыря как день второго обретения Иверской Иконы пресвятой Богородицы.
Еще одна версия по поводу утраченной Молчанской иконы Божией Матери.
«Не случайным гостем на торжестве (600 летия монастыря) был и Сергей Горохов, помощник депутата Государственной Думы России.
Сергей Владимирович - автор книги о великом подвижнике благочестия XIX-XX веков архимандрите Софронии (Смирнове). Его первая публикация о нем, кстати, была в «Руси Державной».
Сергей Горохов сделал для этой пустыни великое дело - ему довелось огромные усилия приложить к возвращению главной святыни обители в родные стены.
Судьба иконы была трагичной. Спустя ровно 200 лет после ее явления, она исчезла из монастыря при нападении на него Лжедмитрия. Существовало много версий о ее местонахождении.
Одна из дорог привела в село Угодичи Ярославской области. Согласно преданию, Молченская икона была принесена в село в 1619 году думным дьяком Топилой Луговским, бежавшим из польского плена. Во второй половине XIX века известный русский реставратор и собиратель древностей граф М.В. Толстой после осмотра иконы сделал заключение, что она есть подлинная чудотворная икона Молченской Божией Матери.
В один из визитов к Владыке Иову (который сейчас переведен служить в Канаду) в город Сумы в период работы над книгой об архимандрите Софронии Горохов познакомился с президентом фонда «Вечность» Ириной Николаевной Щербань. И она поведала о такой скорби: будучи благодетельницей Софрониевой пустыни печалится, что приближается 600-летие иконы, а святыня, по слухам, находится на Ярославской земле. Ирина Николаевна очень просила помочь.
Вот в Великий пост 2005 года икону привезли из Ярославля на машине в Москву, к офису Михаила Ивановича Муравина, благодетеля Софрониевой пустыни.
Мы с ним эту икону занесли к нему в офис, сфотографировали ее и сразу позвонили отцу Герману. Он от счастья не мог поверить, что это именно та икона. Мы ему ее подробно описали, надпись на ней прочитали, какой у нее фон, как она выглядит. Он, когда понял, что та, так расчувствовался…
В 2002 году монастырь посетил и Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир. Он освятил колодец с целебной водой.
Состоялось освящение начала строительства главного соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы и монастырской кольцевой ограды.
Был в монастыре и второй президент Украины Л. Кучма.
« 27 февраля2002г. во время визита на Сумщину президент Украины Леонид Кучма посетил православные храмы Путивльского района. В Софрониевском мужском монастыре глава государства осмотрел храм в честь пророка Илии. Леонид Кучма подарил монастырю икону святителя Николая Чудотворца.
Затем президент посетил Молчанский женский монастырь: осмотрел главный монастырский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где познакомился с его историей и жизнью насельников.
Этому храму президент также подарил икону. Кроме того, Леонид Кучма и сопровождающие его лица побывали в селе Новая Слобода Путивльского района и возложили цветы к памятнику жителям района, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 6 июня 1942 года на этом месте было расстреляно 586 человек».
Ну и в заключение, так сказать назидательная часть или немного о Божьей каре.
Судьба одного из руководителей разорения монастыря
Вот что писал уроженец Путивльского района С. Степановhttp://tyotkino.communityhost.ru/thread/?thread__mid=907536090
Партизанский командир
19.11.2007 г.
25 января 1891 года в селе Веселое родился Григорий Иванович Коняев, будущий активный боец за установление советской власти, оказавшийся по иронии судьбы, «врагом народа»
15 лет Григорий начал трудовую биографию на шахтах Донбасса.
В 1913 году был призван на военную службу. Когда началась революция, стал на сторону большевиков, был назначен подпольным организатором в пяти уездах Курской губернии. Именно Коняев и возглавил сформированный в сентябре 1918 года на Шалыгинском сахзаводе первый Путивльский партизанский отряд.
Уже в октябре отряд Коняева выбил немецкие оккупационные войска из ряда волостей, а в ноябре 1918 года очистил от них всю территорию Путивльского уезда. Потом были бои с петлюровцами. Г.И. Коняев стал членом уездного комитета РКП(б), возглавил военный отдел ревкома...
Вскоре, однако у него произошел конфликт с губернским комитетом партии. В Путивль из Курска для возобновления советской власти был направлен Т.П. Хильченко. Но Коняев заявил ему, что власть он уже восстановил, и является председателем уездного исполкома. Отказался он и вести свой отряд на фронт. Но, получив жесткое указание из Курска, вынужден был подчиниться. Отряд Коняева захватил несколько городов, разгромил целый ряд белогвардейских отрядов, провел мобилизацию...
А в ноябре 1919 года, вернувшись в Путивль, Григорий Иванович возглавил уездный ревком, организовал караульную роту, принял меры для формирования милиции... Энергия, организаторские способности, немалые заслуги способствовали росту его карьеры.
Успев поработать на должностях председателя исполкома и секретаря комитета партии, Г.И. Коняев переехал в Москву, перешел на работу во Всероссийский совет народного хозяйства.
В 1921-22 годах учился в академии Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Но независимый характер, нежелание подлаживаться под «руководящие указания» сыграли свою роль. Из военной академии боевого командира исключили. За несогласие с «генеральной линией партии» две с половиной недели он провел в «Бутырке», получил выговор с занесением по партийной линии.
В 1923 году партизанского вожака вообще из партии исключили...
Г.И. Коняев снова поселился в Путивле. Женился на учительнице Евгении Николаевне Левитской. В 1926 году у них родилась дочь Наталья. Работал на различных хозяйственных должностях. В том же 1926 году в окружной отдел ГПУ поступил донос – Коняев ведет работу по дискредитации линии партии... Дело ограничилось допросом.
Григорий Иванович был, несмотря на нелегкую жизнь, человеком романтического склада, он искренне верил, что новая власть принесет народу счастье.
Друзья называли его «мечтателем и поэтом», даже во время гражданской войны он не расставался с тетрадью, в которую записывал свои стихи. Поэтому близко к сердцу принимал реалии советской жизни: насильственную коллективизацию, насаждение командно-административных методов управления, голод, непосильные налоги. Недовольных было много. Вместе с тем, набирала обороты и репрессивная машина государства.
В 1932 году органы ГПУ арестовали пятерых жителей села Веселое – бывших партизан-коняевцев. Им вменялись в вину организация подпольной контрреволюционной организации, подготовка вооруженного восстания. Но после расследования арестованных отпустили, не
обнаружив в их действиях состава преступления. Однако вскоре аресты повторились, в гораздо больших масштабах. Были схвачены 39 человек, большинство – бывшие партизаны. Оказался за решеткой и их командир – Г.И. Коняев.
Именно его следствие считало организатором и идейным вдохновителем «повстанцев». В протоколах отмечаются показания подследственных, где утверждается, что он выступал против вступления в колхозы, призывал партизан группироваться в повстанческую организацию.
Восстание он якобы планировал начать в случае возникновения войны.
В обвинительном заключении отмечалось, что «организация Коняева намеревалась ликвидировать советскую власть, установить народно-демократическую республику, ввести частную собственность на землю, ликвидировать колхозы, разрешить свободную торговлю...
Г.И. Коняев пишет обращения в прокуратуру, в рабоче-крестьянскую инспекцию, лично К.Е. Ворошилову, начисто отрицая предъявленные обвинения. Следствию поступают многие позитивные отзывы о Коняеве, о его больших заслугах перед советской властью.
Но решение судовой «тройки» ГПУ Украины осудило его к трехлетней высылке в Казахстан. Тогда Григорий Иванович обратился к Генеральному прокурору СССР, и добился отмены приговора. Он снова стал жить и работать в родном Путивле.
В 1936 году Г.И. Коняева, работавшего директором томатного завода в с. Антыки, опять арестовали.
Обвинение было грозным – контрреволюционная троцкистская деятельность. Несмотря на отрицание предъявленных обвинений, спецколлегия Черниговского областного суда признала бывшего красного партизана виновным в контрреволюционной троцкистской агитации, приговорив к 5 годам исправительно-трудовых лагерей и поражению в правах на 2 года.
Обращение в Верховный Суд Украины результатов не дало. Наказание Г.И. Коняев отбывал в Иркутской области до 28 июня 1942 года.
Умер в Путивле, 19 марта 1945 года, от туберкулеза легких. Похоронен на городском кладбище.
И только в 1989 году Верховный Суд УССР отменил приговор 1937 года, по причине отсутствия в действиях Г.И. Коняева состава преступления.
Но это суд мирской, а еще есть и Суд Божий! И неотвратимость наказания грешников после смерти.
Фото к статье находится на следующей ссылке:
http://h.ua/story/203060/