В лагерях для военнопленных содержится всего (не считая солдат и унтер-офицерского состава) 14736 бывших офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, жандармов, тюремщиков, осадников и разведчиков, по национальности свыше 97 % — поляки.
Исходя из того, что все они являются закоренелыми, неисправимыми врагами советской власти, НКВД СССР считает необходимым:
Дела о находящихся в лагерях военнопленных — 14 700 человек бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов, осадникови тюремщиков, а также дела об арестованных и находящихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии в количестве 11 000 человек членов различных к-р шпионских и диверсионных организаций, бывших помещиков, фабрикантов, бывших польских офицеров, чиновников и перебежчиков — рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела
5 марта было принято соответствующее решение Политбюро:
Дела рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела.
Рассмотрение дела провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения, постановления об окончании следствия и обвинительного заключения.
Рассмотрение дел и вынесение решения возложить на тройку, в составе т.т. Меркулова, Кобулова и Баштакова (начальник 1-го спецотдела НКВД СССР).
А через год и месяц началась война, вписавшая в историю Софрониевского монастыря и окружающих сел и героические, и трагические страницы.
В 1942 году на территории бывшей Софрониевой пустыни располагался штаб партизанского соединения под командованием Сидора Ковпака партизанская кличка «Цыган». До войны Председатель Путивльского горисполкома.
"На бледном горизонте вырисовывались корпуса монастырских полуразрушенных строений, — вспоминал начальник штаба Базыма в своей книге "По следам великого рейда". — Над корпусами вздымались купола церквей и высокая колокольня. Стены вокруг монастыря толстые, высокие...".
И как тут не добавить, стены еще и глухие, из-за них не слышно расстрельных залпов проводимых карателями Сидора Ковпака!
Но война закончилась, и местные путивльские краеведы так описывают со знанием вопроса по существу положения дел в монастыре.
«Уже в мирное время всего за несколько послевоенных лет Софрониевский монастырь, что строился веками, был обращен в руины — в основном руками людей, которые поистине не ведали, что творят, не только не испытывая уважения к святыне, но и не представляя себе ценности уникального архитектурного памятника.
В 1950—1952 годах кирпичи, добытые из стен монастырских строений, пошли на строительство корпусов Бунякинского пенькотрепального завода.
А в колхозах "Мировая революция" и "Социалистический труд" для остатков древней пустыни нашли применение и того лучше: добротные "стройматериалы" были пущены на сооружение коровников и свинарников.
На месте, где прежде возвышался центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы, бульдозерами разровняли землю и устроили площадку под летний выгон для колхозного скота.
Из воспоминаний очевидцев « . В соборе Рождества Божией Матери, на месте явления Молченской иконы, сделали коровник. В Благовещенском соборе находились телята, а где-то и свиней держали. Мои знакомые, люди верующие, тогда молодые были. Теперь вспоминают и рассказывают: «Доим коров, заставляют ведь, куда денешься, и плачем — кругом лики святых».
Вплоть до 1998 года Софрониевский монастырь представлял собой заброшенную пустошь.»
Но я думаю, что не зря так советская власть зверствовала над остатками монастырских строений. Коровники можно бы было устроить и в другом более приспобленом для этого месте.
Цель была одна недопустить факта раскрытия массовых захоронений казненных там палачами -НКВД людей.
И центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы был уничтожен полностью, до сравнения с землей не просто так, и не по воле председателя колхоза « Мировая»революция», а по указанию КГБ СССР, поскольку именно в это время в мире снова поднялся вопрос о Катыньской трагедии и очевидно, что братская могила казненных польских воинов как раз и находится там, где разместили летний выгон для колхозных коров!
Вплоть до 1998 года Софрониевский монастырь пребывал в запустении.
И все же по состоянию на 1995г. в монастыре уцелело три наземных сооружения: трапезная конца XVII века, надвратная Покровская церковь, построенная в середине XVIII века, настоятельский корпус 1911 года, а также частично ограда с воротами.
Однако самая интересная часть Софрониевского монастыря – подземная. И дело не только в том, что даже при беглом осмотре в земле заметны основания стен и фундаменты многих сооружений.
На восточных склонах двух монастырских гор есть несколько пещерных комплексов, вырытых в лессовых грунтах наподобие знаменитых пещер Киево-Печерской лавры. Они еще практически не исследованы.
Самые старые из них специалисты датируют XIII-XIV веками. Пещерные лабиринты состоят из ходов, келий, ниш-аркасолий для захоронений. Встречаются помещения и больших размеров. Очевидно, это подземные церкви и часовни.
Еще один очень интересный кольцевой подземный лабиринт расположен на юго-восточном склоне монастырской горы, почти у самой поверхности. Его стены и своды выложены кирпичом, который датируется XVIII веком.
Самое необычное здесь – сводчатая подземная церковь. Ее своды стянуты железными затяжками, уложенными в кладке.
Это неоспоримое свидетельство того, что данный лабиринт строился открытым способом: вначале вырыли большой котлован, построили из кирпича сводчатые ходы и кельи, а потом все это засыпали землей.
В общем можно сказать, что Пещеры Софрониевского монастыря ждут исследователей. Они хранят еще немало тайн. Но пустят ли археологов туда монахи?
Восстановление монастыря
Тут автор читателям предлагает отрывок с интервью с архимандритом Германом. Так сказать рассказ от первого лица.
«О современной жизни монастыря рассказывает его настоятель архимандрит Герман.
— «Отец Герман, какими вам видятся цели и задачи современного монашества?
— Современное монашество живет по тем законам, которые создали первые монахи и святые отцы.
Мы не можем нарушить многовековые традиции, забыть наставления и советы подвижников и святых угодников, иначе пропадет преемственность.
Святоотеческое наследие надо чтить и хранить. Нужно придерживаться правил, которые Церковь дала нам на тысячелетия, и мы не должны ни прибавить, ни убавить, а только сохранять этот бесценный дар и нести подвиг, как несли его те люди. Молитвами монашества дышит мир.
— Многие обители сейчас восстанавливаются буквально из руин. Часто можно слышать, что в современных монастырях так много работают физически, что и для молитвы времени не остается...
— Физический труд действительно занимает в монашеской жизни очень много времени. Но компромисс всегда возможен.
Делаешь какую-нибудь работу — и тихонечко твори Иисусову молитву, если в машине едешь — кассету духовную поставь. И твоя молитва будет возгораться. Послушаешь иной раз духовное пение, душа взлетает и стремится к Богу.
И простой человек, и монах могут молиться всегда и везде. Господь ведь не требует ничего непосильного. Просто мысленно говори: «Господи, помилуй». Выше молитвы ничего нет, потому что мы просим Спасителя о прощении грехов. И этим сказано все. Простая, но от всего сердца молитва всегда будет услышана, дойдет до Бога.
— Бытует мнение, что православие — это удел людей преклонного и даже старческого возраста.
— Православие — прежде всего удел молодежи, потому что здесь надо много потрудиться. Даже в самом простом.
Вот пришел ты в храм, а на службе стоять не можешь — спина болит, ноги ноют.
А ты потрудись, постой, вслушайся внимательно в пение.
Надо заставить себя разглядеть не только внешнюю красоту и привлекательность, но и понять глубокий духовный смысл молитв.
Сейчас, после всех гонений и запретов, молодым очень тяжело войти в церковную колею. Церковь — это труд, но Господь указывает нам путь, и мы должны идти по нему.
— Отец Герман, расскажите немного о себе. Где вы начинали монашескую жизнь, какой путь прошли? Как оказались в Софрониевской пустыни?
— Меня рукоположили в 1975 году в Ярославcкой епархии.
Потом я переехал в Крым. Очень долго служил в Полтавской епархии. А в Софрониевскую пустынь приехал первый раз, когда еще не был священником — в 1970 году.
Я познакомился с одним из жителей здешнего села в Троице-Cергиевой лавре, и он пригласил меня приехать.
Когда мы пошли посмотреть монастырь, я схватился за голову: «Господи, что же они сделали, варвары?»
Потому что перед этим мне показали литографию c изображением этого монастыря, и я знал, как он выглядел раньше.
Я все тут обошел и был чрезвычайно удручен разрухой и хаосом.
Зашел в Ильинский храм — ни окон, ни дверей, мусора навалено под потолок, лебеда в руку толщиной растет. Сердце защемило.
И невольно вырвались слова: «Матерь Божия, если тебе угодно, позволь хоть один кирпичик положить сюда».
Потом много было разных перипетий, искушений. Все пришлось пережить.
Но где бы я ни служил, все время вспоминал эту пустынь.
И после своей дерзкой просьбы к Матери Божией через 30 лет я приехал в Софрониевскую пустынь.
Когда мои друзья узнали, что я собираюсь сюда, они говорили: «Там же даже жить негде!»
Я отвечаю: «Господь и Матерь Божия помогут». Со мной приехали 10 человек. Владыка Иннокентий, епископ Конотопский и Глуховский, меня спрашивал: «Ты хоть там раньше был? Знаешь, что там есть? Как жить будешь? Там спать не на чем, есть нечего». А я верил, что все будет.
Года два монастырь не регистрировали. Когда владыка сказал Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, что я здесь, тот, зная нищенское положение монастыря, сказал: «Давай подождем, у человека ведь тоже не беспредельные силы».
Проходит время, они интересуются: «Отец Герман не сбежал?» — «Пока нет». А когда мы дорогу начали прокладывать к монастырю, владыка решил: видимо, отец Герман и не собирается сбегать.
Жили очень трудно, в подвалах. Лежишь на кровати и думаешь, с какой стороны на тебя сейчас польется дождь.
Спали под клеенками. Постепенно о нас стали узнавать люди. Мы попросили, чтобы они на первое время помогли нам картошкой.
С хлебом было очень сложно. Варили картошку и небольшой кусок хлеба делили на три порции, чтобы хватило на день. Так и питались.
Воду возили бочками, разливали в кастрюли, чугунки, бидоны, кружки. Привезут к обеду четыре кубометра воды — к 12 ночи мы ее переносим.
Потом все падаем, уже ноги не держат. Перекрестимся, помолимся и спать. Сначала и света не было.
А когда он появился, так чудно стало. Братья говорят: а при свечах лучше было. Привыкли уже в темноте.
Слава Богу, первую, самую тяжелую, зиму пережили. Ушли только два человека, остальные выдержали. А весной посадили картошку, овощи. И все такое славное уродилось.
Картошки было с избытком. Перед нашим приездом зацвели яблони. Они с начала 50-х годов вообще не родили, замерло все.
Деревья распускались, но ни одного яблока не давали. Словно в отместку за оскорбление святыни природа перестала плодоносить.
И вот после нашего появления здесь все зацвело. Были морозы, в округе у всех все померзло, а у нас, когда мы приехали в сентябре, огромные яблоки висят. А вкусные какие! Восемь садов в монастыре, и все заблагоухали».
Прошло время и у вновь открытого монастыря появились и новые помощники. Это были глава Путивельской администрации В. Хярм, губернатор Сумской области В.П. Щербань и народный депутат Украины А. Деркач.
Был создан фонд «Вечность», который возглавила Ирина Николаевна Щербань. И вот, по сути, за три года монастырь реально начал востанавлтиваться. Отремонтированы Ильинская церковь, Покровская надвратная церковь и начат ремонт Трапезного корпуса.
Проявили внимание к восстановлению обители в то время президент Леонид Кучма, премьер Янукович, помогли провести сюда газ, дорогу. Кроме того, комплексно была решена газификация соседнего села Новая Слобода, сюда протянули газовую ветку длиной в 30 километров.
Очень большую спонсорскую помощь оказал и сделал великое дело москвич уроженец села Новая Слобода Михаил Николаевич Мураев. Львиную долю средств на строительство купола и храма в селе Новая Слобода, да и много других работ профинансировал он. За что ему низкий поклон и благодарность.
В Софрониево-Молченском монастыре на сегодня залит фундамент под колокольню, которая раньше была высотой около 70 метров. Есть ее проект, есть проект центрального кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы.
В пещерном комплексе в праздничный день открыт восстановленный иконостас. По описаниям раньше он был чугунным, теперь его сделали металлическим с элементами ковки.
Порадовали монахов и прихожан и новые обретения « чудодейственных» икон принадлежавших монастырю
В 2003 г. Сумской областной благотворительный фонд «Вічність» обращается семья Коваленко с просьбой передать монастырскую икону, найденную среди старых забытых вещей.
Много лет никто не обращал внимания на огромную, почерневшую от времени доску, стоявшую в углу сарая. Но в канун Великой Пасхи (11.04.2004 г.), войдя в старые постройки, хозяин сарая увидел, что на доске чудесным образом проявился лик Матери Божьей.
Он принёс её домой. Вытерев икону от пыли, члены семьи увидели и лик Младенца и надпись, свидетельствующую о том, что икона принадлежит Молчанской Софрониевой Пустыни. Ну не чудо ли?!
И вот 19 мая, при содействии президента фонда «Вічність» Ирины Николаевны Щербань, семья Коваленко передала в дар Софрониевскому монастырю эту икону.
В этот день в монастыре был настоящий праздник. День 19 мая вошел в историю монастыря как день второго обретения Иверской Иконы пресвятой Богородицы.
Еще одна версия по поводу утраченной Молчанской иконы Божией Матери.
«Не случайным гостем на торжестве (600 летия монастыря) был и Сергей Горохов, помощник депутата Государственной Думы России.
Сергей Владимирович - автор книги о великом подвижнике благочестия XIX-XX веков архимандрите Софронии (Смирнове). Его первая публикация о нем, кстати, была в «Руси Державной».
Сергей Горохов сделал для этой пустыни великое дело - ему довелось огромные усилия приложить к возвращению главной святыни обители в родные стены.
Судьба иконы была трагичной. Спустя ровно 200 лет после ее явления, она исчезла из монастыря при нападении на него Лжедмитрия. Существовало много версий о ее местонахождении.
Одна из дорог привела в село Угодичи Ярославской области. Согласно преданию, Молченская икона была принесена в село в 1619 году думным дьяком Топилой Луговским, бежавшим из польского плена. Во второй половине XIX века известный русский реставратор и собиратель древностей граф М.В. Толстой после осмотра иконы сделал заключение, что она есть подлинная чудотворная икона Молченской Божией Матери.
В один из визитов к Владыке Иову (который сейчас переведен служить в Канаду) в город Сумы в период работы над книгой об архимандрите Софронии Горохов познакомился с президентом фонда «Вечность» Ириной Николаевной Щербань. И она поведала о такой скорби: будучи благодетельницей Софрониевой пустыни печалится, что приближается 600-летие иконы, а святыня, по слухам, находится на Ярославской земле. Ирина Николаевна очень просила помочь.
Вот в Великий пост 2005 года икону привезли из Ярославля на машине в Москву, к офису Михаила Ивановича Муравина, благодетеля Софрониевой пустыни.
Мы с ним эту икону занесли к нему в офис, сфотографировали ее и сразу позвонили отцу Герману. Он от счастья не мог поверить, что это именно та икона. Мы ему ее подробно описали, надпись на ней прочитали, какой у нее фон, как она выглядит. Он, когда понял, что та, так расчувствовался…
В 2002 году монастырь посетил и Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир. Он освятил колодец с целебной водой.
Состоялось освящение начала строительства главного соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы и монастырской кольцевой ограды.
Был в монастыре и второй президент Украины Л. Кучма.
« 27 февраля2002г. во время визита на Сумщину президент Украины Леонид Кучма посетил православные храмы Путивльского района. В Софрониевском мужском монастыре глава государства осмотрел храм в честь пророка Илии. Леонид Кучма подарил монастырю икону святителя Николая Чудотворца.
Затем президент посетил Молчанский женский монастырь: осмотрел главный монастырский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где познакомился с его историей и жизнью насельников.
Этому храму президент также подарил икону. Кроме того, Леонид Кучма и сопровождающие его лица побывали в селе Новая Слобода Путивльского района и возложили цветы к памятнику жителям района, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 6 июня 1942 года на этом месте было расстреляно 586 человек».
Ну и в заключение, так сказать назидательная часть или немного о Божьей каре.
Судьба одного из руководителей разорения монастыря
Вот что писал уроженец Путивльского района С. Степановhttp://tyotkino.communityhost.ru/thread/?thread__mid=907536090
Партизанский командир
19.11.2007 г.
25 января 1891 года в селе Веселое родился Григорий Иванович Коняев, будущий активный боец за установление советской власти, оказавшийся по иронии судьбы, «врагом народа»
15 лет Григорий начал трудовую биографию на шахтах Донбасса.
В 1913 году был призван на военную службу. Когда началась революция, стал на сторону большевиков, был назначен подпольным организатором в пяти уездах Курской губернии. Именно Коняев и возглавил сформированный в сентябре 1918 года на Шалыгинском сахзаводе первый Путивльский партизанский отряд.
Уже в октябре отряд Коняева выбил немецкие оккупационные войска из ряда волостей, а в ноябре 1918 года очистил от них всю территорию Путивльского уезда. Потом были бои с петлюровцами. Г.И. Коняев стал членом уездного комитета РКП(б), возглавил военный отдел ревкома...
Вскоре, однако у него произошел конфликт с губернским комитетом партии. В Путивль из Курска для возобновления советской власти был направлен Т.П. Хильченко. Но Коняев заявил ему, что власть он уже восстановил, и является председателем уездного исполкома. Отказался он и вести свой отряд на фронт. Но, получив жесткое указание из Курска, вынужден был подчиниться. Отряд Коняева захватил несколько городов, разгромил целый ряд белогвардейских отрядов, провел мобилизацию...
А в ноябре 1919 года, вернувшись в Путивль, Григорий Иванович возглавил уездный ревком, организовал караульную роту, принял меры для формирования милиции... Энергия, организаторские способности, немалые заслуги способствовали росту его карьеры.
Успев поработать на должностях председателя исполкома и секретаря комитета партии, Г.И. Коняев переехал в Москву, перешел на работу во Всероссийский совет народного хозяйства.
В 1921-22 годах учился в академии Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Но независимый характер, нежелание подлаживаться под «руководящие указания» сыграли свою роль. Из военной академии боевого командира исключили. За несогласие с «генеральной линией партии» две с половиной недели он провел в «Бутырке», получил выговор с занесением по партийной линии.
В 1923 году партизанского вожака вообще из партии исключили...
Г.И. Коняев снова поселился в Путивле. Женился на учительнице Евгении Николаевне Левитской. В 1926 году у них родилась дочь Наталья. Работал на различных хозяйственных должностях. В том же 1926 году в окружной отдел ГПУ поступил донос – Коняев ведет работу по дискредитации линии партии... Дело ограничилось допросом.
Григорий Иванович был, несмотря на нелегкую жизнь, человеком романтического склада, он искренне верил, что новая власть принесет народу счастье.
Друзья называли его «мечтателем и поэтом», даже во время гражданской войны он не расставался с тетрадью, в которую записывал свои стихи. Поэтому близко к сердцу принимал реалии советской жизни: насильственную коллективизацию, насаждение командно-административных методов управления, голод, непосильные налоги. Недовольных было много. Вместе с тем, набирала обороты и репрессивная машина государства.
В 1932 году органы ГПУ арестовали пятерых жителей села Веселое – бывших партизан-коняевцев. Им вменялись в вину организация подпольной контрреволюционной организации, подготовка вооруженного восстания. Но после расследования арестованных отпустили, не
обнаружив в их действиях состава преступления. Однако вскоре аресты повторились, в гораздо больших масштабах. Были схвачены 39 человек, большинство – бывшие партизаны. Оказался за решеткой и их командир – Г.И. Коняев.
Именно его следствие считало организатором и идейным вдохновителем «повстанцев». В протоколах отмечаются показания подследственных, где утверждается, что он выступал против вступления в колхозы, призывал партизан группироваться в повстанческую организацию.
Восстание он якобы планировал начать в случае возникновения войны.
В обвинительном заключении отмечалось, что «организация Коняева намеревалась ликвидировать советскую власть, установить народно-демократическую республику, ввести частную собственность на землю, ликвидировать колхозы, разрешить свободную торговлю...
Г.И. Коняев пишет обращения в прокуратуру, в рабоче-крестьянскую инспекцию, лично К.Е. Ворошилову, начисто отрицая предъявленные обвинения. Следствию поступают многие позитивные отзывы о Коняеве, о его больших заслугах перед советской властью.
Но решение судовой «тройки» ГПУ Украины осудило его к трехлетней высылке в Казахстан. Тогда Григорий Иванович обратился к Генеральному прокурору СССР, и добился отмены приговора. Он снова стал жить и работать в родном Путивле.
В 1936 году Г.И. Коняева, работавшего директором томатного завода в с. Антыки, опять арестовали.
Обвинение было грозным – контрреволюционная троцкистская деятельность. Несмотря на отрицание предъявленных обвинений, спецколлегия Черниговского областного суда признала бывшего красного партизана виновным в контрреволюционной троцкистской агитации, приговорив к 5 годам исправительно-трудовых лагерей и поражению в правах на 2 года.
Обращение в Верховный Суд Украины результатов не дало. Наказание Г.И. Коняев отбывал в Иркутской области до 28 июня 1942 года.
Умер в Путивле, 19 марта 1945 года, от туберкулеза легких. Похоронен на городском кладбище.
И только в 1989 году Верховный Суд УССР отменил приговор 1937 года, по причине отсутствия в действиях Г.И. Коняева состава преступления.
Но это суд мирской, а еще есть и Суд Божий! И неотвратимость наказания грешников после смерти.
Фото к статье находится на следующей ссылке:
http://h.ua/story/203060/