Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 417
Авторов: 0
Гостей: 417
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

БАКИНСКАЯ ПОЭМА

Памяти всех безвинно погибших
в этом проклятом январе 1990 г. посвящается.

Бешено, с гиканьем, свистами
мчится эпоха вперед.
Ей ли, теперь ли выискивать
смыслы? Ведь время не ждет...

Рельсом впечатана намертво
в землю - усталый сустав -
каждой молекулой, атомом
чувствую этот состав.


1

Стучится поэма, грызется лисицей.
А я ей: “Молчите, поэма, молчите!”
Молчите, поэты, заткнитесь, поэты.
От вас эти беды, и козни, и недуг.
Кричали, орали на каждом подворье:
“Язык умирает!” А вышло-то - горе.
И небо кровавыми плачет дождями.
И, бурю пожавши, вы плачете сами.


2

Каменного Кирова
тащат с пьедестала.
В многолюдном городе
много меньше стало.
И опять Историю
судят - не рассудят.
Только кто же с каменных
спрашивает, люди?
Может, успокоимся?
Может, поостынем?
Пощадим Историю:
Клио, все ж, богиня.
Все равно не вычеркнуть
прошлого страницы,
и в скрижалях каменных
наша жизнь струится,
наши раны, горести,
наши пораженья...
Не судите памятник!
Не смешите Время!


3

Как описать погром, скажи?
Была я в этом доме,
где содрогались этажи,
а деловитые мужи
вотще искали ломик.
А милицейские чины
торчат неподалеку.
Они - защитники страны.
Они не чувствуют вины,
не двинутся до срока.
А там с решеньем не спешат,
и отдыхают перья.
Все думают: как совместят
свободу с топотом солдат?
А вы крепитесь, двери!
Горят на улицах костры.
В пещерном ли я веке?
И тучи, тучи авары*.
И словно в щели комары
забились человеки...

4

Опять контейнеры громят.
А я смотрю на это.
“Эдэбият-инджасанэт”**
под мышкой у студента.
Он вовсе не сердит, не пьян,
неспешен и спокоен.
Ногой ломает чемодан
и бьет тарелки, воин.
В своей уверен правоте
он око рвет за око.
А что виновники не те –
та мысль, увы, далёко.
Позор несчастным дуракам!
Чего, скажите, ждали?
И вот летит их жалкий хлам
кому-то под педали.
О нет, не месть – священный долг.
Бескровно, благочинно...
И гул дневной, обычный смолк.
Погромщик и невинность...
А я сдержать не в силах дрожь,
ногой качая дочку,
пытаюсь втиснуть эту ложь
в сознанье по кусочкам...


5

Мой южный, недужный, охаянный город!
Как ты почернел, и оброс, и оборван.
И в черные дыры бредовых идей
вливаются крики твоих площадей.
Безлюдье настало, бесправье, бессудье.
Неужто мы все - только рока  орудье,
и нас захлестнет приливная волна,
мазутом измазав души письмена?
Пришли в запустенье и термы, и театр,
и храмы по камешкам в сотнях хибар.
О, римлянин, плачь! Тебе хочется плакать,
хоть миром доволен суровый вандал.
Прощай же, мой город! Во сне я увижу
тебя благодушным и прежним, иным.
Прощай! Неужели тебя ненавижу?
О, Время! Что сделало с домом моим?


6

- Да здравствует быт!
- Почему?
- Извините, не кажется ль вам,
все талдычит о быте?
О быте кипит взбудораженный чайник.
А быт - это “быть”, это жизнь, это частность,
касанье всего, и таинственность плоти...
- А таинство духа?
- Попробуйте врозь их!
Ведь быту присущ реализм и конкретность.
Он здесь и всегда. Он и вечность и веник.
- Ну, это загнули! Пошло словоблудье...
- Да нет, славословье. Мы люди, не судьи...
Я в быте люблю вдохновенье покоя,
и детские игры, и нечто такое...
- Но это еще и морока, и слякоть,
и так надоело, что хочется плакать...
- Нет, лучше срываться с разбега, с насеста,
бросаться в пучину, хлебнуть неизвестность
и, пренебрегая и домом и миром,
всем тем, что нам мило, лишь мнится унылым,
все выше и выше, все дальше и дальше
вперед, в революцию?!
- Слово без фальши!
- Ужасное и окаянное слово!
Прыжки на батуде!
- Прощайте.
- Ну, что вы?


7

1-й голос: - ЦК штурмуют!
2-й голос:  - Батюшки-светы!
3-й голос: - Не верьте слухам.
             Просто пикеты.
1-й голос: - Зовут к оружью.
             Идем сражаться.
2-й голос: - Кому это нужно?
             Остыньте, братцы!
3-й голос: - Да что вы, право?
             Шаги к свободе...
2-й голос (с иронией):
- Умрем со славой!
  Все в старом роде...
  А ну - суд Линча?
  Теперь - на красных?
3-й голос: - Да оглянитесь!
             Все так прекрасно!
             Самосознанье
             растет и грозно.
2-й голос: - Ведь рухнет зданье
             и будет поздно.
1-й голос: - Эх, болтолОги!
             И не устали?
             За нашу гордость
             не жалко стали,
             за нашу совесть,
             за земли предков.                 
             А вы квохчИте,
             как две наседки.
2-й голос: - Ох, эти земли!
             Да будь все прахом!
             Погибнуть с целью?
             А жизнь не птаха.
             Вспорхнет - и нету.
             Пиши пропало.
             Кому-то крови,
             как видно, мало...


8

А я тут вовсе не причем.
Я на полу лежала.
И пуля тронула плечо,
когда я чуть привстала.
И было мне не страшно, нет!
Так не могло случиться!
Кому был нужен этот бред?
Кто мог так ошибиться?


Ах, пуля-дура, что тебе
до девочки, до мамы?
Подвластна ты самой себе,
по-своему упряма.
И ты здесь вовсе не при чем.
Летишь по злой указке.
А справедливость и добро
прописаны лишь в сказках...

9

Разворотила пуля
мою живую плоть.
Хоть дура она, дура,
да умным не помочь.
“Смещенный центр” - сказала
сегодня медсестра.
В палате тихо стало.
Лишь плакала зурна.
Минутки, вы - песчинки,
минутки - лепестки.
Осталось ли слезинки
на дне моей тоски?
Осталось ли надежды
на радость, на покой?
Я вижу сон:
я прежний,
я с вами
я живой.


10

Четыре пули прозапас,
четыре пули.
Играю с ночью в преферанс,
а ночь-то - шулер.
Она коварна и хитра.
Она при деле.
Белеет месяц, словно шрам,
на черном теле.
Ночь - уголовница, гюрза,
злодейка- ночка,
черна, как вишенки-глаза
у младшей дочки.
Четыре пули для себя,
жены и дочек.
Связала накрепко судьба
нас в узелочек.
Сосед увез жену, а тот,
другой - развелся,
Мне ж клясть себя, что идиот,
что не отрекся?
На мне проставлено клеймо.
Овца дрянная.
И у родни торчу бельмом.
Я вне их стаи.
О, дай мне, Боже, пережить
весь этот ужас!
Иль убежать за рубежи?
Кому я нужен?
Такая ночь. Такая тишь.
Тоска такая.
Но вот и гул и даже, слышь,
собаки лают.
Эх, что сказал бы мой ата?
Да нет на свете...
Ну, берегитесь, сволота!
Ах, дети, дети...


11

Он изменился, этот город:
он весь утратами прополот,
он перестроен, перекроен,
он чинен и благопристоен.
Глазеют вставленные стекла
уже на вывески иные,
и выглядят свежо и мокро
залатанные мостовые.
Подчищен, вымыт, принаряжен
невестой во вторичном браке,
он далеко не так отважен,
как Пенелопа на Итаке.
Вся в озабоченности новой,
а в глубине запрятан ужас,
чтоб кто-то не сказал ни слова
о прежнем и несчастном муже.
Как будто не было здесь битвы
и не лились потоки крови,
а раздавались лишь молитвы
о благоденствии и  воле.
Метались крики, словно птицы,
а птицы - как и не бывали,
и лозунги, устав браниться,
потом на стенах оседали.
А вот и битая посуда.
Здесь кто-то уезжал навеки.
Скажи мне, Господи, откуда
такая злоба в человеке?
Ну а потом - иные речи,
иные вывески и нравы.
Мир прошлый далеко-далече.
Мир нынешний - в своем он праве.
Скажите мне, как называлась
та улица, что я любила?
Куда тот памятник девался?
Чья разворочена могила?
Но что пристала я к прохожим,
всегда спешащим оголтело?
Ты только подскажи мне, Боже,
что с памятью моей поделать?


12

Не вместится в поэму душа.
Да, наверное, это не надо.
Без поэзии будем решать,
что же делать с запущенным садом?
Что же делать с безумной страной,
что своих сыновей пожирает?
Что же делать с проклятой душой,
что всю правду до времени знает?

Баку. Февраль 1990 г.

* Аварой называют бакинскую шантрапу
** “Эдэбият-инджасанэт” в переводе с азербайджанского означает “Литература и искусство» - Прим. автора

© Лиана Алавердова, 24.05.2009 в 00:40
Свидетельство о публикации № 24052009004007-00109453
Читателей произведения за все время — 152, полученных рецензий — 6.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Гришагин Сергей (Мемориальная страница)
Очень цепляет, Лиана!!! Спасибо.
С увпэжением
ВЕТЕР
Гришагин Сергей (Мемориальная страница)
С уважением, конечно.
Лиана Алавердова
Лиана Алавердова, 24.05.2009 в 23:22
Cпасибо, Сергей, за прочтение.
Отдельное - за уважение.

Лиана

Сергей Вострецов
Сергей Вострецов, 24.05.2009 в 19:35
Слова бессильны...
СВ
Лиана Алавердова
Лиана Алавердова, 24.05.2009 в 23:23
Мои слова или Ваши? ;-)

Сергей Вострецов
Сергей Вострецов, 25.05.2009 в 02:56
Извините, Лиана, за эту нечаянную неоднозначность, не нашёл нужных слов. Жутко было после прочтения. Поэтому - молча обнимаю.
Сергей
Кулиев-Шалыгина
Кулиев-Шалыгина, 25.05.2009 в 22:15
Баку,кстати,убежал так далеко от того времени и той беды,что ваша поэма нуждалась бы там в комментариях.Тем летом я первый раз с 90-го в Баку оказался,смешанные чувства испытывал.
Мне поэма нравится.Не целиком,от и до,а моментами.Которые у вас кругом рассыпаны.
Лиана Алавердова
Лиана Алавердова, 26.05.2009 в 03:30
Спасибо! Я в Баку не была уже 16 лет и вряд ли когда-либо поеду, но у меня есть стихотворение, написанное под впечатлением фильма о родном городе, поэма о Каспии, О Маттаре Бахлул-заде, о ностальгии... У меня к Баку сохранилось очень теплое отношение, но прошлое настолько отодвинуто вдаль, что кажется невероятным, как бы не со мной происшедшем...
Амалия Флёрик-Мейф
Амалия Флёрик-Мейф, 31.05.2009 в 16:32
Здравствуйте, Лиана!
Прекрасная поэма, всю душу мне перевернула. Снова пережила то страшное время.  Баку - это стены, это улицы, это Каспий. У меня в этом городе осталось несколько знакомых, которым некуда и не на что ехать.
В душе моей сохранился каждый час того страшного времени. Даже, если  когда-нибудь,мне выпадет бесплатный билет, я туда никогда не поеду, несмотря на то, что там могилы моих самых близких людей.
Я не могу прошлое отодвинуть вдаль, оно всегда со мной, наверное потому, что будущего почти не осталось.
Спасибо
Амалия
Лиана Алавердова
Лиана Алавердова, 31.05.2009 в 18:50
Дорогая Амалия!
Спасибо за эмоциональный отклик. Мне Ваши чувства очень близки. Поэма писалась по "свежим следам" той трагедии, но помимо моего сборника нигде не была опубликована. Я рада, что решила ее поместить на "графоманах" и тем самым "дала ей шанс", как здесь говорят, выйти на читателей-бикинцев.
У меня тоже а Баку остались могилы предков...

С уважением

Лиана

Славицкий Илья (Oldboy)
!!!!!!!!!!!!!!!!!

Искренне
Олд

Лиана Алавердова
Лиана Алавердова, 28.01.2011 в 19:56
!!
:-)
Нелли
Нелли, 19.08.2012 в 19:07
О, сколько боли! Время идёт, оно бежит, а боль...Она не проходит и даже не становится слабее. Когда теряешь всё, что любил,невольно, теряешь и своё будущее. Я, лично, потеряла. Я оказалась человеком, оторванным от жизни, у меня было всё, дом, друзья,  перспективы на прекрасное будущее, мечты и надежды, и, в один миг, всё пошло прахом, только ужас, дикий ужас, ужас непонимания. Спасибо Вам за Вашу работу. Если у Вас будет время и желание, загляните ко мне на страничку, прочитайте мой рассказ "Прикосновение к ненависти". с уважением и наилучшими пожеланиями, Нелли.
Лиана Алавердова
Лиана Алавердова, 19.08.2012 в 20:31
Спасибо, Нелли. Жизнь раздвоилась, подарив нам по две жизни, и надо быть благодарными ей за то, что она нас не покинула. На собственной шкуре убидалсь в правоте высказывания, передаю его приблизительно: "То, что нас не губит, делает нас крепче". Я Ваш рассказ не только прочла, но и подарила 100 баллов.
Успехов!
Лиана

Это произведение рекомендуют