Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 91
Авторов: 2 (посмотреть всех)
Гостей: 89
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

ВЫКРУТАСЫ «ВИТРАЖНОЙ СТРОФЫ»

Александр Валентинович Рубис
Жюри литературных конкурсов часто оказывается некомпетентным. Это приводит к несправедливому подведению итогов и восхвалению авторов, незаслуживающих почета. Почему это плохо? Потому что начинающие и слишком впечатлительные авторы приходят к выводу: даже если напишешь ерунду, все равно можно получить награду и славу. Таких сочинителей становится все больше и больше, а отечественная литература захламляется второсортными книгами и теряет резервы. Кроме того, нормальные писатели не получают ни денег, ни дипломов, ни публикаций.
Примерно то же самое происходило на конкурсе «Витражная строфа», который проводил некто Ланселот. Стихотворению Анны Закревской «Letzte Reise» https://ryfma.com/p/fMXRA4g5ZChyA6tEt/letzte-reise подарило первое место, хотя оно намного хуже произведения «Огонь не навредит морскому волку» https://ryfma.com/p/4vG7u9XtTPtkwf8ZZ/ogon-ne-navredit-morskomu-volku. Объясню, почему я так думаю.

«Letzte Reise». Мало того, что Закревская напечатала название английскими буквами, так еще и не дала перевод.

«Если ехать – то к Балтике». Здесь нужна запятая, а не тире.

«Не тянуть до времён, где ты немощен и несносен». Здесь говорится о будущем, но автор не обратил на это внимания и между словами «ты» и «немощен» пропустил глагол «будешь».

«Истекая янтарной сукровицей, пляшет лес». Сукровица – это жидкость желтоватого цвета, вытекающая из нарывов и язв. Думаю, не нужно объяснять, что этот образ некрасив. Кроме того, истекающий гноем лес вряд ли будет плясать от радости.

«Нить песчаной косы под высокой аркадой сосен». Дается вид не с высоты сосен (использован предлог «под»), поэтому эпитет «нить песчаной косы» неправильный. Скорее «полоса песчаной косы».

«Нить песчаной косы под высокой аркадой сосен в золотую осень выводит твой крайний рейс». Песчаная коса никакие рейсы не выводит. Надо было написать хотя бы так: «Маршрут проходит по песчаной косе» или «вдоль песчаной косы».  

«крайний рейс». Крайних рейсов не бывает. Только последние.

«Даром по городам собирать витражи». Витражи не собирают ни даром, ни за деньги. Можно собрать только впечатления о витражах.

«безмятежно счастлив». Первое слово лишнее, потому что счастливый человек всегда безмятежен, доволен жизнью.

«Но разбит на части и Гамбург, и Роттердам». Непонятно, почему и кем разбиты на части эти города. Но это еще не все, – если упомянуты два города, то слово «разбит» требует множественного числа.  

«Дюна входит хозяйкой в покинутые дома». Дюна – это песчаный холм. Даже если дом больше размером, войти в него она не сможет.

«за плечами линяет крыло грозового лета». Непонятно, как это может быть. Если лето заканчивается, то оно линять не станет – просто уйдет. А если уходят тучи, то почему это линька именно одного крыла?  

«Осень быстро закончится. Следом придёт зима». Неясно, причем тут осень. Речь идет пока о лете – «линяет крыло грозового лета».

«Осень быстро закончится. Следом придёт зима. Сделай так, чтоб тебе никогда не увидеть это». Совет непонятен. Как «не увидеть»? Не глаза же завязывать герою (героине) на долгие месяцы!

Не может порадовать и ритм, что вовсе не делает стихотворение напевным.

Если ехать – то к Балтике.     / – / – – / – –
Лучше – в один конец.   / – – / – /   Сбой
Не тянуть до времён, где ты немощен и несносен. – – / – – / – – / – – / – / – Сбой
Истекая янтарной сукровицей, пляшет лес. – – / – – / – / – – – Сбой
Нить песчаной косы под высокой аркадой сосен – – / – – / – – / – – / – / – Сбой
в золотую осень – – / – / – Сбой
выводит твой крайний рейс. – / – – / – – Сбой

Если строить – то готику. / – / – – / – –
Даром по городам / – / – – /   Сбой
собирать витражи. Вырвать право на день ли, час ли – – / – – / – / / – – / – – / – Сбой
Для свидания с морем и прошлым собой, кто там – – / – – / – – / – – / – –   Сбой
на излёте апреля бывал безмятежно счастлив. – – / – – / – – / – – / – / –  
Но разбит на части – – / – / –
и Гамбург, и Роттердам. – / – – – – /   Сбой

Дюна входит хозяйкой / – / – – / –
в покинутые дома, – – / – – – – /   Сбой
за плечами линяет крыло грозового лета. – – / – – / – – / – – / – – /   Сбой
Осень быстро закончится. Следом придёт зима. / – / – – / – –   Сбой
Сделай так, чтоб тебе / – / – – /   Сбой
никогда не увидеть это. – / – – – / – / –   Сбой

Пусть безмолвным светом – – / – / –  
над морем взорвётся тьма. – / – – / – –

Хаос. Ударение падает, куда попало (горизонтальная черта – безударная гласная, вертикальная – ударная) без всякой системы.

Теперь надо рассказать о размере.

Если ехать – то к Балтике.   Размер: 8 слогов
Лучше – в один конец.   6
Не тянуть до времён, где ты немощен и несносен.   15
Истекая янтарной сукровицей, пляшет лес.   14
Нить песчаной косы под высокой аркадой сосен   15
в золотую осень   6
выводит твой крайний рейс.   7

Дюна входит хозяйкой   7   Сбой
в покинутые дома,   7   Сбой
за плечами линяет крыло грозового лета.   15
Осень быстро закончится. Следом придёт зима.   14
Сделай так, чтоб тебе   6   Сбой
никогда не увидеть это.   9   Сбой

Пусть безмолвным светом   6  
над морем взорвётся тьма.   7

Сбой размера. Вкупе с нарушениями ритма это привело к тому, что произведение трудно читается и запоминается.

Нет рифмы для слов: «Балтике», «готике», «хозяйкой», «тебе».


Итог:

Логические ошибки: 5
Фактические: 4
Речевые: 6
Этические: 1
Ритмические: 13
Размерные: 4
Рифмовые: 4.

Всего: 37 ошибок.


В стихотворении «Огонь не повредит морскому волку» даже половину такого количества недостатков найти невозможно. Я спросил Ланселота, почему тогда оно не на первом месте? Ответ последовал уклончивый. Не было ни опровержения, ни признания вины. Я обратился к администрации сайта «Rifma»: как она может предоставлять площадь для таких мероприятий? Хозяева предпочли промолчать, – то ли не нашли аргументы, то ли не захотели терять деньги за свои услуги.

Александр Рубис,
поэт, прозаик, публицист,
частный редактор.