В третьем номере журнала появилась рубрика “Строка, оборванная пулей”. В ней мы рассказали о поэтах, погибших на фронте, но, к сожалению, поэты от пуль погибали не только на фронтах. Поэтому решено продолжить эту рубрику.
В этом эссе рассказ пойдёт об известном русском поэте Николае Степановиче Гумилёве. Не буду подробно останавливаться на его биографии, сейчас с ней можно ознакомиться и в Википедии, и на официальном сайте поэта http://www.gumilev.ru, и ещё во множестве бумажных и электронных изданий. Напомню только основные события из его биографии.
Родился 3 апреля 1886 года (по старому стилю) в семье корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва и Анны Ивановны (Львовой). Его первый сборник стихов «Путь конквистадоров» был выпущен в 1905 году на средства родителей за год до окончания гимназии. С 1906 жил в Париже и слушал лекции по французской литературе и живописи. Много путешествовал.
В 1909 году он принимает активное участие в организации нового издания – журнала «Аполлон», в котором в дальнейшем, до 1917 года, печатал стихи и переводы и вел постоянную рубрику «Письма о русской поэзии». Гумилёв пользовался покровительством у Валерия Брюсова, которого считал своим учителем.
В 1910 году женился на известной поэтессе Анне Ахматовой, их брак не был долгим и счастливым и к 1914 году фактически распался, хотя официально они развелись только в 1918 году.
В 1911 году при активнейшем участии Николая Гумилева был основан «Цех поэтов», в который, кроме Гумилева, входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий, Кузьмина-Караваева, Зенкевич и другие. В том же году написана пьеса-импровизация в стихах «Любовь-отравительница».
Дважды он путешествовал по Африке, причём в 1913 году в качестве руководителя экспедиции от Академии наук, для пополнения коллекции этнографического музея.
В начале Первой Мировой войны Гумилёв добровольцем ушёл на фронт, был награждён Георгиевским крестом, которым очень гордился. А Ахматова по этому поводу написала ироничный стишок, адресованный их маленькому сыну:
Долетают редко вести
К нашему крыльцу.
Подарили белый крестик
Твоему отцу.
После революции он продолжает заниматься литературной деятельностью: работает как переводчик в издательстве «Всемирная литература», пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер, «Фарфоровый павильон», пишет пьесу «Охота на носорога», представление по хронике Шекспира «Фальстаф», сценарий массового действия «Завоевание Мексики», пьесу для детей «Дерево превращений». Максим Горький приглашает его в редакцию «Всемирной литературы».
В 1920 году был учрежден Петроградский отдел Всероссийского Союза писателей, куда вошел и Гумилев. Главой Союза был избран Блок. Под предлогом того, что в выборах председателя не было достигнуто кворума, были назначены перевыборы, однако на перевыборах была неожиданно назначена кандидатура Гумилева, который и победил.
3 августа 1921 года Николай был арестован, а 24 августа расстрелян вместе с другими участниками “таганцевского заговора” (всего 61 человек).
За что же расстреляли поэта Гумилёва? Официально, за участие в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Однако вызывает сомнения существование самого заговора и, тем более, участие в нём Гумилёва.
Поэт легкомысленно не скрывал своих монархических убеждений, но был совершенно аполитичен, ни в творчестве, ни на занятиях в поэтической студии он никогда не высказывал какой-либо критики существующего режима и не занимался политической агитацией.
Но для новой власти лояльности было мало, решающие значение в становлении нового государства играла диктатура пролетариата и классовая борьба.
Известный чекист Мартин Лацис весьма откровенно писал о принципах революционного правосудия:
«Мы не ведем войны против отдельных людей, мы уничтожаем буржуазию как класс. Во время расследования не ищите свидетельств, указывающих на то, что подсудимый делом или словом выступал против Советской власти. Первый вопрос, который вы должны задать: к какому классу он относится, каково его происхождение, каково его образование или профессия. Ответы на эти вопросы определят судьбу обвиняемого»
Вот как раз дворянское происхождение и образование, полученное в Сорбонне, стало приговором в деле Николая Гумилёва. Зачем советскому государству образованные граждане, если государством управляли кухарки? Даже через тридцать лет мало что изменилось, и его сыну Льву Николаевичу в 1950 году, когда он получал последний срок за принадлежность к “антисоветской группе и террористические намерения”, пришлось выслушать пояснения прокурора: «Вы опасны, потому что вы грамотны».
О каком правосудии можно говорить, если всё обвинение построено на противоречивых показаниях всего одного свидетеля, в обвинительном заключении нет никакой конкретики, и там же, по сути, вынесен приговор, хотя это прерогатива суда:
«Виновность в контрреволюционной организации гр. Гумилева Н.Ст. на основании протокола Таганцева и его подтверждения вполне доказана. На основании вышеизложенного считаю необходимым применить по отношению к гр. Гумилеву Николаю Станиславовичу как явному врагу народа и рабоче-крестьянской революции высшую меру наказания – расстрел.
Следователь Якобсон
Оперуполномоченный ВЧК»
Чекист даже не удосужился правильно написать отчество Гумилёва. И всего лишь одна подпись, сделанная синим карандашом…
Советское государство в первую очередь уничтожало цвет нации – талантливых и образованных людей.
Лишь в 1992 году Гумилёв был реабилитирован, то есть 71 год в СССР его творчество фактически находилось под запретом.
В заключении хочу привести стихотворение Валерия Рыбакова, посвящённое поэту:
Вот из ладожской дали
День последний возник,
И гуртом их согнали,
Запихнув в грузовик.
По торцам и ухабам
Долог питерский путь,
Да и охтенским бабам
Есть, кого помянуть.
По любому проулку
Все известно у баб:
Этих – не на прогулку,
А к Духлинину в штаб.
Стража – Петр и Прохор,
Да Андрей, да Иван,
Отхлебнули эпохи
Белену и дурман.
И поэт понапрасну
Звал ту злобу святой –
В ней – лишь темный страсти
Да дурной перепой.
Смотрят, меряя взглядом,
Как телят на торги;
И с хозяйским приглядом:
С этого – сапоги…
Те ж – сидели, шептались
Тихо «Боже, храни…» -
Никого не дозвались
В окаянные дни.
Был неправедно гневен
Или в отпуске Бог –
Ни пажей, ни царевен –
Никого не сберег.
Без молитв и расспросов
Вышел час похорон
У кронштадтских матросов
У тобольских княжон.
А поэт – что, особо? –
Он с гурьбой и гуртом
Примет смертную пробу
Обескровленным ртом.
И подруга родная
Сквозь года немоты
Никогда не узнает,
Где оставить цветы.
И в земле без возврата
Здесь, под каждой пятой,
Или грешник заклятый,
Или кроткий святой.
Но для тех, кто навеки
Пребывает в ночи,
Все погибшие – зеки,
А кто жив – палачи.
В статье использованы материалы сайтов:
http://www.gumilev.ru
http://pravo.ru/process/view/22152
http://www.km.ru/forum/news/gumilev/dossier
http://levi.ru
Стихи Николая Гумилёва.
Выбор
Созидающий башню сорвется,
Будет страшен стремительный лет,
И на дне мирового колодца
Он безумье свое проклянет.
Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.
А ушедший в ночные пещеры
Или к заводям тихой реки
Повстречает свирепой пантеры
Наводящие ужас зрачки.
Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право –
Самому выбирать свою смерть.
1906
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
1907
Современность
Я закрыл Илиаду и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило - фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.
Я так часто бросал испытующий взор
И так много встречал отвечающих взоров
Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных маркёров.
Так, в далёкой Сибири, где плачет пурга,
Застывают в серебряных льдах мастодонты,
Их глухая тоска там колышет снега,
Красной кровью - ведь их - зажжены горизонты.
Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя...
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.
1911
Андрей Рублёв
Я твердо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному Творцом.
Нос – это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.
Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Все тайны духа выдают.
Открытый лоб – как свод небесный,
И кудри – облака над ним;
Их, верно, с робостью прелестной
Касался нежный серафим.
И тут же, у подножья древа,
Уста – как некий райский цвет,
Из-за какого матерь Ева
Благой нарушила завет.
Всё это кистью достохвальной
Андрей Рублёв мне начертал,
И в этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.
1916
Прапамять
И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят.
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять восторг и горе,
Опять, как прежде, как всегда,
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.
Когда же наконец, восставши
От сна, я буду снова я, –
Простой индиец, задремавший
В священный вечер у ручья?
1918
Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
1921