Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Далеко от Лукоморья"
© Генчикмахер Марина

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 115
Авторов: 0
Гостей: 115
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Книга Красные деревья. Предисловие (Литературные конкурсы)

Автор: Ян Бруштейн
В марте 2009 года в московском издательстве "Библиотека "ЕДИНАЯ КНИГА" вышел мой сборник стихов "Красные деревья".

24 апреля 2009 года состоится организованная издательством презентация книги в Москве, в Доме-музее Марины Цветаевой. Адрес: Москва, Борисоглебский пер., д. 6.
Проезд: ст. м. «Арбатская», тр. № 2, 44, авт. № 6 до ост. «К/т "Октябрь"»

Инициатором этого издания выступил поэт и критик с Дальнего Востока, член Русского Пен-центра (PEN-CLUB) Иван Шепета - http://stihi.ru/avtor/ivanshepeta. Он же написал и предисловие к книге.
С разрешения автора публикую на своей странице это предисловие:

НОВАЯ, СЛУЧАЙНО ОТКРЫТАЯ ОБИТАЕМАЯ ПЛАНЕТА ВСЁ ИЗ ТОГО ЖЕ СОЗВЕЗДИЯ ТОПОРА

Ян Бруштейн - поэт случайных открытий, нечаянных удач и щедрости богато одарённого человека. Это становится понятным, когда читаешь "Стихи юного Яна",  и сравниваешь с итоговыми вершинными достижениями: "Стихи сыну", "Сухари", "Дом-корабль", "Последний пират", "Точу ножи!" и другими стихотворениями. Как до обидного мало, какую цену за всё это заплачено! Небольшая книжица и целая жизнь - они уравновешивают друг друга... Однако так было не раз в истории отечественной поэзии: с одной книгой входили в ее историю и Ф.Тютчев, и  И.Анненский.
Наиболее ценные качества в манере предлагаемого автора - простота, прозрачность и одновременно романтическая приподнятость. Именно романтическая приподнятость, а не гражданский пафос, чуждый Яну. Нет ничего нарочитого, натужного, непрожитого. Каждое слово подтверждено жизнью, ему веришь. Это высокая лирика, близкая по манере любимому мною Юрию Левитанскому и одновременно рациональному Давиду Самойлову. Однако иногда поэт отступает от сложившейся манеры, и тогда происходят те самые удивительные открытия, о которых я говорил выше.
"В созвездии Топора" - так называлась одна из книг поэта Ивана Елагина, уроженца Владивостока, умершего в далёкой Америке. Его жизнь пришлась на самую сердцевину 20 века. И это о нём, о 20 веке, сказано - в созвездии Топора.
Читая "Миф о красных деревьях" Яна Бруштейна, уроженца Петербурга (пусть и прожившего многие годы в Иванове), города по-имперски симметричного Владивостоку, вспоминаю Ивана Елагина, невостребованного, недопонятого у себя на родине.
Миф - не метафора, цель которой сравнение с чем-то хорошо известным, чтобы понять нечто не совсем понятное. Миф - это реальность, придуманная художником.  Она может вступать в метафорические отношения с современностью, а может быть и неким пророчеством. А может стать и самоценным художническим миром. Фантастикой. Эдаким литературным абстракционизмом.
Настоящий художник связан со своим временем не только и не столько размышлениями о событиях современных или недавно ушедших, сколько литературной техникой, используемой им. Навыками, ремеслом. Прорывы в области этой самой литературной техники случаются не часто - ровно по количеству великих поэтов, а их, сами знаете, по пальцам посчитать можно.
Юрий Кузнецов, недавно умерший и уже подзабываемый - тот самый великий поэт, кто в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века миф использовал как универсальный поэтический язык. Возможно, висевший в воздухе века Топор стимулировал такое художественное развитие лирики.
В поэтической сказке странным образом обычные слова приобретают двойное, тройное эхо. Это ассоциации, которые преследуют культурного читателя.
Красные деревья - это и красивые деревья, и деревья ценных пород (мебель красного дерева), и даже где-то советские, кровавые. И, несомненно, духовные существа. Так как имеют великую цель, исполняемую поколениями - достичь воды. А вот "деревня" - полная им противоположность. Некультурная, бездуховная. Она-то и делает из одухотворённых существ "красные, прекрасные дрова". Кто-то может увидеть здесь политику, сведение исторических счетов и т. д. и т. п. Видимо, не без этого, так как везде эхо, эхо. Даже слово "дрова"  (напился  в дрова) приобретает в языке мифа трагическую многозначность. Неподвижность - в противоположность вековому движению, вот что такое дрова! Кто-то увидит здесь оговор замечательной русской деревни, так это - пожалуйста. Отпереться легче легкого: МИФ! А он - вне политики, он для детей.
Даже если они - пенсионеры.
Ян - философ. Он знает, что все желания, в конце концов, исполняются. Правда, увы, иногда трагическим, парадоксальным образом. Иногда через поколение: дерево - дрова - корабли, которые запускают неведомо куда деревенские дети.

А корабли куда-то плыли сами,
Бумажными мотая парусами,
И вздрагивали красными бортами
Достигнувшие всё-таки воды.

Куда же они "плыли сами"? Не в Америку ли, на вновь обретенную родину выдающегося, бывшего русского поэта Ивана Елагина, сверяя в ночи свой путь по звёздам из созвездия Топора?..

ИВАН ШЕПЕТА
г. Владивосток

© Ян Бруштейн, 18.03.2009 в 14:19
Свидетельство о публикации № 18032009141943-00099570
Читателей произведения за все время — 267, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют