Оставим за бортом споры об относительности восприятия, разных систем координат, опыте, etc. Также предлагаю не затрагивать тему вкусов, о которых не спорят. Любое художественное произведение – попытка автора донести до читателя, зрителя информацию, эмоции, передать ощущения или создать настроение. Получилось это у автора или нет и будет целью критика.
С этой позиции и начнём писать план разбора стихотворного произведения в виде вопросника.
1) жанр. Рубрикаторы или автор в названии указывают к какому жанру автор относит произведение. Осмысленный ли текст – несёт ли он информацию для анализа. Соответствует ли название и содержание избранной форме. Соответствует ли образ, который вкладывал автор, тому, который сформировался в результате прочтения.
2) язык. Грамотность бросается в глаза в первую очередь. Грамматика и правописание – получаются всегда на первом месте. Пунктуация на втором. Правильное использование значения слов, богатство или бедность словаря, однокоренные или повторяющиеся слова, слова-паразиты, вульгаризмы, канцеляризмы. Используются ли в качестве художественного приёма или необоснованно.
3) техника. Размер, ритм, рифмы. Каждый пункт оценивается – хорошо-плохо. Дополнительно – чёткость, новизна. Обоснованность отхода от критериев заданных автором. Наличие сложных словесных конструкций, краткость или лишние слова.
4) образность. Точность передачи образов. Оригинальность.
5) общее впечатление.