Своим происхождением, не скрою,
Горжусь и я, родителей любя,
Но если слово разойдется с кровью,
Я слово выбираю для себя.
И не отыщешь выхода иного,
Какие возраженья ни готовь, –
Родство по слову порождает слово,
Родство по крови – порождает кровь.
Александр Городницкий
Русский или россиянин?
Или как рождается бытовой национализм.
Со школьных лет, меня мучает вопрос:
«- Кто я?»
«- Казах, по стечению жизненных обстоятельств насильственно ассимилировавший в русского человека или гражданин Российской Империи, обязанный знать основной язык государства и титульной нации, как свой собственный, и даже лучше, чем родной?!.»
«- Представитель национального меньшинства огромного тоталитарного государства Советского Союза, обречённый для идентификации повсеместно в мире утверждать, что он русский, но на самом деле являясь казахом?!.»
«- Гражданин Российской Империи, огрызок девятнадцатого века, казах по рождению и воспитанию, не знавший ни слова по-русски до шести лет от рождения, или русский, что умеет мыслить только по-русски, возмужавший на идеалах Великой русской и советской литературы?!.»
Так сложилось в СССР, что всем людям внушалась мысль о том, что большевики из Москвы и Санкт-Петербурга, вооружённые самым передовым в мире учением Ленина принесли в мир свет Великой коммунистической идеи. А посему все должны в качестве обязательного предмета изучать русский язык.
Так естественно и просто. Неоспоримо. Как Библия, или Коран, или Тора.
Сама простая истина, что тем самым общество делает русский язык в Советском Союзе автоматический привилегированным, а русский народ главным носителем правильной теории, а следовательно нарушает свою собственную идеологию всеобщего равенства народов в правах между собой, не подвергалась никакому сомнению.
Это фактически закрепляло за всеми нациями положение колониальных придатков России. Ибо без знания русского языка никаких карьерных, творческих и других достижений в СССР не мог достичь никто. При условии, что теория научного коммунизма провозглашала полное равенство, то все люди были поставлены в двусмысленное положение.
По сути, лишая 14 советских республик права на одинаковый статус родного языка с русским, апологеты коммунистического режима подрывали основной закон страны - Конституцию с её правом человека на возможность изъясняться везде в собственном государстве на родном языке. Необходимость, как иностранцам, владеть дополнительным языком, русским. Тем самым, русский язык в силу его близости к столице Москве, становился более родным для всех, чем язык отца и матери, даже в декларируемых во всех документах свободными 14 советских социалистических республиках. Не говоря про множество автономных республик и множества других национальных человеческих объединений на территории бывшей Российской Империи.
Вероятно, для авторов подобного построения общества было удобно использовать язык метрополии для быстрейшего порабощения всего российского во многом неготового к демократическим преобразованиям народа. Стараясь тупо распространить в сознании людей авторитет сильной власти русского царя на новую советскую власть, ничего толком не объясняя и не обещая.
Известно, что Коран сохраняется в умах правомерных мусульман зубрёжкой, так называемыми «Хафизами», чтобы никто из будущих переводчиков не смел исказить первоначальный смысл текста.
Подобно этому большевики решили сохранить свою вполне светскую власть, используя объединение людей интеллектуально одним языком. Это, в отличие от Корана, позволяло толковать коммунизм всем кому не лень так, как им было удобно. Тем более никакого единого текста у коммунистического учения никогда не было.
Если Советский Союз уже не Империя, то почему все должны учить русский язык?
Почему каждый человек сам не выбирает себе язык для общения с миром?
Если только для удобства, как язык межнационального общения, то почему с каждым днём становится всё более ненужным родной язык, упрощаясь до самого примитивного состояния, неизбежно преобразуясь в суржик или язык для кухни и дворовой челяди, свойственный неграмотной прислуге?
Вот так вкладывалась в головы простых людей будущая ненависть к русскому народу. Разве может человек, считающий себя интеллектуально развитым и неравнодушным к себе, и, в следствие, к своему народу, смотреть как умирает язык его предков?
А как он может выжить, если тебя лишили права вести привычный образ жизни, объявив его отсталым и ненужным, то где и от кого получить уроки новой жизни?
Почему русский язык все люди в СССР должны были использовать для разговоров со всем миром, а свой собственный родной, выстраданный за тысячелетия жизни предков язык только для внутреннего пользования, как фольклор и атавизм, обречённый скоро умереть естественной смертью по мнению советского культурного сообщества?
Всё это под поистине лицемерные декларации своих местечковых наймитов из числа коренного населения о прекрасных народных традициях, обычаях и певучих языках. Причём всё это сопровождалось пропагандой изучать свои языки дома, прислушиваясь к старшим членам семьи, тем самым делая их чем-то дополнительным, точнее превращая изучение родного языка в сущее домашнее наказание для детей.
Как объяснить ребёнку необходимость знать родной язык, если ты его практически нигде не применяешь, кроме близких родственников дома и среди нищих людей в отсталых провинциальных аулах, которые с завистью и озлоблением смотрят на городского жителя, называя его между собой «шала-казахом» или недоказахом?
Долгие годы советская власть, лицемерно заявляя равенство и дружбу народов на словах, на самом деле уничтожала любые возможности культурного бытия в рамках собственной самобытности, отличного от убогого понимания коммунистического видения мира назначенной от КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) армии штатных цензоров.
Это борьба простиралась на все интеллектуальные этносы государства, начиная с русского.
Слава Всевышнему, что даже за долгие 74 года безраздельного властвования большевистской клики ей не удалось уничтожить мораль и нравственность хотя бы среди более или менее крупных по численности народов.
Больная советским социалистическим реализмом, но тем не менее живая, возрождается культура у многих народов, населяющих территорию бывшего СССР.
А сколько их безвозвратно погибло?.. Пока никто не считал.
За эти советские годы люди привыкли лицемерно и цинично наделять многие человеческие качества национальными признаками.
Например, кавказское гостеприимство, восточное коварство, немецкая педантичность, русское пьянство, еврейская живучесть, украинская жадность, чукотская глупость, азербайджанское и узбекское торгашество и т.д.
Мы даже не задумывались, что подобные безобидные народные мифы делают одни народы генетически возвышенными и безгрешными, а другие, совсем наоборот, гнусными и подлыми.
Это ложь. Бывают подлые и гнусные люди во всех человеческих сообществах, как и верные и честные.
Добро и зло равно принадлежит всем известным мне нациям на Земле.
И очевидно, в этом я убеждён, что одинаково вредно для народа, как похвала, так и охаивание. Первое развращает нечистоплотных представителей социума, а второе оскорбляет добропорядочных.
Что из этого вреднее я определить не могу. Плохо и то, и другое.
А мифы? Что ж, простые люди любят придумывать про соседей всякие глупости. Всё зависит от их настроения. Когда они хотят похвалить, то они выдумывают комплимент, когда хотят оскорбить, то они приписывают какую-нибудь гадость. При длительном и устойчивом повторении возникает устойчивый миф.
За всё время существования людей многие соседи скопили друг про друга всякие небылицы. Это часто зависит от того, кто, кого и сколько времени притеснял за всю историю человечества.
- Так кто же я?
- Не знаю.
Вероятно, таких, как я, уже трудно приписать к какому-то одному этносу.
Меня одинаково оскорбляют люди, когда называют меня русским, если хотят похвалить, и когда аульские казахи называют «шала-казахом», когда хотят обидеть, ибо я рождён в казахской семье, но вырос и впитал в себя настоящую русскую культуру.
Наверное я просто не вправе решать это сам. Пусть скажут мои потомки или те, кому это покажется интересным.
Но я совершенно уверен, что нельзя кичиться своей нацией, приписывая ей какие-нибудь сверх качества, ибо всё, что есть в нас прекрасного нам подарила Мать Природа или Всевышний. Но надо неукоснительно бороться со своими гадкими проступками, ибо ко всему тому, что в нас есть плохого мы себя приучили сами.
Давайте оставим гениальные свойства самим частным лицам, а недостатками займёмся до полного их вырождения.
Но в конце я процитирую слова одного прекрасного казахского поэта, Джубана Молдагалиева, из поэмы «Я – казах!» Мне кажется это не только о казахах, но обо всех народах, что пережили советскую власть.
«Мен казакпын! Мын олеп, мын тырелген!»… (на казахском языке, изложенная кириллицей)
«Я казах! Тысячу раз воскресший из умерщвлённых!».. (перевод на русский язык)
Быть может, это обо всех нас?..
15 сентября 2008 года.