Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Прогулка"
© Асманов Александр

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 43
Авторов: 0
Гостей: 43
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Конкурс стилизаций «Парнасик». Тур 2. Результаты и обзор от Андрея Злого и Ирины Акс (Литературные конкурсы)

          Подведены итоги первого тура конкурса стилизаций. Члены жюри выставили оценки от 0 до 9, места вычислялись по сумме баллов.


          (1..6 – Злой, Левин, Бочаров, Подакина, Акс, Сирота)

          В соотввествие с условием (7 участников), присуждены две премии.

          Первое место заняла Анна Селиванова – 49 баллов.[/b]
          Второе место заняла Генчикмахер Марина – 46 баллов.
          Третье (непризовое, к сожалению) место занял Лев Визен – 44 балла.

          Поздравляем победителей.

          Спасибо всем принявшим участие авторам и членам жюри.  

+ + +

          Поскольку на этот раз жюри было лениво на обзоры, приведём нечто сводное от Андрея Злого и Ирины Акс.

          Внимание! Ошибочка вышла. Любовь Сирота тоже прислала обзор, не опубликованный из-за почтовой путаницы. См. http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/83566/ . Приносим ей свои извинения.

Вера Рычихина (Вера)

                    В полях притихла рожь,
                    Сжимается простор
                    Закат, он так похож,
                    На гаснущий костёр.

                    Задумалась река,
                    В тень превратив кусты.
                    И тишь, наверняка,
                    Придёт к ней погостить.

                    На травы упадёт
                    Ночная белизна,
                    И звезд, ажурный свод -
                    Подаст свой тайный знак.

                    Крик дергача в ушах,
                    Кричит, пьян без вина.
                    Тревога подошла,
                    Но не грозна она.

                    И так за полчаса
                    Темь возведёт накат,
                    И будет полоса –
                    Где догорит закат.

          Злой: Красивое стихотворение, но не похоже на Северянина. Да и излюбленного Северяниным словотворчества нет вообще.
          «Ушах-подошла» - не хорошо.
          Да и пять лишних запятых текст не красят (я люблю тире, Вера любит запятые).
          В общем – увы, только 4 балла.

          Акс: 3. Ритмика и ассонансные рифмы – не Северянинские

Анна Селиванова

                    Поэза о себе

                    В эмпирической страсти дерев и цикад,
                    в элегической песне сирени
                    загорается солнечно-лунный закат
                    эйкуменой людских словопрений.

                    Рубикон и экватор всё ближе. Июль -
                    эквилибрится пылью дорога.
                    Гениальность моя не приемлет пилюль,
                    как писатель эклог - монолога!

                    Этот тысячесолнцевоярый закат
                    мной задуман для нового мира:
                    в виадуках поэз, в кэнзелЯх эстакад -
                    в эскападах поэта-кумира!

                    Там голУбит в домах мониторовый глаз,
                    в нем по белому черным - муаром,
                    шампаническим брызгом сверкает алмаз
                    слов, сравнимых с электроударом!

                    Снова изгородь лиры поставлю. В Рунет:
                    о, поэтствуйте в рУсскоязычье!
                    Мне ль не встретить в Сети новозарный рассвет,
                    как всегда - в королевском величье?!

          Злой: Здесь словотворчество есть, достаточно удачное, хотя «тысячесолнцевоярый» звучит ближе к манере Маяковского.  
          Образы сравнительно яркие, «Поэзы» и «кэнзеля» – да, любил поэт нечто такое натворить. :)
          Есть вполне северянинское самовосхищение («гениальность моя…», «в королевском величье»).
          Не нравится, что стих – о современности. Такого содержания у Северянина ожидать не приходится, а я просил написать стих, который бы не смотрелся белой вороной в его сборнике. Но снижать балл за это не могу: подчёркнуто не было, можно понять требование как общее пожелание, а не как жёсткое условие.
          «Снова изгородь лиры поставлю. В Рунет: / о, поэтствуйте в рУсскоязычье!» – у Северянина такого отломленного и плохо читаемого окончания строки «В Рунет:» не видел, а «о, поэтствуйте» так и тянет прочитать «опоэтствуйте».
          «Гениальность моя не приемлет пилюль» – пилюли ощущаются «для рифмы». Образ притянутый.
          Но звучит похоже, и настроение похожее, потому – 8 баллов.

          Акс: 8. Да, поймала!

Борычев Александр Леонтьевич

                    1.
                     Принцесса Эльвина! Принцесса Эльвина!
                    Как палевы, солнечны эти холмы!
                    Тобою, принцесса, леса и долины –
                    Твоей красотою, Эльвина, полны.

                    Ты помнишь: изнеживаяся в лазори
                    Вечерней весенней сирени красы,
                    Как были мы пламенны! Как были зори
                    Чудесны тем летом! А капли росы! –

                    Они колокольчиково прозвенели
                    Когда, рассмеявшись, упала в траву:
                    Цветы вдруг отдаться Тебе захотели.
                    А Ты им сказала: «Букетик нарву!»

                    Принцесса Эльвина! Принцесса Эльвина!
                    Пускай распускается роза тех чувств,
                    Какими любила Эльвина невинно,
                    В ручье из амфоры Прошедшего. Пусть!

                    Ах, эти попытки, Эльвина, принцесса,
                    Поймать сойку Счастия – в сердца сачок
                    Обоим знакомы, но этим процессом
                    Владеет – вон видишь – седой старичок…

                    2.
                    Вечерело над озером. Бузиною раскрасился
                    Перед встречею нашею озерковый закат.
                    Каблучки многозвучные пыль столбили раскатисто.
                    Возвращался с тобою я, и печален, и рад.

          Злой: Северянинские нотки проскальзывают. Любил поэт сотворить этаких «принцесс Эльвин» с букетиками… Но в первой части словотворчества почти нет (кроме «колокольчиково»), а у дореволюционного Северянина – «ни строфы без изврата». :)
          И «Ты помнишь: изнеживаяся в лазори» – в районе «изнеживаяся» ощущается что-то с ритмом. Дело в том, что пропуск очередного ударения («пиррихий») при трехсложной стопе чаще слышится ляпом. Слишком большой безударный промежуток.
          «Вечерней весенней сирени красы» – сирень у Вас майская, хотя могла бы быть и июньская: тогда я не попенял бы Вам на невыполнение условия «в июль катилось лето» – ЛЕТНИЙ вечер нужен. Но тут и «чудесны тем летом»… С временами года – нечто загадочное.
          «Как были мы пламенны! Как были зори / Чудесны тем летом! А капли росы!» - Северянин крайне редко переносил строку в «случайном» месте («зори» и «чудесны» разлучать не стоило). Была бы здесь граница осмысленных кусков предложения – было бы нормально.
          В «амфоры» ударение неожиданно валится на «о».
          «Поймать сойку Счастия – в сердца сачок» – в «сойку» приходится глотать ударение, а ранний Северянин был большим эстетом, и таких шероховатостей не допускал. (Кстати, тире – лишнее.)  
          Во второй части есть новоделы «озерковый» и «пыль столбили раскатисто», напоминающие «образец». Рифма «раскрасился-раскатисто» понравилась.
          Общий балл – 7.

          Акс: 2. «Изнеживаяся в лазори вечерней весенней сирени красы» – не могу разобрать предложение по составу… Пусть – чувств – это не Северянин! Да, а где Маяковская тема? За #2 - +2, удачно.

Александровская Наталья (Njura)

                    Изнурённый заката финальным аккордом,
                    Опьянённый левкоев ароматным амбре,
                    Осененный чертогов лазоревым сводом
                    Лес прогретым смарагдом утомленно горел.

                    Грациозной походкой неземная царица
                    По незримым тропинкам, устремленным в июль,
                    Шла, взирая вокруг хитрым взглядом блудницы,
                    Беззаботно-небрежно неся ридикюль.

                    Лес томился желаньем, как роза нектаром,
                    Златокудрую диву колдовством опьянить,
                    Заманить её в чащу своего будуара,
                    Чтоб потом вместе с нею над миром парить.

                    Трепетанием кроны он ей слух бы лелеял,
                    Расписал бы пастелью изумрудный пейзаж,
                    Нарядил бы цветами фаланстер берендея,
                    Вплёл бы в светлые косы из росы флёрдоранж,

                    Он бы стал ей наперсником иль кабальеро,
                    Ей дарил бы поездки в лёгком чреве гондол…
                    Воздух вдруг задрожал в темпе престо-аллегро -
                    Златокудрую даму увозило ландо…

          Злой: «Шла, взирая вокруг хитрым взглядом блудницы» - «хитрым» трагично теряет ударение.
          Словотворчества нет, как класса. Это нехорошо.
          Под конец очень много односложных слов: «он ей слух бы», «он бы стал ей» и т.п. У Северянина такое бывает редко: они убивают мелодичность, плавность, привлекающую в его стихах. А здесь часто выглядят вставками для ритма.
          В общем, некоторые строки хороши, но, в целом, сходство посредственное. Поставил 6 баллов.

          Акс: 5. Ароматным амбре - ??? пахнущим запахом? масляным маслом? Попадание – но никак не в 10…

Адела Василой

                    Матиналь

                    Светило смутно розовело
                    В лиловом утреннем тумане,
                    И кактуса колючкотело
                    Темнело силуэтом странным,

                    И золотилися жеманно
                    Азалий кисти, то и дело
                    Кружа нам головы дурманом –
                    И упоительным, и прелым...

                    На скалах замки проступали,
                    Сквозь сеть лучей и тонких веток...
                    Они реальны ли? Едва ли
                    Реальней грёз шальных нимфеток.

                    Зелёный Рыцарь Айрис Мёрдок,
                    Явил нам маску – лик печали...
                    Мираж таинственный нередок
                    В муаре утренней вуали.

                    Но солнечный поток лучистый
                    Прорезал занавесь иллюзий,
                    И мир возник... свежо и чисто
                    Курортной роскошью в Эклюзе...

                    От птичьих трелей и прелюдий
                    Порой рассветнороснолистной
                    В отелях просыпались люди...
                    Мерцало море серебристо...

          Злой: Картинка картинная :) , краски яркие, есть «муары», «вуали», «нимфетки»… Это хорошо.
          Изобретено достаточно забавное «колючкотело». А вот  «рассветнороснолистной» показалось имитацией языка уже не северянинского, а немецкого.
          Хуже, что просили вечер, а в ответ – утро! :) И стих симпатичный, хотя дореволюционного Северянина не очень напоминает. А переделать утро на вечер – всего-то три слова поменять… Похоже – невнимательность. Жаль. Снизил до 5 баллов.

          Акс: 4. «В лиловом утреннем тумане» – это у нас так закат пылал? Прелый дурман – ???? Рифмы – не Северянин

Генчикмахер Марина

                    Пылало небо, как срез граната,
                    Где солнц, как зерен, не меньше ста...
                    Она - в пунцовом, под цвет заката
                    Коралом алым ее уста.

                    Она читает стихи напевно;
                    Тревогой сладкой томится грудь
                    Поэт, к тебе снизошла царевна!
                    Ее воспой, о другом забудь!

                    Забудь о том, как с шатром цыганским
                    По миру странствовал звонкий стих,
                    И все вокруг заструит шампанским,
                    Под звон бокалов и треск шутих.

                    И в жизни все - лишь любовь и нега
                    Ступай за нею, кивни в ответ,
                    Но с губ печального человека
                    Сорвалось тихое слово «Нет»,-

                    "Дитя, поэта себе не требуй,
                    По жизни странствуя налегке,
                    Он вслед за солнцем плывет по небу
                    И лучезарит в своей строке.

                    Поэт дитятей на радость падок,
                    Но в пестром ворохе разных тем,
                    Он просто ловит мерцанье радуг,
                    Хрустальной призмой своих поэм.

                    Он - в бурном празднестве светских хроник,
                    Дам в драгоценностях, дам в манто,
                    Но воспевает их, как ироник,
                    И суть поэта совсем не то...

                    И пусть порою он горько ропщет
                    На невниманье земных цариц,
                    Он не покинет священной рощи,
                    Где вечно пенье небесных птиц..."

                    Вздохнула девушка в платье алом,
                    Исчезла в прошлом. Ушла назад.
                    А небо сумрачно полыхало,
                    Как будто в небе пылал гранат.

          Злой: В общем «Поэт, к тебе снизошла царевна!». Картинка тоже нарисована яркими мазками, но здесь – обусловленный темой закат. Ритм с цезурой нравится.
          По звучанию сходство есть. И неизбежные у Северянина выкрутасы представлены: «заструит», «лучезарит», «ироник».
          «СорвАлось тихое слово «Нет»». Я как-то больше привык к «сорвалОсь».
          И не нравятся некоторые второстепенные мелочи. Например, вслушайтесь в «Дам в драгоценностях» – согласные «мвдр» читаются не ахти. Нынешние Андрей или Марина такое себе позволяют, наш «эталон» – не позволял. Зато запоминающаяся рифма «манто-не то» слишком северянинская :) – из «На островах».
          Стих понравился. Ставлю 8 баллов.

          Акс: 8. Хорошие стихи с северянинским привкусом (слишком свое, чтоб иметь право именоваться стилизацией)

Лев Визен

В 1912 году Игорь Северянин посвятил Валерию Брюсову стихотворение "На летуне".
Это стихотворение вошло в книгу его поэз "Громокипящий кубок".
"На летуне", как и многие другие стихи Северянина, показывает его любовь к движению, скорости, технике.
Оно добавляет интересный штрих к образу поэта, ставшего в глазах многих воспевателем лишь "фей", "облаков" и "роз".
--------------------------------------------------------------

                    НА ИППОДРОМЕ

                    Смешал Перун кипящим громом
                    Толпу машин с толпой людей,
                    В овалоленте ипподрома* -
                    Колеса автолошадей.

                    В закаттотенях, на трибуне
                    Забыт был Musigny** бокал,
                    И фар хрустальных многолунье
                    Мелькало в лаковых боках.

                    Болиды*** гОлодно рычали,
                    Июль оделся в белошелк,****
                    И множили свои печали
                    Те, кто на финиш не пришел.

                    И победительно-устало
                    награду приняла рука...
                    И bella***** слезы вытирала
                    Концом веронского платка.******

----------------------------------------
*. Первые автогонки ХХ века проходили на ипподромах. Ближайшим к жившему в Эстонии Северянину был популярный ипподром в Золитуде, пригороде Риги. Строительство специальных автодромов в Европе началось после Первой Мировой Войны.
**. Musigny - франц. - МюсиньИ, легкое бургундское вино с исключительно тонким ароматом и вкусом. Часто называется "дамским" и "летним" вином. Название - от винодельческого района Chambolle-Musigny (Шамболь-Мюсиньи).
***. Болид - от франц. bolide, которое - от греч. bolis (boldos). В автоспорте употребляется как название гоночных автомобилей с полностью открытыми (для быстрой замены) колесами.
****. Белый шелковый шарф - традиционная деталь костюма автогонщика начала ХХ века, управлявшего открытым автомобилем. Летчики тех времен, летавшие на самолетах с открытыми кабинами, также носили белые шарфы.
*****. Bella - итал. - бЕлла, красавица.
******. Платок из итальянского города Верона - города шекспировских Ромео и Джульетты - издавна считается одним из лучших женских аксессуаров.

          Злой: Лев, если бы пояснений было поменьше, было бы меньше и поводов к раздражению – столько звёздочек без закуси не потребить. Здесь, похоже, жюри за дошколят держат… ;) (Кстати, опеч. в «закатТотенях»)
          Но стих ближе всего (на мой слух) к манере образца. Поэтому ставлю эйфорические 9 баллов.

          Акс: 9. Попадание – без пародийной избыточности, что радует. Образность, стилистика… правда, конец платка – не северянинский образ (шаль с каймою? Как концы ее, с тобою…)

+ + +

          Внеконкурсный стих был один – от Ирины Акс

                    Вечер ало-лиловый плыл в июлевом зное,
                    Апельсинное солнце остывало вдали.
                    Облака отблистали золотой белизною,
                    Легким бликом истаяв в двух бокалах шабли.

                    Вы сидели в шезлонге, улыбаясь жеманно,
                    Таял в палевом блюдце дорогой шоколад...
                    Вы тогда мне кзались героиней романа,
                    Нежной маленькой пери из шотландских баллад.

                    Солнце нежно лобзало Ваши тонкие плечи,
                    Предзакатно прощалось, уходя на покой.
                    Наконец я решился робким жестом привлечь их,
                    И в ответ Вы коснулись шаловливой рукой.

                    Вслед за солнцем июля, верный нежному зову,
                    Я с горячею страстью к вашей коже приник...
                    Это было у моря, где волна бирюзова,
                    Где звенит и искрится изумрудный родник.

          Злой: Звучит похоже, недостаток – «словотворчества» не хватает.

          Акс: Ну, не шедевр – но вполне так аккуратненько…

© Мастер-класс 'Поэзия', 28.02.2009 в 07:51
Свидетельство о публикации № 28022009075151-00097092
Читателей произведения за все время — 343, полученных рецензий — 5.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Александровская Наталья (Njura)
Спасибо членам жюри за анализ представленных изысков. Всех победителей от души поздравляю! Одна маленькая ремарка по поводу \\"амбре\\"
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Амбре, 1) сорт духов из эссенции амбры с примесью других веществ
http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/1/1905.html?text=что такое амбре&encid=brokminor

Всем желаю дальнейших творческих успехов!

Ирина Акс
Ирина Акс, 02.03.2009 в 20:51
Наташа, верю на слово! Но это свое изначальное значение слово "амбре" давно утратило, нам как-то привычнее вариант "от его носков шло такое амбре, что хотелось не просто немедленно открыть окно, но и сигануть из этого окна на свежий воздух" :)
Александровская Наталья (Njura)
Ира,я это знаю. Но просто мне показалось, что во времена Северянина изначальное значение было очень даже "в ходу". Поэтому я смело использовала это слово.
Лев Визен
Лев Визен, 28.02.2009 в 12:28
Поздравляю дорогих друзей - Аню и Марину.
Благодарен жюри за высокую оценку.
Благодарен Андрею и Ирине за рецензии и анализ.

***** сноски - полностью согласен с замечанием Андрея.
К сожалению, эти сноски - вынужденная посадка из-за недоуменных вопросов типа "А что это?" полученных от читателей.
"Болид" - это же комета?"
"А зачем белый шарф - кто его в машине носит, он же в машине пачкается..." и т.п.
Вынужден был объяснять. Даже "беллу".

"ЗакаТТотени" - не опечатка. Это слово - от "стакаттотени", которое "обозначивает" множественно и ритмично повторяющиеся короткие тени от полу-силуэтов зрителей, стоящих у барьера трибуны.
"ТТ" в середине  этого слова позволяет мгновенную паузу перед второй "т", подчеркивает ритм строки и делает возможным поставленное в этом слове ДВОЙНОЕ ударение:
" В закАт-то-тЕнях".
Слово "ЗакаТотенях" (с одним "т") такой четкой паузы не позволило бы и потому, ИМХО, для "северянинского" стиха не подошло бы.

Что же до "шали с каймой" и платочка в тот вечерочек - у Северянина этого дамского аксессуара более чем достаточно.
Только в маленьком "Громокипящем кубке":
"...ты намочишь платок...";
"...ушла я в шаль...";
"...и в платочек...";
"...она откидывает шаль...";
"...не забуду платок..."

Всем-всем: всего самого хорошего.

Ирина Акс
Ирина Акс, 03.03.2009 в 04:32
Простите, я, видимо, неясно выразилась: не платок смутил меня, а "конец веронского платка"; bella превращается в деревенскую девушку, украдкой утирающую слезы кончиком платочка. Как сказал бы Станиславский, ставя эту мизансцену - не верю, в этой последней картине испанская донна не втирает слезы кончиком платочка, а стирает этим дорогим платком пот и кровь с лица гонщика, например.
Анна Селиванова
Анна Селиванова, 28.02.2009 в 12:43
Спасибо высокому жюри за ненизкую оценку!:)
Писать было интересно. А соединить с современностью очень хотелось...
Сердечно поздравляю Марину и Лёву!
Успехов и удач!
Аня
Генчикмахер Марина
Большое спасибо жюри за проделанную работу и взаимные поздравления Анне и Льву. Я Льву уже в частном письме говорла, что его стилизация очень мне понравилась.
С теплом и уважением,
Марина
Лариса Коваль-Сухорукова (Тинка)
Вере Рычихиной:
вероятно, после Сжимается простор  - надо запятую.

Это произведение рекомендуют