Рождение, детство и юность Иисуса Христа в представлении первых христан
( Документ их христианского «СПЕЦХРАНА»)
В качестве, как бы промежуточного итога опубликованых первых 6 глав данной работы автор предлагает читателю ознакомится с апокрифическим документом.
«Книгой о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя, написанная по-еврейски блаженнейшим евангелистом Матфеем и переведенная по-латински блаженным Иеронимом пресвитером»
В этом документе описано рождение, детство и юность Иисуса Христа глазами первых христан. А они как представляется автору, были ближе нас, к описываемым событиям и более правильно представляли тогдашние реалии бытия в Иудеии.
Сам документ датируется 2 веком нашей эры. Это, как раз то примерное время, что и написание Евангелий. Что канонических, что апокрифических.
«Книга» известена среди христианских богословов, но находится тем не менее, под давним запретом церкви, как бы в так называемом «Спецхране», куда доступ имеют только лица обеченные доверием властей.
Почему наложен сей запрет? Да скоре всего потому, что этот подлиный в смысле исторической давности написания, документ, резко расходится с каноническими Евангелиями, особено от Луки и Матфея описавших историю рождения Имсуса Христа.
В них есть факт рождения и факт появления Христа уже в 30 лет как нового законоучителя! А где он был и чем был занят эти 30 лет, нет ни строчки!
Приводимая же книга как раз и дополняет канонические Евагелия, рассказывая о детстве и юности Иисуса Христа, придает облику Иисуса Христа, Марии и Иосифу достоверность и реальный, а не иконописный облик. Здесь уже видны люди со своими страстями.
Кроме того, в этом документе содержится много интересных фактов, которые будут нужны нам в ходе дальнешего исследования истории жизи Иисуса Христа и его первых аппостолов. И, важно то, что эти факты еще не замутнены дальнешими философскими идеями, развившимся с течением в ремени, в христанстве.
Книга читается как сценарий к художественному фильму, настолько все ярко и образно расписано, с ролями для каждого персонажа.
Текст книги с учетом обьема публикации на интрнет-изданиях, приводится с минимальными сокращениями.
…………….
Новые факты обручения Марии
« VIII. Когда же Мария достигла четырнадцатилетнего возраста {5}, фарисеи сказали, что, по обычаю, женщина не может долее оставаться в храме. И решили послать глашатая ко всем коленам Израилевым, дабы все сошлись на третий день. Когда народ собрался, Авиафар-первосвященник поднялся на самую высокую ступень, чтобы видел и слышал его весь народ.
И когда наступило великое молчание, он сказал: "Внимайте мне, чада Израиля, и да примут уши ваши мои слова. С тех пор как храм сей был воздвигнут Соломоном, в нем пребывало много девиц, достойных восхищения, дочерей царей, пророков и священников; достигнув приличествующего возраста, они вышли замуж и были угодны Богу, следуя обычаю тех, кто был прежде них. Но ныне, с Марией, вводится новый путь угождения Господу, ибо Она сотворила Богу обет сохранить девственность, и я полагаю, что по прошению нашему и ответу Бога мы узнаем, кому Она должна быть вручена для хранения".
Эта речь понравилась собранию, и священники тянули жребий о двенадцати коленах Израилевых, и пал жребий на колено Иудино, и первосвященник сказал на другой день: "Пусть все, у кого нет жены, придут и принесут посох в руке своей".
И Иосиф пришел вместе с юношами и принес посох свой.
Когда все отдали посохи первосвященнику, он принес жертву Богу и вопросил Господа, и ответил ему Господь: "Отнесите все посохи в Святая святых {Особое помещение в Иерусалимском храме.} и прикажи всем тем, кто принес их, прийти на следующее утро, дабы ты возвратил им их. И выйдет из конца одного из посохов голубица, которая улетит на небо, и тому, чей посох будет отмечен этим знамением, должна быть поручена для хранения Мария".
На другой день все они пришли, и первосвященник, возжегши фимиам, вошел в Святая святых и вынес посохи. И когда он раздал их все, в количестве трех тысяч, ни из одного из них не вылетела голубица. Первосвященник Авиафар снова надел священные одежды и двенадцать колокольчиков и, войдя в Святая святых, предложил жертву.
Когда он пребывал в молитве, ангел явился ему, говоря: "Вот этот малый посох, который ты принял за ничто; когда ты возьмешь его и отдашь, на нем явится знамение, которое я указал тебе". Этот посох принадлежит Иосифу, был он старый и жалкий, и Иосиф не хотел спросить свой посох из боязни быть вынужденным взять Марию.
В то время как он смиренно стоял позади всех, первосвященник Авиафар закричал: "Приди и возьми свой посох, ибо тебя ждут". Иосиф приблизился устрашенный тем, что первосвященник позвал его, сильно возвысив голос. И когда он протянул руку, чтобы принять свой посох, тотчас же из конца этого посоха вылетела белоснежная голубка необыкновенной красоты и, долго летав под сводами храма, устремилась к небесам.
Тогда весь народ приветствовал старца, говоря: "Блажен ты в старости своей, и Бог избрал и указал тебя, дабы Мария была поручена тебе". И сказали ему священники: "Прими Ее, ибо на тебя пало избрание Божие". Иосиф, оказывая им великое почтение, ответил в смущении: "Я стар, у меня есть сыновья, зачем даете вы мне Ее?"
Тогда сказал ему первосвященник Авиафар: "Вспомни, Иосиф, как погибли Дафан и Авирон {6}, потому что они презрели волю Бога; с тобой случится то же, если ты будешь противиться тому, что Бог тебе приказывает".
Иосиф ответил: "Я не противлюсь воле Божией, я хотел бы знать, который из моих сыновей должен взять Ее женой. Пусть дадут Ей несколько девиц, подруг Ее, с которыми Она жила бы в ожидании".
Тогда сказал первосвященник Авиафар: "Ей дадут нескольких девиц, дабы утешить Ее, пока наступит день, когда ты примешь Ее. Ибо Она не может быть соединена браком ни с кем другим".
И взял Иосиф Марию с пятью девицами, чтобы они жили вместе в его доме. Этих девиц звали Ревекка, Сафора, Сусанна, Авигея и Захель, и священники дали им шелку, льна и пурпура.
Бросили они жребий о том, какая работа достанется каждой из них. И вышло, что жребий указал Марии прясть пурпур, дабы сделать завесу для храма Господня, и сказали Ей другие девицы: "Как Ты, младшая из всех, удостоилась получить пурпур?" И они принялись как бы в насмешку называть Ее царицей дев.
И когда они говорили так между собою, ангел Господень явился среди них и сказал: "То, что вы говорите, не будет насмешкой, но осуществится вполне точно". Они, устрашившись присутствием ангела и словами его, стали умолять Марию простить их и молиться за них.
Встреча Марии и Ангела (Гавриила)
IX. На другой день, когда Мария стояла у колодца {7}, ангел Господень явился Ей и сказал: "Блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Себе в духе Твоем. Придет свет с неба, дабы обитать в Тебе и через Тебя засиять в целом мире".
И на третий день, когда Она приняла пурпур руками Своими, явился Ей юноша, красоту которого невозможно описать.
Увидев его, Мария, охваченная страхом, стала дрожать, и он сказал Ей: "Не бойся ничего, Мария; Ты обрела милость у Бога. Ты зачнешь и родишь Царя, царство Которого будет не только над всей землей, но и над небесами, и будет царствовать во веки веков. Аминь".
Решения вопроса о беремености Марии
X. Когда это происходило, Иосиф находился в Капернауме, занятый работами по своему ремеслу, ибо он был плотником, и провел там девять месяцев. Возвратившись в дом свой и найдя Марию беременной, он задрожал всеми членами своими и, полный тревоги, воскликнул. - "Господи, Господи, прими дух мой, ибо лучше для меня умереть, чем жить".
Но девицы, которые были с Марией, сказали ему: "Мы знаем, что ни единый человек не прикасался к Ней, мы знаем, что Она оставалась беспорочно в чистоте и девственности, ибо хранима Богом, и всегда пребывала в молитве.
Ангел Господень каждый день беседовал с Ней, пищу свою Она получает каждый день от ангела Господня. Как же мог оказаться на Ней какой-нибудь грех? Мы откроем тебе наши мысли, если ты хочешь: никто не мог сделать Ее беременной, разве ангел Господень!"
Иосиф сказал: "Зачем пытаетесь вы меня обмануть и заставить поверить, будто ангел Господень сделал Ее беременной? Может быть, кто-нибудь представился ангелом Господним, чтобы обмануть Ее". Сказав это, он плакал и говорил: "С каким лицом пойду я в храм Божий? Как осмелюсь я взглянуть на служителей Божиих? Что делать мне?" И решил он скрыться и отпустить Марию.
XI. В эту самую ночь, когда он решил скрыться в отдаленных местностях, ангел Господень явился ему во сне и сказал:
"Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию женою своей, ибо то, что она носит в себе, - от Духа Святого. Она родит Сына, который будет назван Иисусом, Он спасет народ свой, и Он искупит его грехи".
Иосиф, встав, возблагодарил Бога, рассказал Марии и девицам, которые были с Ней, свое видение и положил утешение свое в Марии, говоря: "Я согрешил, ибо у меня было подозрение против Тебя".
Испытание Иосифа и Марии на «детекторе лжи»
XII. После того прошел слух, будто Мария беременна. И Иосиф был приведен служителями храма к первосвященнику, который начал вместе со священниками осыпать его упреками, говоря:
"Зачем обманул ты брак Девы, настолько достойной восхищения, что ангел Божий вскормил Ее, как голубицу, в храме Божием? Она никогда не хотела взглянуть на мужчину и была так чудесно наставлена в Законе Божием, и если бы ты не сделал насилия, Она осталась бы девственницей доныне". И Иосиф сотворил клятву, что никогда не прикасался к Ней. Первосвященник Авиафар сказал ему: "Жив Господь! Мы дадим тебе пить воду свидетельства Господня, и грех твой проявится сейчас же".
Тогда собрался весь народ израильский, и бесчисленно было множество его. Мария была приведена в храм Господень. Священники, и близкие Ее, и родственники плакали и говорили: "Признайся священникам в грехе Своем, Ты, которая была как голубка в храме Божием и получала пищу из рук ангелов".
И Иосиф был призван, чтобы подняться к жертвеннику, и ему дали пить воду свидетельства Господня.
После того как человек виновный выпивал ее и семь раз обходил вокруг жертвенника Господня, на лице его проявлялся какой-нибудь знак. Когда Иосиф выпил спокойно и обошел вокруг жертвенника Господня, никакого знака греха не показалось на лице его.
Тогда все священники, и служители храма, и все присутствовавшие оправдали его, говоря: "Счастлив ты, ибо ты не признан виновным!"
И, позвав Марию, они сказали Ей: "Какое оправдание можешь Ты привести, или какой больший знак может проявиться в Тебе, если зачатие чрева Твоего свидетельствует о вине Твоей? Так как Иосиф оправдан, мы требуем, чтобы Ты открыла: кто обманул Тебя? Лучше Тебе признанием сохранить Свою жизнь, нежели гнев Божий проявится какой-нибудь отметиной на лице Твоем и сделает явным Твой позор".
Тогда Мария ответила без страха: "Если была во Мне какая-нибудь нечистая плоть, то пусть Бог накажет Меня перед всем народом, дабы Я послужила примером кары за ложь".
И Она смело подошла к жертвеннику Господа, и выпила воду свидетельства, и обошла семь раз вокруг жертвенника, и не оказалось на Ней никакого пятна. И когда весь народ, видя это, был охвачен удивлением и недоумением, разные речи стали распространяться в народе. Одни превозносили Ее святость, другие обвиняли Ее и показывали дурное расположение к Ней.
Тогда Мария, видя, что подозрения народа не вполне рассеялись, сказала громким голосом, который все услышали: "Жив Господь Бог сил, пред которым Я стою! Я свидетельствую, что никогда не знала и не должна знать мужа, ибо с детства я приняла твердое решение и дала обет Богу посвятить девство Мое тому, кто Меня создал, и жить только для Него, на Него Я возлагаю упование Свое, и Он сохранит Меня от всякой нечистоты, пока Я жива!"
Тогда все обняли Ее, прося простить им дурные подозрения. И весь народ, священники и девицы проводили Ее домой, предаваясь веселью, восклицая и говоря Ей: "Благословенно Имя Господне, ибо Он засвидетельствовал святость Твою всему народу израильскому".
Перепись еврейского населения:
XIII. Вскоре вышел указ кесаря Августа, приказывавший каждому возвратиться на родину. И правитель Сирии Квириний первым обнародовал этот указ. И потому Иосифу и Марии надо было идти в Вифлеем, ибо они были родом из города этого, и Мария была из колена Иудина, из дома и рода Давидова.
По дороге в Вифлеем Мария сказала Иосифу: "Я вижу перед собой два народа: один плачет, а другой предается радости". И ответил Иосиф: "Сиди спокойно в седле и не говори лишних слов".
Тогда прекрасное дитя, одетое в великолепные одежды, появилось перед ними и сказало Иосифу: "Почему назвал ты лишними словами то, что Мария говорила тебе об этих двух народах? Она видела народ иудейский плачущим, ибо он отделился от Бога своего, и народ языческий радостным, ибо он приблизился к Господу, как обещано было отцам нашим Аврааму, Исааку и Иакову. Настало время благословению в роде Авраамовом распространиться на все племена земные".
И ангел, сказав это, приказал Иосифу остановить животное, на котором ехала Мария, так как пришло время родов.
Он велел Марии сойти с седла и войти в подземную пещеру, куда никогда не проникало солнце, и тьма постоянно пребывала там.
При появлении Марии вся пещера озарилась таким ярким сиянием, будто там взошло солнце, хотя был шестой час дня, и пока Мария находилась в пещере той, она непрерывно, днем и ночью, озарялась этим небесным сиянием. И Мария родила Сына, которого ангелы окружили от рождения Его и поклонялись Ему, говоря: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, человекам благоволение!"
Иосиф пошел искать опытную женщину, и когда он возвратился в пещеру, Мария уже родила Свое Дитя.
И сказал Иосиф Марии: "Я привел Тебе двух женщин, Гелому {8} и Саломею {9}, они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света".
Мария, слыша это, улыбнулась. И сказал Ей Иосиф: "Не смейся, но будь осторожна, как бы не понадобилась Тебе какая-либо помощь". И он приказал одной из женщин войти.
Гелома приблизилась к Марии и сказала Ей: "Позволь мне прикоснуться".
И когда Мария позволила, женщина громко воскликнула: "Господи, Господи, умилосердись надо мной, я никогда не подозревала и не слышала ничего подобного; грудь Ее полна молока, и у Ней Дитя мужского пола, хотя Она девственница. Ничего нечистого не было при зачатии, и никакой болезни при рождении. Девственницей Она зачала, девственницей Она родила, и девственницей Она остается!"
Другая женщина, по имени Саломея, слыша слова Геломы, сказала: "Тому, что я слышу, я не поверю, если не удостоверюсь".
И Саломея, приблизившись к Марии, сказала: "Позволь мне прикоснуться к Тебе и удостовериться, что Гелома сказала правду".
И когда Мария позволила, Саломея прикоснулась, и тотчас же иссохла рука ее, и, почувствовав сильную боль, она стала очень горько плакать и кричать:
"Господи, Ты знаешь, что я всегда боялась Тебя, что я всегда ходила за бедными, не принимая вознаграждения; я ничего не брала от вдов и сирот, и никогда я не отсылала прочь от себя недужного, не оказав ему помощи. И вот я стала несчастной из-за неверия моего, оттого, что осмелилась усомниться в Твоей Деве!"
Когда она так говорила, прекрасный юноша появился перед нею и сказал: "Приблизься к Младенцу, и поклонись Ему, и прикоснись к Нему рукой своей, и Он исцелит тебя, ибо Он Спаситель мира и всех, кто уповает на Него".
Тотчас Саломея подошла к Младенцу и, кланяясь Ему, прикоснулась к краю пелен, в которые Он был завернут, и сейчас же выздоровела рука ее.
Выйдя, она стала рассказывать о чудесах, которые видела, о том, как она пострадала и как была исцелена; и многие поверили проповеди ее.
И пастухи овец утверждали, что среди ночи они видели ангелов, которые пели славословие: "Хвалите Бога небесного и благословите Его, ибо родился Спаситель всех, Христос, который восстановит царство Израиля".
И большая звезда сияла над пещерой с вечера до утра, и такой большой не видали никогда от сотворения мира.
И пророки, бывшие в Иерусалиме, говорили, что звезда эта указывает рождение Христа, который совершит обещанное спасение не только Израилю, но также и всем народам.
Первые чудеса Иисуса Христа
XIV. На третий день после рождения Господа блаженная Мария вышла из пещеры, вошла в хлев, положила Младенца в ясли, и бык и осел поклонились Ему. Исполнилось то, о чем говорил пророк Исайя: "Бык знает своего хозяина, и осел - ясли господина своего" {10}.
Эти животные, стоя рядом с Ним, беспрестанно поклонялись Ему. Исполнилось и то, что сказал пророк Аввакум: "Тебя узнают посреди двух животных". Иосиф и Мария с Младенцем пробыли там три дня.
XV. На шестой день блаженная Мария с Иосифом вошли в Вифлеем, и когда исполнилось тридцать три дня, Она принесла Младенца в храм Господень, и в дар за него они дали пару горлиц и двух птенцов голубиных.
Был в храме один муж праведный и благочестивый, по имени Симеон, ста тридцати лет {11}. Ему было обещано от Бога, что он не вкусит смерти, пока не узрит Христа, Сына Божия, воплотившимся. Он увидел Младенца и громко воскликнул: "Бог посетил народ Свой, и Господь исполнил обет Свой!"
Он поспешил подойти и поклониться Младенцу и, взяв Его в плащ свой, снова поклонился Ему и облобызал подошвы ног Его, говоря: "Господи, ныне отпусти раба Твоего с миром по слову Твоему, ибо видели очи мои Спасителя, Которого предназначил
Ты перед всеми народами, свет для откровения народам и славу народа Твоего израильского".
В храме Господнем была также женщина по имени Анна {12}, дочь Фануила из колена Асирова, которая, прожив семь лет со своим мужем, вдовела восемьдесят четыре года; она не отходила от храма Господня, непрерывно предаваясь посту и молитве. Приблизившись, она поклонилась Младенцу, говоря: "В Нем искупление века".
Поклонение волхвов
Обратите внимание, что по книге маги (волхвы) пришли в Вивлием не в момент рождения Иисуса Христа, а только через 35 дней! Уже после того, как Мария, Иосиф и Ииссус побывали на 33 день от рождения в Иерусалимском храме и вернулись домой в г. Вифлием!!!!
XVI. По прошествии двух дней пришли в Иерусалим маги с Востока принеся великие дары, и расспрашивали подробно иудеев: "Где родившийся нам царь? Мы видели звезду Его на Востоке, и мы пришли поклониться Ему".
Это известие устрашило весь народ, и Ирод послал совещаться книжников, фарисеев и ученых, дабы узнать от них, где возвестил пророк, что должно родиться Христу.
И они ответили: "В Вифлееме, ибо написано: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет вождь, который будет править моим народом израильским".
Тогда царь Ирод позвал магов и узнал от них, когда явилась им звезда, и отправил их в Вифлеем, приказав: "Пойдите и узнайте тщательно о Младенце этом и, когда найдете Его, скажите мне, чтобы я пошел поклониться Ему".
Когда маги пошли, звезда явилась им и, как бы ведя их, шествовала перед ними, пока они шли к месту, где был Младенец.
Маги, увидев звезду, исполнились великой радости. Войдя в дом, они увидели Младенца Иисуса, лежащего на руках Марии.» ( в дом а не в пещеру!- автор)
« Тогда они открыли сокровища свои и предложили богатые дары Марии и Иосифу. И каждый из них принес Младенцу особые дары. Один предложил золото, другой - ладан и третий - мирру. Когда они хотели возвратиться к царю Ироду, во сне они были предупреждены не возвращаться к нему.
И они с великой радостью поклонились Младенцу и отошли в страну свою иным путем
Бегство в Египет
XVII. Когда царь Ирод увидел, что маги обманули его, сердце его распалилось гневом, и он послал по всем дорогам, желая погубить их, но так как не мог найти, то приказал убить всех детей в Вифлееме от двух лет и младше - по возрасту, который он выведал у волхвов.
И за день до того как этому случиться, Иосиф был предупрежден ангелом Господним, который сказал ему: "Возьми Марию и Младенца, отправляйтесь в дорогу через пустыню и иди в Египет". И Иосиф сделал, как ангел повелел.
XVIII. Они пришли к одной пещере, где хотели отдохнуть. Мария сошла с седла и несла Иисуса на руках.
Были с Иосифом трое отроков, и с Марией - молодая девушка, спутники их.
И вдруг из пещеры появилось великое множество драконов, и, увидев их, отроки громко закричали.
Тогда Иисус, сойдя с рук Матери Своей, стал перед драконами, они поклонились Ему и, поклонившись, ушли. То, что сказал пророк, исполнилось: "Хвалите Господа, вы, сущие на земле драконы".
Младенец шел перед ними, Он приказал им не причинять никакого зла людям. Но Мария и Иосиф были в великом ужасе, страшась, как бы драконы не причинили зла Младенцу.
И сказал им Иисус: "Не смотрите на меня только как на младенца. Я совершенный муж {14}, и надлежит всем диким зверям сделаться ручными передо мной".
XIX. Львы и леопарды также поклонились Ему и сопровождали Его в пустыне. Везде они шли перед Марией и Иосифом, показывали им дорогу и, склоняя головы свои, поклонялись Иисусу.
В первый раз, когда Мария увидела львов и диких зверей, Она очень испугалась, и Иисус, с радостью глядя на Нее, сказал: "Не страшись ничего, Мать Моя, ибо не для того, чтобы испугать, но чтобы почтить Тебя, они идут к Тебе". И, говоря это, Он рассеял весь страх в сердцах их.
Львы сопровождали их вместе с быками, ослами и вьючными животными и не причиняли никакого зла, оставаясь кроткими среди овец и баранов, которых Иосиф и Мария взяли с собой из Иудеи.
Они шли между волками и не ощущали никакого страха, и ни с кем не случилось никакой беды. Так исполнилось то, что сказал пророк: "Волки будут пастись вместе с ягнятами, и лев и вол разделят одну трапезу". Было у них два вола и повозка, в которой везли необходимые вещи.
XX. На третий день дороги Мария утомилась в пустыне от слишком сильного солнечного жара. Увидев дерево, Она сказала Иосифу: "Отдохнем немного в его тени". Иосиф поспешил привести Ее к дереву и снял Ее с седла.
Мария, сев, подняла глаза на верхушку пальмы, покрытую плодами, и сказала Иосифу: "Мне бы хотелось, если можно, один из этих плодов". Иосиф отвечал Ей: "Удивительно, что Ты говоришь так, Ты разве не видишь, как высоко ветви этой пальмы?
Я очень тревожусь из-за воды, так как ее нет больше в мехах наших и невозможно снова наполнить их и утолить жажду".
Тогда младенец Иисус, который был на руках Девы Марии, Своей Матери, сказал пальме: "Дерево, наклони твои ветви и напитай мою Мать твоими плодами".
Тотчас же по слову Его пальма склонила к ногам Марии верхушку свою, и собрав с нее плоды, все ими насытились.
Пальма оставалась склоненной, ожидая приказания подняться от Того, по чьему слову она наклонилась. Тогда сказал ей Иисус "Поднимись, пальма и будь товарищем деревьям Моим, которые в раю Отца Моего.
И пусть из-под корней твоих течет источник, скрытый в земле, и пусть даст Нам воду утолить жажду".
Тотчас пальма выпрямилась, и между корнями ее начал пробиваться источник необычайно прозрачной и холодной воды величайшей сладости. И все, увидев источник тот, исполнились радости и утолили жажду, благодаря Бога. И животные также утолили жажду.
XXI. На другой день они отправились в путь. Иисус обернулся к пальме и сказал: "Мой завет тебе, пальма, что одна из ветвей твоих будет отнесена ангелами Моими и посажена в раю Отца Моего. И Я дарую тебе в знак благословения, что все, кто победят в битве за веру, будут удостоены пальмы победы".
И при этих Его словах появился ангел Господень на пальме, взял одну из ветвей и скрылся в небесных далях, держа ветвь в руке. И присутствующие, видя это, словно помертвели.
Тогда Иисус заговорил с ними, сказав: "Зачем сердце ваше поддается страху? Разве не знаете, что пальма, которую я велел перенести в рай, будет для всех святых в месте блаженства подобна той, что была уготована вам здесь в пустыне?"
XXII. По дороге Иосиф сказал Ему:
"Господи, нам придется страдать от великой жары; если Тебе угодно, мы пойдем приморской дорогой, дабы можно было отдыхать, проходя через города на берегу". Иисус ответил ему: "Не страшись ничего, Иосиф, я сокращу путь, и то, что надо пройти за тридцать дней, вы пройдете за один день".
И Он еще не договорил, когда они увидели горы и города Египта.
И, исполнившись радости, они вошли в город, который назывался Сотин. И, не зная там никого, у кого могли бы просить гостеприимства, они вошли в храм, который жители этого города называли капитолием и где каждый день приносились жертвы в честь идолов.
XXIII. И случилось, что, когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю ничком и остались разрушенными и разбитыми.
Так исполнилось то, что сказал пророк Исайя: "Вот Господь грядет на облаке, и все творения рук египтян затрепещут при виде Его".
XXIV. Когда об этом узнал начальник города Афродиций, он пришел в храм со всеми войсками своими и всеми военачальниками. Жрецы храма заметили Афродиция приближающимся со всеми войсками и подумали, что он идет покарать их, ибо изображения богов были низвержены.
Он вошел в храм и увидел все статуи поверженными и разбитыми. Тогда он приблизился к Марии и поклонился Младенцу, которого Она держала на руках. А потом он обратился с речью ко всем своим воинам и спутникам и сказал таю
"Если бы Младенец сей не был Богом, наши боги не пали бы при виде Его, и не простерлись бы перед Ним. Они признали Его таким образом за их Владыку" {15}.
XXV {16}. Через некоторое время ангел сказал Иосифу: "Возвратись в страну Иуды, ибо умерли искавшие жизни Младенца".
Ранее детство Иисуса Христа и его неоднозначные поступки
XXVI. По возвращении из Египта, живя в Галилее, Иисус, которому шел уже четвертый год, играл с другими детьми в субботний день на берегу Иордана.
Сделал Он семь маленьких озер в глине, у каждого устроил по малой плотине, через которые входила вода реки по желанию Его и уходила обратно в ложе свое. Но один из детей, сын диавола {17}, глядя с завистью на сооружения, по которым шла вода, разрушил их.
И сказал ему Иисус: "Горе тебе, сын смерти, сын Сатаны! Ты осмелился разрушить работу, которую я сделал". И в тот же час умер тот, кто так поступил.
Тогда родители умершего возвысили голос свой в собрании против Марии и Иосифа, говоря: "Ваш сын проклял нашего, и умер сын наш".
И когда услышали Иосиф и Мария жалобы родителей и негодование иудеев, сейчас же пошли к Иисусу.
Но Иосиф тайно сказал Марии: "Что до меня, я страшусь сказать Ему, но Ты предупреди Его и скажи: зачем поднял Ты против нас народ и почему должны мы быть обремененными гневом оскорбленных людей?"
Тогда Матерь Его просила: "Не поступай так, Господи, чтобы весь народ не поднялся против нас".
И Он, не желая огорчать Матерь Свою, ударил правой ступней Своей умершего и сказал ему: "Восстань, сын погибели, не достоин ты войти в покой Отца Моего, разрушив дела Мои". И встал умерший и вышел. И Иисус, облеченный могуществом, провел воду через плотины в малые озера свои.
XXVII. После сего Иисус взял илу из запруды, которую сделал, и слепил при народе двенадцать воробьев. Тогда была суббота, и было с Ним много детей. И некоторые из иудеев сказали Иосифу: "Разве не видишь ты, Иосиф, что младенец Иисус работает в день субботний, что не дозволено Ему? Он сделал двенадцать воробьев, слепив их из ила".
Тогда Иосиф укорил Иисуса: "Зачем делаешь Ты в субботу то, что запрещено нам?"
Но Иисус, услышав Иосифа, взмахнул руками Своими и сказал Своим воробьям: "Идите и летайте по всему миру и по вселенной и живите".
И по повелению этому полетели они.
Первый донос на Иисуса Христа
И все были там, смотрели и слушали и, увидев это чудо, были охвачены изумлением.
Одни прославляли Его и удивлялись Ему, другие порицали Его.
А некоторые пошли к первосвященникам и вождям фарисейским и поведали им, что Иисус, сын Иосифа, сотворил великое чудо и проявил великое могущество при всем народе израильском. И записано это было в книги двенадцати колен Израиля.
XXVIII. Как-то раз сын Анны, священника, пришел с Иосифом, держа в руке трость, и с великим гневом разрушил в присутствии всего народа маленькие озера, которые устроил Иисус руками Своими, и разлил воду, которой наполнил их Иисус из потока, ибо закрыл плотины, через которые уходила вода, и сломал плотины.
Иисус, видя разрушение творений рук Его, сказал ему: "Семя сквернейшее беспокойства, сын смерти, приспешник Сатаны, да будет бессильно семя твое, и иссохнет корень твой, и да будут без плода ветви твои!"
И на глазах у всех зачах и умер отрок тот.
XXIX. Устрашился Иосиф, глядя на Иисуса, и возвратился с ним и с Матерью Его домой.
Вдруг дитя, тоже сын погибели, выбежав им навстречу, бросилось на плечо Иисусово, желая посмеяться над Ним или причинить зло Ему, если получится.
Но сказал ему Иисус: "Ты не вернешься здоровым с дороги своей". И тотчас же упало и умерло дитя то.
И родители умершего, которые видели все, что произошло, закричали:
"Откуда пришло это Дитя? Воистину, все слова Его исполнены правды и часто исполняются раньше, чем он произнесет их". Пришли они к Иосифу и сказали ему:
"Забери этого Иисуса отсюда, ибо не может жить Он с нами в этом городе. Или, по крайней мере, выучи Его благословлять, а не проклинать".
Тогда обратился Иосиф к Иисусу: "Зачем поступаешь Ты так? Уже очень многие жалуются на Тебя, мы ненавистны, и благодаря Тебе мы восстановим народ против себя".
Отвечая Иосифу, сказал Иисус: "Только тот сын Мудрости, кого отец воспитал в знании века сего, и проклятие отца его не вредит никому, кроме тех, кто делает зло". Тогда поднялся народ судить Иисуса и обвиняли Его при Иосифе.
И Иосиф, видя то, был очень встревожен, боясь, как бы народ израильский не пришел в ярость и не совершил преступление. Но Иисус взял за ухо умершее дитя, поднял его с земли, и все видели, что Иисус говорил с ним как отец с сыном. И вернулся дух его в тело его, и ожило дитя. И все пришли в изумление великое.
Иудейские священики впервые «замечают» Иисуса Христа
XXX. Уважаемый книжник иудейский по имени Закхей услышал Иисуса, говорящего так И поняв, что в Нем почиет чудесное знание истины, пришел Закхей к Иосифу и стал разговаривать с ним грубо и неразумно: "Не хочешь ли ты отдать сына твоего, чтобы наставить Его в знании человеческом и страхе?
Я вижу, что ты и Мария больше возлюбили вашего сына, чем наставления старейшин народных. Но вам должно бы более почитать священников всей Церкви Израильской, потому что они пекутся о Дитя и о том, чтобы и Он был наставлен в законе иудейском".
Но Иосиф в свою очередь сказал: "А кто мог бы воспитать и учить Дитя это тому, чему учатся все? Если ты можешь, мы не будем против".
Иисус, услышав слова Закхея, ответил ему:
"Учитель закона, все то, что ты разъясняешь, должно быть принято теми, кто создан по закону человеческому; но Я - Я не подвластен вашим собраниям, ибо не имею отца во плоти.
Ты, читающий закон и наставляющий в нем, остаешься подзаконным. Я же был раньше закона. Не думай, что не имеешь равного в знании: ты научишься от меня тому, чего никто иной не даст тебе, если только это не то, о чем ты сейчас говорил. Но научен будет достойный.
Когда же вознесусь Я с земли этой, умолкнут все измышления рода вашего. Ты сам не знаешь время рождения своего: один Я знаю время рождения вашего и какой срок вашей жизни на земле".
Тогда все слышавшие слова эти были немало изумлены и воскликнули:
"О! Вот чудо поистине великое и замечательное! Никогда не слыхали мы ничего подобного. Никогда подобного не говорилось ни пророками, ни фарисеями, ни книжниками, никем другим. Мы знаем, где родился Он, Ему едва пять лет, откуда же у Него такие слова?"
И фарисеи отвечали так же: "Мы никогда не слышали, чтобы столь юное дитя говорило такие слова".
И Иисус отвечал им: "Вы изумлены, слыша от ребенка подобные слова? Почему не верите тому, что Я сказал вам? И потому Я сказал вам, чтобы еще сильнее изумить вас: Я видел Авраама, которого вы называете отцом вашим, Я говорил с ним, и он видел Меня".
Слыша это, они умолкли, ничего не смея говорить. И сказал Иисус: "Я был среди вас с детьми, но вы никогда не видели Меня {18}. Я сказал вам все это как людям разумным, но вы от неверия вашего, не вняли голосу Моему, потому что вы меньше Меня".
Школа Иисуса Христа
XXXI. И снова учитель Закхей, наставник в законе, сказал Иосифу и Марии: "Отдайте мне Дитя, я поручу Его учителю Левию, чтобы обучить Его буквам и наставить Его".
Тогда Иосиф и Мария, лаская Иисуса, повели Его в училище, где Левий-старец обучил бы Его буквам. Иисус, войдя, хранил молчание. И собрался учитель Левий называть буквы Иисусу и, начав с первой, алефа, велел Ему: "Отвечай". Но Иисус не ответил ничего.
Тогда учитель, разгневавшись, взял трость деревянную и ударил по голове Его, на что Иисус сказал учителю Левию:
"Зачем бьешь ты Меня? Воистину, знай, получивший удар знаменует ударившему, что тот не сумел научить его. Я могу свидетельствовать о том, что ты сказал.
Но слепы все, кто слушает и говорит: меди звенящей или кимвалу звучащему, не понимающим звука своего, подобны они. Все буквы, начиная с алефа и кончая тау, различаются по своему значению. Скажи мне сперва, что такое тау, и я скажу тебе, что такое алеф. Несведущие, не зная алефа, как могут называться они тау? Скажите мне сперва, что такое алеф, и я повторю вам, когда вы будете говорить бет".
Начал Иисус спрашивать название каждой буквы:
"Пусть скажет наставник закона, что такое первая буква, или почему именно составлена она из множества знаков - тройных, рубленых и заостренных". Когда услышал Левий слова эти, он был поражен таким толкованием букв.
И начал тогда он кричать: "Может ли жить Дитя это на земле? Оно заслуживает, напротив, быть распятым на большом кресте, ибо затушит Оно всякий огонь и посмеется над любым учением.
Я полагаю, что появилось Оно раньше создания мира, что рождено Оно до потопа. Чья утроба носила Его? Какая мать родила Его?
Чья грудь вскормила Его? Я бегу перед Ним; я не могу выдержать слов, исходящих из уст Его; насытилось сердце мое, слыша такие речи. И кажется мне, ни один человек не сможет постичь их, если не будет с ним Бог. И вот я, несчастный, предан насмешкам Его.
Я думал найти ученика, а нашел себе Учителя, не узнав Его. Что сказать? Я не могу выдержать слов этого Дитяти: я удалюсь из города, потому что я не могу их понять.
Я, старец, побежден Младенцем: я не могу найти ни начала, ни конца тому, что утверждает Он. Ибо трудно найти самому начало. Истинно говорю вам, не лгу: в моих глазах не имеет ничего человеческого сделанное Младенцем этим.
И не знаю я, чародей это, или Бог, или же, возможно, ангел Божий говорит Его устами. Кто Он, откуда пришел и чем будет - скрыто от меня!"
Тогда Иисус, очень обрадованный, улыбнулся ему и сказал голосом властным всем детям Израиля, которые были там и слушали Его:
"Пусть неплодные дадут плод свой, слепые прозреют, хромые пойдут прямо, бедные возрадуются и мертвые воскреснут, и да возвратится всякий к началу своему и пребывает в Том, Кто есть корень жизни и сладости вечной".
И когда произнес это младенец Иисус, все пораженные тяжкими недугами, исцелились. И не смели больше ни говорить с Ним, ни слышать о Нем.
Первые эксперименты Иисуса Христа в Назарете
XXXII. После сего Иосиф и Мария пошли с Иисусом в Назарет.
И однажды в субботний день играл Иисус с другими детьми на крыше дома, и один ребенок упал с крыши на землю и разбился насмерть. Но не видели того родители умершего и стали обвинять Иосифа и Марию крича: "Зачем сын ваш сбросил дитя наше на землю и умерло оно?"
Иисус молчал и не отвечал ничего. Прибежали Иосиф и Мария, и спросила Матерь Его: "Господь мой, скажи, если Ты сбросил его на землю".
Тогда Иисус сошел с крыши на землю и позвал дитя по имени: "Зенон". И откликнулся Зенон:
"Я, Господи". И спросил Иисус: "Сбросил ли Я тебя на землю?"
На что ответило дитя: "Нет, Господи". И родители ребенка умершего изумились и воздали хвалу Иисусу, видя чудо.
Жизнь в Иерихоне
А Иосиф и Мария вместе с Иисусом отправились в Иерихон.
XXXIII. Было Иисусу шесть лет, когда послала Его Мать с кувшином к колодцу набрать воды.
Так вышло, что один из сверстников толкнул Его, выбил кувшин и разбил. Но Иисус снял плащ Свой, набрал в него воды, сколько было в кувшине, и принес воду Матери Своей. Она изумилась, подумала про Себя и все это слагала сердце Своем.
XXXIV. Однажды Иисус пошел в поле, взял немного зерен пшеницы в житнице Матери Своей и Сам посеял их. И взошла пшеница, и взросла, и умножилась чрезвычайно. Он Сам сжал ее и собрал три меры зерна, которые роздал множеству родственников Своих.
XXXV. Есть дорога, выходящая из Иерихона и ведущая к реке Иордан, к тому месту, где проходили сыны Израиля; там, говорят, остановился Кивот {Ковчег.} Завета. Было Иисусу восемь лет, когда вышел Он из Иерихона и направился к Иордану. А в стороне от дороги, около берега иорданского, была пещера, где львица вскармливала детенышей своих, и никто не мог безопасно проходить.
Иисус по пути из Иерихона узнал, что львица в пещере, и вошел туда на виду у всех. Как только львы увидели Иисуса, они вышли навстречу Ему и преклонились перед Ним.
И воссел Иисус в пещере, и львята бегали вокруг ног Его, ласкаясь и играя с Ним. Старые же львы между тем держались поодаль с опущенной головой, они преклонялись перед Ним и смиренно били хвостами по бедрам своим.
Тогда народ, не видя Иисуса, сказал: "Если бы не совершили великих грехов Он или родители Его, Он не пошел бы по Своей воле на растерзание львам".
И предавался народ таким мыслям и печали, но вдруг вышел Иисус из пещеры, и львы предшествовали Ему, и львята резвились у ног Его. Родители же Иисуса стояли в стороне, поникнув, и смотрели на Него; и народ тоже стоял поодаль, боясь львов и не смея подойти.
Тогда сказал Иисус народу: "Насколько лучше вас звери дикие, знающие своего Господина и прославляющие Его; вы же, люди, созданные по образу Божию и подобию Его, не знаете Его. Звери узнали Меня и смягчились, люди видят Меня, но не признают".
XXXVI. После этого Иисус на глазах у всех перешел Иордан вместе со львами, и воды иорданские расступились перед Ним.
Тогда сказал Он во всеуслышание львам: "Идите с миром и не делайте никому зла, но пусть никто не вредит и вам, пока не вернетесь туда, откуда пришли".
И они, простившись с Ним - не голосом, но всем существом своим, - вернулись в пещеру. А Иисус возвратился к Матери Своей.
XXXVII. Так как Иосиф был плотником, он делал только ярмы для быков, телеги, вещи земледельческие и деревянные кровати.
Как-то пришел к нему молодой человек и заказал кровать на шесть локтей.
Иосиф послал работника своего отрезать дерева посредством ножа железного по мерке, которую дал тот человек. Но посланный недосмотрел указанной меры и сделал брусок деревянный более коротким, чем требовалось. И расстроился Иосиф и опечалился, что вещь испорчена.
И когда увидел Иисус его опечаленным, то сказал Он, чтобы утешить его: "Приди, возьмем концы двух брусков деревянных, соединим вместе и соединенными вытянем их к нам, потому что мы сможем сделать их одинаковыми". Иосиф послушался этого приказания, ибо знал, что Он может сделать все, что пожелает.
Взял Иосиф концы двух брусков деревянных и поставил их против стены около себя, и Иисус взял два других конца и вытянул более короткий брусок, и стали они одинаковыми по длине. И сказал Он Иосифу: "Иди работать и сделай, что обещал". И Иосиф исполнил заказ.
XXXVIII. И во второй раз просил народ Иосифа и Марию отослать Иисуса в училище, чтобы обучился Он грамоте.
Они не отказали и, слушая указания старейшин, привели Его к учителю, чтобы наставил он Его в знаниях человеческих.
И вот начал учитель наставлять Его дерзким голосом, говоря:
"Скажи: альфа". Но Иисус ответил ему: "Сперва скажи мне, что такое бета, и я скажу тебе, что такое альфа". Возмущенный учитель ударил Иисуса, но едва ударил Его, как сразу умер {19}.
И вернулся Иисус к Себе, к Матери Своей. Тогда обеспокоенный Иосиф позвал Марию и сказал: "Знай, что душа моя тоскует даже до смерти из-за Дитя этого. Ведь может случиться, что кто-нибудь по злобе ударит и убьет Его".
Но Мария, отвечая ему, сказала: "Человек Божий, не думай, что это может произойти. Верь лучше, что Тот, Кто послал Его родиться среди людей, убережет его под покровом Имени Своего от всякого коварства и от всякого зла".
Первое публичное выступление Ииисуса Христа в Синагоге
XXXIX. И в третий раз иудеи потребовали, чтобы Мария и Иосиф, подействовав лаской, привели Дитя к другому учителю.
И Иосиф и Мария, боясь народа, неблаговоления князей и угроз священников, вновь привели его в училище, зная, что ничему не может научиться у человека Он, получивший полное знание от самого Бога.
И вот когда вошел Иисус в училище, ведомый Духом Святым, взял Он книгу из рук учителя, разъяснявшего закон, и пред всем народом, который видел и слышал Его, начал Он читать, но не то, что было в книге: говорил Он в Духе Бога живого, и словно поток вод изливался из уст Его, подобный потоку, выходящему из колодца, и оставался всего полным колодец тот.
И с такой силою свидетельствовал Он перед всем народом величие Бога живого, что и учитель сам пал на землю и хвалу Ему воздал.
Но сердца тех, кто был при этом и кто слышал Его говорящим так, были поражены смущением. И когда узнал об этом Иосиф, он поспешил приблизиться к Иисусу, боясь, как бы не умер учитель.
Увидев его, сказал ему учитель: "Ты не ученика привел мне, но Учителя, и кто может перенести слова Его?"
И исполнилось сказанное псалмопевцем: "Источник Божественный полон воды. Ты приготовил им пищу их, ибо так приготовляют ее".
Жизнь в Капенаруме
XL. Наконец Иосиф из-за злобы врагов Его ушел оттуда с Марией и Иисусом в Капернаум на берег моря.
И жил в Капернауме {20} человек по имени Иосиф, очень богатый; заболел он и лежал мертвым на постели своей.
Когда услышал Иисус стенающих, плачущих и печалившихся о смерти его, сказал Он Иосифу: "Отчего не предложишь ты помощи твоей этому человеку, носящему то же имя, что и ты?"
И удивился Иосиф: "Какую власть и какое средство могу я предложить ему в помощь?" И ответил Иисус ему: "Возьми платок, который носишь на голове, пойди возложи его на лицо умершего и скажи: да исцелит тебя Христос! И сейчас же оживет умерший и поднимется с постели своей" {21}.
Услышав это, поспешил Иосиф исполнить повеление Иисусово. Он вошел в дом умершего и возложил платок, который носил на голове, на лицо умершего, покоившегося на ложе, и сказал ему: "Да исцелит тебя Иисус". И в мгновение поднялся мертвый с постели своей, вопрошая, кто такой Иисус.
Возвращение в Вифлием
XLI. И пошли они в город, называемый Вифлеемом, и был Иосиф в жилище своем с Марией, и Иисус с ними. Однажды Иосиф позвал Иакова, первородного своего, и послал его на огород сорвать овощей, чтобы приготовить кушанье. Иисус последовал в огород за своим братом. Иосиф и Мария не знали того.
Пока Иаков рвал овощи, выползла змея из норы своей и ужалила в руку Иакова. Начал кричать он от сильной боли. И, уже изнемогая, сказал голосом, полным горечи: "Увы! Смертоносная змея ужалила меня в руку!"
Но Иисус, слыша болезненные крики его, подбежал к Иакову. Он взял его за руку и не сделал ничего, только подул сверху на нее, чтобы освежить. И тотчас же Иаков исцелился, а змея та умерла. Иосиф и Мария не знали о происшедшем. Но, поспешив на крик Иакова, по повелению Иисусову нашли они уже мертвую змею и Иакова совершенно исцеленным.
XLII. Когда Иосиф пришел на пиршество с сыновьями своими - Иаковом, Иосифом, Иудой и Симеоном и двумя дочерьми своими, Иисус и Мария, Матерь Его, также пришли туда с сестрой Ее, Марией, дочерью Клеопы, которую Господь Бог дал отцу Ее, Клеопе, и Матери Ее, Анне, за то, что отдали они Господу Марию {22}, Матерь Иисуса.
И эта Мария была названа тем же именем, чтобы утешились родители Ее.
Когда собрались они, Иисус освятил их и благословил и начал первый есть и пить. Никто из них не осмеливался ни есть, ни пить, ни сесть за стол, ни преломить хлеб, пока Иисус, благословив их, не начинал первый.
Если же Он отсутствовал, они ждали Его. И когда Сам Он возжелал прийти к столу, тогда приближались также Иосиф и Мария, и братья Его, сыновья Иосифа.
И братья Его, у которых жизнь Его была перед глазами словно светоч, оберегали Его и боялись Его».
Вот так, первые члены иудо-христианских общин во 2 веке нашей эры, представляли себе обстоятельства рождения, ранего детства и юности Иисуса Христа.
Может кому то все это покажется наивным рассказом, но с таким же правом мы можем, с высоты дня сегоднящнего, так же оценить и канонические Евангелия.
Каноничесткими же они стали только после боле чем 400 лет, от условной даты смерти Иисуса Христа.
А до этого, это были обычные церковные книги, находившиес свое распострангение среди членов первых христанских общин. Как и приведенная выше работа.
Перефразируя слова известной песенки «Думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь» в заключение скажу «Думайте сами, решайте сами - верить или не верить»
( конец ч.7-1)